Автор: Соторова Яна Ивановна
Должность: концертмейстер
Учебное заведение: ГБУ ДО ЗДДТ Курортного района
Населённый пункт: Санкт-Петербурга
Наименование материала: Статья
Тема: "Роль концертмейстера в театральной студии"
Раздел: дополнительное образование
Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования
Зеленогорский дом детского творчества
Курортного района Санкт-Петербурга
Статья
«Роль концертмейстера в театральной студии»
Разработала
Соторова Яна Ивановна,
концертмейстер ГБУ ДО ЗДДТ
Курортного района Санкт-Петербурга
Санкт-Петербург
2020г.
Для многих не секрет, что одной из самых незаметных творческих
профессий
в
театре
является
профессия
концертмейстера.
Этой
специальности
не
учат
ни
в
одном
учебном
заведении.
Обучаясь
определённым дисциплинам, музыкант приобретает лишь малую долю того
особого мастерства, которым должен обладать настоящий концертмейстер.
Только в практической деятельности можно научиться этой профессии,
работая непосредственно в творческом коллективе. Не каждый пианист, будь
он
даже
виртуозным
исполнителем,
может
стать
хорошим
концертмейстером. И всё потому, что дело тут в особом качестве игры, в
способности музыканта тонко чувствовать и мыслить в ансамблевом
единстве, в умении «растворяться» в других исполнителях.
Люди этой профессии очень часто остаются «в тени» своих ярких
партнёров-исполнителей. Их не называют солистами, хотя по роду своей
деятельности они всегда исполняют солирующие партии, и артистами их
тоже никто не называет, а ведь они такие же участники сценического
действия, как и другие исполнители – солисты, артисты спектакля, балета,
оперы. Действительно, роль концертмейстера в театральном действии
огромна и значима. Любой человек, знающий театр изнутри понимает, что
без этого специалиста не может обойтись ни один спектакль, особенно в
репетиционный
постановочный
период,
ни
один
выездной
концерт,
проводимый на различных сценических площадках. В данном случае его
роль становится ещё более ответственной и незаменимой. В этот момент он
на сцене, он непосредственный участник живого творческого действия,
которое рождается на глазах у зрителей. Эти две главные творческие
составляющие - репетиционно-постановочная и концертно-исполнительская
– всегда были неразрывно переплетены между собой в профессии
театрального концертмейстера. Так кто же они, эти профессионалы-
музыканты?
2
К сожалению, очень редко их имена можно увидеть в художественных
публикациях, в газетах и журналах.
Чтобы по - настоящему узнать
сложность этой профессии, надо познакомиться с ней поближе.
Профессия концертмейстера театральной студии весьма специфична и
трудна и здесь, помимо профессиональных качеств, которыми должен
обладать специалист, очень важно иметь своё личное отношение к театру.
Концертмейстер
–
«правая
рука
руководителя»,
которая
знает
все
особенности художественного образа каждого персонажа спектакля, да и
всего произведения в целом. Опытный концертмейстер в процессе своей
работы с коллективом над новым материалом ставит своей целью не только
музыкальное оформление образно-эмоциональной характеристики героев, но
всегда стремится к созданию общей драматургии спектакля.
Звуковое соотношение музыкального сопровождения и текстовых
фрагментов должно постоянно контролироваться концертмейстером. Во
многом это зависит от умения специалиста слышать и контролировать свои
действия. Также концертмейстер должен иметь определенные представления
о музыкальных стилях, направлениях. Чем больше самой разнообразной
музыки в репертуаре концертмейстера, в том числе и оркестровой, тем
насыщеннее и интереснее будет звучать музыкальный материал.
Большое
значение
для
концертмейстера
имеет
умение
импровизировать,
подбирать по слуху и транспонировать. Эти навыки
помогают ему чувствовать себя уверенно в любой ситуации.
В процессе работы могут возникать определённые сложности в
подборе конкретного репертуара, связанные с многообразием и сложностью
образа или характера действий. В этом случае музыканта выручает владение
навыками импровизации.
Анализируя работу концертмейстера в целом, можно сказать, что он по
своим функциям звукорежиссёр, только вместо пульта у него универсальный,
богатый тембрами и красками инструмент фортепиано или синтезатор. Но
3
для того, чтобы в полной мере использовать этот ресурс, необходимо
постоянно совершенствовать свои навыки и умения.
Для более эффективной работы театрального коллектива очень важен
творческий союз режиссера и концертмейстера. Легко работать в коллективе,
когда на репетициях создана атмосфера понимания и сотворчества, когда
творчество превращается в интересный познавательный процесс. Во время
репетиций могут возникать разные ситуации, когда режиссёра не устраивает
музыкальное
оформление
сцен
спектакля,
не
совпадающее
с
его
музыкальными представлениями и внутренними ощущениями. В этот
момент
средства
музыкальной
выразительности
могут
быть
подвергнуты
кардинальному переосмыслению, и задача концертмейстера заключается в
том, чтобы подобрать и найти музыкальный материал, соответствующий
замыслу и идее режиссёра.
Подводя итог, попытаемся сформулировать, чем интересна работа
концертмейстера в театральной студии и в чём заключается её сложность. В
первую очередь, это творчество, связанное с непосредственным участием
концертмейстера в постановочном процессе. Поэтому концертмейстер
театрального коллектива постоянно находиться в поиске, ведь нужна
хорошая интересная музыка, музыкальная литература.
А что касается
сложностей, их больше, чем достаточно. Прежде всего, концертмейстеру
необходимо
постоянно
развиваться,
поддерживать
свой
уровень
профессионального мастерства, заниматься самосовершенствованием. С
другой стороны, работа театрального концертмейстера сочетает в себе
исполнительскую и педагогическую составляющую, этим она интересна и
сложна одновременно.
Профессия концертмейстера - это особенный, уникальный и ни с чем
несравнимый комплекс умений и навыков, необычайно развитых слуховых и
зрительных ощущений и представлений, основанный на глубоких познаниях
музыкально-театрального искусства.
4