Напоминание

Формирование основной экологической культуры детей дошкольного возраста


Автор: Кучуро Галина Анатольевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с 2
Населённый пункт: Ставрополь г.
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Формирование основной экологической культуры детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Формирование основной экологической культуры детей

дошкольного возраста

Введение

1.1.Особенности

развития

экологической

культуры

у

детей

дошкольного возраста

1.2.

Основные

направления

работы

по

формированию

основ

экологической культуры у дошкольников

1.3. Формирование начал экологической культуры у дошкольников

Заключение.

Список используемой литературы

Введение

Вводить малыша в мир природы надо так, чтобы каждый день открывал в

нем что-то новое, чтобы он рос исследователем.

В настоящее время разные авторы по-разному определяют возраст, с

которого следует начинать экологическое образование ребенка. Так, М. А.

Шаргаев считает, что «необходимо начинать экологическое обучение и

воспитание человека с его утробного развития... детей надо учить, начиная...

даже не с грудного возраста, а намного раньше». Р. Левина отмечает, что

экологическое образование дошкольников может «начинаться с момента их

прихода в дошкольное учреждение», т. е. с 2-3 лет. Программа Ж. Л.

Васякиной «Паутинка» рассчитана на детей, начиная с 2-летнего возраста. В

принципе при достаточно широкой трактовке термина «экологическое

образование» можно говорить о его применении по отношению и к детям

раннего возраста.

1.1

Особенностью дошкольного возраста является эмоционально

окрашенное восприятие материала, эмоции играют большую роль в

восприятии природы, ее красоты и неповторимости. Преобладает наглядно-

образное, наглядно-чувственное восприятие окружающего мира. Ребенок

мыслит, прежде всего, образами. Но от отдельных образов постепенно

переходит к некоторым общим понятиям. Ощущение и восприятие

окружающего у детей развиваются одновременно с мышлением. Крайне

важно развивать ощущения и восприятие, которые составляют основу

познания.

Ввести ребёнка в мир природы, научить его понимать её, воспитать бережное

отношение к ней, овладеть определёнными знаниями должны взрослые.

Взрослые должны прозреть, а детей надо воспитывать. Какие экологические

представления могут и должны быть сформированы у дошкольников.

Влияние родной природы каждый из нас в большей или меньшей степени

испытывал на себе и знает, что она является источником первых конкретных

знаний тех радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю

жизнь. Сегодня от экологического невежества людей до преступления перед

человечеством – один шаг. А формируются эти невежды в семье, детском

саду, школе. Вот почему современные учёные исследуют проблемы экологии

комплексно, изучают разные её аспекты, в том числе и педагогический.

Основная задача педагогики воспитание у детей экологической культуры,

фундамент которой составляют: достоверные факты практические умения,

направленные на охрану природы. Экология это не только животные и

растения это и вода, воздух, реки, небо, леса, луга и т.д. Чем раньше

начинается формирование основ экологической культуры, тем выше и

эффективность.

1.2

Формирование

экологической

культуры

личности

сложный

и

длительный

процесс.

Необходимо

научить

детей

экологически

целесообразному образу жизни. Работа в этом направлении должна

начинаться

уже

с

младшего

дошкольного

возраста,

когда

в

детях

закладывается фундамент познавательной активности.

Это позволит прийти к итоговому выводу о том, что цель экологического

воспитания дошкольников ориентирована на формирование у них начал

экологической культуры через процесс «осознанноправильного отношения

детей к природе во всем ее многообразии, к людям, охраняющим и

созидающим на ее основе материальные и духовные богатства, к себе как

части природы».

Традиционно в дошкольном воспитании в общий процесс освоения природы

включается элемент её познания, выработка гуманного отношения к ней и

осознанного поведения в природной среде. Эколого-социальная ситуация

сегодняшнего дня выдвигает перед нами задачу поиска универсальных

средств экологического воспитания детей до школы в современных условиях.

Одним из таких средств может стать игра.

Сущность игры как ведущего вида деятельности заключается в том, что дети

отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений

взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности. Игра —

есть, своего рода, средство познания ребенком действительности.

1.3

Формирование

экологической

грамотности

у

населения

страны

подразумевает создание системы непрерывного экологического образования,

первым звеном которого является дошкольное. Известно, что именно в этом

возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношения к

окружающему миру.

Одной из основных задач воспитания и образования является формирование

экологической

культуры

и

природоохранного

создания,

а

также

практические умения.

Важно

отметить,

что

экологическая

культура

является

интегральной

категорией,

вбирающей

в

себя

знания,

касающиеся

основных

закономерностей и взаимосвязей в природе и обществе, эмоционально-

чувственные

переживания,

эмоционально-ценностное

и

деятельностно-

практическое отношение к природе, обществу, к действительности, а так же

сознательное отношение к природе и практическое участие в улучшении

природопользования, а также сложившееся в результате этой деятельности

экологическое

сознание

человека (интересы,

потребности,

установки,

эмоции, переживания, чувства, эстетические оценки, вкусы и т.д.).

Образовательная деятельность с детьми строится с учетом времени года,

состоят из трех частей:

1 часть – беседа (рассказы, сказки, наблюдения на прогулке);

2 часть – экологическая игра;

3 часть - исследовательская деятельность.

Заключение

Теоретическая

основа

развития

начал

экологической

культуры

основывается на решении задач в их единстве: обучения и воспитания,

развития.

Если правильно организовать экологическое воспитание в дошкольном

учреждении, можно достичь очень больших результатов. Особенно, когда

дошкольник взаимодействует с миром природы, находящейся в пространстве

его жизнедеятельности. Это живые объекты в помещении и на территории

ДОУ.

Таким образом, формирование основ экологической культуры у детей

дошкольного возраста – поможет заложить в них бережное отношение к

природе, усвоить нормы и правила окружающего их мира. Потребность

ребенка в общении с живой природой, поможет проявлению в них чуткости и

доброты. А эстетическое чувство прекрасного и понимание природы,

заставит проявлять такую необходимую в наше время инициативу в

сохранении нашего прекрасного и ранимого окружающего мира.

Список литературы

1.

Аветисян, Л. Природа и умственное воспитание дошкольников

2.

Ашиков, В. Детям надо помочь влюбиться в красоту.

3.

Веретенникова, С. А. Ознакомление дошкольников с природой

4.

Виноградова,

Н.

Ф.

Экологическое

воспитание

дошкольников:

Проблемы и перспективы.

5.

Н. Ф. Виноградова / Начальная школа.

6.

Григорьева,

А.

И.

Формирование

экологической

культуры

дошкольника / // Дошкольник. Младший школьник. Методические

материалы



В раздел образования