Автор: Бурцева Кристина Александровна Должность: учитель русского языка и литературы. Учебное заведение: МКОУ"Вяткинская СОШ" Населённый пункт: с.Вяткино Наименование материала: Рабочая программа по русскому языку 7 класс Тема: Рабочая программа Раздел: среднее образование
Васильева Ирина Борисовна, учитель русского
языка и литературы МБОУ «Янышская СОШ»
Введение
Выбранная нами тема подразумевает под собой исследование на стыке двух дисциплин:
литературы и истории.
Для начала скажем, что новелла – это повествовательный прозаический жанр, для
которого характерны краткость, острый сюжет, нейтральный стиль изложения,
неожиданная развязка [5]. Жанр новеллы в школьной программе по литературе
представлен всего несколькими произведениями, самое запоминающееся из которых
«Маттео Фальконе» Проспера Мериме, которое читают в 6 классе. Поэтому наше
исследование мы считаем актуальным для учащихся школ.
В своей работе мы решили проанализировать, является ли изображение средневекового
времени в новелле Э.Т.А. Гофмана достоверным или же автор всё это выдумал сам и
представил на суд читателям. Данная тема учёными-литературоведами не изучена.
События абсолютного большинства новелл Гофмана разворачиваются в городе. Не
случайно он становится основной средой обитания человека в его творчестве, так как 20
лет своей жизни Гофман прожил в европейском городе, в Кёнигсберге.
В своих произведениях Гофман воссоздаёт немецкий город. В новелле «Мастер Мартин-
бочар и его подмастерья» действие происходит в Нюрнберге. Свободный имперский город
Нюрнберг благодаря своему положению на торговой дороге в Венецию баварский город
Нюрнберг стал в XV-XVI вв. богатым торговым городом, добился самоуправления и
политической независимости от немецких князей, достиг расцвета в области
художественного ремесла, искусства, поэзии [1.415].
Действие новеллы начинается 1 мая 1580 года. Как известно нижней границей средних
веков считается V в. (падение Западной Римской империи), а верхней – XVII в.
(буржуазная революция в Англии). Само средневековье делится на этапы:
V – X – раннее Средневековье;
XI – XV – классическое Средневековье;
XV – XVII – позднее Средневековье.
Основная часть
Действие новеллы происходит в позднем Средневековье, когда происходил конец эпохи
Возрождения в Германии. По мнению Н.Н. Мисюрова, Гофман точно представлял границы
самого средневековья и образа Средневековья [4.55]
Выбрав временем действия 1580, автор очень ярко изобразил колорит немецкого
Средневековья.
Мастер Мартин – лучший бочар Нюрнберга (бочар – человек, занимающийся
изготовлением бочек для вина). Его выбрали цеховым старшиной, т.е. он стал главным
бочаром в своём городе. Теперь объясним, почему Мартина автор называет мастер. В
Средневековье в городах начали появляться ремесленные, которые должны были
удовлетворить потребности горожан. Различные умельцы открывали свои ремесленные и,
когда они достигали высокого уровня мастерства в своём деле, делали работу на звание
«мастера». Такой работой Мартина стала сорокаведёрная бочка, сделанная без помощи
огня. «В самом деле, едва ли кто мог сравниться с ним в искусстве делать прочные и
красивые бочки, никто лучше не разумел винного дела, благодаря чему он и был
поставщиком у самых знатных господ и ни в чем не знал недостатка, даже прямо был
богат» [1.419].
У мастера Мартина была дочь по имени Роза. Вот как автор описывает её: «Представь
себе гибкий благородный стан, прекрасный лилейно-белый лоб, румянец на щеках,
нежный, как аромат роз, тонкие вишнево-алые жгучие губы, мечтательно-кроткие глаза,
скрывающиеся за темными ресницами, как лунный луч скрывается за сетью листвы,
представь себе шелковистые волосы, искусно заплетенные в красивые косы, представь
себе всю небесную красоту этих девушек, и ты увидишь прелестную Розу. Да и как бы
иначе мог рассказчик описать тебе это небесное дитя?» [1.417].
Нужно отметить, что превыше всего ставил мастер Мартин бочарное искусство и был
готов выдать свою дочь только за того, кто сделает работу на звание мастера лучше него
самого.
Далее в новелле появляются три новых героя: Фридрих, Рейнхольд и Конрад. Эти
молодые люди пришли к мастеру Мартину и стали его подмастерьями, т.е. помощниками.
У каждого из них была своя причина, по которой они пришли к Мартину, но все они
хотели добиться любви Розы, дочери мастера Мартина.
Фридрих – искусный литейщик. Когда-то в детстве он был знаком с Розой, был влюблён
в неё. Но узнав, что Мартин выдаст свою дочь только за бочара, он выучился этому
ремеслу, чтобы сделать работу на звание мастера и жениться на Розе.
Рейнхольд – художник, учился в Италии. Он был наслышан о неземной красоте Розы и
теперь шёл в Нюрнберг, чтобы наняться на работу к мастеру Мартину и написать её
портрет.
Конрад – знатный рыцарь, который был влюблён в Розу и хотел её похитить.
Мастерская мастера Мартина показана в новелле очень реалистично и правдиво, потому
что у каждого мастера были такие подмастерья, которых владелец мастерской обучал всем
тонкостям своего искусства, как будто готовил себе смену.
Автор создал очень витиеватый сюжет: три молодых талантливых человека претендуют
на руку и сердце молодой девушки. Но никакого конфликта нет. Автор очень легко
распутывает данную ситуацию. Конрад был изгнан из мастерской из-за неповиновения
мастеру, затем он женился на знатной девушке, которую тоже звали Роза. Рейнхольд
написал портрет Розы и понял, что «…стремление обладать Розой было самообманом,
плодом разгоряченного ума. Ведь как только я окончил ее портрет, я обрел душевное
спокойствие, и мне странным образом нередко чудится, будто сама Роза – это теперь ее
портрет, а портрет – живая Роза» [1.419].
После всех этих событий в мастерской Мартина остался только Фридрих, но и ему
бочарное ремесло уже наскучило, ему хотелось заниматься литейным искусством. И его
тоже выгнали из мастерской. Но он не выдержал разлуки с Розой и пришёл в дом мастера.
С собой он принёс маленький серебряный бокал: «Изящные гирлянды виноградных
листьев и роз переплетались по краям, а из цветов, из их распускающихся бутонов
выглядывали очаровательные ангелы, грациозно ласкающие друг друга. Если бы в бокал
налить прозрачного вина, показалось бы, будто ангелы, мило играя, то поднимаются, то
опускаются на дно» [1.420]. Роза же, увидев Фридриха, бросилась ему на грудь, и мастер
Мартин, увидев это, сказал: «Так обними же свою невесту, Фридрих… Да, да, свою
невесту!» [1.420]. Но несмотря на согласие Мартина, Фридрих всё-таки закончил свою
работу на звание мастера.
Уже в самом начале произведения Гофман даёт понять, что Нюрнберг ему хорошо
знаком. Он перечисляет свои любимые места в этом городе: рыночная площадь, гробница
святого Себальда, церковь святого Лаврентия, ратуша.
Каждый странствующий человек сначала видит внешние очертания города, которые в
данной новелле можно увидеть глазами Фридриха: «Вдали совершенно отчётливо был
виден славный имперский город , расстилавшийся в долине и смело возносивший свои
гордые башни в вечернем сиянии, которое своим золотом обливало их верхи» [1.414].
В средневековом городе обязательно были ворота и стены. «Горожане выходили из
города в мир через ворота». Некоторые учёные утверждают, что «важнейшим
компонентом средневекового города были его стены. Они не только защищали поселение,
но и символизировали его свободы и привилегии» [3.152]. Через ворота Фридрих и
Рейнхольд вошли в этот город, город цветущего ремесла. Ворота являются своего рода
рубежом, переступив который, человек меняет свою жизнь. Не случайно Фридрих
останавливается возле них и говорит: «Я не могу идти дальше – так мне тревожно…»
[1.417]. Он понимает, что после того, как перейдёт их, будет поздно отступить от своей
цели.
Вторыми вратами в новелле являются двери дома Мастера Мартина. Однако в Средние
века была актуальна и основная функция дверей – защита от врагов. «Дом для Мастера –
символ свободы и власти – становится предметом гордости Мастера Мартина» [5.21]. Дом
в Средневековье не обезличивался, попадая под систему нумерации, каждый дом имел
своё «лицо»: герб над входом, скульптурные фигурки святого, рыцарей и т.д. [ 3.157].
Автор приводит текст дощечки, висевшей возле самой двери дома Мартина:
Кому нужда на порог ступить,
Тот должен в чистой обуви быть…[1.419].
Практически все главные события происходят в его доме, который сам мастер называет
«жалким домишкой». Слова Тобиаса Мартина опровергает советник магистрата Якобус
Паумгартнер: «по убранству и драгоценной утвари с ним не сравнятся дома наших самых
богатых горожан! Ведь вы совсем недавно отстроили его, и он стал украшением нашего
славного имперского города, а о внутренней отделке я и не говорю, - ею мог бы гордиться
и дворянин!» [1.418]. Все живописные детали средневекового дома присутствуют в
описании дома Мастера Мартина, которое даёт читателям представление о жилищах
богатых и знатных людей средневекового города: «… как только отворялась дверь с
пышными медными украшениям, до блеска начищенная воском, вы оказывались в
просторных сенях, где пол был выложен плитками, где на стенах висели картины, где
стояли искусно сделанные шкафы и стулья и всё напоминало убранный по-праздничному
зал» [1.419]. Дом главного героя был также большого размера, здесь имелось несколько
комнат. Если в одной из них было душно, можно было посидеть в «просторной и
прохладной чистой поварне». Так называлась тогда в домах богатых горожан комната,
которая бывала отделана наподобие кухни и только для виду была украшена всякого рода
дорогой хозяйственной утварью, не служившей для приготовления пищи» [1.419]. По
мнению Н.Н. Мисюрова «…у Гофмана дома горожан – образцы житейского уюта,
аккуратности и рачительности» [4.59].
На каждом шагу встречаются в произведении детали, которые характеризуют предметы,
окружающие героев. Герои пьют из прекрасных гранёных стаканов, которые были
поставлены на «тяжёлый, украшенный причудливой резьбою стол» [1.420]. Уютный дом, в
котором живёт любовь отца и дочери, заполнен такими же «уютными» вещами: «опрятная
корзинка», «столовое бельё, ослепительно чистое, словно только что выпавший снег»
[1.420].
Дом – основное место действия в новелле. Цех – это второй дом мастеров. Гофман
показывает строгую иерархию в цехе и мастерской: старшина Мастер Мартин, мастера,
подмастерья, ученики. Мастерская Мартина – это тоже дом, где царит, характерная для
Средневековья иерархия. Помогая бедной вдове подмастерья Валентина, Мастер Мартин
говорит: «Отныне вы все принадлежите моему дому» [1.423].
Для того, чтобы читатель наиболее полно погрузился в описываемую эпоху, Гофман
использует эти детали. Ещё одной из таких деталей является описание одежды. По этому
описанию можно судить о том, как одевались люди различных сословий. Об одежде
богатых людей можно судить по внешнему виду Рейнхольда: «Камзол тонкого чёрного
сукна, обшитый тиснёным бархатом, нарядный воротник, короткая широкая шпага,
шапочка с пером, свешивающимся вниз, скорее обличали в нём богатого купца…» [1.417].
Затем он переоделся в одежду горожан, в «…простой, не бросающийся в глаза камзол…»
[1.418].
О наряде рыцарей можно узнать, прочитав описание одежды Конрада, приехавшего на
свадьбу Розы и Фридриха: «…блистательный молодой рыцарь со сверкающим мечом на
боку, с высокими пёстрыми перьями на шляпе, украшенной искрящимися каменьями»
[1.431].
С помощью описания одежды героев Гофман даёт представление о том, как одевались
люди разных сословий в средневековое время.
Как подчёркивает Н.Я. Берковский, «искусство – важнейшая составная романтического
идеала» [2.67]. В «Мастере Мартине…» большое место занимает пристрастие горожан к
пению. В песнях люди выражают свои чувства, переживания, песня – это своего рода
исповедь. Примером такой «исповеди» в новелле является песня Фридриха. Сам Мастер
Мартин, например, сколько ни старался, так и не научился петь, но он с удовольствием
слушал, как это делают другие. Песня была «рекомендацией» человека. Если человек
умеет петь, то, значит, он умеет работать. Не случайно после того, как Рейнхольд спел
песню за весёлым обедом, мастер Мартин, «у которого от радости и восхищения
заблестели глаза», сказал: «Сюда, славный мой бочар и певец…» [1.422].
Во время работы в мастерской Мастера Мартина песня была «помощником», она
поднимала всем работникам настроение. А Роза стала чаще появляться в мастерской,
чтобы послушать великолепные песни, которые пели Фридрих и Рейнхольд «своими
красивыми голосами».
Певцов и поэтов в средневековой Германии называли мейстерзингерами. Каждое
воскресенье в Нюрнберге мейстерзингеры соревновались между собой в искусстве пения.
В одном из таких соревнований приняли участие и молодые подмастерья Тобиаса
Мартина: Рейнхольд и Фридрих. Победу одержал Фридрих, который спел «… песню в
нежном тоне Генриха Фрауэнлоба, столь чудесную, что все мейстерзингеры единодушно
сознались в своём бессилии превзойти молодого подмастерья».
Таким образом, песня в средневековье была не просто развлечением, а частью жизни
горожан.
Учёный Н.Я. Берковский считает, что Нюрнберг – город цветущего ремесла [2.66].
Действительно, прочитав новеллу «Мастер Мартин-бочар и его подмастерья», можно
утверждать, что ремесло было развито в этом городе. Ведущим ремеслом в новелле
выступает бочарное дело, которое является занятием всей жизни главного героя, Тобиаса
Мартина. Мастер Мартин – человек богатый, знаменитый в своём цеху. Он ставит своё
ремесло выше всех других ремёсел: живописи, архитектуры, ювелирного дела. В своём
деле он добился больших успехов, за что его и выбрали цеховым старшиной. По тому, как
его работники владели бочарным ремеслом, мастер судил о том, какие они люди. Фридрих
и Рейнхольд делали хорошие бочки, и для него они были хорошими людьми. Мастер
Мартин был настолько предан своему делу, что хотел во что бы то ни стало выдать свою
дочь именно за бочара. На это его решение повлияло предсказание старой бабушки,
которое он истолковал по-своему.
Из выше сказанного следует, что ремесло сопровождало горожан на протяжении всей
жизни и ценилось очень высоко.
Заключение.
В своём произведении автор попытался оживить идеал давно ушедшей эпохи
средневековья. Именно для этого Гофман достаточно конкретно показывает
средневековый быт.
На основании проделанной работы можно сделать вывод, что Нюрнберг не случайно
был выбран автором местом действия новеллы, т.к. средневековая жизнь здесь была очень
яркой. Нюрнберг – город цветущего ремесла, а ремесло является одной из важнейших
составляющих средневековой жизни. В роли самого яркого представителя
ремесленничества в новелле выступает Мастер Мартин.
Наряду с ремеслом в средневековье очень ценилось искусство, представленное в новелле
главным образом Фридрихом и Рейнхольдом.
Гофман не ставит перед собой задачу реалистически показать прошлое, он делает
попытку оживить романтический идеал давно ушедшей эпохи. Город рассматривается
писателем как пространство, в котором могут реализоваться духовные потребности
человека и развиться творческие способности. В изображении города Гофманом
просматривается свойственный Средневековью интерес как к материальной, так и к
духовной стороне жизни.
Библиографический список
1.
Гофман Э.Т.А. Золотой горшок. Повелитель блох. Дон Жуан. Кавалер Глюк. Мастер Мартин-бочар и
его подмастерья»// АСТ, 2011. – 476 с.
2.
Берковский Н.Я. Романтизм в Германии. Л., 1973.
3.
Гусарова Т.П. Город и ландшафт// Город в средневековой цивилизации Западной Европы. Т.1.
Феномен средневекового урбанизма. М., 1999.
4.
Мисюров Н.Н. Нюрнберг в изображении немецких романтиков// Филологические науки. 1993. №4.
С. 52-62.
5.
Чавчанидзе Д.Л. Комментарий к новелле Э.Т.А. Гофмана «Мастер Мартин-бочар и его
подмастерья»// Художественнове мышление Э.Т.А. Гофмана. Калининград. 1990.
6.
LitPedia