Напоминание

"Роль концертмейстера в театральной студии"


Автор: Соторова Яна Ивановна
Должность: концертмейстер
Учебное заведение: ГБУ ДО ЗДДТ Курортного района
Населённый пункт: Санкт-Петербурга
Наименование материала: Статья
Тема: "Роль концертмейстера в театральной студии"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования

Зеленогорский дом детского творчества

Курортного района Санкт-Петербурга

Статья

«Роль концертмейстера в театральной студии»

Разработала

Соторова Яна Ивановна,

концертмейстер ГБУ ДО ЗДДТ

Курортного района Санкт-Петербурга

Санкт-Петербург

2020г.

Для многих не секрет, что одной из самых незаметных творческих

профессий

в

театре

является

профессия

концертмейстера.

Этой

специальности

не

учат

ни

в

одном

учебном

заведении.

Обучаясь

определённым дисциплинам, музыкант приобретает лишь малую долю того

особого мастерства, которым должен обладать настоящий концертмейстер.

Только в практической деятельности можно научиться этой профессии,

работая непосредственно в творческом коллективе. Не каждый пианист, будь

он

даже

виртуозным

исполнителем,

может

стать

хорошим

концертмейстером. И всё потому, что дело тут в особом качестве игры, в

способности музыканта тонко чувствовать и мыслить в ансамблевом

единстве, в умении «растворяться» в других исполнителях.

Люди этой профессии очень часто остаются «в тени» своих ярких

партнёров-исполнителей. Их не называют солистами, хотя по роду своей

деятельности они всегда исполняют солирующие партии, и артистами их

тоже никто не называет, а ведь они такие же участники сценического

действия, как и другие исполнители – солисты, артисты спектакля, балета,

оперы. Действительно, роль концертмейстера в театральном действии

огромна и значима. Любой человек, знающий театр изнутри понимает, что

без этого специалиста не может обойтись ни один спектакль, особенно в

репетиционный

постановочный

период,

ни

один

выездной

концерт,

проводимый на различных сценических площадках. В данном случае его

роль становится ещё более ответственной и незаменимой. В этот момент он

на сцене, он непосредственный участник живого творческого действия,

которое рождается на глазах у зрителей. Эти две главные творческие

составляющие - репетиционно-постановочная и концертно-исполнительская

– всегда были неразрывно переплетены между собой в профессии

театрального концертмейстера. Так кто же они, эти профессионалы-

музыканты?

2

К сожалению, очень редко их имена можно увидеть в художественных

публикациях, в газетах и журналах.

Чтобы по - настоящему узнать

сложность этой профессии, надо познакомиться с ней поближе.

Профессия концертмейстера театральной студии весьма специфична и

трудна и здесь, помимо профессиональных качеств, которыми должен

обладать специалист, очень важно иметь своё личное отношение к театру.

Концертмейстер

«правая

рука

руководителя»,

которая

знает

все

особенности художественного образа каждого персонажа спектакля, да и

всего произведения в целом. Опытный концертмейстер в процессе своей

работы с коллективом над новым материалом ставит своей целью не только

музыкальное оформление образно-эмоциональной характеристики героев, но

всегда стремится к созданию общей драматургии спектакля.

Звуковое соотношение музыкального сопровождения и текстовых

фрагментов должно постоянно контролироваться концертмейстером. Во

многом это зависит от умения специалиста слышать и контролировать свои

действия. Также концертмейстер должен иметь определенные представления

о музыкальных стилях, направлениях. Чем больше самой разнообразной

музыки в репертуаре концертмейстера, в том числе и оркестровой, тем

насыщеннее и интереснее будет звучать музыкальный материал.

Большое

значение

для

концертмейстера

имеет

умение

импровизировать,

подбирать по слуху и транспонировать. Эти навыки

помогают ему чувствовать себя уверенно в любой ситуации.

В процессе работы могут возникать определённые сложности в

подборе конкретного репертуара, связанные с многообразием и сложностью

образа или характера действий. В этом случае музыканта выручает владение

навыками импровизации.

Анализируя работу концертмейстера в целом, можно сказать, что он по

своим функциям звукорежиссёр, только вместо пульта у него универсальный,

богатый тембрами и красками инструмент фортепиано или синтезатор. Но

3

для того, чтобы в полной мере использовать этот ресурс, необходимо

постоянно совершенствовать свои навыки и умения.

Для более эффективной работы театрального коллектива очень важен

творческий союз режиссера и концертмейстера. Легко работать в коллективе,

когда на репетициях создана атмосфера понимания и сотворчества, когда

творчество превращается в интересный познавательный процесс. Во время

репетиций могут возникать разные ситуации, когда режиссёра не устраивает

музыкальное

оформление

сцен

спектакля,

не

совпадающее

с

его

музыкальными представлениями и внутренними ощущениями. В этот

момент

средства

музыкальной

выразительности

могут

быть

подвергнуты

кардинальному переосмыслению, и задача концертмейстера заключается в

том, чтобы подобрать и найти музыкальный материал, соответствующий

замыслу и идее режиссёра.

Подводя итог, попытаемся сформулировать, чем интересна работа

концертмейстера в театральной студии и в чём заключается её сложность. В

первую очередь, это творчество, связанное с непосредственным участием

концертмейстера в постановочном процессе. Поэтому концертмейстер

театрального коллектива постоянно находиться в поиске, ведь нужна

хорошая интересная музыка, музыкальная литература.

А что касается

сложностей, их больше, чем достаточно. Прежде всего, концертмейстеру

необходимо

постоянно

развиваться,

поддерживать

свой

уровень

профессионального мастерства, заниматься самосовершенствованием. С

другой стороны, работа театрального концертмейстера сочетает в себе

исполнительскую и педагогическую составляющую, этим она интересна и

сложна одновременно.

Профессия концертмейстера - это особенный, уникальный и ни с чем

несравнимый комплекс умений и навыков, необычайно развитых слуховых и

зрительных ощущений и представлений, основанный на глубоких познаниях

музыкально-театрального искусства.

4



В раздел образования