Напоминание

"Имя числительное. Простые и составные числительные, их правописание."


Автор: Житова Евгения Петровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ СОШ №10
Населённый пункт: г.Усть-Кут, Иркутская область
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: "Имя числительное. Простые и составные числительные, их правописание."
Раздел: среднее образование





Назад





Тема урока: Имя числительное. Простые и составные числительные, их

правописание.
Тип урока: урок закрепления нового материала Вид урока: комбинированный Цель: - обучить различать простые, сложные и составные имена числительные, грамотному правописанию числительных; отличию в склонении количественных и порядковых числительных; - развить умение распознавать количественные и порядковые имена числительные; - воспитывать коммуникативные отношения; аккуратность. Форма работы с учащимися: фронтальная, групповая, индивидуальная. Методы: репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, творческий. Оборудование: УМК под редакцией М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, компьютер с проектором, презентация, карточки для индивидуальной работы.
Ход урока:

I. Организ. момент.
1. Психологический настрой на урок Приветствие: -Здравствуйте!- Поклонившись, мы друг другу сказали, Хоть были совсем незнакомы. -Здравствуйте!- Что особого тем мы друг другу сказали? Просто «здравствуйте», больше ведь мы ничего не сказали. Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире? Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире? Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь? (Слайд 2) - Ребята, к нам на урок также заглянуло солнышко, но у нашего солнышка нет лучиков, глаз и рта. Какое будет солнышко веселое или грустное, мы с вами узнаем в конце урока.
II. Актуализация знаний
- С какой частью речи мы познакомились на предыдущих уроках? - А что мы изучали на прошлом уроке? 1. «Найдите ошибку в определении» Имя числительное – это служебная часть речи, которая обозначает: количество предметов, число, порядок предметов при счете Имена числительные делятся на: количественные и порядковые. Количественные числительные отвечают на вопрос: Какой? Который? Порядковые отвечают на вопрос сколько? (приложение раздаются каждому ученику) 2. Выборочный диктант - Выпишите имена числительные в два столбика: количественные, порядковые. 1) Кто сегодня получит пятёрку? 2) Двоек нам не надо. 3) Пять да пять - десять. 4) Лена сидит на второй парте у окна. 5) Три да три - будет дырка.
6) Позвони мне между шестью и семью часами. 7) По дороге зимней, скучной тройка борзая бежит. 8) Четвёртый день идёт снег. 9) После похода мы съели двойную порцию каши с мясом. 10) Встретимся у седьмого вагона. 11) Почему тебе надо повторять несколько раз? 12) Перед финишем велосипедист нажимал на педали с удвоенной силой. 13) День Победы отмечается Девятого мая. 14) Много интересного можно узнать из сети Интернета. Комментарии пять второй десять четвертый шестью седьмого семью девятого Есть ряд слов, с помощью которых мы выражаем примерное количество чего-либо: несколько, много. Такие слова называются неопределённо-количественными и не являются числительными: они не способны выражать точное количество предметов, не имеют счётно-числового значения. Среди них есть наречия (много, мало, немного, немало), местоимения (сколько, несколько, столько), существительные (тьма, уйма, бездна, масса, море, океан и т. д.). Такие слова обладают грамматическими признаками своих частей речи.
III. 1. Самоопределение к деятельности
- Запишите числа 4, 40, 400, 444 словами. (Четыре, сорок, четыреста, четыреста сорок четыре.) - Сколько слов нужно для выражения каждого числа? - Запишите порядковые числительные, образованные от данных количественных. (Четвёртый, сороковой, четырёхсотый, четыреста сорок четвёртый.) - Сколько слов нужно для выражения порядкового номера? - Какой можно сделать вывод? (Числительные могут состоять из одного слова, а могут — из двух и более слов.) - Как вы думаете, как могут называться такие числительные? (Ответы детей.) - Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке? (Узнать, как называются числительные, которые состоят из одного слова, и числительные, которые состоят из двух и более слов, и научиться различать их.) 2. Итак тема урока записана на доске «
Простые, сложные и составные

числительные. Их
правописание.» (Слайд 1)
IVРабота по теме
1. Слово учителя Числительные, состоящие из одного слова, — простые, из двух и более — составные. По структуре и особенностям словообразования среди простых числительных выделяют также сложные числительные — они состоят из одного сложного слова с двумя корнями: четыреста, четырёхсотый. Получается, что числительные четыреста сорок четыре, четыреста сорок четвёртый являются составными, в их состав входят одно сложное числительное (четыреста) и два простых. 2. Работа по учебнику Чтение теоретического материала (с. 46). 3. Опрос: - На какие группы делятся числительные по строению? (Простые, сложные, составные). (Слайд 3) - Какова синтаксическая роль числительных? (Количественные числительные могут быть любым членом предложения, а порядковые - определением). 4. Индивидуальная работа по карточкам: 1. Распределите по колонках числительные (простые, сложные, составные)
2. Выпиши порядковые и количественные числительные (Пятнадцать, семь, сто шестнадцать, восемнадцатый, одиннадцать, шестьсот, семидесятый, девяносто шестой, семьсот сорок один, триста двадцать, четвертый, девятьсот девяносто девять тысяч) (Слайд 4) 3. Цифровой диктант. 1- порядковое числительное. 2- количественное числительное. Три девицы под окном пряли поздно вечерком. 2)Топот по двору раздался: входят семь богатырей, семь румяных усачей. 3) Кабы я была царица, - третья молвила сестрица. ( А. С. Пушкин) 4) И первый пошёл, как скоро ночь настала, Клим-царевич в сад, и там залёг в густую траву под яблоней. 5) Шесть его голов во все глаза по сторонам глядели. 6) У царя двенадцать блюд. Драгоценных, золотых было в царских кладовых.7)На шестнадцатом году повстречаешь ты беду. (В.А.Жуковский) Код: 2,2,1,1,2,2,1.
V. Физминутка.
Раз – подняться, потянуться, Два – согнуться, разогнуться, Три – в ладоши три хлопка, Головою три кивка. На четыре – руки шире, Пять – руками помахать, Шесть – на стульчик тихо сесть. 4. Комментированное письмо. Запись предложений, определение состава и разряда числительных. 1) Хозяин стал сводить тихонько первый (простое, порядковое) воз. 2) Не имей сто (простое, количественное) рублей, а имей сто друзей. 7. А сейчас, ребята, Давайте вспомним, как склоняются количественных числительных. Задание: Просклоняйте количественное числительное 50. Проверка задания (слайд 5)
VI. Словарная работа.
(Оди
нн
адцать, ми
лл
ион, ми
лл
иард). (Слайд 6)
VII. Продолжение изучения темы урока:
Порядковые числительные склоняются как имена прилагательные. Обратите внимание на окончания. (Слайд 7,8) Сравните, как склоняются порядковые числительные и количественные числительные. Чем отличается их склонение? ( Слайд 9)
VIII. Закрепление материала.
Просклонять числительное тысяча девятьсот сорок первый. Самостоятельно в тетрадях. 1 ученик у доски. Выделить окончания. Тысяча девятьсот сорок первый Тысяча девятьсот сорок первого Тысяча девятьсот сорок первому Тысяча девятьсот сорок первый Тысяча девятьсот сорок первым О тысяча девятьсот сорок первом - Что можно сказать об этом числительном? (оно состоит из нескольких слов, значит оно составное). Какой еще вывод можно сделать? (В составных порядковых числительных склоняется последнее слово.)
IX. Итог урока.
- Какую часть речи мы изучали сегодня на уроке? - Что узнали об имени числительном? - Домашнее задание: упражнения № 398, парагр. 68


В раздел образования