Напоминание

Использование инновационных технологий в преподавании русского языка.


Автор: Шайдаева Альбина Ядуллаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №5"
Населённый пункт: г.Дагестанские Огни РД
Наименование материала: статья
Тема: Использование инновационных технологий в преподавании русского языка.
Раздел: начальное образование





Назад




Использование инновационных технологий в преподавании

русского языка.

Шайдаева Альбина Ядуллаевна

Учитель начальных классов МБОУ «СОШ№5 г.Даг.Огни РД

Ключевые слова:ИКТ, урок, учитель, ученик, нестандартные

уроки,инновационные технологии.

Ключевые слова:ИКТ, урок, учитель, ученик, нестандартные

уроки,инновационные технологии.

Аннотация.

Предмет «Русский язык» среди других школьных предметов занимает

уникальное место, ведь главная задача этого предмета – обеспечить речевое

развитие учащихся.

Научить детей бережно, умело обращаться со словом, гордиться красотой и

уникальностью русского языка – важнейшая цель, стоящая перед учителем-

словесником.

Процесс обучения осуществляется в условиях постоянного, активного

взаимодействия всех учащихся. Ученик и учитель являются равноправными

субъектами обучения.

Объективной необходимостью в условиях современного образования

становится освоение учителем и применение им на своих уроках инновационных

технологий при обучении детей.

Таким образом, использование современных инновационных

образовательных технологий, методов, приемов – это объективная

необходимость и условие достижения высокого качества современного

образования.

Предмет «Русский язык» среди других школьных предметов занимает

уникальное место, ведь главная задача этого предмета – обеспечить речевое

развитие учащихся. С каждым годом совершенствуются методики, способы и

средства обучения.

Научить детей бережно, умело обращаться со словом,

гордиться красотой и уникальностью русского языка – важнейшая задача,

стоящая перед учителем-словесником, особенно сейчас, когда так бурно

развивается наука и техника, а компьютерные технологии прочно входят в нашу

жизнь,

охватывая

сферы

жизнедеятельности

человека:

промышленность,

экономику, политику, культуру и, конечно, образование.

Логика развития современной цивилизации ставит перед образованием

задачи, для выполнения которых необходимо формулировать новые

концептуальные идеи обучения, которые органично объединяют элементы

традиционные и инновационные.

В педагогике различают несколько моделей обучения:

1) пассивная – ученик выступает в роли «объекта» обучения (слушает и

смотрит);

2) активная – ученик выступает «субъектом» обучения (самостоятельная

работа, творческие задания).

3) интерактивная – inter (взаимный), act (действовать).

Процесс обучения осуществляется в условиях постоянного, активного

взаимодействия всех учащихся. Ученик и учитель являются равноправными

субъектами обучения.

Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, « мерило его

интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции», - писал

известный педагог В.А.Сухомлинский

Использование ИКТ на уроках разных учебных дисциплин дает возможность

воздействовать

на

три

канала

восприятия

человека:

визуальный,

аудиальный, кинестетический, а значит, способствует эффективному усвоению

учебного материала. Увеличивается объём материала за счет экономии времени.

Расширяются

возможности

применения

дифференцированного

подхода

в

обучении,

осуществляются

межпредметные

связи.

Но

самое

главное

преимущество использования ИКТ на уроках – повышение мотивации обучения,

создание положительного настроя, активизация самостоятельной деятельности

учащихся.

Безусловно, компьютер не заменит учителя или учебник, поэтому он

рассчитан

на

использование

в

комплексе

с

другими

имеющимися

в

распоряжении

учителя

методическими

средствами.

Естественно,

что

использование современной техники на каждом уроке нереально, да это и не

нужно. Но мы уверены, что умелое использование ИКТ на уроках не только

повышает эффективность, но, в первую очередь, способствует повышению

познавательных потребностей учеников.

Объективной необходимостью в условиях современного образования

становится освоение учителем и применение им на своих уроках инновационных

технологий при обучении детей.

Новая организация общества, новое отношение к жизни предъявляют и

новые требования к школе. Сегодня основная цель обучения - это не только

накопление учеником определённой суммы знаний, умений, навыков, но и

подготовка школьника как самостоятельного субъекта образовательной

деятельности. В основе современного образования лежит активность ученика,

направляемая учителем. Именно этой цели - воспитанию творческой, активной

личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоятельно, и

подчиняются основные задачи современного образования.

Что же такое “инновационное обучение” и в чём его особенности?

Инновационное обучение (от англ. innovation – нововведение) – новый

подход к обучению, включающий в себя личностный подход,

фундаментальность образования, творческое начало, профессионализм,

использование новейших технологий.

Актуальность инновационного обучения состоит в использовании

личностно-ориентированного обучения, а также поиске условий для раскрытия

творческого потенциала ученика.

Основными целями инновационного обучения являются:

развитие интеллектуальных, коммуникативных, лингвистических и

творческих способностей учащихся;

формирование личностных качеств учащихся;

выработка умений, влияющих на учебно-познавательную деятельность

и переход на уровень продуктивного творчества;

формирование ключевых компетентностей учащихся.

Данными целями определяются и задачи инновационного обучения:

оптимизация учебно-воспитательного процесса;

создание обстановки сотрудничества ученика и учителя;

выработка долговременной положительной мотивации к обучению;

тщательный отбор материала и способов его подачи.

В основе инновационного обучения лежат следующие технологии:

развивающее обучение;

проблемное обучение;

развитие критического мышления;

технология “Метод проектов”;

дифференцированный подход к обучению;

создание ситуации успеха на уроке;

информационные технологии.

Использование данных технологий на уроках имеет большие преимущества.

Учебный процесс становится для учащихся интересным, что повышает

активность учащихся, развивает навыки самостоятельно получать знания в

процессе взаимодействия и поиска. Повышается качество и прочность

полученных знаний. Развиваются исследовательские навыки и умения,

формируются аналитические способности учащихся. Параллельно с процессом

обучения идет развитие коммуникативных качеств и формирование лидерских

качеств личности.

При использовании инновационных технологий в обучении русскому языку

успешно можно применять на уроках следующие приемы:

1) ассоциативный ряд;

2) опорный конспект;

3) мозговая атака;

4) групповая дискуссия;

5) синквейн;

6) эссе;

7) ключевые термины;

8) перепутанные логические цепочки;

9) дидактическая игры;

10) лингвистические карты;

11) лингвистические задачи;

12) исследование текста;

13) работа с тестами;

14) задания поискового характера;

15) нетрадиционные формы домашнего задания.

Остановимся лишь на некоторых из них.

Эссе - жанр критики и публицистики, свободная трактовка какой-либо

литературной, философской, эстетической, моральной и социальной проблемы.

Эссе очень распространенный жанр письменных работ в западной педагогике.

Его целесообразно использовать как небольшое письменное задание обычно на

стадии рефлексии. Ребята, как правило, имеют на многие вопросы свою точку

зрения, а в силу возрастных психологических особенностей не всегда могут

проявить сдержанность, поэтому возникает на уроке ситуация, когда более

подготовленные учащиеся высказывают свои мысли, идеи, предположения, не

давая остальным время сосредоточиться. Вот тогда и незаменим прием эссе:

каждый может проанализировать обсуждаемый вопрос, подумать, сделать

самостоятельный выбор. Главное правило свободного письма – не

останавливаться, не перечитывать, не исправлять. 5-минутное эссе обычно

применяется в конце занятия, чтобы помочь учащимся подытожить свои знания

по изученной теме. Для учителя – это возможность получить обратную связь.

Поэтому учащимся можно предложить два пункта:

1) написать, что они узнали по новой теме;

2) задать один вопрос, на который они так и не получили ответа.

Особенно перспективным представляется метод проектов, который

позволяет эффективно развивать критическое мышление, исследовательские

способности аудитории активизировать ее творческую деятельность,

медиакомпетентность обучающихся.

Для учебных проектов важно:

1) определить цель исследовательской, практической и/или творческой

деятельности;

2) обозначить проблему, возникающую в ходе исследования или специально

созданной проблемной ситуации;

3) выдвинуть гипотезу, связанную со способами решения данной проблемы;

4) сформулировать конкретные задачи проекта и определить механизмы

сбора и обработки необходимых для проекта данных и анализа результатов;

5) опираясь на эти задачи, составить четкий план проекта (это может быть,

например, сценарий будущего медиатекста);

6) осуществить практическое выполнение плана проекта;

7) подготовить отчет по результатам проекта и обсудить его результаты.

Развитию познавательной активности способствуют и нетрадиционные

уроки, которые позволяют повысить интерес ученика к предмету и к обучению в

целом.

Существует несколько классификаций нестандартных уроков и множество их

видов: урок-семинар, урок-лекция, урок-беседа, урок-практикум, урок-

экскурсия, урок-исследование, урок-игра, урок-КВН, урок-защита проекта, урок-

диспут, урок-конференция, урок-театрализованное представление, урок-

маскарад, урок-путешествие, урок-зачет.

Практически все они позволяют задавать проблемные вопросы и создавать

проблемные ситуации, решать задачи дифференцированного обучения,

активизируют учебную деятельность, повышают познавательный интерес,

способствуют развитию критического мышления.

Подсчитано, что в среднем ученик в течение пяти уроков говорит 3-5 минут.

Я думаю, что учителей эти данные не удивят, но, бесспорно, заставят задуматься

над проблемой. Поэтому сегодня актуальными являются уроки — диспуты,

дискуссии. Большая доля работы при подготовке к такому уроку ложится на

плечи учителя: выбор темы, подход к проблеме, составление плана дискуссии,

отбор вопросов. Такая форма работы более эффективна на уроках литературы.

При всем многообразии и эффективности нетрадиционных уроков

использовать их часто нельзя по целому ряду причин. Но ведь так хочется,

чтобы каждый урок был особенный, со своей “изюминкой”. Поэтому можно

прибегнуть к нестандартным, творческим элементам отдельного

традиционного урока. Это могут быть и лексический диктант или диктант-

кроссворд, и составление загадок на уроке, и комментированное письмо или

предупредительные диктанты с “вагоновожатым”. Другое действенное средство

- это дидактические игры, способные вызвать интерес к занятиям по русскому

языку. Цель игры – пробудить интерес к познанию, науке, книге, учению.

Наряду с учением занимает важное место в развитии ребенка. При включении

детей в ситуацию дидактической игры интерес к учебной деятельности резко

возрастает, изучаемый материал становится для них более доступным,

работоспособность значительно повышается. Важная роль занимательных

дидактических игр состоит еще и в том, что они способствуют снятию

напряжения у детей, создает положительный эмоциональный настрой в ходе

урока. Есть большое количество дидактических лингвистических игр: это и

задание по типу “Исключи лишнее”, “Узнай меня”, “Виртуальное справочное

бюро” и другие, которые прививают умение синтеза и осмысления информации.

Последние годы довольно часто используется на уроках синквейн как прием

технологии развития критического мышления на стадии рефлексии. Хотя

синквейн может быть использован на разных стадиях урока: на стадии

повторения – сжатое сообщение актуализации полученных ранее знаний и

систематизации материала; на стадии осмысления – вдумчивая работа над

новыми понятиями; на стадии рефлексии – это средство творческого выражения

осмысленного материала.

Большое значение для раскрытия творческого потенциала ученика имеют

и нетрадиционные формы домашнего задания, которые призваны, с одной

стороны, закреплять знания, умения и навыки, полученные на уроке, а с другой

стороны, позволяют ребёнку проявить самостоятельность, самому найти

решение нестандартного вопроса, задания.

Типы домашнего задания:

- творческая работа;

- лингвистическое исследование текста;

-подготовка иллюстраций к литературным произведениям, создание

видеоклипов по литературным произведениям;

- рисование обложек, диафильмов к литературным произведениям;

- художественное чтение;

- инсценировка художественного произведения;

- исторический комментарий к произведениям (слайд-шоу);

- создание самостоятельных литературных произведений различных жанров;

- продолжение неоконченных произведений;

- наблюдение за природой (фото и видеосъемка);

- подготовка словарных диктантов;

- составление вопросника к зачету по теме;

- составление конспекта, опорных таблиц;

- презентации (обзор героев произведения, биография писателя);

- письмо по памяти.

Таким образом, использование современных инновационных

образовательных технологий, методов, приемов – это объективная

необходимость и условие достижения высокого качества современного

образования.

Библиографический список

1.Быстрова Е.А. Программа курса «Русский язык»5-9 классы/ авт.-сост. Л.В.

Кибирева. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2010

2.Давыдов В.В. Проблемы развивающегося обучения. Учебное пособие .М.

,2004

3.Дубовицкая Т.Д. Контексты содержания образования и их дидактическая

интер-

претация. Педагогика. 2003 № 10

4.Ермолаев М.Г. Игра в образовательном процессе. Метод.пособие.Каро.2008

5. Вахрушев, А. А. Как готовить учителей к введению ФГОС /А. А Вахрушев

//Начальная школа плюс до и после.- 2011.-№5.-С.3-

6. Горбунова, С.В. Опыт подготовки учителей к введению ФГОС основного

общего образования на муниципальном уровне /С.В. Горбунова //Методист.-

2011.-№10.-С.24-27

7. Закирьянов, К.З. «Принцип научности и пути его реализации в школьном

преподавании русского языка» - журнал «РЯНШ», №8 – С.64-71



В раздел образования