Напоминание

Охрана природы.


Автор: Гиндулина Гульназ Рифовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ
Населённый пункт: город Уфа
Наименование материала: Открытый урок по окружающему миру.
Тема: Охрана природы.
Раздел: начальное образование





Назад




Тема урока: ОХРАНА ПРИРОДЫ

Цели:

1. Сформировать первоначальные представления об экологии и её роли

в жизни людей; познакомить с экологическими проблемами и их

влиянием на окружающую среду, дать представление об охране

природы.

2. Развивать память, мышление, речь.

3.Воспитывать у детей любовь к природе и бережное отношение к ней;

воспитать экологическую ответственность; умение слушать учителя и

слышать своих товарищей.

ХОД УРОКА

1.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

СЛАЙД Все красиво встали.

Прозвенел и смолк звонок,

Начинается урок.

Все на парты посмотрите-

Все в порядок приведите.

- Все готовы?

Ребята, у нас на уроке присутствуют гости. Давайте поздороваемся с ними.

Повернитесь обратно ко мне.

СЛАЙД Давайте улыбнёмся друг другу. Ведь улыбка человека - одно из

самых удивительных явлений в мире. Улыбка позволяет передать свои

чувства, несёт доброту и нежность людям. А теперь тихонько сели.

- Я думаю, что сегодняшний урок принесёт нам радость общения друг с

другом. Я желаю, чтобы за время работы вы узнали много нового и

интересного, поднялись на ступеньку выше по лесенке знаний.. Успеха вам!

2.

АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ И ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

СЛАЙД

Посмотрите, вы, на руку

Я горошину кладу.

С удивленьем не смотрите,

Всё ребята, объясню,

Наш урок с неё начну.

- На что похожа горошина? СЛАЙД

- Она похожа на планету, именно такой она видна из космоса. СЛАЙД

- А как называется наша планета? (Земля) СЛАЙД

Учитель держит в руках глобус.

Вертится, крутится шар голубой-

Это Земля, где живём мы с тобой

Синее - реки, моря, океаны…

Горы, равнины, густые туманы.

Ну, а зелёный - луга и поля

Пёстрая наша планета- Земля.

Белые шапки на полюсе- льдины,

В жёлтый цвет окрашены, знойные пустыни.

Выглядит хрупкой, маленькой крошкой,

И у нас поместилась в ладошке.

- О какой планете говорится в стихотворении? (Земля)

- Многие тысячелетия живёт человек на Земле и всё время пользуется

благами природы.

- А что нам дает природа? СЛАЙД (Природа даёт нам пищу, одежду,

жилище. Из земли мы добываем полезные ископаемые, на полях выращиваем

урожай, в лесу заготавливаем древесину, ягоды, грибы)

ВЫВОД: Природа даёт всё необходимое для нашей жизни, но всё это влияет

на неё.

- Посмотрите, ребята, но нашей планете сегодня грустно. Она заболела.

- А когда болеет человек, как и чем его лечат? (лекарствами)

- Как вы думаете, от чего она заболела? (Постоянно исчезают природные

ресурсы, исчезают многие виды растений, животных. Люди не всегда

заботятся о природе, не умеют её правильно беречь, охранять)

- Ребята, ваши предположения верны. У меня в руках зашифрованное слово,

давайте его расшифруем. СЛАЙД

О

Э

К

Г

Л

И

О

Я

3

1

2

6

4

7

5

8

- Кто слышал это слово?

- А что оно обозначает?

Экология-наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему

миру, Земле. СЛАЙД

- От слова «экология» произошло слово «эколог».

Экологи- люди, которые занимаются экологией, защищают природу.

СЛАЙД

Вот мы сегодня побудем в роли экологов, будем защищать нашу планету и

будем искать лекарства для ее лечения.

- Посмотрите, как звучит тема нашего урока. (Охрана природы) СЛАЙД

- Какие цели поставим перед собой?

-Проверим, все ли цели мы с вами назвали. СЛАЙД

3.

ИЗУЧЕНИЕ НОВОЙ ТЕМЫ

А) Работа по учебнику СЛАЙД

Так давайте выясним, что же угрожает здоровью нашей планеты. Для этого

обратимся к учебнику. Откройте с.52, рассмотрите рисунки и расскажите,

какие опасности грозят нашей планете? СЛАЙД

ФИЗМИНУТКА СЛАЙД

Б) Просмотр мультфильма СЛАЙД

-Я предлагаю вам посмотреть фрагмент из мультфильма «На лесной тропе»,

где героями являются не человек, а звери, но под ними, конечно,

подразумеваются поступки людей. Посмотрите, как ведут себя герои

мультфильма.

-Правильно ли волк и лиса вели себя в лесу? (нет)

-Что они делали не так? (Ответы)

-Что необходимо знать героям этого мультфильма? (как вести себя в

природе)

-Правильно, им необходимо знать правила поведения в природе.

- А кого из героев мультфильма мы можем назвать положительным? Почему?

Если кому-то интересно, чем закончился мультфильм, можно посмотреть

дома. А потом нам расскажете.

В) Работа по рабочей тетради СЛАЙД

- Теперь я предлагаю вам самим оценить поступки детей.

Откройте рабочие тетради на с.40-41. Рассмотрите рисунки. Подумайте, что

хорошо для природы, а что плохо. Отметьте то, что хорошо для природы,

зеленым кружком, что плохо – красным кружком. (один ученик около доски)

СЛАЙД-2шт

Г) - Что же подвергается загрязнению?

- Отгадаем загадку. СЛАЙД

Через нос проходит в грудь

И обратно держит путь.

Он невидимый, и всё же

Без него мы жить не можем. (Воздух)

-Почему мы не можем обойтись без воздуха?

- Что мы видим здесь, на рисунке? (Загрязнение воздуха заводами,

фабриками) СЛАЙД

- Но ведь если и закрыть все заводы и фабрики, мы не сможем жить; папам и

мамам негде будет работать, да и мы все не сможем обойтись без многих

предметов. Так что же нужно сделать? (нужно поставить очистные

сооружения на трубы, чтобы отходами не загрязнять природу)

-Ребята, у кого из ваших родителей есть машины? СЛАЙД

-А как вы думаете, они загрязняют воздух?

-Так что же теперь, уничтожить все машины? Какой выход найдем?

(Ответы)

ВЫВОД: Чтобы сохранить чистый воздух в городе, нужно строить очистные

сооружения на заводах, сажать деревья в парках, скверах.

- Отгадайте следующую загадку. СЛАЙД

Без чего не может мама

Ни готовить, ни стирать,

Без чего, мы скажем прямо,

Человеку умирать?

Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли —

Жить нельзя нам без ... (Воды)

- Где находится вода на земном шаре? (в океанах, морях, речках, ручьях)

Снег – это тоже вода, облака- вода. Для растений и животных не всякая вода

годится. В океанах и морях вода солёная, а чтобы напиться и умыться, нужна

пресная вода, и она должна быть чистой. Пресной воды на нашей планете не

так много, её надо беречь. А как? (ответы детей).

Да, во-первых, экономно расходовать, не оставлять краны открытыми; во-

вторых, беречь воду от загрязнения.

Люди всего мира поняли, что природа на нашей планете в опасности

СЛАЙД и создали специальную Красную книгу. СЛАЙД Туда внесены

растения и животные, которые сейчас стали редкими.

-Как вы думаете, почему выбран именно красный цвет? (цвет опасности)

- К сожалению, число записей в красной книге растёт. Как вы думаете,

почему? (человек продолжает нарушать правила поведения в природе и

пагубно влиять на неё).

- Ребята, а если бы муравей, на которого вот-вот наступят, мог разговаривать,

что бы он сказал?(ответы) СЛАЙД

-А если бы рыбка из грязной речки могла говорить, что бы она сказала?

(ответы) СЛАЙД

-Представьте, что каждый живой организм, если бы умел говорить, то смог

бы выразить всю свою боль и страдание, которые услышал бы человек.

-Так давайте будем к тому стремиться,

Чтобы нас любили и зверь, и птица.

И доверяли повсюду нам,

Как самым верным своим друзьям!

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА-ИГРА

«

ДРУГ И НЕДРУГ ПРИРОДЫ» СЛАЙД

Я буду называть действие человека по отношению к природе. Если действие

полезное, то вы хлопаете в ладоши, если нет – топаете, но не сильно.

Посадка деревьев.

Вырубка лесов.

Охота на редких животных.

Сбор первоцветов.

Строительство очистных сооружений на заводах.

Разведение костров в лесу.

Выброс дыма заводами.

Выброс газов автомобилями.

Использование солнечной энергии.

Сбор макулатуры.

Молодцы, ребята, вы знаете, как правильно относиться к природе, чтобы не

навредить ей.

4.ЗАКРЕПЛЕНИЕ

1) Работа в группах. «Что я могу сделать для охраны природы...»

СЛАЙД

Сейчас мы с вами поработаем в группах (3 ряда- 3 группы). Не

забываем о правилах. Отвечает один ученик с каждой группы.

У нас будут три отдела по охране природы:

1 ряд – отдел охраны воздуха

2 ряд- отдел охраны воды

3 ряд – отдел охраны растений и животных.

Задание следующее: перед вами на доске три сосуда. Мы с вами

сегодня на уроке ищем лекарства для излечения планеты Земля. У

каждой группы в конвертиках знаки охраны природы. Вам нужно

выбрать только те знаки, которые относятся к вашему отделу. И

приклеить их.

Время на обсуждение 3 минуты

2) Игра “Редкие и исчезающие животные” Работа в парах. СЛАЙД

На листочке даны буквы. Вы должны прочитать названия редких и

исчезающих животных. А для этого в каждом ряду надо зачеркнуть

одинаковые буквы, чтобы найти название животного.

Я в к я с у л а с н в ц ц

Г с в е б о п б в а с р о д

К ф п о ы б з р а ы ф п з

В г е м г е о в р д ж д д

Ответы: Кулан, гепард, кобра, морж.

СЛАЙД

3) ДОПОЛНИТЕЛЬНО:

Игра «Мудрые мысли». В группах СЛАЙД

Из карточек составить известные выражения о важности природы и

бережном к ней отношении.

ЛЕС – НАШЕ БОГАТСТВО!

ОХРАНА ПРИРОДЫ – ДЕЛО НАРОДА!

ОХРАНЯТЬ ПРИРОДУ – ЗНАЧИТ ОХРАНЯТЬ РОДИНУ!

Да, ребята, охрана природы – дело всего народа. Вы – маленькие граждане

нашей страны, но можете внести свой большой вклад в дело природы. Ведь

охранять природу – значит охранять Родину.

5. ОБОБЩЕНИЕ

- А знаете ли, ребята, у нашей планете Земля скоро праздник. СЛАЙД

2009 году было принято решение о праздновании 22 апреля Всемирного Дня

земли. В этот день все население планеты должно вспомнить, что Земля это

наш общий дом, который надо содержать в порядке.

- А еще, если вы помните, 2017 год объявлен годом чего? Экологии в России

и в Башкортостане. СЛАЙД

- А сегодня у нас тоже праздник. Сегодня 12 апреля - день Космонавтики.

День, когда впервые человек полетел в космос.

- Возвращаясь к теме: Что уже полезного мы успели сделать с вами для

природы? (поделки из выбрасываемых предметов, кормушки) СЛАЙД-2шт

Молодцы, ребята, вы умеете бережно относиться к природе.

6. ИТОГ УРОКА

Наш урок подходит к концу.

Какие цели мы ставили в начале урока?

Достигли ли мы их?

СЛАЙД

- Ребята, посмотрите на нашу планету (на доске улыбающаяся планета)

СЛАЙД

Как вы думаете, почему она улыбается? (Она поняла, что неё появились

настоящие хозяева, которые вылечат её и превратят в цветущий сад.)

- На ваших столах есть солнышки. Если у вас осталось хорошее настроение,

то украсьте нашу планету ими и она засияет еще больше.

Хотелось бы закончить урок следующим стихотворением (Снежана)

СЛАЙД

Я обнял глобус- шар Земной.

Один над сушей и водой.

В руках моих материки

мне тихо шепчут «Береги»

и птиц и рыб я слышу всех

тебя мы просим человек

ты обещай нам и не лги,

как старший брат нас береги.

Я обнял глобус- шар земной,

И что-то сделалось со мной,

Сказал себе я: не солгу,

Тебя, родной, я берегу!

Давайте стараться жить так, чтоб земля вокруг нас оставалась прекрасной:

журчали чистые ручьи, пели птицы, цвели цветы, летали бабочки. И чтоб нам

не было стыдно перед ними за себя и свои поступки!

Урок окончен. Всем спасибо за участие.



В раздел образования