Напоминание

Технологии проблемного обучения


Автор: Мухамбетова Галина Сергеевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: п.Белополье Оренбургской области
Наименование материала: мастер класс
Тема: Технологии проблемного обучения
Раздел: среднее образование





Назад




Низкая мотивация обучения;

Реализация индивидуально-

дифференцированного подхода;

Низкая социальная активность;

Сформированность коммуникативных,

поведенческих умений;

Проблемное обучение- организованный учителем способ

активного взаимодействия учащихся с проблемно

представленным содержанием обучения, в ходе которого

они приобщаются к объективным противоречиям научного

знания и способам их разрешения, учатся мыслить,

творчески усваивать знания.

Направлен на самостоятельный поиск учащимися новых

понятий и способов действия.

Предполагает последовательное и целенаправленное

выдвижение перед учащимися познавательных проблем,

разрешая которые они под руководством учителя активно

усваивают новые знания.

Обеспечивает особый способ мышления, прочность

знаний и творческое их применение в практической

деятельности.

Способствует формированию определенного

мировоззрения учащихся, поскольку высокая

самостоятельность усвоения знаний обуславливает

возможность трансформации их в убеждения.

Формирует личностную мотивацию учащегося,

его познавательные интересы.

Развивает мыслительные способности учащихся.

Помогает формированию и развитию

диалектического мышления учащихся,

обеспечивает выявление ими новых связей в

изучаемых явлениях и закономерностях.

В меньшей мере, чем другие типы обучения,

применим при формировании практических

умений и навыков.

Требует больших затрат времени для усвоения

одного и того же объёма знаний, чем другие типы

обучения.

выявление различных точек зрения на один и тот

же вопрос;

создание учителем противоречия;

мотивация к решению противоречия;

организация противоречия в практической

деятельности учащихся;

побуждение учащихся к сравнению,

обобщению, выводам в проблемной ситуации,

сопоставлению фактов;

постановка конкретных вопросов,

способствующих обобщению, обоснованию,

конкретизации, логике рассуждения;

выдвижение изначально исследовательской

задачи;

задачи с неопределенностью в постановке

вопроса;

выдвижение проблемной ситуации в условии

задачи (например, с недостаточными или

избыточными исходными данными, с

противоречивыми данными, с заведомо

допущенными ошибками);

создание проблемной ситуации с помощью

ограничения времени ее разрешения:

Продолжи фразу

Учитесь сами, не ждите…

(когда жизнь вас научит)

Спрашивай и найдешь, старайся … (монгольская посл.)

(и узнаешь)

Для того чтобы усовершенствовать ум, надо….

(больше размышлять, чем заучивать) (Р.Декарт).

Как блохи скачут мысли с человека на человека, но …

(не каждого кусают).

Если у двух человек имеется по одному яблоку, и они

ими обменяются, то у каждого из них окажется опять по

одному яблоку. Если у каждого человека есть по одной

идее, и они обменяются ими, …

(то у каждого будет уже по две идеи )(Б.Шоу).

Китайская притча, гласит:

Скажи мне – и я забуду;

Покажи мне – и я запомню;

Дай сделать – и я пойму.

План экскурсии:

Развиваем гибкость ума через решение задач.

Без логики нет математики

Ситуации в жизни такие: либо сложные, либо

простые.

Точка соприкосновения: «Где зарыта кошка»

В геометрию тропинки одолеем без запинки.

И фокусы покажем и секреты

расскажем.

Развиваем гибкость ума

через решение задач.

Три маляра должны покрасить

фронтон дома в форме прямоуголь-

ного треугольника со сторонами

3м и 4 м. Хватит ли им 1 банки краски, если на ней

написано: площадь покрытия 10г/кв.м.?

У двух зрячих один брат слепой, но у

слепого нет зрячих братьев. Как это

может быть?

Без логики нет математики

(3х + 7) × 2 – 3 = 17

6х + 14 – 3 = 17

6х = 17 – 14 – 3

6х = 0

х = 0

Проверка: (3×0+7) ×2 - 3=11

7- 8 > 5- 8, т.е. -1 > -3. умножая

теперь это неравенство на -4,

получаем

(-1) × (-4) > (-3) ×(-4), т.е. 4 > 12.

Ситуации в жизни такие:

либо сложные, либо простые

.

(2 × 5)² =

(3 × 4)² =

(5 : 6)² =

(3 + 4)² =

Ситуации в жизни такие: либо

сложные, либо простые.

(2 × 5)² = 2² × 5² = 100

(3 × 4)² = 3² × 4² = 9 × 16 = 144

(5 : 6)² = 5² : 6² = 25 : 36

(3 + 4)² = 3² + 4² = 9 + 16 = 25

( 3 + 4)² = 7² = 49

( 3 +4)² ≠ 3² + 4²

Ситуации в жизни такие:

либо сложные, либо простые

.

Посмотрите, пожалуйста, на пол. Краска сносилась,

много чёрных полос. Вам нравится? Мне тоже не

нравится. Я думаю, что летом нам нужно обязательно

покрасить пол. Давайте с вами посчитаем, сколько

денег нужно на покраску

пола в классе, если 1 банка краски

стоит 120 рублей и её хватает,

чтобы покрасить 35 кв.м.

«Где зарыта кошка».

Представьте себе, что вы охватили земной шар по

экватору. А теперь прибавьте к длине окружности

1 метр и снова охватите земной шар, у вас должен

получиться зазор. Пролезет ли кошка через этот

зазор?

«Где зарыта кошка».

Решение:

Пусть С – длина окружности, тогда (С+1) – длина

большей окружности. Радиус первой окружности

равен С/π, радиус большой окружности равен

(С+1)/π. Тогда величина зазора равна

(С+1)/π - С/π = 1 м/6,28 = 15,9 см

Иллюзия движения

В этом случае вроде бы статистическое и неподвижное

изображение как бы оживает и начинает двигаться.

М.Эшер

Невозможный треугольник Эшера

Если двигаться по

лестнице по часовой

стрелке, то мы будем

постоянно подниматься,

а если будем двигаться

против часовой стрелки,

то – спускаться

«Восхождение и спуск»

И фокусы покажем и секреты

расскажем.

Лента Мёбиуса

Интересные метаморфозы таит в себе

лента Мебиуса, у которой один из

концов повернули на 180 градусов и

соединили с началом.

Что произойдет, если разрезать по

центральной линии ленту Мебиуса?

Сколько она имеет поверхностей: одну

или две? Догадливый муравей

проверит.

А если красить по поверхности, то

лента закрасится с одной стороны или

с двух?

Заключение.

Подобные задания выполняют познавательную и

воспитательную функцию.

Ученики применяют полученные знания, открывают

новые приемы и способы решений, рассуждений;

развивается логическое мышление, развивается

смысловая и образная память, формируется умение

работать с нестандартными задачами, обязательность

правильного, четкого и полного объяснения решения.

Таким образом, технология проблемного обучения на

уроках математики - это способ достижения цели через

детальную разработку проблемы, которая должна

завершиться вполне реальным, осязаемым

практическим результатом.

Спасибо за внимание.



В раздел образования