Автор: Маркелова Анна Александровна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБОУ-Рогнединская СОШ
Населённый пункт: п.Рогнедино, Брянская обл.
Наименование материала: статья
Тема: Проблемы инклюзивного образования
Раздел: среднее образование
ПРОБЛЕМЫ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Что мы чувствуем, когда встречаем человека, ребенка имеющего те, или
иные проблемы со здоровьем? Растерянность, неловкость, страх,
беспомощность. Мы не знаем как себя правильно вести. Поэтому долгое
время существовала убежденность в том, что только в специализированных
учреждениях возможно обучение таких детей. Как результат
изолированность их от общества, проблемы социализации и
самореализации , все большее проявление интолерантности. В то же самое
время число детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-
инвалидов, неуклонно растет. В настоящее время в России насчитывается
более 2 млн. детей с ограниченными возможностями (8% всех детей), из них
около 700 тыс. составляют дети-инвалиды. В Конституции РФ заложен
принцип запрещающий дискриминацию по состоянию здоровья.
Должны возобладать новое мышление и новая терминология.
Термин дети с отклонениями в развитии перестал существовать. Теперь
вводится новый термин - дети с ограниченными возможностями здоровья
(коротко с ОВЗ). Новый закон об образовании от 29.12.2012 призван решить
возникшие противоречия между социальным запросом общества и
существующей системой обучения. В Конституции РФ и Законе «Об
образовании» сказано, что дети с проблемами в развитии имеют равные со
всеми права на образование. Важнейшей задачей модернизации является
обеспечение доступности качественного образования, его индивидуализация
и дифференциация,а также создание условий для достижения нового
современного качества общего образования.
Право ребенка с ограниченными возможностями здоровья на
получение образования по месту жительства может быть реализовано путем
организации интегрированного обучения их с нормально развивающимися
сверстниками. Вводится понятие об инклюзивном образовании.
1
По степени инклюзии выделяют следующие виды образования:
- Дистанционное образование – обучение детей с ОВЗ на дому
посредством компьютерных технологий.
- Сегрегационное образование (от лат. «segregatio» - отделение) -
образование детей с ОВЗ в учреждениях интернатного типа.
- Интегрированное образование (от лат. integratio - соединение,
восстановление) - образование детей с ОВЗ в ОУ
компенсирующего/комбинированного вида и коррекционных классах
общеобразовательной школы.
- Инклюзивное (включенное) образование (от франц. «inclusif» -
включающий в себя; от лат. «include» - заключаю, включаю) - совместное
образование детей с ОВЗ и нормативно развивающихся сверстников в
общеобразовательных учреждениях; обеспечение равного доступа к
образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых
образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
Принципы инклюзивного образования детей с ОВЗ:
1)
Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.
2)
Каждый человек способен чувствовать и думать.
3)
Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть
услышанным.
4)
Все люди нуждаются друг в друге.
5)
Подлинное образование может осуществляться только в контексте
реальных взаимоотношений.
6)
Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.
7)
Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в
том, что они могут делать, чем в том, что не могут.
8)
Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
2
Психолого-педагогическая характеристика детей с различными
видами ОВЗ
Психолого-педагогическая
характеристика
детей
с
различными
видами ОВЗ:
- с нарушениями психических функций (задержка психического
развития
(ЗПР),
умственная
отсталость,
деменция,
педагогическая
запущенность, синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ);
- с нарушениями сенсорных функций (слепые, слабовидящие, поздно
ослепшие; глухие, слабослышащие, поздно оглохшие, дети с кохлеарным
имплантом);
- с нарушениями аутистического спектра (ранний детский аутизм
(РДА), синдром Аспергера, синдром Ретта, и т.д.);
- с хромосомными и генными нарушениями (синдром Дауна, синдром
Вильямса, синдром Лежена и т.д.);
- с нарушениями языковых и речевых функций (нарушения устной
речи:
ринолалия,
дизартрия,
заикание,
алалия,
афазия);
нарушения
письменной речи: дисграфия, дислексия; вербальной и невербальной речи;
нарушения голосообразования);
-
с
нарушениями
опорно-двигательного
аппарата
(детский
церебральный
паралич
(ДЦП),
сколиоз,
остаточные
проявления
периферических параличей и парезов и т.д.);
- с нарушениями функций кровообращения, дыхания, пищеварения,
выделения, кроветворения, обмена веществ и энергии, внутренней секреции,
иммунитета;
- с нарушениями, обусловленными физическим уродством (деформации
лица, головы, туловища, конечностей, приводящие к внешнему уродству,
3
аномальные
отверстия
пищеварительного,
мочевыделительного,
дыхательного трактов, нарушение размеров тела).
В системе инклюзивного образования могут обучаться только дети с
сохранным интеллектом, имеющие нарушения слуха, зрения, речи,
опорно-двигательного аппарата, центральной нервной системы.
Вопрос
об
инклюзии
детей
с
сенсорными,
двигательными,
интеллектуальными, хромосомными, аутистическими и др. нарушениями
должен
решаться
строго
индивидуально.
Вопрос
о
возможности
инклюзивного
образования
должны
решать
психолого-медико-
педагогические комиссии.
ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ИНКЛЮЗИВНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ:
Детям с ОВЗ: Оптимальные условия социализации и полноценного
развития, сопровождение ребенка профильными специалистами, общение со
сверстниками.
Нормально-развивающимся школьникам: Опыт преодоления своих
ограничений, ценность здоровья, формирование толерантности (терпимости,
милосердия, взаимоуважения).
Воспитателям
ДОУ,
учителям
ОУ:
Поиск
новых
методов
преподавания, новая педагогическая позиция, формирование толерантности.
Школе: Новые ценности, новое оборудование, новые образовательные
технологии, гибкая адаптивная инклюзивная образовательная среда.
Семье: Обучение и развитие ребёнка с ОВЗ рядом с домом, развитие
ответственной родительской позиции, социализация семьи.
4
Обществу: Общественная безопасность, гражданские свободы, равные
права,
ценность
человеческого
достоинства
и
индивидуальности,
формирование толерантности у членов общества.
Но существуют и определенные трудности при решении задач
инклюзивного образования:
Барьеры инклюзивного образования:
1)
Недостаточное количество во всех субъектах РФ специалистов
(психологов, дефектологов, логопедов, сурдопедагогов, тифлопедагогов).
2)
Несформированность толерантного отношения российского
общества к детям (людям) с ОВЗ.
3)
Отсутствие гибких образовательных стандартов.
4)
Отсутствие индивидуальных программ обучения, индивидуального
режима обучения.
5)
Несоответствие учебных планов и содержания обучения массовой
школы особым образовательным потребностям ребенка с ОВЗ.
6)
Отсутствие специальной подготовки педагогического коллектива
образовательного учреждения, незнание основ коррекционной педагогики и
специальной психологии.
7)
Отсутствие у педагогов массовых школ представлений об
особенностях психофизического развития детей с ОВЗ, методиках и
технологии организации образовательного и коррекционного процесса.
8)
Недостаточное материально-техническое оснащение
общеобразовательного учреждения под нужды детей с ОВЗ (отсутствие
пандусов, лифтов, специального учебного, реабилитационного,
медицинского оборудования, специально оборудованных учебных мест, в
том числе для дистанционного обучения).
5
9)
Отсутствие методических
материалов (поурочные
разработки,
планирование, конспекты занятий, технологические карты).
Поскольку речь идет прежде всего об образовании, важно определить его
содержание для детей с ОВЗ.
В соответствии с ч.1 ст.79 Федерального закона «Об образовании в
Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273 установлено: «… содержание
образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной
образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с
индивидуальной программой реабилитации инвалида». Адаптированная
образовательная программа (АОП) дает возможность детям с ОВЗ освоить
основную образовательную программу на доступном для них уровне;
повысить уровень личностного развития и образования; восполнить пробелы
предшествующего обучения и воспитания; повысить уровень познавательной
и эмоционально – личностной сферы. АОП предусматривает организацию
безбарьерной
развивающей
предметной
среды;
создание
атмосферы
эмоционального
комфорта;
формирование
взаимоотношений
в
духе
сотрудничества и принятия особенностей и возможностей каждого ребенка;
использование
вариативных
форм
получения
образования;
участие
в
образовательном процессе разных специалистов и педагогов (педагог-
психолог; социальный педагог; учителя- предметники; медсестра и т.д.).
Для ребенка с ОВЗ должен быть составлен индивидуальный учебный
план: варьирование на уровне содержания адаптированной образовательной
программы осуществляется путем перепланировки количества часов в
структурных единицах программы; изменение последовательности изучения
отдельных разделов программы и тем; увеличение объема интегрированных
занятий внутри адаптированной программы
6
Раздел, раскрывающий содержание индивидуальной программы,
целесообразно разделить на три основных компонента или блока:
- Образовательный компонент. Раскрывается содержание образования
на определенном году обучения с включением календарно-тематического
планирования, критериев оценивания достижений по учебным областям и др.
Образовательный компонент является обязательным для содержательного
наполнения, если в индивидуальную программу включен индивидуальный
учебный план. Содержательное наполнение данного компонента
конкретизирует содержание рабочей программы по учебному курсу.
- Коррекционный компонент. В рамках данного компонента излагаются
направления коррекционной работы с обучающимся, ее приемы, методы и
формы. В коррекционном блоке рекомендуется предусмотреть раздел
учителя-логопеда, педагога-психолога, а также раздел учителя, который
имеет возможность реализовывать приемы и методы коррекционной работы
с обучающимся в урочной и внеурочной деятельности по предмету.
- Воспитательный компонент. Содержит раздел классного
руководителя, (воспитателя, педагога дополнительного образования,
куратора, тьютора, социального педагога и др.), а также раздел, отражающий
притязания родителей обучающихся, в котором описываются условия
взаимодействия специалистов и родителей в процессе психолого-
педагогического сопровождения обучающегося.
- содержание программы: образовательный компонент
1
(содержание
образования на определенном году обучения (промежуточные планируемые
результаты)
с
включением
календарно-тематического
планирования,
критериев
оценивания
достижений
и
др.;
коррекционный
компонент
(направления коррекционной работы с ребенком, приемы, методы и формы;
разделы специалистов ДОУ/ОУ: учителя-логопеда,
педагога-психолога,
1
.
7
инструктора
по
физической
культуре,
музыкального
руководителя;
воспитателя (учителя), который имеет возможность реализовывать приемы и
методы коррекционной работы с ребенком во время непосредственно-
образовательной
деятельности
и
в
свободной
деятельности);
воспитательный компонент (условия взаимодействия воспитателя (учителя)
и специалистов с ребенком с ОВЗ или ребенком-инвалидом, а также с
родителями в процессе обучения);
- использование специальных образовательных программ и методов
обучения и воспитания,
-
специальных
учебников,
учебных
пособий
и
дидактических
материалов,
-
специальных
технических
средств
обучения
коллективного
и
индивидуального пользования,
-
предоставление
услуг
ассистента
(помощника),
оказывающего
обучающимся необходимую техническую помощь,
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий,
- обеспечение доступа в здания организаций,
осуществляющих
образовательную деятельность,
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение
образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями
здоровья.
Наша Рогнединская школа уже давно работает с детьми с ОВЗ:
- дети, обучающиеся по образовательным программам 7 и 8 вида;
- дети инвалиды;
- синдром Аспергера;
8
- ребенок с кохлеарным имплантом;
- нарушение языковых функций.
У учителей безусловно возникают трудности. Такие дети требуют
особого индивидуального подхода, который зависит от особенностей
здоровья конкретного ребенка. На практике, результаты опроса педагогов
показали, что учитель в ситуации необходимости работы с «особым»
ребёнком, чаще всего испытывает следующее: -Чувство беспомощности; -
Острую недостаточность знаний; -Профессиональную некомпетентность; -
Отсутствие (недостаточность) поддержки; -Эмоциональное истощение и т.д.
Т.е., обучение детей с ОВЗ, несомненно представляет собой большую
сложность
для
учителей,
изначально
подготовленных
для
работы
в
общеобразовательных классах. Для работы с детьми с ОВЗ необходимо
повышение профессиональной компетентности педагогов.
9