Автор: Мухамбетова Галина Сергеевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: п.Белополье Оренбургской области
Наименование материала: мастер класс
Тема: Технологии проблемного обучения
Раздел: среднее образование
Низкая мотивация обучения;
Реализация индивидуально-
дифференцированного подхода;
Низкая социальная активность;
Сформированность коммуникативных,
поведенческих умений;
Проблемное обучение- организованный учителем способ
активного взаимодействия учащихся с проблемно
представленным содержанием обучения, в ходе которого
они приобщаются к объективным противоречиям научного
знания и способам их разрешения, учатся мыслить,
творчески усваивать знания.
Направлен на самостоятельный поиск учащимися новых
понятий и способов действия.
Предполагает последовательное и целенаправленное
выдвижение перед учащимися познавательных проблем,
разрешая которые они под руководством учителя активно
усваивают новые знания.
Обеспечивает особый способ мышления, прочность
знаний и творческое их применение в практической
деятельности.
Способствует формированию определенного
мировоззрения учащихся, поскольку высокая
самостоятельность усвоения знаний обуславливает
возможность трансформации их в убеждения.
Формирует личностную мотивацию учащегося,
его познавательные интересы.
Развивает мыслительные способности учащихся.
Помогает формированию и развитию
диалектического мышления учащихся,
обеспечивает выявление ими новых связей в
изучаемых явлениях и закономерностях.
В меньшей мере, чем другие типы обучения,
применим при формировании практических
умений и навыков.
Требует больших затрат времени для усвоения
одного и того же объёма знаний, чем другие типы
обучения.
выявление различных точек зрения на один и тот
же вопрос;
создание учителем противоречия;
мотивация к решению противоречия;
организация противоречия в практической
деятельности учащихся;
побуждение учащихся к сравнению,
обобщению, выводам в проблемной ситуации,
сопоставлению фактов;
постановка конкретных вопросов,
способствующих обобщению, обоснованию,
конкретизации, логике рассуждения;
выдвижение изначально исследовательской
задачи;
задачи с неопределенностью в постановке
вопроса;
выдвижение проблемной ситуации в условии
задачи (например, с недостаточными или
избыточными исходными данными, с
противоречивыми данными, с заведомо
допущенными ошибками);
создание проблемной ситуации с помощью
ограничения времени ее разрешения:
Продолжи фразу
Учитесь сами, не ждите…
(когда жизнь вас научит)
Спрашивай и найдешь, старайся … (монгольская посл.)
(и узнаешь)
Для того чтобы усовершенствовать ум, надо….
(больше размышлять, чем заучивать) (Р.Декарт).
Как блохи скачут мысли с человека на человека, но …
(не каждого кусают).
Если у двух человек имеется по одному яблоку, и они
ими обменяются, то у каждого из них окажется опять по
одному яблоку. Если у каждого человека есть по одной
идее, и они обменяются ими, …
(то у каждого будет уже по две идеи )(Б.Шоу).
Китайская притча, гласит:
Скажи мне – и я забуду;
Покажи мне – и я запомню;
Дай сделать – и я пойму.
План экскурсии:
Развиваем гибкость ума через решение задач.
Без логики нет математики
Ситуации в жизни такие: либо сложные, либо
простые.
Точка соприкосновения: «Где зарыта кошка»
В геометрию тропинки одолеем без запинки.
И фокусы покажем и секреты
расскажем.
Развиваем гибкость ума
через решение задач.
Три маляра должны покрасить
фронтон дома в форме прямоуголь-
ного треугольника со сторонами
3м и 4 м. Хватит ли им 1 банки краски, если на ней
написано: площадь покрытия 10г/кв.м.?
У двух зрячих один брат слепой, но у
слепого нет зрячих братьев. Как это
может быть?
Без логики нет математики
(3х + 7) × 2 – 3 = 17
6х + 14 – 3 = 17
6х = 17 – 14 – 3
6х = 0
х = 0
Проверка: (3×0+7) ×2 - 3=11
7- 8 > 5- 8, т.е. -1 > -3. умножая
теперь это неравенство на -4,
получаем
(-1) × (-4) > (-3) ×(-4), т.е. 4 > 12.
Ситуации в жизни такие:
либо сложные, либо простые
.
(2 × 5)² =
(3 × 4)² =
(5 : 6)² =
(3 + 4)² =
Ситуации в жизни такие: либо
сложные, либо простые.
(2 × 5)² = 2² × 5² = 100
(3 × 4)² = 3² × 4² = 9 × 16 = 144
(5 : 6)² = 5² : 6² = 25 : 36
(3 + 4)² = 3² + 4² = 9 + 16 = 25
( 3 + 4)² = 7² = 49
( 3 +4)² ≠ 3² + 4²
Ситуации в жизни такие:
либо сложные, либо простые
.
Посмотрите, пожалуйста, на пол. Краска сносилась,
много чёрных полос. Вам нравится? Мне тоже не
нравится. Я думаю, что летом нам нужно обязательно
покрасить пол. Давайте с вами посчитаем, сколько
денег нужно на покраску
пола в классе, если 1 банка краски
стоит 120 рублей и её хватает,
чтобы покрасить 35 кв.м.
«Где зарыта кошка».
Представьте себе, что вы охватили земной шар по
экватору. А теперь прибавьте к длине окружности
1 метр и снова охватите земной шар, у вас должен
получиться зазор. Пролезет ли кошка через этот
зазор?
«Где зарыта кошка».
Решение:
Пусть С – длина окружности, тогда (С+1) – длина
большей окружности. Радиус первой окружности
равен С/π, радиус большой окружности равен
(С+1)/π. Тогда величина зазора равна
(С+1)/π - С/π = 1 м/6,28 = 15,9 см
Иллюзия движения
В этом случае вроде бы статистическое и неподвижное
изображение как бы оживает и начинает двигаться.
М.Эшер
Невозможный треугольник Эшера
Если двигаться по
лестнице по часовой
стрелке, то мы будем
постоянно подниматься,
а если будем двигаться
против часовой стрелки,
то – спускаться
«Восхождение и спуск»
И фокусы покажем и секреты
расскажем.
Лента Мёбиуса
Интересные метаморфозы таит в себе
лента Мебиуса, у которой один из
концов повернули на 180 градусов и
соединили с началом.
Что произойдет, если разрезать по
центральной линии ленту Мебиуса?
Сколько она имеет поверхностей: одну
или две? Догадливый муравей
проверит.
А если красить по поверхности, то
лента закрасится с одной стороны или
с двух?
Заключение.
Подобные задания выполняют познавательную и
воспитательную функцию.
Ученики применяют полученные знания, открывают
новые приемы и способы решений, рассуждений;
развивается логическое мышление, развивается
смысловая и образная память, формируется умение
работать с нестандартными задачами, обязательность
правильного, четкого и полного объяснения решения.
Таким образом, технология проблемного обучения на
уроках математики - это способ достижения цели через
детальную разработку проблемы, которая должна
завершиться вполне реальным, осязаемым
практическим результатом.
Спасибо за внимание.