Автор: Шайдаева Альбина Ядуллаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №5"
Населённый пункт: г.Дагестанские Огни РД
Наименование материала: статья
Тема: Использование инновационных технологий в преподавании русского языка.
Раздел: начальное образование
Использование инновационных технологий в преподавании
русского языка.
Шайдаева Альбина Ядуллаевна
Учитель начальных классов МБОУ «СОШ№5 г.Даг.Огни РД
Ключевые слова:ИКТ, урок, учитель, ученик, нестандартные
уроки,инновационные технологии.
Ключевые слова:ИКТ, урок, учитель, ученик, нестандартные
уроки,инновационные технологии.
Аннотация.
Предмет «Русский язык» среди других школьных предметов занимает
уникальное место, ведь главная задача этого предмета – обеспечить речевое
развитие учащихся.
Научить детей бережно, умело обращаться со словом, гордиться красотой и
уникальностью русского языка – важнейшая цель, стоящая перед учителем-
словесником.
Процесс обучения осуществляется в условиях постоянного, активного
взаимодействия всех учащихся. Ученик и учитель являются равноправными
субъектами обучения.
Объективной необходимостью в условиях современного образования
становится освоение учителем и применение им на своих уроках инновационных
технологий при обучении детей.
Таким образом, использование современных инновационных
образовательных технологий, методов, приемов – это объективная
необходимость и условие достижения высокого качества современного
образования.
Предмет «Русский язык» среди других школьных предметов занимает
уникальное место, ведь главная задача этого предмета – обеспечить речевое
развитие учащихся. С каждым годом совершенствуются методики, способы и
средства обучения.
Научить детей бережно, умело обращаться со словом,
гордиться красотой и уникальностью русского языка – важнейшая задача,
стоящая перед учителем-словесником, особенно сейчас, когда так бурно
развивается наука и техника, а компьютерные технологии прочно входят в нашу
жизнь,
охватывая
сферы
жизнедеятельности
человека:
промышленность,
экономику, политику, культуру и, конечно, образование.
Логика развития современной цивилизации ставит перед образованием
задачи, для выполнения которых необходимо формулировать новые
концептуальные идеи обучения, которые органично объединяют элементы
традиционные и инновационные.
В педагогике различают несколько моделей обучения:
1) пассивная – ученик выступает в роли «объекта» обучения (слушает и
смотрит);
2) активная – ученик выступает «субъектом» обучения (самостоятельная
работа, творческие задания).
3) интерактивная – inter (взаимный), act (действовать).
Процесс обучения осуществляется в условиях постоянного, активного
взаимодействия всех учащихся. Ученик и учитель являются равноправными
субъектами обучения.
Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, « мерило его
интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции», - писал
известный педагог В.А.Сухомлинский
Использование ИКТ на уроках разных учебных дисциплин дает возможность
воздействовать
на
три
канала
восприятия
человека:
визуальный,
аудиальный, кинестетический, а значит, способствует эффективному усвоению
учебного материала. Увеличивается объём материала за счет экономии времени.
Расширяются
возможности
применения
дифференцированного
подхода
в
обучении,
осуществляются
межпредметные
связи.
Но
самое
главное
преимущество использования ИКТ на уроках – повышение мотивации обучения,
создание положительного настроя, активизация самостоятельной деятельности
учащихся.
Безусловно, компьютер не заменит учителя или учебник, поэтому он
рассчитан
на
использование
в
комплексе
с
другими
имеющимися
в
распоряжении
учителя
методическими
средствами.
Естественно,
что
использование современной техники на каждом уроке нереально, да это и не
нужно. Но мы уверены, что умелое использование ИКТ на уроках не только
повышает эффективность, но, в первую очередь, способствует повышению
познавательных потребностей учеников.
Объективной необходимостью в условиях современного образования
становится освоение учителем и применение им на своих уроках инновационных
технологий при обучении детей.
Новая организация общества, новое отношение к жизни предъявляют и
новые требования к школе. Сегодня основная цель обучения - это не только
накопление учеником определённой суммы знаний, умений, навыков, но и
подготовка школьника как самостоятельного субъекта образовательной
деятельности. В основе современного образования лежит активность ученика,
направляемая учителем. Именно этой цели - воспитанию творческой, активной
личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоятельно, и
подчиняются основные задачи современного образования.
Что же такое “инновационное обучение” и в чём его особенности?
Инновационное обучение (от англ. innovation – нововведение) – новый
подход к обучению, включающий в себя личностный подход,
фундаментальность образования, творческое начало, профессионализм,
использование новейших технологий.
Актуальность инновационного обучения состоит в использовании
личностно-ориентированного обучения, а также поиске условий для раскрытия
творческого потенциала ученика.
Основными целями инновационного обучения являются:
развитие интеллектуальных, коммуникативных, лингвистических и
творческих способностей учащихся;
формирование личностных качеств учащихся;
выработка умений, влияющих на учебно-познавательную деятельность
и переход на уровень продуктивного творчества;
формирование ключевых компетентностей учащихся.
Данными целями определяются и задачи инновационного обучения:
оптимизация учебно-воспитательного процесса;
создание обстановки сотрудничества ученика и учителя;
выработка долговременной положительной мотивации к обучению;
тщательный отбор материала и способов его подачи.
В основе инновационного обучения лежат следующие технологии:
развивающее обучение;
проблемное обучение;
развитие критического мышления;
технология “Метод проектов”;
дифференцированный подход к обучению;
создание ситуации успеха на уроке;
информационные технологии.
Использование данных технологий на уроках имеет большие преимущества.
Учебный процесс становится для учащихся интересным, что повышает
активность учащихся, развивает навыки самостоятельно получать знания в
процессе взаимодействия и поиска. Повышается качество и прочность
полученных знаний. Развиваются исследовательские навыки и умения,
формируются аналитические способности учащихся. Параллельно с процессом
обучения идет развитие коммуникативных качеств и формирование лидерских
качеств личности.
При использовании инновационных технологий в обучении русскому языку
успешно можно применять на уроках следующие приемы:
1) ассоциативный ряд;
2) опорный конспект;
3) мозговая атака;
4) групповая дискуссия;
5) синквейн;
6) эссе;
7) ключевые термины;
8) перепутанные логические цепочки;
9) дидактическая игры;
10) лингвистические карты;
11) лингвистические задачи;
12) исследование текста;
13) работа с тестами;
14) задания поискового характера;
15) нетрадиционные формы домашнего задания.
Остановимся лишь на некоторых из них.
Эссе - жанр критики и публицистики, свободная трактовка какой-либо
литературной, философской, эстетической, моральной и социальной проблемы.
Эссе очень распространенный жанр письменных работ в западной педагогике.
Его целесообразно использовать как небольшое письменное задание обычно на
стадии рефлексии. Ребята, как правило, имеют на многие вопросы свою точку
зрения, а в силу возрастных психологических особенностей не всегда могут
проявить сдержанность, поэтому возникает на уроке ситуация, когда более
подготовленные учащиеся высказывают свои мысли, идеи, предположения, не
давая остальным время сосредоточиться. Вот тогда и незаменим прием эссе:
каждый может проанализировать обсуждаемый вопрос, подумать, сделать
самостоятельный выбор. Главное правило свободного письма – не
останавливаться, не перечитывать, не исправлять. 5-минутное эссе обычно
применяется в конце занятия, чтобы помочь учащимся подытожить свои знания
по изученной теме. Для учителя – это возможность получить обратную связь.
Поэтому учащимся можно предложить два пункта:
1) написать, что они узнали по новой теме;
2) задать один вопрос, на который они так и не получили ответа.
Особенно перспективным представляется метод проектов, который
позволяет эффективно развивать критическое мышление, исследовательские
способности аудитории активизировать ее творческую деятельность,
медиакомпетентность обучающихся.
Для учебных проектов важно:
1) определить цель исследовательской, практической и/или творческой
деятельности;
2) обозначить проблему, возникающую в ходе исследования или специально
созданной проблемной ситуации;
3) выдвинуть гипотезу, связанную со способами решения данной проблемы;
4) сформулировать конкретные задачи проекта и определить механизмы
сбора и обработки необходимых для проекта данных и анализа результатов;
5) опираясь на эти задачи, составить четкий план проекта (это может быть,
например, сценарий будущего медиатекста);
6) осуществить практическое выполнение плана проекта;
7) подготовить отчет по результатам проекта и обсудить его результаты.
Развитию познавательной активности способствуют и нетрадиционные
уроки, которые позволяют повысить интерес ученика к предмету и к обучению в
целом.
Существует несколько классификаций нестандартных уроков и множество их
видов: урок-семинар, урок-лекция, урок-беседа, урок-практикум, урок-
экскурсия, урок-исследование, урок-игра, урок-КВН, урок-защита проекта, урок-
диспут, урок-конференция, урок-театрализованное представление, урок-
маскарад, урок-путешествие, урок-зачет.
Практически все они позволяют задавать проблемные вопросы и создавать
проблемные ситуации, решать задачи дифференцированного обучения,
активизируют учебную деятельность, повышают познавательный интерес,
способствуют развитию критического мышления.
Подсчитано, что в среднем ученик в течение пяти уроков говорит 3-5 минут.
Я думаю, что учителей эти данные не удивят, но, бесспорно, заставят задуматься
над проблемой. Поэтому сегодня актуальными являются уроки — диспуты,
дискуссии. Большая доля работы при подготовке к такому уроку ложится на
плечи учителя: выбор темы, подход к проблеме, составление плана дискуссии,
отбор вопросов. Такая форма работы более эффективна на уроках литературы.
При всем многообразии и эффективности нетрадиционных уроков
использовать их часто нельзя по целому ряду причин. Но ведь так хочется,
чтобы каждый урок был особенный, со своей “изюминкой”. Поэтому можно
прибегнуть к нестандартным, творческим элементам отдельного
традиционного урока. Это могут быть и лексический диктант или диктант-
кроссворд, и составление загадок на уроке, и комментированное письмо или
предупредительные диктанты с “вагоновожатым”. Другое действенное средство
- это дидактические игры, способные вызвать интерес к занятиям по русскому
языку. Цель игры – пробудить интерес к познанию, науке, книге, учению.
Наряду с учением занимает важное место в развитии ребенка. При включении
детей в ситуацию дидактической игры интерес к учебной деятельности резко
возрастает, изучаемый материал становится для них более доступным,
работоспособность значительно повышается. Важная роль занимательных
дидактических игр состоит еще и в том, что они способствуют снятию
напряжения у детей, создает положительный эмоциональный настрой в ходе
урока. Есть большое количество дидактических лингвистических игр: это и
задание по типу “Исключи лишнее”, “Узнай меня”, “Виртуальное справочное
бюро” и другие, которые прививают умение синтеза и осмысления информации.
Последние годы довольно часто используется на уроках синквейн как прием
технологии развития критического мышления на стадии рефлексии. Хотя
синквейн может быть использован на разных стадиях урока: на стадии
повторения – сжатое сообщение актуализации полученных ранее знаний и
систематизации материала; на стадии осмысления – вдумчивая работа над
новыми понятиями; на стадии рефлексии – это средство творческого выражения
осмысленного материала.
Большое значение для раскрытия творческого потенциала ученика имеют
и нетрадиционные формы домашнего задания, которые призваны, с одной
стороны, закреплять знания, умения и навыки, полученные на уроке, а с другой
стороны, позволяют ребёнку проявить самостоятельность, самому найти
решение нестандартного вопроса, задания.
Типы домашнего задания:
- творческая работа;
- лингвистическое исследование текста;
-подготовка иллюстраций к литературным произведениям, создание
видеоклипов по литературным произведениям;
- рисование обложек, диафильмов к литературным произведениям;
- художественное чтение;
- инсценировка художественного произведения;
- исторический комментарий к произведениям (слайд-шоу);
- создание самостоятельных литературных произведений различных жанров;
- продолжение неоконченных произведений;
- наблюдение за природой (фото и видеосъемка);
- подготовка словарных диктантов;
- составление вопросника к зачету по теме;
- составление конспекта, опорных таблиц;
- презентации (обзор героев произведения, биография писателя);
- письмо по памяти.
Таким образом, использование современных инновационных
образовательных технологий, методов, приемов – это объективная
необходимость и условие достижения высокого качества современного
образования.
Библиографический список
1.Быстрова Е.А. Программа курса «Русский язык»5-9 классы/ авт.-сост. Л.В.
Кибирева. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2010
2.Давыдов В.В. Проблемы развивающегося обучения. Учебное пособие .М.
,2004
3.Дубовицкая Т.Д. Контексты содержания образования и их дидактическая
интер-
претация. Педагогика. 2003 № 10
4.Ермолаев М.Г. Игра в образовательном процессе. Метод.пособие.Каро.2008
5. Вахрушев, А. А. Как готовить учителей к введению ФГОС /А. А Вахрушев
//Начальная школа плюс до и после.- 2011.-№5.-С.3-
6. Горбунова, С.В. Опыт подготовки учителей к введению ФГОС основного
общего образования на муниципальном уровне /С.В. Горбунова //Методист.-
2011.-№10.-С.24-27
7. Закирьянов, К.З. «Принцип научности и пути его реализации в школьном
преподавании русского языка» - журнал «РЯНШ», №8 – С.64-71