Напоминание

"Играть с детьми всерьез!"


Автор: Гарданова Альфия Рамилевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Снегурочка"
Населённый пункт: ЯНАО, г. Ноябрьск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Играть с детьми всерьез!"
Раздел: дошкольное образование





Назад





Играть с детьми всерьез
Игра — наиболее естественная форма взаимодействия взрослых и детей, и именно в игре личность развивается свободно, стремительно и гармонично. Но далеко не все взрослые умеют играть с детьми всерьез, увлеченно, самозабвенно, как это делают дети. Многие просто не знают, как подступиться к ребенку, о чем с ним говорить, как заинтересовать его. Можно ли этому научиться? Специально подобранные игры, позволяющие развить внимательность, наблюдательность, мышление, память, связную речь, моторику, креативность, закрепить и расширить знания ребенка об окружающем мире, станут вашим маяком в бескрайнем море детских возможностей. На основе простейших игр, не требующих специальных знаний и длительной подготовки, взрослый сможет совершенствовать навыки сотрудничества и руководства детской деятельностью. Вы можете научить ребенка выполнять различные действия по инструкции, выявлять причинно-следственные связи, делать выводы. Организуя игровые занятия с ребенком, помните — это не вынужденная необходимость, а прекрасные минуты, проведенные вместе.
Разговор за столом
В эту игру можно играть, пока вы ожидаете заказ в ресторане или кафе. Задача:  развивать аналитическое мышление;  способность классифицировать;  речь;  словарный запас;  навыки общения. Оборудование: предметы, которые обычно находятся на обеденном столе: столовые приборы, баночки с перцем и солью, салфетки, пакетики с сахаром или кетчупом, меню и др. Порядок действий 1. Пока вы ожидаете заказ, загадайте один из предметов, находящихся на вашем столе. 2. Опишите ребенку его цвет, размер, форму, расскажите, для чего его используют. 3. Пусть малыш попытается угадать, о чем вы думаете. 4. Обязательно похвалите, если он угадал 5. Если же у него возникли затруднения, дайте подсказку. 6. Поменяйтесь ролями. Теперь ребенок пусть загадывает предметы, описывает их, а вы попытаетесь угадать. 7. Продолжайте так до тех пор, пока ребенок не отгадает все предметы на столе.
8. Возможные варианты: расширьте круг предметов, которые можно загадывать. П. Уорнер
Игры с пуговицами
Задачи:  развивать мелкую моторику;  восприятие цвета и величины;  аналитическое мышление;  воображение. Оборудование: пуговицы разного размера и цвета, разноцветные стаканчики, коробка из-под обуви. Порядок действий 1. «Сортировка». Одно из самых увлекательных занятий. Пуговицы можно сортировать по величине, цвету, количеству дырочек, материалу. Строить ряды по возрастанию или убыванию размера, интенсивности цвета. 2. «Забей гол в ворота». Нужна крышка от коробки из-под обуви. Рисуем футбольное поле, ворота лепим из пластилина или делаем из маленьких коробочек. Два игрока щелчками отправляют по очереди шайбу- пуговицу в ворота противника 3. «Супчики» из пуговиц. Это девчонки любят. В игрушечные кастрюльки пуговки насыпать, перемешивать их, «варить», ложкой по тарелочкам раскладывать — красота! Какого цвета у вас будет пуговичный компот? А борщ? 4. «Попади в цель». Взрослый ложиться с ребенком на ковер. Поодаль ставят шляпу. Берут пуговицы двух цветов — плюх, плюх — бац! Бросают их в шляпу (или мимо — как уж получится). Какого цвета пуговиц больше — тот и выиграл! Уважаемые родители, вы можете придумать свои варианты пуговичных игр. Ю. Ремпелъ
Сплетенные друзья
Задачи:  развивать понимание причинно-следственных связей;  образное мышление;  общую моторику;  моторику рук;  о р и е н т и р о в к у в п р о с т р а н с т в е .  Оборудование: свободное пространство на полу, два мотка 2
целлофановой или матерчатой ленты. Порядок действий 1. Встаньте напротив ребенка посреди комнаты. 2. Дайте ему один моток ленты, а другой возьмите себе. 3. Попросите его привязывать себя к вам, в то время как вы привязываете его к себе. Привяжите ваши руки, ноги, туловище и т.д. 4. Затем подумайте, как можно передвигаться по комнате вместе! 5. Попробуйте выполнять простые задания: поднять игрушку с пола, ответить на звонок, играть в простые игры и т.д. 6. Держите ножницы наготове, если захотите освободиться, Возможные варианты: привяжите лентой картон к рукам и ногам ребенка, чтобы он двигался как Франкенштейн. П. Уорнер
Игра с фольгой
Задачи:  развивать умение классифицировать;  образное мышление;  общую моторику;  воображение;  социальные навыки. Оборудование: несколько небольших игрушек вашего ребенка: фигурка героя, мягкая игрушка, мяч, кубик, кукла, а также алюминиевая фольга, бумажный пакет, стол или пол. Порядок действий 1. Соберите небольшое количество маленьких игрушек. 2. Оберните каждый предметфольгой. 3. Поместите игрушки в бумажный пакет и поставьте его на стол или пол между собой и ребенком. 4. Попросите ребенка закрыть глаза. 5. Выньте один предмет и вручите ему. 6. Предложите ощупать предмет и попробовать отгадать, что это такое. 7. После попыток отгадать, что это, разверните игрушку и покажите ему. 8. Повторите эти действия, пока все игрушки не закончатся. 9. Позвольте вашему ребенку разворачивать предметы для вас. Возможные варианты: чтобы игра была более увлекательной, используйте похожие мягкие игрушки животных — ребенку будет сложнее их определять. 3
О. Чичигина
Фигурки из проволоки
Задачи:  развивать понимание причинно-следственных связей;  образное мышление;  фантазию и творческие способности;  общую моторику;  навыки решения проблемных ситуаций. Оборудование: стол и проволока разного цвета. Порядок действий 1. Освободите стол и посадите на него вашего ребенка. 2. Положите перед ним проволоку. 3. Покажите ребенку, как можно загибать, крутить, закручивать, соединять проволоку с помощью пальцев. 4. Позвольте ему делать с проволокой все, что он захочет. Если у него вначале возникнут проблемы, предложите свои идеи: как можно проволоке придать форму животного, человека, буквы, цифры, здания и т.д. Возможные варианты: поработайте с ребенком над общим большим проектом: например, сделайте зверинец, город со всевозможными зданиями и людьми, большую семью и т.д. П. Уорнер
Радуга пузырей
Задачи:  развивать воображение;  аналитическое мышление;  восприятие цвета;  фантазию. Оборудование: душистый шампунь, яркие гуашевые краски, стаканчики для воды, толстые кисти, трубочка для коктейля. Порядок действий 1. Приготовьте цветную пену, которой собираетесь рисовать. Надо тщательно смешать шампунь и гуашь нужного цвета в равных пропорциях, налив в стаканчик примерно по 0,5 см того и другого. 2. После можно долить в стаканчик воды, заполнив его на одну треть. Приготовьте столько стаканчиков, сколько цветов вам нужно. 3. Булькать через трубочку в стакан - самый любимый момент игры для детей. Родителям следует убедиться, что ребенок не путает вдох и 4
выдох. Для этого потренируйтесь без трубочки, например, «сдувая пушинки с одуванчика». 4. После того как все получилось, и цветные мыльные шапки возвышаются над каждым стаканчиком, можно приступать к созданию картины. Берем плотную бумагу и накрываем поочередно каждый стаканчик, получаются отпечатки мыльной пены на ее поверхности. Снимаем, переворачиваем и любуемся результатом. 5. А теперь посмотрим, на что похожи отпечатки, и дорисовываем недостающие детали. Возможные варианты: е щ е можно поиграть, дуя в трубочку и гоняя мыльную пену по листу бумаги. Л. Богданова
«Волшебная» картинка
Задачи:  развивать понимание причинно-следственных связей;  аналитическое мышление;  умение выражать эмоции;  моторику рук;  речь;  социальные навыки. Оборудование: листы белой бумаги, карандаши, плоские предметы с рельефным рисунком (например, монета, лист с дерева, кредитная карточка, рельефная картинка, плоский медальон и т.д.), бумажный или целлофановый пакет, стол. Порядок действий 1. Подберите вышеперечисленные рельефные предметы. 2. Сложите их в пакет так, чтобы ребенок не видел. 3. Положите этот пакет, бумагу и карандаши на стол. Сядьте вместе с ребенком. 4. Попросите его закрыть глаза, а сами тем временем положите один из предметов под лист бумаги. 5. Теперь пусть ребенок заштрихует карандашом бумагу, чтобы проявился «волшебный рисунок». 6. Сможет ли он угадать, что за предмет находится под листом бумаги? 7. Проделайте то же самое с другими предметами. 8. Возможные варианты: предложите ребенку найти предметы, из которых могут получиться «волшебные» картинки. Обсудите с ним, почему из одних предметов они получаются, а из других нет. Как это происходит? П. Уорнер 5

Поймай тень
Задачи:  развивать аналитическое мышление;  общую моторику;  самосознание;  социальные навыки;  ориентировку в пространстве. Вам понадобится дождаться солнечного дня. Порядок действий 1. Выйдите на прогулку в солнечный день. 2. Встаньте так, чтобы на земле была хорошо видна ваша тень.Ребенок должен постараться наступить на нее, а вы — увернуться и не допустить этого. 3. Как только ребенок наступит на вашу тень, поменяйтесь ролями. Возможные варианты: встаньте так, чтобы тень падала на стену. Дайте ребенку мяч, и пусть он попадет им в тень. Вы тем временем двигаетесь, чтобы усложнить игру. Внимание! Убедитесь, что вокруг достаточно места и ребенок ни обо что не ударится.
Сказка наоборот
Оборудование: карточки с сюжетом из сказки «Колобок» (изготавливаются из двух книжек-малышек — по карточке на каждый сюжет). Задачи:  развивать познавательное воображение;  творческое мышление;  память и речь;  умение определять последовательность событий;  воображение. Порядок действий 1. Взрослый напоминает ребенку сказку про Колобка, показывает карточки. 2. Затем картинки перемешивают, ребенок вытаскивает любую из них и продолжает рассказ с того места, которому соответствует картинка. 3. Если ребенок справился, предложите ему рассказать сказку в обратном порядке, как будто пленка прокрутилась назад. Если есть возможность, 6
покажите на видеомагнитофоне, что это значит. 7


В раздел образования