Автор: Ольхова Вера Аркадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ №41
Населённый пункт: с.Онуфриево Московской области
Наименование материала: консультация для родителей
Тема: " Гендерное воспитание"
Раздел: дошкольное образование
Консультация для родителей «Гендерное воспитание»
Выполнила воспитатель:
Ольхова В.А.
Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели
к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения.
Демократизация отношений полов повлекла смешение половых ролей,
искажение отношения к различным функциям мужчины и женщины,
феминизацию мужчин и омужествление женщин.
Не все семьи имеют статус полной семьи, следовательно, ребёнок не
имеет возможности видеть взаимоотношения родителей, распределение
между ними бытовых обязанностей и социальных ролей.
Родители, как правило, имеют не достаточно знаний о необходимости
применения подходов к воспитанию ребенка с учетом гендерных различий.
Наблюдая за детьми в своей группе, мы заметили, что многие девочки
лишены скромности, нежности, терпения, не умеют мирно разрешать
конфликтные ситуации. Мальчики же, наоборот, не умеют постоять за себя,
лишены выносливости и эмоциональной устойчивости, у них отсутствует
культура поведения по отношению к девочкам. Кроме того мальчики не
проявляли желания прийти на помощь девочкам тогда, когда была нужна
физическая сила, а девочки не спешили помогать мальчикам там, где нужна
тщательность и аккуратность.
Необходимым условием успешной работы по гендерному воспитанию
дошкольников является взаимодействие с семьей, так как только единство
дошкольного образовательного учреждения и семьи позволит эффективно
решать задачи гендерного воспитания.
Всё это позволило сделать вывод о необходимости
проведения консультации для повышения уровня компетентности родителей
по данной теме.
Цель: повышение уровня педагогической культуры родителей,
их гендерной компетентности.
Целью гендерного подхода в педагогике является воспитание детей
разного пола, одинаково способных к самореализации и раскрытию своих
потенциалов и возможностей в современном обществе.
Проблема воспитания и обучения ребёнка в соответствии с его полом
является актуальной задачей педагогической работы с детьми дошкольного
возраста.
Задачи:
1. Формировать ценностное отношение личности ребенка к себе как
носителю гендерной информации, к представителям разных полов,
выполняющих разные социальные функции в зависимости от внешних
условий.
2. Информационно-просветительская деятельность с родителями по
гендерному воспитанию детей дошкольного возраста.
Ожидаемый результат:
* родители воспитанников приобретут знания об особенностях гендерного
воспитания детей;
* воспитатели ДОУ повысят уровень компетентности по данной теме;
* использование материала воспитателями на родительских собраниях и в
информационных уголках.
Рекомендации по применению: консультация по вопросам гендерного
воспитания может быть использована для педагогического и
психологического просвещения родителей об особенностях
воспитания мальчиков и девочек - на родительских собраниях, в "Уголках
для родителей" : для педагогов дошкольных учреждений - работа с
семьёй (беседы, индивидуальные консультации).
Гендерное воспитание - это формирование у детей представления о
настоящих мужчинах и женщинах, для нормальной и эффективной
социализации личности. Под влиянием родителей и
воспитателей дошкольник должен усвоить половую роль, или гендерную
модель поведения, которой придерживается человек, чтобы его определяли
как женщину или мужчину.
Адекватное половое развитие в первую очередь зависит от семейного
уклада, привычек, которые вольно или невольно ребёнок перенимает
у родителей – именно поэтому важно, чтобы у крохи были и мама, и папа.
Иначе ребёнок станет искать образцы для подражания в других мужчинах и
женщинах – и в случае неудачных примеров могут возникнуть «перекосы» в
формировании половой идентичности. Так появляются инфантильные
мальчики и агрессивные девочки. Стереотипы мужского и женского
поведения в нормальной семье прививаются автоматически.
Воспитание детей с учетом гендерных особенностей задача сложная, но
посильная. Нейропсихологи, физиологи, психологи и педагоги считают, что
формирование гендерной идентичности обусловлено социокультурными
нормами и зависит в первую очередь от отношения родителей к ребёнку,
характера родительских установок и привязанности как матери к ребенку, так
и ребёнка к матери, а также от воспитания его в дошкольном
образовательном учреждении.
Родители часто задумываются, как правильно воспитывать мальчиков и
девочек. И отличается ли их воспитание, или дети есть дети, и никакого
особого подхода не надо? Психологи на этот вопрос
отвечают однозначно: воспитание мальчиков и девочек, безусловно, должно
быть разным. Прежде всего, потому, что у них совершенно разные
психологические особенности. А ещё потому, что в любом возрасте
мальчики требуют к себе значительно больше доверия, а девочки ждут от
окружающих большей заботы.
Мальчики будут благодарны вам за предоставление им
самостоятельности. А девочки более беспомощные и всегда нуждаются в
поддержке. Например, воспитывая мальчика, надо помнить, что ему
необходимо предоставлять возможность добиваться много самому, без
помощи взрослых, и тогда мальчик приобретет такое необходимое мужское
качество, как целеустремленность и уважение к себе. Если взрослый
предлагает малышу мужского пола помощь, то он это расценивает как
неуверенность в его силах и изначально очень этому сопротивляется. А вот
если помощь предлагать малышке, то она с удовольствием её принимает и
расценивает как проявление любви к ней. К сожалению,
женское воспитание (а именно женщины больше занимаются воспитанием
детей, они сидят с ними в отпуске по уходу, потом детском саду и школе
детей воспитывают преимущественно женщины) накладывает отпечаток на
формирование мужских качеств у мальчиков. Излишняя опека и забота со
стороны мам и бабушек делает будущих мужчин слабыми. И напротив, если
девочку воспитывает мужчина и предъявляет к ней завышенные жесткие
требования, то девочка начинает сомневаться, что ее любят, и пытается
заслужить себе любовь.
Несколько важных советов по воспитанию мальчиков и девочек:
Мальчикам надо чаще говорить, что вы верите в них. Признавать их
достижения.
Мальчики должны быть уверены в том, что они всего достигнут в жизни,
и эту уверенность в них надо вселять путем постоянных похвал.
Мальчикам для достижения цели необходима четкая мотивация.
Мальчиков надо учить оказывать поддержку и помощь окружающим – это
поднимет их авторитет в своих собственных глазах.
Для того чтобы заботиться о других и испытывать побуждение к
деятельности, мальчикам прежде всего необходимо доверие, принятие и
одобрение.
Излишняя опека и забота со стороны мам и бабушек делает будущих
мужчин слабыми.
Мальчикам нужно организовывать режим и дисциплину: это формирует
его ответственность! Можно использовать юмор в общении - для снижения
агрессивности и страха перед ответственностью.
Обязательно поощрять желание делать в доме мужскую работу!
Девочкам необходимо знать, что их любят просто так, и такими, какие они
есть.
Девочки и так уверены в том, что у них все получится, поэтому их надо
учить быть реалистками, а не витать в облаках.
А девочкам нужна реальная поддержка и помощь.
Девочки интуитивно надеются, что им обязательно кто-то поможет, и их
надо мягко спускать на землю и учить искать выход из затруднительных
ситуаций.
Для того чтобы доверять близким и испытывать уверенность в себе,
девочкам прежде всего необходима забота, понимание и уважение.
Мама должна привлекать дочь к "женским" домашним делам, передавая
ей секреты своего мастерства.
Заключительная часть.
Стремитесь к собственному совершенству, чтобы ребёнок, подражая,
перенял только ваши лучшие черты. Так как воспитывают не словом, а
делом.
Помните, что отец — это опора и защита в семье. Он воспитывает в детях
самостоятельность, дисциплинированность, организованность, уважение к
старшим и слабым, мужественность, чуткость.
Мать - это любовь, доброта, уют, хороший эмоциональный климат в
семье. Мать даёт ребёнку эмоциональное благополучие, душевное
спокойствие и равновесие, веру в свои силы.
Не стоит забывать, что и мальчики, и девочки должны быть уверены, что
их любят. И тем и другим необходима постоянная поддержка, только, как вы
поняли, каждому своя, особенная. И тогда у детей будет внутренняя
защищенность, которая поможет им быть хорошими людьми, любящими
своих родных и близких!