Напоминание

Роль внеурочной деятельности в развитии интеллектуального и творческого потенциала обучающихся.


Автор: Людмила Викторовна Безрукова
Должность: учитель истории
Учебное заведение: ГБОУ СОШ № 58
Населённый пункт: город Севастополь
Наименование материала: Статья.
Тема: Роль внеурочной деятельности в развитии интеллектуального и творческого потенциала обучающихся.
Раздел: полное образование





Назад




Роль внеурочной деятельности в развитии интеллектуального и творческого

потенциала обучающихся

.

Г. Севастополь. ГБОУ СОШ № 58 Безрукова Л.В.

Современное общество предъявляет к человеку всё более высокие требования. Растет

социальная конкуренция, поэтому необходимо уметь творчески применять те знания и

навыки, которыми обладаешь, уметь преобразовывать деятельность таким образом, чтобы

сделать её как можно более эффективной. Для того, чтобы быть востребованным в

современном обществе необходимо привносить в него новое своей деятельностью, то

есть быть «независимым». А для этого, деятельность должна носить творческий

характер.

Поэтому учебно-воспитательный процесс в школе направлен на выполнение нового

социального заказа - формирование интеллектуальной, творческой, социально-

адаптированной личности, ее способности к творчеству в самых разнообразных сферах

деятельности обучающихся, а именно на уроках и во внеурочной деятельности. В связи с

переходом на новые стандарты второго поколения происходит совершенствование

внеурочной деятельности. На это указывает нам и Федеральный государственный

образовательный стандарт, в котором говорится о том, что «внеурочная

деятельность школьников рассматривается как деятельность, обладающая

огромным потенциалом для создания воспитывающей и развивающей среды в

образовательной организации, формирования различных сфер личности ребенка,

удовлетворения его познавательных потребностей и развития творческих

способностей».

Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность,

организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в

содержательном

досуге,

их

участии

в

самоуправлении

и

общественно-полезной

деятельности. Это способ научиться тому, чему не может научить обычный урок, это

ориентация в реальном мире, проба себя, поиск себя и в первую очередь – умение

общаться.

Разнообразная форма организации внеурочной деятельности значительно

повышает

активность

и

работоспособность детей,

способствует

психологической

разрядке, снятию стрессовых ситуаций, гармоничному включению в мир человеческих

отношений, а значит эффективности обучения и воспитания.

Чем богаче творческий потенциал учителя, тем вероятнее, что он обучит

творчеству детей, выявит и будет развивать у них творческие качества. В наше время

проблема развития творческой личности получает небывалую актуальность, а работа в

этом направлении - практическую значимость. У детей должно быть много интересной

творческой деятельности, заставляющей почувствовать себя человеком интересным,

привлекательным для других. Процесс обучения творчеству должен строиться так, чтобы

каждый ученик мог выявить и развить свой комплекс способностей, учиться познавать

самого себя, развивать на определенном уровне мышление, фантазию, воображение.

Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных

условий, благоприятствующих их формированию.

Что такое творчество? Это всегда воплощение индивидуальности, это форма

самореализации личности, это возможность выразить своё особое, неповторимое

отношение к миру.

Процесс обучения творчеству должен строиться так, чтобы каждый ученик мог

выявить и развить свои способности, учиться познавать самого себя, развивать

на определенном уровне мышление, фантазию, воображение.

1

Творчество – очень важный момент в развитии ребёнка. Каждый ребенок по

натуре своей –художник

и талантлив от природы

.

Изобразительное искусство

является едва ли не самым интересным видом творческой деятельности детей во

внеурочное время. Хорошо, когда ребёнок видит красоту и разнообразие окружающего

мира. Но ещё лучше, если он не только замечает эту красоту, но и творит её, вносит в

свою жизнь. Внеурочная деятельность как раз способствует этому. Поскольку ребенок

своими руками создал интересную работу, он по-другому начинает относиться к

окружающему миру, ценить красоту его.

Где-то прочитала, что истоки способностей и дарования детей - на кончиках их

пальцев и полностью с этим согласна. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити -

ручейки, которые питают источник творческой мысли. В. А. Сухомлинский утверждал:

«чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». Рисуя, ребенок развивает

себя как физически, так и умственно, т.к. функционирование мелкой моторики напрямую

влияет на работу мозга.

Хорошо рисующие дети логичнее рассуждают, больше замечают, внимательнее

слушают...

По характеру того, что и как изображает ребенок, можно судить о его

восприятии окружающей действительности, об особенностях памяти, воображения,

мышления. Проявление и развитие творческих способностей учит ребенка не просто

смотреть, а видеть, помогает ему стать неординарной, развитой личностью

Творческий человек, как правило, более успешен во всем - от простого общения

до профессиональной деятельности.

Творческие способности помогают ученику

находить оригинальные решения сложных проблем. Именно поэтому необходимо

стимулировать мотивацию учащихся к творчеству, создавать условия для развития их

творческих способностей.

.

Творчество

нужно

в

любой

сфере

человеческой

деятельности:

научной,

художественной, производственно-технической, хозяйственной и т.д. Для педагогов

развитие творческой индивидуальности является одной из важнейших задач обучения и

воспитания.

Замечено, что творческие люди обладают большой жизненной энергией до глубокой

старости, а люди ко всему равнодушные, ничем не увлеченные чаще болеют и

быстрее стареют.

Интеллектуальные и творческие способности каждого ребенка имеют очень важное

значение в его жизни. В зависимости от присутствия в личности умственных

способностей будет зависеть школьная успеваемость, возможность быстро усваивать

новую необходимую информацию, взаимодействовать с окружающими. Креативность или

способности к творчеству позволяет человеку находить нестандартные решения,

придумывать нечто принципиально новое, а также находить в обычной жизни яркие

моменты.

Таким образом, наличие интеллектуальных и

творческих задатков у

человека,

играет важную роль.

Неспособных людей нет. Нужно распознать эти способности.

И никогда не бывает поздно это сделать.

«Мы просто не знаем, на что способны» - говорил Махатма Ганди

Творческий потенциал безграничен в каждом. Необходимо настойчиво, последовательно

и терпеливо создавать новые возможности для его раскрытия.

Творческая деятельность – результат и одновременно важное условие дальнейшего

развития личности, развития ее творческого потенциала.

2

Михаил Михайлович Мамчич шутя писал :

«В каждом спит художник и поэт. Устроили ночлежку

…»

Давайте разбудим! Это должны сделать мы! Учителя.

Любой урок у ребенка должен вызывать удивление и интерес. Двигаясь от техники

«кляксографии», «ниткографии» с младшими детьми, вдохновленные творчеством

угадывания возможного изображения переходим к более сложному творчеству, например,

рисование по «мокрому». Надо научить детей видеть в простых вещах интересные идеи,

уметь фантазировать.

На своих занятиях во внеурочной деятельности я стараюсь использовать как

традиционные методы, так и нетрадиционные. ………..

Улучшить организацию моей работы помогает соблюдение некоторых правил:

-служить примером для подражания, показываю свои работы, рассказываю, как их

выполняла.

-поощрять сомнения, и через мои личные сомнения тоже пытаюсь достучаться к

личности ребенка.

-разумный поиск. Как пришла к такому решению? А что бы сделали вы?

-разрешать делать ошибки. Мои слова на уроке часто звучат: «Не бойтесь, я помогу вам

всё исправить!» И показываю всем ребятам в классе, как я это делаю. Им это очень

интересно! Смотрят все, получится или нет? И с удовольствием видят, да, получилось и

рисуют смелее.

-поощрять творческие идеи и результаты творческой деятельности,

Стараюсь создать условия, при которых ученик испытывает череду эмоций:

Демонстрирую образцы работ на заданную тему. Ребятам нравится, восхищение: «Как

здорово, красиво сделано!» Потом им сообщаю, что это выполнили мои ученики.

Удивление. Затем называю возраст того, кто так нарисовал. Опять удивление:

«Неужели этому можно научиться у нас в школе?» И, наконец, восторг: «И я так

смогу?!» Да, отвечаю, если будете внимательно слушать.

Передо мной, как перед учителем стоит сложная задача не только научить, но и

заинтересовать учащихся, сделать так, чтобы детям нравилось то, что они делают.

Только тогда ученик с радостью выполняет поставленную задачу. Все люди в любом

возрасте любят играть, рисовать, творить. Великие художники, поэты, музыканты

пробовали себя с детства в творчестве. Заложили основу для дальнейшего раскрытия

своих способностей. Внеурочные мероприятия, активизирующие познавательные

процессы обучающихся из моей практики:

……….

Изобразительное искусство играет большую роль в художественном образовании детей. В

процессе занятий рисованием, аппликацией, декорированием заложен высокий

воспитательный потенциал. На занятиях раскрываются духовные ценности работ великих

художников и народных мастеров, формируется эстетический вкус учащихся, у них

развиваются трудовые умения и навыки. Занятия внеурочной деятельностью позволяют

приобщиться к интересному делу, которое внутренне обогатит их, уведёт в мир

прекрасного, а в дальнейшем заполнит интересным творческим трудом в свободное от

работы время.

Понятно, что без учета возрастных и индивидуальных способностей ребенка невозможно

выполнить поставленные цели.

Что значит развивать творческие и интеллектуальные способности?

Во-первых, это развитие наблюдательности, воображения воли, речевой и общей

активности, общительности, натренированной памяти, привычки анализировать и

осмысливать факты.

Во-вторых, это систематическое создание ситуаций, позволяющих выразить себя.

3

В-третьих, это организация исследовательской деятельности в познавательном процессе.

Какие задачи я ставлю перед собой во внеурочной деятельности:

-дать учащимся качественное образование;

- раскрыть способности, интеллектуальный, творческий потенциал каждого ученика;

-использовать инновационные педагогические технологии;

-совершенствовать формы и методы организации внеурочно деятельности;

-стимулировать познавательные интересы;

-прививать навыки самостоятельной работы.

Ребенок в результате такой помощи должен научиться: (Повторюсь, но по-моему, это

важно)

удивляться всему, будто видит все в первый раз. Нужно удивляться каждой вещи, всему

живому, любому явлению жизни. Надо почувствовать, что все есть чудо. Не чудесного в

мире нет. То есть надо как бы родиться заново, пережить второе рождение – рождение в

искусстве, где все – игра чудесных сил;

видеть, слышать, ощущать (удивившись, начинаешь присматриваться, вслушиваться…) –

так, как мать видит, слышит, ощущает своего ребенка, летчик – свой самолет, моряк –

корабль. Нужно научиться видеть с закрытыми глазами (как лицо своей матери).

Источник художественного творчества – память;

мечтать (фантазия – цемент, скрепляющий самые разные вещи, соединяя их в одно

удивительное целое)

Удивляться, всё видеть, мечтать-

этих трех даров достаточно, чтобы быть поэтом в душе, но не на деле. Чтобы

творить, следует еще научиться:

владеть техникой творчества (искусством живописи, слова, приемами ремесла).

создавать «законченную вещь», то есть произведение

Давно уже было замечено, что таланты являются всюду и всегда, где и когда существуют

условия, благоприятные для их развития. Поэтому стараюсь создать эти условия:

1)

Свободная атмосфера в классе;

Предоставление ребёнку психологической

свободы: свободы выбора, свободы выражения чувств и переживаний, принятия

самостоятельного решения. Такая свобода способствует развитию воображения,

фантазии, самостоятельности.

2)

Доверие и уважение к ученикам, тактичная помощь детям.

3)

Высокий уровень познавательных интересов.

4)

Внимательное

и

чуткое

отношение

ко

всем

проявлениям

творческой

активности школьников, которое предполагает восхищение каждой идеей,

мыслью, поделкой ученика. Необходимо в каждом ребёнке видеть творческий

потенциал, своеобразную индивидуальную креативность и стремиться развивать

её, помогать детям понять себя.

5)

Использование личного примера творческого подхода к решению задач

6)

Поощрение-обязательно! Доброе слово и кошке приятно. Найти, за что

похвалить, окрылить ребенка

.

Сюжет детской работы никогда не должен

подвергаться критике, а наоборот, воодушевлять ребенка, чтобы он

продолжал творить.

Порыв к творчеству может так же легко угаснуть, как и возник.

7)

Нельзя слишком сильно навязывать свое видение, а только подсказать, намекнуть,

направить на правильный путь, поощрить нестандартный подход. Очень важно,

чтобы на занятиях звучали собственные переживания и впечатления, окрашенные

детской эмоцией, совершенно искренние выплески души и разума.

4

8) Восприятие ребёнка как личности вне зависимости от того, что и как он делает,

безусловное уважение и принятие его таким, какой он есть..

Способы стимулирования способностей разные.

Для стимулирования творческой

деятельности важно выставлять работы детей на показ зрителям. Это заинтересовывает

ребёнка в своей работе, у него появляется гордость за неё и уверенность в своих силах. С

каждым разом он будет стремиться делать всё лучше и лучше, может посмотреть на

работу со стороны, оценить и сравнить своё творчество.

Для развития навыков творческой активности необходима такая организация обучения,

при которой учащийся действует активно, вовлекается в процесс самостоятельного

поиска. Это можно проявить в темах внеурочной деятельности, связанных с

изготовлением поздравительных открыток, плакатов, классных газет. Эти задания можно

использовать как для групповой работы учащихся, так и для работы в парах.

Ребёнок должен знать,

«вкус успеха». «Успех ученика должен быть не концом

работы, а его началом». Создание у ребенка достаточной уверенности в своих силах,

умственных возможностях. Для этого информацию на занятиях сообщаю небольшими

порциями. Показываю все этапы рисования на доске или листе бумаги,

иногда по

несколько раз, чтобы ребенок увидел, как можно достигнуть такого результата. Вновь

полученные знания сразу закрепляем практическими умениями каждый на своей работе.

Повторение знаний и совершенствование умений осуществляем во время выполнения уже

следующей картины.

Чтобы дети могли быстрее увидеть результат своего труда, начинаю занятие всегда с

простых картин, небольших по объёму, но тоже интересных. Ведь если ребенку не

понравится картина, заставить его выполнить такую работу сложно. Стараюсь работать

так, чтобы в каждом новом рисунке ребята могли проявить самостоятельность,

творческую инициативу, выдумку.

Творческая работа должна разворачиваться во взаимодействии детей друг с другом

и взрослыми, проживаться ими в зависимости от конкретных условий в интересных

игровых и событийных ситуациях. Поэтому нахожусь в постоянном творческом поиске,

фантазирую, каждый раз включаю в работу что-то новое.

Интеллектуальный потенциал и творческие способности ребенка развиваются в

процессе выполнения рисунка, так как ему необходимо напрягать внимание, преодолевать

некоторые препятствия, запоминать последовательность тех или иных операций. Это

развивает целеустремленность, укрепляет внимание и память, воспитывает нравственно-

волевые качества, совершенствуется мелкая моторика рук, что очень важно, так как это

стимулирует развитие мышления ребёнка.

Как я уже говорила выше, невозможно творчество без фантазии.

Во время занятий в «ИЗО студии» дети стараются проявить свою фантазию, воображение,

быстроту, умение владеть кистью. Каждый ребёнок стремиться быть непохожим на

других. Поэтому моей задачей является увидеть и подчеркнуть оригинальность,

индивидуальность ребенка, помочь ему проявить её во время выполнения следующих

этапов работы. Ты родился оригиналом-не умри копией!

Основной принцип внеурочной деятельности – добровольность, поэтому

на занятиях отсутствует принуждение извне и действует закон свободной самореализации

учащегося, проявление его задатков и способностей. Если интересно, значит,

запоминается непроизвольно. Именно во внеурочной работе происходит важнейший

процесс культурной социализации, развитие интеллектуальных и эмоциональных

потребностей.

Для привлечения к творчеству педагог должен учитывать многие факторы, которые

развивают творческий потенциал ребенка.

5

Его интересы, личные качества, навыки, склонности. Ведь ребенок не пустой сосуд,

который мы наполняем. Он субъект творчества.

Нужно учитывать то, что никто кроме него не даст «верного» решения стоящей перед

ним творческой задачи. Например, если ребенок ищет сочетания цветов, выражающие

определенное чувство или выбирает материалы для работы, чтобы создать интересный,

характерный образ, он решает истинно художественно-творческую задачу.

Закрепить у ребят интерес к изучаемому материалу можно сделать во время работы

над сюрпризом для своих близким, подарить к празднику какую-либо вещь,

изготовленную своими руками. При этом обращаю особое внимание на трудоёмкость того

или иного изделия. Перспектива быстрого выполнения работы, желание как можно скорее

увидеть результаты своего труда воодушевляют учащихся. Чтобы ребёнок лучше

представлял, что он делает, и знал, какой затем получит результат, я стараюсь направлять

его практические действия. Всегда помню, что направлять ребёнка – не значит

ограничивать его строгими рамками, лишать свободы самовыражения, творческой

активности и поисков способов передачи своих ощущений, чувств, переживаний. Важно,

чтобы дети были раскрепощены, вместе с учителем «творили». Основной двигатель

изучения предмета – радость познания, положительные эмоции.

Для формирования творческой личности ребенка, развития его активности я

использую идею сотрудничества. Учитель-ученик-родитель и учитель-ученик,

ученик-родитель. Это идея свободного выбора ребенком способа и сроков работы, идея

коллективного творческого воспитания, идея творческого производительного труда.

Отношения с учениками ориентированы на то, чтобы вовлечь их в творческую

самостоятельную познавательную деятельность. Отсюда лозунг: «Учение без

принуждения».

Часто демонстрирую работы ребят перед классом, прошу найти в них, что

понравилось. Знакомство детей с творчеством своих одноклассников делает их добрее,

отзывчивее, внимательнее друг к другу, ко всему окружающему миру.

Творческие

и

интеллектуальные

способности

помогают

сформулировать

собственную точку зрения, воспитывать в детях доверие к собственным силам и интерес

к другому мнению, учат культуре общения.

Вывод: основной результат внеурочной деятельности согласно ФГОС состоит

в том, что в школе должен работать - высококомпетентный педагог, готовый к

социальной

и

профессиональной

мобильности,

непрерывному

образованию,

саморазвитию, самосовершенствованию своих компетенций, ускоренному усвоению

инноваций, быстрой адаптации к запросам и требованиям динамично меняющегося мира,

носитель ценностей гражданского общества.

Работайте, трудитесь творчески!

Иначе, зачем? Творческих всем успехов!

6



В раздел образования