Напоминание

Сравнительный анализ результатов мониторинга адаптации учащихся 5 классов МАОУ Сотниковская СОШ


Автор: Надежда Дабасамбуевна Шарапова
Должность: психолог
Учебное заведение: МАОУ Сотниковская СОШ
Населённый пункт: с.Сотниково, Иволгинский район, Республика Бурятия
Наименование материала: статья
Тема: Сравнительный анализ результатов мониторинга адаптации учащихся 5 классов МАОУ Сотниковская СОШ
Раздел: среднее образование





Назад




Сравнительный анализ результатов мониторинга адаптации учащихся

5 классов МАОУ Сотниковская СОШ

Период адаптации в 5 классе – один из труднейших периодов школьного

обучения. Именно в этом возрасте возможно обострение всех прежних

проблем детей как явных, так и скрытых от внимания педагогов и родителей,

а также провоцирование новых проблем, связанных с изменением отношения

к себе, окружающим, учебе.

В ходе мониторинга мною используются следующий диагностический

инструментарий:

Экспресс-диагностика,

методика

Левченко,

методика

«Цветное письмо», анкета для родителей.

Цель экспресс диагностики выявление уровня тревожности учащихся.

Методика

Левченко

позволяет

определить

эмоциональный

фон

респондентов.

Методика «Цветное письмо» выявляет самочувствие ребенка на конкретном

уроке.

Сравнительный анализ представлен ниже на рис.1, 2

Результаты экспресс диагностики учащихся 5 классов в 2018 г. Рис.1

Результаты экспресс диагностики учащихся 5 классов в 2020 г. Рис.2

Сравнивая результаты следует отметить, что на рисунке 2 намного выше

показатели по высокому и среднему уровню, чем на рисунке 1. Можно

предположить, что на это оказало влияние и условия дистанционного

обучения.

В 2018 году результаты по Методике Левченко были представлены в

табличной форме, что недостаточно наглядно на мой взгляд, поэтому в этом

году результаты мной представлены в форме круговых диаграмм, что мне

кажется достаточно презентабельны и понятны.

Результаты по Методике Левченко 2018 год

класс

5 а

5 б

5 в

5 г

5 д

5 е

спокойствие;

22

18

20

19

17

18

усталость;

17

15

13

9

15

13

скука;

19

10

7

4

5

4

радость;

25

19

22

16

16

16

уверенность в себе;

20

13

18

16

16

16

беспокойство;

12

10

12

14

14

13

неудовлетворенность собой;

5

5

4

5

1

4

ответственность;

20

16

19

14

18

15

сомнение;

14

11

11

13

13

15

обида;

2

7

7

3

5

6

чувство унижения;

2

9

5

5

3

4

страх;

6

5

3

4

7

5

тревога за будущее;

13

17

13

15

11

14

благодарность;

23

10

16

19

15

19

симпатия к учителям;

4

7

14

11

7

10

желание приходить сюда

20

16

18

16

15

18

Результаты по Методике Левченко 2020 год

Обработка результатов по тесту «Цветное письмо»:

синий — спокойствие состояние психологического комфорта и равновесия;

зеленый — уверенность в своих силах;

красный — стремление активно действовать, отвечать на уроках, принимать

участие в обсуждениях и т.д.;

желтый — стремление к общению, активная позиция;

черный — страх, ощутимый дискомфорт;

коричневый — стресс;

фиолетовый — тревожность, неуверенность;

Результаты методики «Цветное письмо» лучше представлять учителям

предметникам, чтобы они знали как ученики чувствуют себя на их уроках.

Поскольку в этом году обучение проходит в очень непростых условиях, в

результате пандемии дети учились длительное время дистанционно. Поэтому

чтобы анкетировать родителей мне пришлось использовать Яндекс формы

для создания опросника и скинуть ссылку в мессенджер класса. По

использованию данной формы были положительные отзывы

В этот адаптационный период детям необходима помощь педагогов,

родителей и психологов.

Рекомендации для педагогов и родителей:

1. Относиться к детям соответственно их возрасту, предъявлять требования,

соответственно их возрасту и способностям. (Завышенные требования ведут

к повышению уровня тревожности, заниженные – к понижению мотивации и

успеваемости).

2. Способствовать снижению тревожности и страхов.

3. Общаясь с ребенком, не подрывать авторитет других значимых для него

людей.

4. Формировать у детей позитивное отношение к школе, учителям и

одноклассникам.

5. Если ребенку с трудом дается какой-либо учебный предмет, лучше

лишний раз помочь ему и оказывать поддержку, а при достижении даже

малейших успехов помнить о похвале.

6. Доверять ребенку, быть с ним честными и принимать таким, какой он есть.



В раздел образования