Автор: Сивкова Валерия Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ЧОУ СОШ "Ломоносовская школа"
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: сценарий урока русского языка во 2 классе
Тема: Употребление омонимов в речи
Раздел: начальное образование
Употребление омонимов в речи
2 класс
3 четверть
Цели: закрепление знаний об омонимах и их роли в речи, развитие устной речи,
мышления, воспитание любви к родному языку, чувства коллективизма.
1.
Орг. момент, мотивация (картинка: желания – голоса наших возможностей).
Постановка личных целей.
2.
Минутка каллиграфии. Эмоциональный настрой на качественную работу.
3.
Определение темы урока (применение на практики избирательности внимания),
постановка обучающих целей.
Молоко покрыла пеночка,
Варится в котле овсянка.
За окном щебечет пеночка,
Подпевает ей овсянка.
- Прочитайте стихотворение, выберите ключевые слова, определите тему урока.
Тема урока: Употребление омонимов в речи.
4.
Актуализация, повторение теории
- Что такое омонимы?
Выполнение заданий в парах. Впишите виды омонимов, докажите свой выбор.
Одновременно у доски 2 человека собирают определения видов омонимов.
к
а
м
п
а
н
и
я
к
о
м
п
а
н
и
я
о
м
о
_
_
_
_
о
м
о
_
_
_
_
з
а
м
о
к
з
а
м
о
к
о
м
о
_
_
_
_
т
р
и
т
р
и
5.
Применение знаний на практике.
А) Загадки (фронтально)
Какую косу не заплетешь? Какую марку не приклеишь на конверт? Какой месяц не
увидишь на небе? Какую молнию не застегнешь? Каким ключом дверь не
откроешь?
Б) Групповая работа
Задания для групповой работы
1.
Омографы
Прочитайте текст, поставьте ударение над нужными словами, чтобы получилось
стихотворение. Найдите омонимы, подчеркните, объясните их значение.
Отца спросила дочка:
- Не знаю, как прочесть.
Есть слово «проволочка»
И «проволочка» есть.
А что такое «атлас»?
Его приносят в класс?
Я прочитала «атлас»,
Но есть ведь и «атлас»?
Определите вид омонимов: ________________________
2.
Омофоны
Подберите подходящее слово, запишите. Докажите свой выбор, подобрав
проверочные слова (устно).
Лиса __________________________
Леса __________________________
Дремучие, хитрая
Спеши __________________________
Спиши __________________________
на занятие,
упражнение
Примирять _______________________
Примерять _______________________
костюм, друзей
Определите вид омонимов: ________________________
3.
Омоформы
Найдите в предложениях омонимы, подчеркните, объясните свой выбор.
а) Снег сказал: - Когда я стаю, станет речка голубей, потечёт, качая стаю отражённых
голубей.
б) Белки сидели на ели
И семечки из шишек ели.
Определите вид омонимов: ________________________
Учащиеся выполняют задания в группах.
Задание на слушание при проверке: определите виды омонимов.
6.
Проверка знаний. Выполнение разноуровневых заданий
Фамилия, имя _________________________________________
Уровень В
Определи вид омонимов, поставь цифры:
1 – омофоны
2 – омографы
3 – омоформы
а) Уж наступал вечер. Уж питается лягушками. ____
б) 3ацвели душистые гвоздики. Мальчик рассыпал маленькие гвоздики. ____
в) Сложный код. Пушистый кот. ____
__________________________________________________________________________
Фамилия, имя _________________________________________
Уровень С
Определи вид омонимов, поставь цифры:
1 – омофоны
2 – омографы
3 – омоформы
а) Уж наступал вечер. Уж питается лягушками. ____
б) Нёс медведь, шагая к рынку, на продажу мёда крынку. ____
в) 3ацвели душистые гвоздики. Мальчик рассыпал маленькие гвоздики. ____
г) Сложный код. Пушистый кот. ____
д) Приятно поласкать дитя или собаку, но всего необходимее полоскать рот.
7.
Подведение итогов урока
Задания для родителей
Задание 1
Прочитайте текст, поставьте ударение над нужными словами, чтобы получилось
стихотворение. Найдите омонимы, подчеркните, объясните их значение.
Отца спросила дочка:
- Не знаю, как прочесть.
Есть слово «проволочка»
И «проволочка» есть.
А что такое «атлас»?
Его приносят в класс?
Я прочитала «атлас»,
Но есть ведь и «атлас»?
Определите вид омонимов: ________________________
Задание 2
Подберите подходящее слово, запишите. Докажите свой выбор, подобрав
проверочные слова (устно).
Лиса __________________________
Леса __________________________
дремучие, хитрая
Спеши __________________________
Спиши __________________________
на занятие,
упражнение
Примирять _______________________
Примерять _______________________
костюм, друзей
Определите вид омонимов: ________________________
Задание 3
Найдите в предложениях омонимы, подчеркните, объясните свой выбор.
а) Снег сказал:
- Когда я стаю, станет речка голубей, потечёт, качая стаю отражённых голубей.
б) Белки сидели на ели
И семечки из шишек ели.
Определите вид омонимов: ________________________
Задания для групп
Группа 1
Прочитайте текст, поставьте ударение над нужными словами, чтобы получилось
стихотворение. Найдите омонимы, подчеркните, объясните их значение.
Отца спросила дочка:
- Не знаю, как прочесть.
Есть слово «проволочка»
И «проволочка» есть.
А что такое «атлас»?
Его приносят в класс?
Я прочитала «атлас»,
Но есть ведь и «атлас»?
Определите вид омонимов: ________________________
__________________________________________________________________________
Группа 2
Подберите подходящее слово, запишите. Докажите свой выбор, подобрав
проверочные слова (устно).
Лиса __________________________
Леса __________________________
дремучие, хитрая
Спеши __________________________
Спиши __________________________
на занятие,
упражнение
Примирять _______________________
Примерять _______________________
костюм, друзей
Определите вид омонимов: ________________________
__________________________________________________________________________
Группа 3
Найдите в предложениях омонимы, подчеркните, объясните свой выбор.
а) Снег сказал:
- Когда я стаю, станет речка голубей, потечёт, качая стаю отражённых голубей.
б) Белки сидели на ели
И семечки из шишек ели.
Определите вид омонимов: ________________________