Напоминание

Толерантность как профилактика агрессивного поведения ребенка


Автор: Долгая Наталья Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГКОУ "Волгоградская школа-интернат №4"
Населённый пункт: Волгоград
Наименование материала: статья
Тема: Толерантность как профилактика агрессивного поведения ребенка
Раздел: среднее образование





Назад




Толерантность как профилактика агрессивного поведения ребенка

Долгая Наталья Сергеевна

Государственное казенное общеобразовательное учреждение (ГКОУ)

«Волгоградская школа-интернат №4»

воспитатель

В настоящее время особенно актуальной стала проблема терпимого отношения к

людям. Не секрет, что сегодня все большее распространение среди молодежи получили

недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Взаимная нетерпимость через

средства массовой информации проникают в семью, школу, поэтому необходимо

активизировать

процесс

поиска

эффективных

механизмов

воспитания

в

духе

толерантности.

Толерантность – это человеческая добродетель: искусство жить в мире разных людей и

идей, не нарушая прав и свобод других людей. В то же время толерантность – не

уступка, снисхождение или потворство, а активная жизненная позиция на основе

признания иного.

Можно рассматривать толерантность как социальную норму, в которую входят

следующие компоненты:

- социальная восприимчивость взаимодействующих субъектов, интерес к особенностям

друг друга;

- признание равенства партнеров;

- отказ от доминирования и насилия;

- готовность принять другого таким, какой он есть;

- доверие, умение слушать и выслушивать;

- способность к сочувствию, сопереживанию.

Другой подход

к

укреплению толерантности выражается

в создании условий,

необходимых для осуществления прав человека. В сфере воспитания и развития

толерантность означает

открытость, реальную заинтересованность в культурных

различиях,

признание

многообразия,

развитие

способности

распознавать

несправедливость и предпринимать шаги по ее преодолению, а также способность

конструктивно разрешать разногласия.

Проблема культуры общения – одна из самых острых в школе-интернате, да и в обществе

в целом. Важно быть терпимым по отношению друг к другу, что очень непросто.

К сожалению, дух нетерпимости к другой культуре, образу жизни, верованиям,

убеждениям, привычкам всегда существовал и продолжает существовать в наше время как

в обществе в целом, так и в отдельных его институтах. Не является исключением и школа.

Следует отметить, что предметом нетерпимости в школе может выступать как

национальная, религиозная, этническая, социальная принадлежность ребенка, так и

особенности

его

внешнего

вида,

интересы,

увлечения,

привычки.

Особая роль в формировании толерантности у всех категорий обучаемых принадлежит

педагогам.

В настоящее время перед всеми педагогами стоит вопрос: как обеспечить формирование

толерантных качеств личности воспитанника. В современной социокультурной ситуации

школа должна стать местом, где создаются благоприятные условия для межэтнического

1

общения, где всем обучающимся прививается уважение к своей культуре и культурам

других народов, поскольку именно в учебно-воспитательном процессе создаются

ситуации

культурного,

межличностного,

межнационального,

формального

и

неформального общения.

На мой взгляд, формирование таких качеств, как признание человеком другого, принятие,

понимание

облегчило

бы

решение

проблемы

воспитания

толерантности.

В педагогической практике накоплено немало методов, форм и приемов работы по

воспитанию толерантности у школьников, связанных с организацией деятельности детей

в группе, использованием произведений художественной литературы и кинофильмов,

организацией диалоговых форм работы.

Методы по воспитанию толерантности у обучающихя:

- метод убеждения и самоубеждения (формируется при воздействии на интеллектуальную

сферу ребенка);

- стимулирование (мотивационная сфера);

- метод внушения и самовнушения (эмоциональная сфера);

- метод воспитывающих ситуаций (предметно практическая среда);

- метод коррекции поведения (сфера саморегуляции);

- метод развития инициативы настойчивости (волевая сфера);

- метод дилемм и рефлексия (экзистенциональная сфера).

Педагогические технологии должны быть основаны на системном подходе к воспитанию

и синтезе форм продуктивной деятельности воспитанников. Существуют разнообразные

технологии по воспитанию толерантности, среди них:

- проектно-исследовательская деятельность;

- внеурочная деятельность по предмету;

- участие в творческих конкурсах;

- модульное обучение;

- проектные методики;

- игровые технологии;

- дебаты, конференции, круглые столы.

Одна из приоритетных задач воспитания на современном этапе – это воспитание такого

гражданина общества, который любит Родину, уважает государство и его законы,

толерантно относится к народам, населяющим Россию, стремится работать на ее благо,

гордится достижениями страны и своего региона. Положительная гражданская позиция

должна стать частью мировоззрения воспитанника, определять его действия по

отношению к государству, вселять веру в будущее России.

2

Список использованной литературы:

1.Агеева И. А. Коррекционные техники в школе / И. А. Агеева. - СПб.: Речь, 2004. - 184 с.

2. Алфимова М. В. Психогенетика агрессивности / М. В. Алфимова, В. И. Трубников //

Вопросы психологии. - 2000. - № 6.

3. Выготский Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. - М.: АСТ, 2008. - 671 с.

4. Ениколопов С. Н. Понятие агрессии в современной психологии / С. Н. Ениколопов //

Прикладная психология. - 2001. - № 1.

5. Колосова С. Л. Детская агрессия / С. Л. Колосова. - СПб.: Питер, 2004. - 224 с.

6. Овчарова Р. В. Практическая психология образования / Р. В. Овчарова. - М.: Академия,

2003. - 448 с.

7. Романов А. А. Направленная игровая терапия агрессивного поведения у детей: альбом

диагностических и коррекционных методик. Пособие / А. А. Романов. - М.:ПлэЙТ, 2004. -

48 с.

8. Смирнова Т. П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей / Т. П.

Смирнова. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 160 с.

9. Хомич А. В. Психология девиантного поведения. Учебное пособие / А. В. Хомич. -

Ростов-на-Дону: ЮРУИ, 2006. - 140 с.

10. Шебанова В. И. Профилактика и коррекция агрессивного поведения дошкольников и

младших школьников / В. И. Шебанова// Практ. псих.соц. робота. - 2002. - №1. - С. 6-22.

3



В раздел образования