Автор: Галкина Елена Георгиевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ г. Астрахани № 139
Населённый пункт: город Астрахань
Наименование материала: статья
Тема: Организация семейного досуга
Раздел: дошкольное образование
Организация семейного досуга.
Досуг – свободное время, которым человек распоряжается всецело по
своему выбору и усмотрению. Свободное время – одна из важнейших
социальных ценностей, незаменимое средство восстановления физических и
духовных сил человека. Досуг в семье обладает огромным воспитательным
потенциалом, он позволяет инициировать к сотрудничеству людей разных
поколений, даёт возможность родителям и детям воспитывать такие
качества, как взаимопомощь, объединения семьи, защищённость всех её
членов.
В
качестве
сущностной
характеристики
досуга
выделяется
возможность
ребёнка
самостоятельно
выбрать
предпочитаемый
вид
деятельности, максимально отвечающий индивидуальным и половозрастным
интересам.
Педагогически целесообразный досуг развивает у детей умение
самостоятельно планировать свободное время, связывая его с разнообразной
деятельностью.
Результатом
педагогически
обоснованного
досуга,
по
мнению Н.М.Шафран, становится возможность для ребёнка утвердиться в
своих интересах и хобби, отдохнуть физически и получить эмоциональный
заряд.
Мной изучается досуг в семье, как фактор воспитания и развития ребёнка.
Мы опираемся на положение М.Б. Зацепиной о досуге как своеобразном виде
деятельности,
целенаправленно
организуемом
взрослыми
для
игры,
развлечения, отдыха, свободного времяпровождения дошкольников.
В настоящее время типичными видами досуга детей в семье являются:
совместное приобщение к культуре – просмотр телепередач, компьютерные
игры, посещение различных зрелищ, праздники.
Совместные занятия ручным трудом практически отсутствуют, активный
отдых семьи планируется, опираясь на желания взрослых. Современные
родители не всегда учитывают интересы и пожелания детей. Порой не
признаётся такой факт, что умение содержательно организовать своё
свободное
время
ребёнок
приобретает
в
детские
годы
в
семье.
Следовательно, возникает необходимость в сопровождении организации
досуговой деятельности семьи.
Мною
были
определены
причины,
препятствующие
родителям
организовать семейный досуг: нехватка свободного времени, финансовая
несостоятельность, неумение делать это, отсутствие доступной информации
о местах семейного досуга, учёт личных интересов, либо только взрослых,
либо только ребёнка, спонтанное принятие решений. При изучении
положительного опыта проведения семейного досуга было выявлено, что
родители устойчиво поддерживают общественные (все государственные
праздники и традиционные культурные мероприятия) и семейные традиции
(определённая
форма
проведения
семейных
мероприятий,
традиция
отмечать успехи семейные и личные). Из бесед с детьми я узнала, что они
проводят досуги в торгово-развлекательных центрах, за компьютером, семья
не посещает культурно – исторические места района, города, практически
отсутствует понятие «семейное чтение».
Для оказания помощи родителям по вопросу организации семейного досуга
в детском саду были разработаны разнообразные формы и методы
взаимодействия как традиционные,
так нетрадиционные. Участниками
данного педагогического процесса стали дети, их родители, воспитатели
старших групп. Мы применяли интерактивные формы: дискуссии, вечера
вопросов и ответов.
Например, дискуссия «Досуг - это - …». Цель проведения- выявить
степень владения понятия «досуг», «свободное время». Родителям была
предложена
выставка
методической
литературы
по
теме,
приведены
статистические данные М.Б.Зацепиной по проблеме семейного досуга.
Представлен
и
проанализирован
исторический
опыт
проведения
мероприятий в кругу семьи. Логическим продолжением дискуссии стал
«Вечер вопросов и ответов», где родители делились впечатлениями о
проведённых
семейных
досугов.
Провели
родительские
собрания,
начавшееся с сообщения воспитателя на тему: «Основные воспитательные
функции семьи». Мы рассказали, что досуг – не простое времяпровождение.
Далеко не каждое мероприятие (длительное проведение времени у экрана
телевизора, за монитором компьютера, азартные игры, застолья и т.д.) имеет
воспитательное
влияние
на
ребёнка.
Кроме
того,
применялись
просветительские формы работы: выпуск информационных листков, стенды
и уголки для родителей. Учитывая пожелания родителей, мы предложили им
информационные листки «Куда пойти с ребёнком», оформили стенды и
уголки с информацией о театрах, музеях, выставочных театрах, парках
г.Астрахани.