Напоминание

ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА ПОСРЕДСТВОМ ПРИМЕНЕНИЯ НАД ПРОЕКТАМИ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ РАБОТЕ


Автор: Алексеенко Юрий Николаевич
Должность: Учитель технологии
Учебное заведение: Муниципальное общеобразовательное учреждение «Разуменская средняя общеобразовательная школа № 4 «Вектор Успеха» Белгородского района Белгородской области»
Населённый пункт: поселок Разумное Белгородского района Белгородской области
Наименование материала: статья
Тема: ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА ПОСРЕДСТВОМ ПРИМЕНЕНИЯ НАД ПРОЕКТАМИ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ РАБОТЕ
Раздел: среднее образование





Назад




ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА

ПОСРЕДСТВОМ ПРИМЕНЕНИЯ НАД ПРОЕКТАМИ ИНФОРМАЦИОННО-

КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ РАБОТЕ

Ю.Н. Алексеенко,

Разуменская средняя школа №4 Вектор Успеха

Белгородский район

Образованный человек в современном обществе — это не только и не столько

человек, вооруженный знаниями, но умеющий добывать, приобретать знания, делать это

целенаправленно по мере возникновения у него потребности при решении стоящих перед

ним проблем, умеющий применять имеющиеся знания в любой ситуации. Поэтому школа

ставит своей первостепенной задачей формирование всесторонне развитой личности. В

будущем именно личностные качества в совокупности с профессионализмом определяют ее

конкурентоспособность.

Инновационный поиск новых средств для решения этой задачи приводит педагогов к

пониманию необходимости включения в урок различных форм и методов обучения.

Значительную роль в этом играет метод учебных проектов, который в последние годы

приобретает все большую популярность.

Метод учебного проекта — это одна из личностно ориентированных технологий, способ

организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задачи

учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы,

рефлексивные, исследовательские, поисковые и прочие методики. Обучение на основе

проектов — это модель обучения, отличающаяся от традиционных уроков, ориентированных

на учителя, в пользу тщательно спланированного обучения, ориентированного на ученика с

проблемами и опытом реальной жизни. Оно предоставляет возможность самореализации и

результативного обучения всем ученикам, фокусируется на том, что делает ученик.

Основная идея проектного обучения заключается в том, что ученик учится самостоятельно

добывать знания и использовать их для решения новых познавательных и практических

задач. Дети приобретают коммуникативные навыки и умения, работая в разнообразных

группах, исполняют разные социальные роли (лидер, исполнитель, посредник и т.п.),

знакомятся с разными точками зрения на одну проблему.

Особо ценным активизирующим стимулом деятельности является то, что проектное

обучение предусматривает непринуждённость, самостоятельность, по мере выполнения

работы возрастает степень увлечённости ею. Дети учатся на собственном опыте и опыте

своих товарищей, видят результат своего собственного труда.

Уже в 5 классе ребятам предлагается принять участие в работе над проектами, темы

которого предлагает учитель или выбирают сами учащиеся. Учитель объясняет ребятам,

что такое творческий проект и этапы его выполнения, знакомит с целью и задачами

предстоящей работы, с требованиями к оформлению проекта, показывает в качестве примера

уже защищенные. Далее учащиеся разбиваются на группы, в которых определяется

руководитель, отвечающий за весь проект в целом, и подчиненные, которые отвечают за

определенный участок работы. Самостоятельно или с помощью учителя дети составляют

план работы над изделием.Далее учитель проводит индивидуальные консультации с каждым

учеником, определяет задачи, помогает подобрать необходимые материалы и инструменты.

Объем работы устанавливается для каждого ребенка в зависимости от его способностей.

Далее учащиеся приступают к практической работе по изготовлению и поэтапному

1

оформлению творческого проекта. По ходу работы учитель консультирует, оказывает

помощь, контролируя каждый этап выполнения работы.

Уч-ся выполняют 4 основных этапа проектной деятельности:

подготовительный, конструкторский, технологический, заключительный.

На 1 этапе перед ними ставится проблема – осознание нужд и потребностей во всех сферах

деятельности человека. На этом этапе школьники должны осознать, уяснить, зачем и

почему им надо выполнять проект, каково его значение в их жизни и жизни общества. Перед

ними ставится цель получить в итоге деятельности полезный продукт, который может

носить как социальный, так и личностный характер.

На 2 этапе будущее изделие должно найти своё воплощение в графических документах. Это

разработка конструкции, соответствующей технико-технологической документации.

Завершающим элементом этого этапа является планирование технологии изготовления, где

учащиеся осуществляют такие действия, как определение последовательности

технологических операций, выбор оптимальной технологии изготовления изделия, подбор

инструментов и оборудования. Средствами деятельности выступает личный опыт учащихся,

опыт учителя, родителей, а также все рабочие инструменты и приспособления. Результатами

деятельности учащихся является приобретение новых знаний, умений, графические

документы. На протяжении этого этапа учащиеся производят самоконтроль и самооценку.

На 3 технологическом этапе учащиеся выполняют технологические операции, корректируют

свою деятельность, производят самоконтроль и самооценку работы. Цель – качественное и

правильное выполнение трудовых операций. Предмет деятельности – создаваемый

материальный продукт, знания, умения и навыки.

Средства – инструменты и оборудование, с которыми работает учащийся.

Результат – приобретение знаний, умений и навыков.

На 4 заключительном этапе происходит окончательный контроль, корректирование и

испытание проекта. Учащиеся проводят экономические расчеты, экологическое и

минимаркетинговое исследования, анализируют проделанную ими работу, устанавливают,

достигли ли они своей цели, каков результат их труда.

В процессе работы обращаю внимание уч - ся на самоконтроль. Подчёркиваю, что ученик

должен прежде всего, оценить свою работу сам. Считаю это важным воспитательным

моментом. У девочек вырабатывается способность к объективной самооценке не только при

работе в мастерской но и в других ситуациях.

Защита творческих проектов проходит в форме игры, в течение двух уроков. Каждый из

ребят бывает в роли выступающего и эксперта.

К защите ученик представляет проект (пояснительная записка) и изделие.

Процесс защиты проекта позволяет использовать знания и умения, полученные на уроках

технологии, и на других предметах, а также свой личный опыт. Это создаёт условия

воспитания и развития творческого потенциала, заметно повышает самооценку.

2

В последнее время для защиты своих проектов учащиеся все чаще используют презентации.

Использование презентации при защите проекта это метод, позволяющий развивать

мышление учащихся и активизировать их познавательную деятельность.

Результатом всей деятельности становится участие в конкурсах, выставках ярмарках от

школьного до всероссийского уровней. В конце года в школе стало традицией устраивать

большую выставку, на которой дети с удовольствием демонстрируют свои лучшие работы.

Цель выставки: показать свои знания и умения, полученные в течение года на уроках

технологии, поделиться своим опытом с другими учащимися. За лучшие работы дети

награждаются грамотами. Это развивает у ребят мышление и фантазию, повышает

уверенность в своих силах, учит соизмерять свои цели и возможности.

В результате выполнения проектов учащиеся приобретают способствующие развитию

личности следующие умения: интеллектуальные, организационные, коммуникативные,

бесконфликтного общения, контролирующие, графические, конструкторско-

технологические, экономические, экологические. У них воспитываются трудолюбие,

способность самостоятельно применять решения, проявлять изобретательность, брать на

себя ответственность, укрепляется воля, формируются положительные потребности и

интересы. Все это способствует самоопределению, самореализации, позволяет подойти к

осознанному выбору профессии.

Мне доставляет большое удовольствие видеть, как растут мои ученики в плане

самостоятельности, самоорганизации, как расширятся их сфера интересов. Накопленный

мной опыт организации творческих проектов показывает его большие возможности в

решении разнообразных педагогических проблем. Он позволяет научить детей

интегрировать применять в практической деятельности знания по многим другим школьным

предметам, органично связать учебную и внеурочную деятельность, привлечь к

образовательному процессу родителей, осуществлять экологическое, эстетическое,

экономическое воспитание, приобщить каждого к творчеству.

3



В раздел образования