Автор: Гузель Рубцова Равилевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: город Алдан, Республика Саха (Якутия)
Наименование материала: Исследовательская работа
Тема: "Осторожно! Черепаха!"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением
деятельности по художественно-эстетическому развитию детей «Дельфин»
МО «Алданский район» РС(Я)
«ОСТОРОЖНО! ЧЕРЕПАХА!»
Исследовательская работа
для представления на районной
научно - практической конференции
«Я - исследователь».
Подготовил:
Шушков Тимур
воспитанник
МБДОУ «Детский сад
общеразвивающего вида
«Дельфин»
Руководитель:
Рубцова Г.Р.
воспитатель.
г. Алдан
2020 г
1
1 часть. ВВЕДЕНИЕ.
Проблемная ситуация
:
Я очень люблю животных - у меня дома живет собака - хаска. Летом мне
купили черепаху, и возникла проблема - чем и как ее кормить, как
содержать?
ЦЕЛЬ:
в результате своего исследования получить новые знания об
удивительном животном –черепахе.
Задачи:
1.
Изучить информацию о черепахах,
как о живом существе,
о
характерных признаках её внешнего вида и особенностях поведения,
правила кормления и ухода.
2.
Развивать
умение
работать
в
команде,
выстраивать
диалог
со
сверстниками и воспитателем.
3.
Развивать любознательность, желание исследовать, наблюдать
4.
Обогащать
словарный
запас:
черепахи,
красноухая,
мускусная,
сухопутная, свинорылая, панцирь, драже.
5.
Воспитывать бережное отношение к черепахам, желание заботиться о
них.
Гипотеза:
Черепаха – очень интересное животное, которое может жить на воле и в
неволе. Если изучить, как осуществлять правильный уход за черепахой, то
она в домашних условиях легко привыкает к новым условиям и долго живет.
Материалы и оборудование:
Ноутбук, проектор, видеофильм, аудиозапись, шапочки и мантия ученого-
исследователя, энциклопедии, карточки с различными изображениями,
шахматная доска, детали конструктора ЛЕГО, камни-галька, линейки, лента-
метр, маленькие флажки, поле для черепашьих бегов, листы бумаги,
карандаши.
2
2 часть. Основная.
Аннотация:
Работа может использоваться для детей старшего возраста. С детьми
проводится исследовательская деятельность по методике Савенкова А.И.
Актуальность:
Ознакомление дошкольников с миром животных всегда было актуально, тем
более в современном мире, когда птичьи рынки изобилуют разными птицами
и животными.
В наше время черепах можно встретить не только в дикой природе
или в зоопарках, многие люди заводят черепах так же, как кошек и собак.
Эти экзотические создания всё чаще появляются в домах. Но чаще всего
люди не знают, как за ними ухаживать, что делать и забрасывают их. В этом
случае она может заболеть и умереть. В этом плане необходимо с детства
учить детей ухаживать за домашними питомцами-ведь мы в ответе за тех
кого приручили. Дети с малых лет тянутся к животным и хотят их всегда
подержать, схватить. Взрослым необходимо сначала изучить все условия
содержания и ухода покупаемого животного и рассказать об этом детям.
Выделение и постановка проблем
2.Выработка гипотезы
3.Поиск и предложение возможных вариантов решений проблем.
4.Сбор материалов
5.Обобщение полученных данных.
6.Сбор и подготовка материала вк защите исследовательской работы.
7. Презентация (защита) исследовательской работы.
Методы исследования:(по А.И. Савенкову).
Использование карточек:
Подумай сам.
Спроси у другого.
3
Посмотри в книге.
Посмотри по телевизору.
Проведи эксперимент.
Получи Информацию по интернету.
Использование методов и приемов:
наглядные:
рассматривание
изображений
методов
исследования;
рассматривание изображенной информации;
инновационные: просмотр видеофильмов; изготовление ЛЭПБУКА;
словесные: составление рассказа о том, что нового узнал, за чем
наблюдал;
практические: получение информации от другого человека, получение
информации из энциклопедий, из видеофильма, зарисовки полученной
информации)наблюдения, рассматривание.
Я прочитал с родителями много энциклопедий и журналов о черепахах. С
помощью
взрослых
находил
информацию
в
интернете.
Смотрели
телепередачи, где рассказывалось об этих животных.
Оказывается черепаха - одно из немногих древних обитателей Земли,
которые дожили до наших дней. До сих пор сохранилось 250 различных
видов
черепах.
Некоторые
из
них:
каспийская,
трехкоготные,
дальневосточные,
европейские
болотные,
мускусные,
свинорылая,
красноухая, среднеазиатская сухопутная и многие другие. Есть самая
маленькая – мускусная-капская черепаха, а большая слоновая.
Учёные говорят, что черепахи произошли от примитивных рептилий –
котилозавров.
А еще я узнал, откуда произошло название ЧЕРЕПАХА. В давние времена
панцирь черепах называли черепом, а отсюда и пошло название-черепаха.
Сам панцирь очень прочный, он надежно защищает черепах от ударов,
укусов.
4
Работа в ходе исследовательской деятельности:
1. Чтение произведений Е.И. Золотова «Знакомим детей с миром животных».
2. Сюжетно - ролевая игра «Зоомагазин», «Зоопарк».
3. Просмотр презентации «Какие они черепахи?».
4. Заучивание стихов, считалок о черепахе.
5. Настольно – печатные игры: домино «Животные», лото «В мире
животных», пазлы.
6. Рассматривание энциклопедий «Всё о животных», «Мир животных», «Все
обо всем».
ИССЛЕДОВАНИЕ: Что едят черепахи и как их кормить?
Свое исследование я начал: сделал табличку, где нарисовал различные овощи
и фрукты, продукты. Далее я проделал эксперимент: на тарелочки разложил:
морковь, капусту, апельсин, соленые огурцы и стал наблюдать: К КАКОЙ
ТАРЕЛОЧКЕ ПОДОЙДЕТ мой Мики и станет есть.
Продолжить эксперимент я продолжил и заменил продукты: положил
маслины, грушу, яблоко и морковь. В этом случае мой Мики захотел съесть
только грушу.
Свои наблюдения я продолжил и в течение 2х недель в своем мини-дневнике
исследований я отметил:
РЕЗУЛЬТАТ: черепаха ест: яблоко, капусту, дыню, белокочанную капусту,
пекинскую
капусту,
сладкий
перец,
одуванчики,
огурец
свежий.
К
удивлению она не ест черепаший специальный корм. Ест специальные
витамины, но в измельченном виде.
Я узнал, что сухопутным черепахам нельзя давать пищу, которой питается
человек (колбаса, сыр, мясо, котлеты и др).
5
НАБЛЮДЕНИЕ: «Рассматривание сухопутной и водной черепах».
Водная и сухопутная черепахи похожи. У них есть прочный панцирь,
маленькая головка, которую они при опасности сразу прячут под панцирь.
На ощупь панцирь шершавый, но цвет разный. У обеих четыре конечности,
но у сухопутной лапы, а у водной ласты. И конечно отличается обитание:
водные содержаться в воде, а сухопутные на суше или террариуме.
У нас была возможность рассмотреть сразу четыре черепахи: 3 сухопутные и
1 водная.
РЕЗУЛЬТАТ: Черепахи бывают разные по обитанию, по внешнему виду и
уход за ними тоже отличается.
НАБЛЮДЕНИЕ: «Могут ли черепахи преодолевать препятствия?».
Для наблюдения создали полосу преград: толстую книгу, бруски, камни-
галька. Недолго думая черепаха Паша очень быстро (бегом) пересек все
преграды, за ним шустро бежал водный Жорик. А вот Мики отставал. А
Раффаэла вообще с места не сдвинулась. Дома мой Мики тоже переползал
через стул, через детали конструктора.
РЕЗУЛЬТАТ: черепахи легко преодолевают препятствия, даже могут лезть
вертикально, цепляясь когтями.
ИССЛЕДОВАНИЕ: «Как измерить размер черепахи?».
Для исследования использовали:
лист бумаги - обрисовали силуэт черепахи, потом вырезали и сравнили, чей
силуэт больше;
детали конструктора ЛЕГО-положили черепаху на кирпичики, кто больше
кирпичиков занял, тот и больше;
6
использовали шахматную доску - сколько клеток на поле заняла черепаха,
самая большая 9, маленькая-4;
измерили линейкой и метром - самая большая Раффаэла, маленький – Жорик.
РЕЗУЛЬТАТ: черепах можно измерить разным способом.
НАБЛЮДЕНИЕ: «Могут ли черепахи бегать».
Чтобы провести это наблюдение мы провели «Черепашьи бега». Для этого
сделали поле с беговыми дорожками (четыре). Каждой черепахе прикрепили
мини-флажок с первой буквой по имени. Черепах до старта держали их
владельцы. По сигналу был дан старт – и черепаха Паша просто быстро-
быстро побежал, а за ним водный Жорик. Конечно, они бежали кто куда, но
бежали!
РЕЗУЛЬТАТ: черепахи опровергли миф – идешь, как черепаха. Они умеют
не только быстро ходить, но и очень быстро бегать!
Работа с родителями
1. Посетить вместе с ребенком «Зоомагазин».
2. Поместить информацию для родителей: «Правила поведения с черепахой»,
«Эти удивительные черепахи».
3. Совместно с ребенком собрать информацию о черепах, провести
совместные исследования, наблюдения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Ухаживая за своей черепахой, я столкнулся со многими вопросами: в уходе и
питании. Ответы на свои вопросы я получил из книг, от друзей, искал ответы
на свои вопросы в интернете. Наблюдая за своим питомцем, я узнал, что она
любит, что ей нравится. Черепахи не очень красивые, не умеют ласкаться или
играть, но это не значит, что с ними можно плохо обращаться или не кормить
7
их много дней. За черепахами нужно ухаживать, как и за другими
животными.
В своей работе мною собран материал об удивительном мире черепах,
об истории их появления, видах и среде обитания, особенностях содержания
в домашних условиях, о повадках. В результате исследования мною сделаны
определенные выводы:
1. Моя сухопутная черепаха «Мики» - один из самых распространенных
видов сухопутных черепах.
2. Я узнал, как ухаживать и содержать своего питомца. Узнал, как и чем
кормить Мики. Правильно питание является главным условием для
нормального
развития
сухопутных
черепах.
Каждый
хозяин
должен
чувствовать своего питомца, правильно подбирать корм и давать ему то, что
нравится и что полезно.
3. Черепахи видят преграду и могут ее преодолевать .
4. Измерить черепаху можно разными способами - линейкой, метром,
другими предметами.
5. В ходе черепашьих бегов, я увидел, что бегать черепахи могут и даже
очень быстро.
Этот проект заинтересовал меня, и я бы хотел в дальнейшем продолжить
работу по данной теме, еще больше узнать об этих удивительных,
уникальных животных. Я бы подробнее хотел узнать о методах установки
возраста черепах, о том, как и что видит черепаха и многое другое. Хотелось
бы завести еще одну черепашку, желательно самца, и посмотреть, как они
будут адаптироваться к совместной жизни, сойдутся ли они характерами,
одинаковы будут ли у них привычки, пристрастия в еде, появится ли у них
потомство.
8
Говорят, черепаха в доме к счастью, если не верите в приметы, заведите
черепаху просто так, чтобы любоваться ею, чтобы о ней заботиться.
Заботиться о ком-то – разве это не счастье? И это так же верно, как и то, что
наша земля стоит на трех слонах, а слоны, в свою очередь, стоят на черепахе.
И значит, это она одна держит на своем панцире весь наш мир. Каждая
черепаха – личность. И у каждой свой индивидуальный характер. Черепаха
может быть упрямой и покладистой, игривой и строптивой. Одна будет
клянчить любой корм, другая будет привередливо копаться в наисвежайшем
салате.
Содержать черепаху дома очень интересно. За время, которое «Мики»
живёт у меня, я научился быть ответственным и понял, что если тебе купили
питомца, нужно хорошенько ухаживать за ним. Изучить как можно больше
литературы, наблюдать за животным. Постараться создать все условия для
того, чтобы питомец как можно дольше жил и не болел. И особенно не
бросать их где попало - ведь можно наступить! И хочется в таком случае
сказать - «ОСТОРОЖНО! ЧЕРЕПАХА!».
Я в руки беру поскорей черепаху,
Головку под панцирем прячет она,
Ну что ты, глупышка, не надо бояться,
Поверь, не хочу я обидеть тебя!
9
Список литературы:
1.
А.И.Савенков. Детское исследование, как метод обучения старших
дошкольников. М. Первое сентября.2007г.
2.
А.И.Савенков.
Методика
исследовательского
обучения
дошкольников. М.Федоров.2010г.
3.
А.И. Ким и В.В. Демыкин. «Большая детская энциклопедия» - М.:
ООО «Росмэн - Пресс», 2007 г.
4.
Семенов Д.В. «Я познаю мир» - Змеи, крокодилы, черепахи. – М.:
АСТ: Олимп, 2002 – 416с.
5.
Черепахи. Ящерицы. Змеи: Содержание. Кормление. Лечение в
домашних условиях.- М.: «Аквариум ЛТД», К.: ГИППВ, 2003 - 144
с., илл.
6.
Сбитнева Е.М. «Пресноводные черепахи» - М.: «Вече», 2004г.
7.
«Мир животных» (серия «Эрудит») – М.: ООО ТД «Мир книги»,
2006г.
8.
Махлин М.Д. «Черепахи у вас дома» - М.: Зоомаркет, 1997г.
9.
Васильев Д.Б. «Черепахи. Содержание, болезнь и лечение – М.:
АКВАРИУМ ЛТД, К.: ФГУИППВ, 2003 – 424с. с ил.
10.Гуржий А.Н. «Сухопутная черепаха. Ответы на 44 наиболее
популярного вопроса» - М.: Зоомаркет и Мир бизнеса, 1998г.
11.Чегодаев А.Е. – «99 советов. Красноухая черепаха. Уход и
содержание – М: ООО «АКВАРИУМ ПРИНТ», 2004 – 112с., ил.
10
11