Авторы: Зинина Елена Николаевна, Апеева Светлана Исанбаевна
Должность: учитель -логопед
Учебное заведение: МАДОУ " Деткий сад №108 "Воробышек"
Населённый пункт: город Прокопьевск, Кемеровская область.
Наименование материала: статья
Тема: Дидактическая игра как средство формирования звукового анализа у детей старшего дошкольного возраста.
Раздел: дошкольное образование
Дидактическая игра как средство формирования звукового
анализа у детей старшего дошкольного возраста.
Рассмотрим как формируется звуковой анализ у детей старшего дошкольного
возраста с использованием дидактических игр.
1)
Предметные игры - это игры с народной (деревянные конусы из
одноцветных и разноцветных колец, бочонки, шары, матрешки, грибки и др.)
дидактической игрой, мозаикой, различными природными материалами
(листья, семена и т. д.). Эти игры развивают у детей восприятие цвета,
величины, формы.
2)
Настольно-печатные - направлены на уточнение представлений об
окружающем, систематизацию знаний, развивают мыслительные процессы и
операции (анализ, синтез, обобщение, классификацию и др.).
Настольно-печатные игры могут быть разделены на несколько видов:
-
Парные картинки. Игровая задача состоит в том, чтобы подобрать
картинки по сходству.
Лото. Они строятся по принципу парности: к картинкам на
большой
карте подбираются тождественные изображения на маленьких
карточках. Тематика лото самая разнообразная: «игрушки», «посуда»,
«одежда», «растения» и т. д. Игры в лото уточняют знания детей, обогащают
словарь.
-
Домино. Принцип парности реализуется через подбор карточек-
картинок
при
очередном
ходе.
В
игре
развиваются
память,
сообразительность и т.д.
- Разрезанные
картинки
и
складные
кубики.
Игры
направлены
на развитие внимания, на уточнение представлений, на соотношение
между целым и частью.
- Игры типа «Лабиринт» развивают пространственную ориентацию,
умение предвидеть результат действия.
3) Словесные игры. В эту группу входит большое количество народных
игр типа «Краски», «Черное и белое» и др. Игры развивают внимание,
сообразительность, быстроту реакции, связную речь.
Важное значение имеет содержание дидактических игр. В дошкольных
учреждениях имеются большие возможности в разработке, создании новых,
варьировании старых игр. Структура дидактических игр, включающая в себя,
кроме дидактической задачи, игровые правила и действия, позволяет
усложнять их по мере развития у детей психических процессов: воли,
памяти, произвольного внимания и др.
Обязательным компонентом игры являются и ее правила, благодаря
которым логопед в ходе игры управляет поведением детей, воспитательно-
образовательным процессом.
Таким
образом,
обязательными
структурными
элементами
дидактической игры являются: обучающая и воспитывающая задача, игровые
действия и правила.
Дидактическая задача:
Определяя дидактическую задачу, надо, прежде всего, иметь в виду
какие знания, представления детей (о природе, об окружающих предметах, о
социальных явлениях) должны усваиваться, закрепляться детьми, какие
умственные операции в связи с этим должны развиваться, какие качества
личности детей можно формировать средствами данной игры (скажем,
честность, скромность, наблюдательность, настойчивость в достижении
поставленной цели, активность, самостоятельность и др.)
В каждой дидактической игре своя обучающая задача, что отличает одну
игру от другой.
Игровые правила.
Основная цель правил игры в группах старшего
дошкольного возраста -организовать действия, поведение детей. Правила
могут запрещать, разрешать, предписывать что-то детям в игре, делать игру
занимательной, напряженной. «Чем правила жестче, тем игра становится
напряженнее, острее... Факт создания мнимой ситуации с точки зрения
развития можно рассматривать как путь к развитию отвлеченного мышления,
связанное же с этим правило, мне кажется, ведет к развитию действий
ребенка, на основе которых вообще становится возможным то разделение
игры и труда, с которым мы встречаемся в школьном возрасте как с
основным фактом»: Л.С. Выготский.
Соблюдение правил в игре требует от детей определенных усилий воли,
умения обращаться со сверстниками, преодолевать отрицательные эмоции,
проявляющиеся из-за неудачного результата. Важно, определяя правила
игры, ставить детей в такие условия, при которых они получали бы радость
от выполнения задания.
Используя
дидактическую
игру
в
воспитательно-образовательном
процессе, через ее правила и действия у детей формируют корректность,
доброжелательность, выдержку.
Игровые
действия.
Дидактическая
игра
отличается
от
игровых
упражнений тем, что выполнение в ней игровых правил направляется,
контролируется игровыми действиями. Развитие игровых действий зависит
от выдумки педагога. Иногда и дети, готовясь к игре, вносят свои
предложения: «Давайте мы спрячем, а кто-нибудь будет искать!», «Давайте я
считалкой выберу водящего!», «Помните, когда мы играли «Горячо -
холодно!», как интересно было!».
Так любая игра становится дидактической, если имеются ее основные
компоненты: дидактическая задача, правила, игровые действия.
Организация
дидактических
игр
логопедом
в
группе
старшего
дошкольного возраста с ОНР III уровня осуществляется в трех основных
направлениях:
1.
подготовка к проведению дидактической игры,
2.
проведение
3.
анализ.
В
работе
можно
использовать
сказочных
героев,
литературных
персонажей, которые помогают создать эмоционально положительный
настрой. Участниками занятий становятся Незнайка, Петрушка, Карлсон,
пингвиненок Лоло, Солнечный зайчик. Игровая ситуация создается путем
введения сказочного героя.
В.И. Селеверстов выступает против казенной трафаретности в подходе к
дошкольнику, утверждая что зачастую это и являеся причиной малой
эффективности в работе. Селеверстов отмечает тот факт, что дети-логопаты в
большинстве случаев интеллектуально здоровы, следовательно потребность в
игре у них такая же как у их сверстников. А отличие выражается со стороны
физического
развития
в
нарушениях
моторики,
в
наличии
парезов,
параличей, общей скованности, дискоординации и слабости движений,
двигательной расторможенности. Особенности поведения таких детей
отмечаются и в их играх.[25] По наблюдениям Г.В. Косовой они не редко
теряют возможность совместной деятельности со сверстниками из-за
неумения выразить свою мысль, боязни показаться смешными, хотя правила
и содержание игры им доступны.
Таким образом, можно сформулировать две основные задачи, стоящие
перед логопедом в его работе с дошкольниками:
1.
Логопеду
необходимо
широко
использовать
игры
в
коррекционной
работе,
при
этом
следует
помнить
об
их
значимости в целом как средства физического, умственного,
нравственного и эстетического воспитания.
2.
При проведении игры логопеду необходимо учитывать возможные
особенности
поведения
детей
с
различными
речевыми
расстройствами.
Игра может проводится как самостоятельное, как предваряющее или
закрепляющее занятие , а так же как отдых. Например, игра «Чудесный
мешочек» может выступать как основное занятие и как начало или конец его.
Логопедические
цели
такого
занятия
-
развитие
звукового
анализа,
закрепление звуков в словах, совершенствование словаря.
Таким образом, дидактическая игра в формировании звукового анализа
у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня - это не самоцель, а
средство воздействия на ребенка.
Необходимость
формирования
звукового
анализа
у
старших
дошкольников
через
игру
очевидна.
Работа
логопеда
нуждается
в
использовании игровых приемов в еще большей степени, нежели в обычных
воспитательных мероприятиях, потому что:
1.
дети - дошкольники в большинстве своем не имеют осознанного
отношения к своему дефекту речи. Некоторые даже не различают на слух
правильное произношение от неправильного. Не имея отрицательного
отношения к своему дефекту, ребенок не стремится от него избавиться.
Следовательно, командными методами, волевыми усилиями ребенок от
своего дефекта избавляться не будет.
2.
процесс
формирования
звукового
анализа
может
быть
длительным и однообразным для ребенка. Это трудно и неинтересно, и в
отсутствие желания самого ребенка, занятия с логопедом очень скоро
перестают нравиться.
Именно игра как основной вид деятельности дошкольника позволяет
преодолеть эти трудности.
Дидактические игры по формированию звукового анализа у детей
старшего дошкольного возраста дают возможность:
1
обеспечить психологический комфорт и развитие эмоционально -
волевой сферы детей во время занятий.
2повысить речевую мотивацию
3компенсировать недостаточность фонематического слуха
4активизировать и восстанавливать высшие психические функции;
5понять, что речь состоит из слов, слова из слогов, слоги из звуков речи,
6обучать выделению звуков из речи, из состава слова.
7понять, что звуки располагаются в слове в определённой
последовательности.
Итак, у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III
уровня
значительно хуже, чем у сверстников с нормальной речью, сформированы
зрительное восприятие, пространственные представления, внимание и
память.
Основной
задачей
логопеда
является
преодоление
речевого
недоразвития у ребенка. Значительным потенциалом в этом направлении
обладает дидактическая игра. Особое значение имеют игры на развитие
речевой деятельности для детей старшего дошкольного возраста с ОНР III
уровня, поскольку в играх ребенок не просто выполняет требования
взрослого, но и активно действует. В играх создается необходимая связь
между практическими и умственными действиями, которая ведет к развитию
ребенка.
При
условии
правильной
методической
инструментовки
игра
пробуждает у детей «усилие мысли», легко и свободно стимулирует их к
познанию мира.
Дидактические игры для формирования звукового анализа для детей
старшего
дошкольного
возраста
предлагаются
такими
авторами
как
В.И.Селеверсто «Речевые игры с детьми», Г.С.Швайко «Игры и игровые
упражнения для развития речи». Все игры построены с постепенным
усложнением игровых и учебных заданий. Вначале детям предлагаются игры
на слышание, различение и определение первого звука в отдельном слове
(игра «Определи первый звук»), затем - первого и последнего звука в ряде
слов (игра «Цепочка слов»). Далее они определяют любую позицию звука в
слове (в начале, в конце и в середине) (игровое упражнение «Найди место
звука в слове» и игра «Украсим елку»). Кроме того, старшим дошкольникам
предлагается упражнятся в подборе слов с определенным звуком (игры «Кто
в домике живет?», «Собери букет»), в дифференциации наиболее сложных
звуков: с - ш, р -л (игры «Кто быстрее соберет вещи», «Магазин»).
В игровом упражнении «Найди пару» дети, передвигая двойную стрелку
по диску, учатся подбирать слова, близкие по звучанию: миска - мишка, усы -
осы, ком - сом и т. п.
С помощью занимательных игр-головоломок типа «Построй пирамиду»
дошкольников упражняют в определении количества звуков и слогов в
словах. Так, в «цветочном магазине» можно купить цветок, если сумеешь
определить количество слогов в названии облюбованного растения.
Оригинальна игра «Включи телевизор», по условиям которой ребенок
составляет слово, ориентируясь на первые или последние звуки в названиях
предметов, предъявленных педагогом: кошка - ослик -мак - (ком) и др. (Дети
логопедических групп самостоятельно читают получившиеся слова.)
В заключение следует подчеркнуть, что игры и игровые упражнения,
предлагаемые Г. С. Швайко и В.И Селеверстовым помогут проводить
занятия живее и интереснее. Почти все игры - многоцелевые. Следовательно,
педагог неоднократно может возвращаться к ним, помогая детям усвоить
новый материал и закрепить пройденный.
К большинству игр даются варианты: а) для обучения детей на занятиях;
б) для индивидуальной работы с одним ребенком или небольшой группой из
четырех-шести человек; в) для самостоятельных игр детей.
Таким образом значительным потенциалом в формировании звукового
анализа у детей с ОНР обладает дидактическая игра. Поскольку в играх
ребенок не просто выполняет требования взрослого, но и активно действует.
Обязательными
структурными
элементами
являются:
обучающая
и
воспитывающая задача, игровые правила и действия. В играх создается
необходимая связь между практическими и умственными действиями,
которая ведет к развитию ребенка.
Дидактические игры по формированию звукового анализа у детей
старшего дошкольного возраста дают возможность:
1.
обеспечить психологический комфорт и развитие эмоционально -
волевой сферы детей во время занятий;
2. повысить речевую мотивацию;
3. компенсировать недостаточность фонематического слуха;
4. активизировать и восстанавливать высшие психические функции;
5.понять, что речь состоит из слов, слова из слогов, слоги из звуков
речи;
6.обучать выделению звуков из речи, из состава слова;
7.
понять,
что
звуки
располагаются
в
слове
в
определённой
последовательности;
8. овладеть процессом объединения звуков в слоги, слогов в слова, слов
- в предложения, а также рядом понятий: "предложение", "слово",
"слог", "звук", "буква".