Автор: Шевченко Наталья Александровна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: ГБУ ДО
Населённый пункт: Невского района города Санкт-Петербурга
Наименование материала: Статья
Тема: "Влияние занятий хореографией на человека".
Раздел: дополнительное образование
Влияние занятий хореографией на человека.
Жизнь современного человека полна стрессов и переживаний. Наши предки
на раздражение или переживанием реагировали действием. Убегает
добыча — нужно догнать, нападает противник — нужно защищаться. Все
эмоции и переживания можно отобразить в действии. Для людей, которые
заниматься хореографией, понятия танца свое, каждый испытывает разные
эмоции, когда танцует. Танец – вид искусства, в котором художественный
образ создается посредством ритмичных пластических движений и смены
выразительных положений человеческого тела. Знаменитая танцовщица
Айседора Дункан считала главным в танце не технику исполнения, а его
эмоциональную составляющую. Ведь в танец вовлекается личность — тело,
интеллект, душа, ведь все это составляет единое целое. Сила танца имеет
собственный ритм, нормализует энергетику человека. Только в середине XX
века терапевтическое воздействие танца нашло научное подтверждение.
Одним из первых танцевальных терапевтом была Мериан Чейз. Она
заметила, что в процессе танцев пациенты с различными физическими
и психологическими проблемами испытывают эмоциональную
закрепощенность и входят в состояние гармонии.
Доктор А. В. Штор считает, что любые танцы, хоть вальс, хоть ламбада, хоть
рок-н-ролл — мощное оружие против, комплексов, стрессов. Часть моторной
коры головного мозга, которая отвечает за нашу двигательную активность,
расположена близко к тем структурам, которые управляют нашими
чувствами. Изменения в моторной коре дают и изменения в чувствах.
У спортсменов, после удачно проведенной тренировки возникает чувство так
называемой «мышечной радости»... Когда мы танцуем, у нас выделяют
«гормоны радости» — эндорфины. Они и выгоняют грусть и тоску.
Такие ученые, как А. Гиршон, К. Витакер, В., считают, что танец улучшает
работу нервной системы. Вырабатывает большое количество веществ,
которые отвечают за нервные волокна. Улучшается мозговая деятельность
обоих полушарий: одно регулирует работу за образным мышлением, которое
активизируется при импровизации, второе отвечает за логику движений.
Современные танцы приобрели прикладное значение. В танцевальных
классах обучают движениям, которые молодежь легко может использовать
на дискотеках, применять в жизни. Среди таких направлений выделяются
хип-хоп и брэйк.
Танцуя, человек познает очарование танцевальных ритмов, учится
использовать тело как инструмент, легко выражать эмоции и чувства.
Параллельно развивается дыхание, пластика, движения становятся легкими.
Танцы могут заменить людям общение с психологом, помочь не накапливать
эмоции, а свободно их выражать.
Движения помогают человеку самореализоваться в танце, увидеть свой
успех, что формирует позитивное настроение. У людей расширяется
фантазия, раскрывается характер, проявляются индивидуальные черты.
Люди, занимаясь в группе, раскрепощаются, становятся более открытыми и
общительными. Это помогает им войти во взрослую жизнь без негатива и
психологических блокировок, обрести гармонию.
Психологический эффект от занятий танцами:
Танец помогает лучше чувствовать себя, свое телесное и эмоциональное
состояние – улучшает контакт с собой.
Новые, непривычные, не используемые в повседневной жизни движения
помогают сломать привычные шаблоны, выйти из замкнутого круга
повторяющихся сценариев в нашей жизни. Открываясь новому опыту в
танце, мы символически впускаем новое в свою жизнь.
В танце происходит эмоциональная экспрессия – высвобождение
подавленных чувств. Подавление эмоций – опасный механизм, который
может приводить к психосоматическим заболеваниям. Танец проводит
своего рода «генеральный уборку», очищая от подавленных чувств и снижая
внутреннее напряжение.
Повышается психологическая гибкость, а значит – адаптивность и
креативность.
Улучшая телесный баланс, танцы помогают нам сохранять и
психологическую устойчивость в сложных ситуациях, толерантность к
стрессу.