Автор: Кучуро Галина Анатольевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с 2
Населённый пункт: Ставрополь г.
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Формирование основной экологической культуры детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
Формирование основной экологической культуры детей
дошкольного возраста
Введение
1.1.Особенности
развития
экологической
культуры
у
детей
дошкольного возраста
1.2.
Основные
направления
работы
по
формированию
основ
экологической культуры у дошкольников
1.3. Формирование начал экологической культуры у дошкольников
Заключение.
Список используемой литературы
Введение
Вводить малыша в мир природы надо так, чтобы каждый день открывал в
нем что-то новое, чтобы он рос исследователем.
В настоящее время разные авторы по-разному определяют возраст, с
которого следует начинать экологическое образование ребенка. Так, М. А.
Шаргаев считает, что «необходимо начинать экологическое обучение и
воспитание человека с его утробного развития... детей надо учить, начиная...
даже не с грудного возраста, а намного раньше». Р. Левина отмечает, что
экологическое образование дошкольников может «начинаться с момента их
прихода в дошкольное учреждение», т. е. с 2-3 лет. Программа Ж. Л.
Васякиной «Паутинка» рассчитана на детей, начиная с 2-летнего возраста. В
принципе при достаточно широкой трактовке термина «экологическое
образование» можно говорить о его применении по отношению и к детям
раннего возраста.
1.1
Особенностью дошкольного возраста является эмоционально
окрашенное восприятие материала, эмоции играют большую роль в
восприятии природы, ее красоты и неповторимости. Преобладает наглядно-
образное, наглядно-чувственное восприятие окружающего мира. Ребенок
мыслит, прежде всего, образами. Но от отдельных образов постепенно
переходит к некоторым общим понятиям. Ощущение и восприятие
окружающего у детей развиваются одновременно с мышлением. Крайне
важно развивать ощущения и восприятие, которые составляют основу
познания.
Ввести ребёнка в мир природы, научить его понимать её, воспитать бережное
отношение к ней, овладеть определёнными знаниями должны взрослые.
Взрослые должны прозреть, а детей надо воспитывать. Какие экологические
представления могут и должны быть сформированы у дошкольников.
Влияние родной природы каждый из нас в большей или меньшей степени
испытывал на себе и знает, что она является источником первых конкретных
знаний тех радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю
жизнь. Сегодня от экологического невежества людей до преступления перед
человечеством – один шаг. А формируются эти невежды в семье, детском
саду, школе. Вот почему современные учёные исследуют проблемы экологии
комплексно, изучают разные её аспекты, в том числе и педагогический.
Основная задача педагогики воспитание у детей экологической культуры,
фундамент которой составляют: достоверные факты практические умения,
направленные на охрану природы. Экология это не только животные и
растения это и вода, воздух, реки, небо, леса, луга и т.д. Чем раньше
начинается формирование основ экологической культуры, тем выше и
эффективность.
1.2
Формирование
экологической
культуры
личности
–
сложный
и
длительный
процесс.
Необходимо
научить
детей
экологически
целесообразному образу жизни. Работа в этом направлении должна
начинаться
уже
с
младшего
дошкольного
возраста,
когда
в
детях
закладывается фундамент познавательной активности.
Это позволит прийти к итоговому выводу о том, что цель экологического
воспитания дошкольников ориентирована на формирование у них начал
экологической культуры через процесс «осознанноправильного отношения
детей к природе во всем ее многообразии, к людям, охраняющим и
созидающим на ее основе материальные и духовные богатства, к себе как
части природы».
Традиционно в дошкольном воспитании в общий процесс освоения природы
включается элемент её познания, выработка гуманного отношения к ней и
осознанного поведения в природной среде. Эколого-социальная ситуация
сегодняшнего дня выдвигает перед нами задачу поиска универсальных
средств экологического воспитания детей до школы в современных условиях.
Одним из таких средств может стать игра.
Сущность игры как ведущего вида деятельности заключается в том, что дети
отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений
взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности. Игра —
есть, своего рода, средство познания ребенком действительности.
1.3
Формирование
экологической
грамотности
у
населения
страны
подразумевает создание системы непрерывного экологического образования,
первым звеном которого является дошкольное. Известно, что именно в этом
возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношения к
окружающему миру.
Одной из основных задач воспитания и образования является формирование
экологической
культуры
и
природоохранного
создания,
а
также
практические умения.
Важно
отметить,
что
экологическая
культура
является
интегральной
категорией,
вбирающей
в
себя
знания,
касающиеся
основных
закономерностей и взаимосвязей в природе и обществе, эмоционально-
чувственные
переживания,
эмоционально-ценностное
и
деятельностно-
практическое отношение к природе, обществу, к действительности, а так же
сознательное отношение к природе и практическое участие в улучшении
природопользования, а также сложившееся в результате этой деятельности
экологическое
сознание
человека (интересы,
потребности,
установки,
эмоции, переживания, чувства, эстетические оценки, вкусы и т.д.).
Образовательная деятельность с детьми строится с учетом времени года,
состоят из трех частей:
1 часть – беседа (рассказы, сказки, наблюдения на прогулке);
2 часть – экологическая игра;
3 часть - исследовательская деятельность.
Заключение
Теоретическая
основа
развития
начал
экологической
культуры
основывается на решении задач в их единстве: обучения и воспитания,
развития.
Если правильно организовать экологическое воспитание в дошкольном
учреждении, можно достичь очень больших результатов. Особенно, когда
дошкольник взаимодействует с миром природы, находящейся в пространстве
его жизнедеятельности. Это живые объекты в помещении и на территории
ДОУ.
Таким образом, формирование основ экологической культуры у детей
дошкольного возраста – поможет заложить в них бережное отношение к
природе, усвоить нормы и правила окружающего их мира. Потребность
ребенка в общении с живой природой, поможет проявлению в них чуткости и
доброты. А эстетическое чувство прекрасного и понимание природы,
заставит проявлять такую необходимую в наше время инициативу в
сохранении нашего прекрасного и ранимого окружающего мира.
Список литературы
1.
Аветисян, Л. Природа и умственное воспитание дошкольников
2.
Ашиков, В. Детям надо помочь влюбиться в красоту.
3.
Веретенникова, С. А. Ознакомление дошкольников с природой
4.
Виноградова,
Н.
Ф.
Экологическое
воспитание
дошкольников:
Проблемы и перспективы.
5.
Н. Ф. Виноградова / Начальная школа.
6.
Григорьева,
А.
И.
Формирование
экологической
культуры
дошкольника / // Дошкольник. Младший школьник. Методические
материалы