Автор: Долгая Наталья Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГКОУ "Волгоградская школа-интернат №4"
Населённый пункт: Волгоград
Наименование материала: статья
Тема: Толерантность как профилактика агрессивного поведения ребенка
Раздел: среднее образование
Толерантность как профилактика агрессивного поведения ребенка
Долгая Наталья Сергеевна
Государственное казенное общеобразовательное учреждение (ГКОУ)
«Волгоградская школа-интернат №4»
воспитатель
В настоящее время особенно актуальной стала проблема терпимого отношения к
людям. Не секрет, что сегодня все большее распространение среди молодежи получили
недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Взаимная нетерпимость через
средства массовой информации проникают в семью, школу, поэтому необходимо
активизировать
процесс
поиска
эффективных
механизмов
воспитания
в
духе
толерантности.
Толерантность – это человеческая добродетель: искусство жить в мире разных людей и
идей, не нарушая прав и свобод других людей. В то же время толерантность – не
уступка, снисхождение или потворство, а активная жизненная позиция на основе
признания иного.
Можно рассматривать толерантность как социальную норму, в которую входят
следующие компоненты:
- социальная восприимчивость взаимодействующих субъектов, интерес к особенностям
друг друга;
- признание равенства партнеров;
- отказ от доминирования и насилия;
- готовность принять другого таким, какой он есть;
- доверие, умение слушать и выслушивать;
- способность к сочувствию, сопереживанию.
Другой подход
к
укреплению толерантности выражается
в создании условий,
необходимых для осуществления прав человека. В сфере воспитания и развития
толерантность означает
открытость, реальную заинтересованность в культурных
различиях,
признание
многообразия,
развитие
способности
распознавать
несправедливость и предпринимать шаги по ее преодолению, а также способность
конструктивно разрешать разногласия.
Проблема культуры общения – одна из самых острых в школе-интернате, да и в обществе
в целом. Важно быть терпимым по отношению друг к другу, что очень непросто.
К сожалению, дух нетерпимости к другой культуре, образу жизни, верованиям,
убеждениям, привычкам всегда существовал и продолжает существовать в наше время как
в обществе в целом, так и в отдельных его институтах. Не является исключением и школа.
Следует отметить, что предметом нетерпимости в школе может выступать как
национальная, религиозная, этническая, социальная принадлежность ребенка, так и
особенности
его
внешнего
вида,
интересы,
увлечения,
привычки.
Особая роль в формировании толерантности у всех категорий обучаемых принадлежит
педагогам.
В настоящее время перед всеми педагогами стоит вопрос: как обеспечить формирование
толерантных качеств личности воспитанника. В современной социокультурной ситуации
школа должна стать местом, где создаются благоприятные условия для межэтнического
1
общения, где всем обучающимся прививается уважение к своей культуре и культурам
других народов, поскольку именно в учебно-воспитательном процессе создаются
ситуации
культурного,
межличностного,
межнационального,
формального
и
неформального общения.
На мой взгляд, формирование таких качеств, как признание человеком другого, принятие,
понимание
облегчило
бы
решение
проблемы
воспитания
толерантности.
В педагогической практике накоплено немало методов, форм и приемов работы по
воспитанию толерантности у школьников, связанных с организацией деятельности детей
в группе, использованием произведений художественной литературы и кинофильмов,
организацией диалоговых форм работы.
Методы по воспитанию толерантности у обучающихя:
- метод убеждения и самоубеждения (формируется при воздействии на интеллектуальную
сферу ребенка);
- стимулирование (мотивационная сфера);
- метод внушения и самовнушения (эмоциональная сфера);
- метод воспитывающих ситуаций (предметно практическая среда);
- метод коррекции поведения (сфера саморегуляции);
- метод развития инициативы настойчивости (волевая сфера);
- метод дилемм и рефлексия (экзистенциональная сфера).
Педагогические технологии должны быть основаны на системном подходе к воспитанию
и синтезе форм продуктивной деятельности воспитанников. Существуют разнообразные
технологии по воспитанию толерантности, среди них:
- проектно-исследовательская деятельность;
- внеурочная деятельность по предмету;
- участие в творческих конкурсах;
- модульное обучение;
- проектные методики;
- игровые технологии;
- дебаты, конференции, круглые столы.
Одна из приоритетных задач воспитания на современном этапе – это воспитание такого
гражданина общества, который любит Родину, уважает государство и его законы,
толерантно относится к народам, населяющим Россию, стремится работать на ее благо,
гордится достижениями страны и своего региона. Положительная гражданская позиция
должна стать частью мировоззрения воспитанника, определять его действия по
отношению к государству, вселять веру в будущее России.
2
Список использованной литературы:
1.Агеева И. А. Коррекционные техники в школе / И. А. Агеева. - СПб.: Речь, 2004. - 184 с.
2. Алфимова М. В. Психогенетика агрессивности / М. В. Алфимова, В. И. Трубников //
Вопросы психологии. - 2000. - № 6.
3. Выготский Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. - М.: АСТ, 2008. - 671 с.
4. Ениколопов С. Н. Понятие агрессии в современной психологии / С. Н. Ениколопов //
Прикладная психология. - 2001. - № 1.
5. Колосова С. Л. Детская агрессия / С. Л. Колосова. - СПб.: Питер, 2004. - 224 с.
6. Овчарова Р. В. Практическая психология образования / Р. В. Овчарова. - М.: Академия,
2003. - 448 с.
7. Романов А. А. Направленная игровая терапия агрессивного поведения у детей: альбом
диагностических и коррекционных методик. Пособие / А. А. Романов. - М.:ПлэЙТ, 2004. -
48 с.
8. Смирнова Т. П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей / Т. П.
Смирнова. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 160 с.
9. Хомич А. В. Психология девиантного поведения. Учебное пособие / А. В. Хомич. -
Ростов-на-Дону: ЮРУИ, 2006. - 140 с.
10. Шебанова В. И. Профилактика и коррекция агрессивного поведения дошкольников и
младших школьников / В. И. Шебанова// Практ. псих.соц. робота. - 2002. - №1. - С. 6-22.
3