Авторы: Костомарова Инна Ивановна, Говорова Инна Дмитриевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ДС №24
Населённый пункт: г.Старый Оскол
Наименование материала: учебная программа
Тема: Роль педагога в формировании личности ребёнка
Раздел: дошкольное образование
Роль педагога в формировании личности ребенка.
Земле много профессий, но самой важной (по моему мнению) является
профессия - педагог. Только она решает многие волнующие вопросы в жизни
ребёнка. Это даже не профессия, а образ жизни. Это осознание огромной
ответственности перед государством, обществом, родителями и прежде всего
перед учениками.
Личность педагога – мощный фактор формирования личности ребенка.
Социальные функции педагога – приобщить подрастающее поколение к
культурному наследию, общественному опыту старших поколений.
Общение со взрослым помогает ребенку устанавливать социальные
контакты, познавать себя и других, оно оказывает самое непосредственное
воздействие на особенности и развитие его общения со сверстниками.
Взрослый является ребенку в качестве образца для подражания, эталона, а в
общении со сверстниками ребенок пробует присвоенные им в общении со
взрослым
способы
деятельности,
особые
формы
взаимодействия
(М.И.Лисина, 1974). Таким образом, и в общении со сверстниками до конца
дошкольного возраста ведущей фигурой остается взрослый.
В развитии личности ребенка важную роль играет переход из сферы
стихийных
детских
и
семейных
групп
в
сферу
педагогически
организованных коллективов. Такой коллектив занимает особое место в
становлении личности, поскольку именно в нем наиболее целенаправленно и
интенсивно формируются необходимые обществу социальные установки,
образцы поведения, приобретаются знания, умения и навыки общественной
жизни.
Воспитатель – это не только носитель различного рода служебных
(ролевых) обязанностей, призванный исправлять, учить, приучать ребенка. В
этой связи вспоминается высказывание К.Д. Ушинского(1948) о том, что в
воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что
«воспитательная сила изливается только от живого источника человеческой
личности...». Ту же мысль приводит в своей работе видный советский
педагог Е.А. Аркин: «Ни один фактор развития не в состоянии проникнуть
так в глубь детского существа, найти скрытые там индивидуальные
ценности, дать им выход и применение, укрепить их и усовершенствовать,
как воздействие воспитателя».
Воспитатель детского сада формирует рядом и вместе с родителями
личность ребенка. Благополучие дошкольника, его положение в группе
сверстников, душевный и социальный комфорт в значительной степени
зависят от тех эмоций и оценок, которые воспитатель проявляет при общении
с ним.
Общение со взрослым помогает ребенку устанавливать социальные
контакты, познавать себя и других, оно оказывает самое непосредственное
воздействие на особенности и развитие его общения со сверстниками.
Взрослый является ребенку в качестве образца для подражания, эталона, а в
общении со сверстниками ребенок пробует присвоенные им в общении со
взрослым способы деятельности, особые формы взаимодействия.
Одной
из
приоритетных
задач
дошкольного
образования
на
современном
этапе
развития общества
является
организация
учебно-
воспитательного процесса, направленного на максимальную реализацию
возможностей и интересов ребенка.
Как известно, в основе любой деятельности ребенка-дошкольника
лежит его собственная активность, в том числе и познавательная.
Познавательная
активность
–
стремление
к
наиболее
полному
познанию предметов и явлений окружающего мира; сложное личностное
образование, которое складывается под влиянием самых разнообразных
факторов, как субъективных, так и объективных. Старший дошкольный
возраст считается сензитивным периодом для развития познавательной
активности личности. Но это не означает, что познавательная активность
формируется самостоятельно. Уровень познавательной активности в раннем
детстве определяется пережитым ребенком в первые годы жизни влиянием
окружающей среды, главным фактором которой является общение ребенка с
окружающими его людьми, прежде всего со значимыми взрослыми,
отношения с которыми определяют отношения ребенка со всем остальным
миром.
Отношения ребенка с окружающим миром осуществляются через
взрослого, как посредника. Под руководством взрослого дошкольник
овладевает новыми видами деятельности, умениями, навыками. И здесь
собственная активность детей непосредственно связана с активностью,
идущей от взрослого.
Формирование познавательной активности дошкольников требует от
педагога
проявления
творческого
подхода
к
организации
учебно-
воспитательного процесса. Творческий потенциал педагога характеризуется
рядом особенностей личности, которые называют признаками творческой
личности: способность замечать и формулировать альтернативы, подвергать
сомнению
на
первый
взгляд
очевидное,
избегать
поверхностных
формулировок; умение вникнуть в проблему и в то же время оторваться от
реальности, увидеть перспективу; способность отказаться от ориентации на
авторитеты; умение представить знакомый объект с совершенно новой
стороны, в новом контексте; способность к ассоциациям. Необходимо
формировать положительный микроклимат в группе, поддерживающий
познавательный интерес и активность детей. Если ребенку трудно, и у него
далеко
не
все
получается,
часто
ему
бывает
сложно
построить
взаимоотношения с другими детьми, и здесь он нуждается в помощи
тактичного
воспитателя,
умеющего,
нивелируя
недостатки,
выделять
позитивное.
Для эффективного развития познавательной активности важно умение
видеть
и
ценить
в
каждом
ребенке
единственную,
неповторимую,
самоценную и свободную личность, с индивидуальными, присущими только
ей чертами и особенностями. Все это поможет сохранить самооценку
ребенка, будет способствовать сохранению и поддержанию положительного
отношения к познавательному процессу.
Мастерство педагога в этом случае постановкой умелых вопросов,
воздействием на воображение и эмоции ребенка должно привести возникшее
любопытство к любознательности. Подключение мышления к решению
выдвинутой
проблемы
может
привести
к
развитию
познавательной
активности. Весь этот процесс происходит под руководством педагога
В условиях современного общества необходимы специфические
требования к педагогу дошкольного учреждения, для реализации целого ряда
педагогических
функций:
информационной,
предполагающей
умения
пользоваться речевой выразительностью, точно, кратко, логично излагать
материал и добиваться понимания, пользоваться различными методами
изложения,
активизировать
детей
в
процессе
усвоения
материала;
побудительной, предусматривающей умения возбуждать интерес, внимание,
побуждать к активности, переводить знания в практические действия,
оценивать деятельность, поступки, закреплять знания и умения детей в
соответствии с возрастом; конструктивно-организаторской, включающей в
себя ряд умений: планировать педагогический процесс, подбирать материал,
методы, приемы, средства для содержательной (учебной, игровой, трудовой
и
др.)
деятельности,
организовывать
выполнение
режима
в
разных
возрастных группах, создавать развивающую среду и использовать ее в
качестве
средства
воспитания
личности
ребенка;
диагностической,
содержащей умения определять особенности физического и психического
состояния детей и учитывать это в собственной деятельности, осуществлять
учет и контроль эффективности учебно-воспитательной работы в целом,
устанавливать
соответствие
знаний,
умений
и
навыков
поведения
требованиям программы, видеть связи развития ребенка с использованием
различных
методов
учебно-воспитательной
работы;
координирующей,
предполагающей
наличие
следующих
умений:
устанавливать
деловые
контакты с родителями
и
коллегами,
участвовать
в
педагогическом
просвещении родителей, раскрывать им подержание, методы общественного
воспитания,
побуждать
родителей
к
активному
участию
в
работе
дошкольного образовательного учреждения; коммуникативной, требующей
от педагога высоких нравственных качеств и черт характера, проявляющихся
в умении быть в общении с детьми всегда доброжелательным, тактичным,
приветливым, вежливым.
Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного
возраста во многом будет зависеть от методов, с помощью которых педагог
будет организовывать процесс познания воспитанников: метод неожиданных
решений (педагог предлагает новое нестереотипное решение той или иной
задачи,
которое
противоречит
имеющемуся
опыту
ребенка);
метод
предъявления заданий с неопределенным окончанием, что заставляет детей
задавать вопросы, направленные на получение дополнительной информации;
метод,
стимулирующий
проявление
творческой
самостоятельности
составления аналогичных заданий на новом содержании, поиск аналогов в
повседневной жизни; метод «преднамеренных ошибок» ,когда педагог
избирает неверный путь достижения цели, а дети обнаруживают это и
начинают предлагать свои пути и способы решения задачи.
. Таким образом, педагог должен владеть всем педагогическим
инструментарием, чтобы увлечь, заинтересовать и развить познавательную
активность старших дошкольников. Также значимыми являются личностные
качества воспитателя такие, как стремление к саморазвитию, знания
особенностей
психического
развития
детей,
творческий
потенциал,
тактичность и терпимость в отношениях с детьми и родителями. Только
знающий и любящий детей педагог-профессионал может сформировать у
старших дошкольников познавательную активность
Влияние взрослых на формирование самооценки дошкольника велико.
Воспитатель должен стремиться к тому, чтобы его поведение было примером
для
его
воспитанников.
Воспитатель
и
ребенок,
как
измерить
ответственность взрослого перед этим маленьким беззащитным человечком?
Как вселить в его душу уверенность в том, что его любят и никогда ни
словом, ни делом не обидят, не ранят зарождающуюся личность? Именно в
контексте взаимодействия педагогов с детьми, собственно, и происходит
развитие личности ребенка. Да, семья – это первый социальный институт для
малыша, и роль родителей в том, каким вырастет их ребенок, несомненно,
определяющая. Но и от педагога, безусловно, зависит многое, ведь в стенах
дошкольного учреждения ребята проводят значительную часть своей жизни.
В группе детского сада воспитатель – самый главный человек для
дошкольника. Ребенок безоглядно доверяет воспитателю, наделяет его
непререкаемым авторитетом и всеми мыслимыми достоинствами: умом,
красотой, добротой. В глазах ребенка именно воспитатель определяет, когда
можно играть или пойти на прогулку, порисовать или побегать, а когда
вместе со всеми детьми нужно спокойно посидеть и послушать. Воспитатель
умеет читать замечательные книжки, знает множество увлекательных
историй. Он выступает в качестве последней инстанции в разрешении
детских конфликтов, он устанавливает правила, он все знает и может помочь,
подержать. Поскольку воспитатель является для ребенка фигурой настолько
значимой, именно на него ложится огромная ответственность за создание
условий для личностного развития.
Одним
из
самых
важных
таких
условий
является
построение
правильного типа общения. Именно форма и стиль общения первоначально
формируют способность ребенка доверять себе и миру. В основе этого
доверия лежит дальнейшее эмоционально-личностное и социальное развитие
ребенка, его направление и качество. Общеизвестный факт, что искажения во
взаимоотношениях взрослого и ребенка ведут к формированию негативного
поведения – непослушанию, действиям наперекор, упрямству и капризам.
Компетентность воспитателя во взаимодействии с ребенком является
одной из основных составляющих профессионализма педагога. Человек,
компетентный в общении, прежде всего, устанавливает определенную
атмосферу общения, которая помогает его партнеру чувствовать себя
свободно и комфортно. Определенная атмосфера присутствует в общении
двух-трех человек, но характеризует общую обстановку в постоянной группе
людей. Группа детского сада не является исключением, и лишь переступишь
порог, можно ощутить атмосферу, царящую в ней. Для развития ребенка
психологический климат играет значительную роль. Климат в группе
детского сада определяется как отношениями между воспитателем и детьми,
так отношениями между самими детьми. Хороший климат в группе
возникает тогда, когда все ее члены чувствуют себя свободно, но при этом
уважают также и право других быть самими собой.
Одним из приоритетных показателей благополучной атмосферы в
коллективе является общение взрослого с ребенком в форме сотрудничества,
которое предполагает равную заинтересованность и педагога, и ребенка в их
общей деятельности, совместное участие в ней. Позиция педагога при этом
заключается в том, чтобы, понимая и уважая интерес ребенка к определенной
деятельности, поддерживать и развивать этот интерес своим активным
участием, деликатно помогать ребенку тогда, когда действительно требуется
помощь. Сотрудничество исключает всякие формы давления со стороны
педагога, и поддерживает при этом стремление ребенка к самостоятельности.
Общение педагога с ребенком в форме сотрудничества обеспечивает
наиболее полное его развитие.
При взаимодействии с детьми очень важны реакции педагога на то или
иное действие ребенка или событие. Искренне радуясь успеху малыша,
сочувствуя его беде, серьезно и заинтересованно относясь к его проблемам и
неудачам, вы оказываете ребенку поддержку, в которой так нуждается
маленький человек. Ориентируясь на реакции воспитателя, ребенок строит
представление
о
собственных
успехах
и
неудачах,
ошибках
или
достижениях, у него возникает представление о себе как о личности.
Поэтому ни в коем случае не стоит допускать, чтобы плохое настроение,
усталость или раздражение присутствовали при взаимодействии с ребенком.
Все обращения к ребенку должны непременно нести позитивный
оттенок, даже если необходимо корректировать поведение или оценить
выполнение действия с отрицательным результатом. Например, если ребенок
не смог что-то сделать в ходе занятия, ни в коем случае нельзя говорить ему:
«Эх ты, не смог сделать такую простую вещь!». Не стоит также отделываться
и такой фразой: «Ну ладно, ничего страшного», так как теряется значимость
действия и ориентация на положительный результат. Позитивным в данном
случае будет сообщение типа: «Спасибо тебе, ты очень старался». Такие
сообщения, как: «Так уже гораздо лучше!», «Попробуй еще!», «Я не думаю,
что для тебя это должно быть трудно», «У всех бывают неудачи» и т.п. не
вызовут обиды и сопротивления, а значит будут побуждать к дальнейшим
действиям. В этой связи хорошие рекомендации дает широко известный
Дейл Карнеги. Будут эффективными такие его советы: Щадите гордость
человека, старайтесь, как можно чаще, хвалить его при всех, а критиковать
наедине.
Прежде чем покритиковать человека, похвалите его, и он постарается
оправдать ваше доверие. Не оставляйте без внимания малейших достижений
и успехов. Даже на ситуации, связанные с опасностью для самого ребенка
или других детей, согласно правилам конструктивного общения, необходимо
реагировать не запретом и критикой, а позитивным сообщением, призванным
изменить поведение ребенка. Такое сообщение должно включать в себя
следующие компоненты: описание произведенного действия (Когда ты …);
описание возможного результата этого действия (Может случиться, что…);
предложение альтернативного варианта поведения (Лучше будет, если
ты…). Причем особенно важно не ограничиваться объяснением, почему так
делать не стоит или нельзя, а именно предложить другой вариант поведения
в этой ситуации.
Естественно, что любой неблаговидный поступок ребенка должен
заканчиваться какими-то мерами воздействия. Но при этом следует помнить,
что
если
отрицательное
подкрепление
используется
чаще,
чем
положительное, то постепенно в сознании ребенка формируется устойчивый
негативный стереотип, в котором нет места радости, удовольствию, любви.
Доминирующими чувствами по отношению ко взрослым становятся тревога
и страх. А это, как известно, не способствует личностному росту.
Одной
из
важных
задач
воспитателя,
стоящего
на
позиции
развивающего образования, является достижение хорошего контакта с
ребенком. Для того, чтобы установить хороший контакт, необходимо быть
искренне заинтересованным в ребенке, как в личности, а следовательно, в его
мыслях, переживаниях, настроении.
Необходимым
условием
хорошего
контакта
является
искреннее
уважение к партнеру по общению. Для ребенка уважение является особенно
важным условием взаимодействия, так как представляет собой сигнал о том,
что он любим, значит, что он хороший и у него все получается. Даже у
каждого шалуна можно найти что-то ценное, отличающее его от других, а
значит поставить это качество в пример остальным детям. Ребенку, особенно
начиная со старшего дошкольного возраста, быть примером для окружающих
детей, наиболее ценно. Нужно помнить, что дети дошкольного возраста
очень внушаемы. Поэтому, если ребенка не хвалить, не ставить в пример, а
постоянно говорить, что он плохой, избалованный и т.п., он постепенно
начинает воспринимать себя именно с позиции негатива, а плохое поведение
закрепляется и становится привычным.
«Ребенок учится тому, чему его учит жизнь». Под таким заголовком
известный доктор Барбара Л. Вульф приводит список утверждений, которые
выглядят, например, таким образом: «Если ребенка критикуют, он учится
обвинять».
Итак, от типа и качества общения педагога с ребенком зависит
развитие всех его основных психических процессов, способностей и
личностных качеств. Именно в период дошкольного детства закладывается
базис личностной культуры. Будет ли ребенок успешен в дальнейшей жизни,
инициативен, самостоятелен, ответственен, открыт миру и людям, в большой
степени зависит от Вас уважаемые педагоги.
Нет более гуманной, творческой, серьёзной, нужной профессии, как
профессия – педагог. Именно она является фундаментом всех профессий в
мире. Только учитель остаётся в сердцах каждого ученика и сопровождает их
всю
жизнь.
Эта
профессия
по
состоянию
души,
по
зову
сердца!
Только педагог «ведёт ребёнка по жизни»: обучает, воспитывает, направляет
духовное и телесное развитие. Только педагог