Автор: Шумилкина Марина Генриховна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ Свердловская СОШ №2
Населённый пункт: го Лосино-Петровский р.п Свердловский Московской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: по теме: "Славянская письменность"
Раздел: среднее образование
1
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СВЕРДЛОВСКАЯ СОШ №2
ГО ЛОСИНО-ПЕТРОВСКИЙ
Тезисы
исследовательской
работы
на
научно-практическую
конференцию «Шаг в науку» учащихся 5-В класса (2018г.)
Тема: «Славянская письменность»
Откуда есть, пошла славянская письменность?
Слайд №1,2,3
Исследовательская работа на тему «Славянская письменность».
Цель: узнать о славянской
письменности
1. Выяснить, откуда пошла славянская
письменность.
2. Узнать, кто создал славянскую азбуку.
3.
Исследовать, как происходили
изменения в славянской азбуке.
4. Провести опрос среди учащихся лицея
№15.
- Какие изменения на их взгляд могут
произойти в письменности
современного мира?
Задачи:
Цель нашей работы:
1.
Выяснить, откуда пошла славянская письменность.
2.
Узнать, кто создал славянскую азбуку.
3.
Исследовать, как происходили изменения в славянской азбуке.
4.
Предположить
дальнейшие
изменения,
для
этого
провести
опрос среди учителей и учащихся лицея №15.
(Какие изменения, на их взгляд, могут произойти в письменности
современного мира?).
2
Оглянись на предков наших,
На героев прошлых дней,
Вспоминай их добрым
словом.
Слава им борцам суровым!
Слава русской старине!
И про эту старину
Я рассказывать начну,
Чтобы люди знать могли
О делах родной земли…
Слайд №4
Русскому языку в том виде, к которому мы привыкли, всего чуть более
300 лет. Для языка это «детский» возраст, но у него, как и у вас, есть своя
родословная, которая своими корнями уходит глубоко в историю.
Искусством письма люди владели не всегда. Это искусство развивалось
долго, на протяжении многих тысячелетий.
Пиктография
Рисуночное письмо
Идеография
Иероглифы
Вначале
появилось
картинное
письмо
(пиктография):
какое-нибудь
событие изображали в виде рисунка, затем стали изображать уже не событие, а
отдельные
предметы
(идеография,
иероглифы),
и,
наконец,
научились
изображать не предметы, а передавать знаками их названия (звуковое письмо).
Первоначально в звуковом письме употреблялись только согласные звуки, а
гласные или вообще не воспринимались, или обозначались дополнительными
значками (слоговое письмо).
Греческое письмо легло в основу латинской азбуки, а в IX веке было
создано славянское письмо путем использования букв греческого алфавита.
Слайд №5
Слово “азбука” произошло от названий двух первых букв славянской
азбуки: А (аз) и Б (буки), а слово “алфавит” происходит из названия двух
первых букв греческого алфавита: АЛЬФА + ВИТА
3
Земля наша крещена, но нет у нас учителя, кто объяснил
бы нам святые книги. Ведь не знаем мы ни греческого, ни
латинского. И пошлите нам учителей, которые бы нам
смогли рассказать о книжных словах и о смысле их
Алфавит гораздо старше азбуки. В IX веке азбуки не было, и славяне
не имели собственных букв. И поэтому не было и письменности. Славяне не
могли написать на своем языке ни книг, ни даже писем друг другу.
От
нашего
главного
свидетеля
первоначальной
истории
Руси
—
“Повести
временных
лет”
—
мы
узнаем,
что
однажды
славянские
князья
Ростислав,
Святополк
и
Коцел отправили
к
византийскому царю
Михаилу
послов с такими словами:
“Земля наша крещена, но нет у нас учителя, который бы наставил и
поучил нас, и объяснил святые книги. Ведь не знаем мы ни греческого языка, ни
латинского; одни учат нас так, а другие иначе, от этого не знаем мы ни
начертания букв, ни их значения. И пошлите нам учителей, которые бы могли
нам рассказать о книжных словах и о смысле их”.
Слайд №6
Вызвал к себе царь Михаил двух ученых братьев, послал их в
славянскую землю.
Совершилось это в 863 году.
Великое дело создания славянской азбуки совершили
братья Константин (при крещении принявший имя
Кирилл) и Мефодий.
Тогда вызвал к себе царь Михаил двух ученых братьев —
Константина и Мефодия и “уговорил их царь, и послал их в славянскую землю к
Ростиславу, Святополку и Коцелу. Когда же братья эти пришли, начали они
составлять славянскую азбуку и перевели Апостол и Евангелие”.
Совершилось это в 863 году. Отсюда и ведет свое начало славянская
письменность.
4
Слайд №7,8
Рукописи 10 и 11 веков написаны двумя разными азбуками. И вот тут
кроется загадка. Одни написаны кириллицей, другие - глаголицей. Но какая из
этих
двух
азбук
древнее?
То
есть,
каким
письмом
были
написаны
несохранившиеся
рукописи
кирилло-мефодиевских
времен?
Глаголица
Целый
ряд
фактов
указывает
на
то,
что
более
древней
азбукой
следует считать глаголицу. В современном мире уже никто не сомневается в
том, что ученые Константин Философ и его брат Мефодий "переложили" звуки
славянского
языка
на
пергамент
с
помощью
той
азбуки,
которую сегодня
принято называть глаголицей.
Позднее появилась кириллица, в ней буквы имеют более простую и
ясную для нас форму. Кириллица явилась основой нашего русского алфавита.
В кириллице 43 буквы.
Рукописи 10 и 11 веков
написаны двумя разными азбуками,
кириллицей и глаголицей.
Ряд факторов указывает на то,
что более древней следует считать глаголицу.
5
Слайд №9
Мефодий же посадил двух попов, хороших скорописцев,
перевел все книги полностью с греческого на славянский
в шесть месяцев, начав в марте, а закончив 26 октября.
Начальная страница «Евангелие»
Энциклопедия «Кирилл и Мефодий»
“Мефодий же посадил двух попов, хороших скорописцев, и перевел все
книги полностью с греческого на славянский в шесть месяцев, начав в марте, а
закончив 26 октября...”
Слайд №10
Древнейшая книга на
Руси, написанная кириллицей,
- Остромирово
Евангелие
–
1057
года.
Это
Евангелие
хранится
в
Санкт-Петербурге,
в
библиотеке Российской Академии наук.
Евангелист Лука
Энциклопедия «Кирилл
и Мефодий»
Древнейшая книга на Руси, написанная
кириллицей, - Остромирово Евангелие – 1057 года.
Это Евангелие хранится в Санкт-Петербурге, в
библиотеке Российской Академии наук.
Слайд №11
Образцом для написания букв кириллицы послужили знаки греческого
уставного алфавита. Первые книги на кириллице также написаны уставом.
Устав
—
это
такое
письмо,
когда
буквы
пишутся
прямо
на
одинаковом
расстоянии друг от друга, без наклона - они как бы "уставлены". Буквы строго
геометричны,
вертикальные
линии,
как
правило,
толще
горизонтальных,
промежутка между словами нет.
Древнерусские рукописи
IX
-
XIV
веков
написаны уставом.
6
Кириллическое письмо
С середины XIV столетия
получил распространение
полуустав
С середины XIV столетия получил распространение полуустав, который
был менее красив, чем устав, зато позволял писать быстрее. Появился наклон в
буквах,
их
геометричность
не
так
заметна;
перестало
выдерживаться
соотношение толстых и тонких линий; текст уже делился на слова.
Слайд №12
В XV веке полуустав уступает место скорописи.
Рукописи написанные "скорым обычаем", отличает связное написание
соседних
букв,
размашистость
письма.
В
скорописи
каждая
буква
имела
множество вариантов написания. С развитием скорости появляются признаки
индивидуального почерка.
В
XV
веке полуустав уступает место скорописи
.
Рукописи написанные
"
скорым обычаем
",
отличает связное написание соседних
букв
,
размашистость письма
.
В скорописи каждая буква
имела множество вариантов написания
.
С развитием скорости появляются признаки
индивидуального почерка
.
Слайд №13
Петр I. Портрет работы И.Н.
Никитина
При Петре I в России была осуществлена
реформа кириллицы, устранившая ряд
ненужных для русского языка букв и
упростившая написание остальных.
7
Кириллица
просуществовала
практически
без
изменения
до
времен
Петра
Великого.
С
течением
времени
некоторые
из
этих
букв
оказались
лишними,
потому
что
исчезли
обозначаемые
ими
звуки.
Были
внесены
изменения
в
начертания
некоторых
букв,
а
11
букв
были
исключены
из
алфавита.
Новый
алфавит
стал
беднее
по
содержанию, но
проще
и
более
приспособлен к печатанию различных гражданских деловых бумаг. Он так и
получил название “ гражданский ”.
Слайд №14
В русском алфавите осталось 31буква. А откуда же взялись еще 2? Их
придумали в 18 веке для звуков не существовавших в старославянском: Й – в
1735 г., а Ё – 1797г.
В 1918 г. осуществлена окончательная реформа русского алфавита. Вот
каким он теперь стал.
Алфавит
Аа
Бб Вв
Гг
Дд Ее Ёё
Жж Зз
Ии Йй
Кк Лл Мм
Нн
Оо Пп Рр Сс
Тт Уу
Фф Хх Цц Чч Шш Щщ ъ
ы
ь
Ээ Юю Яя
Мы в результате этого несколько утратили богатство красок славянской
письменности, подаренной нам братьями святыми Кириллом и Мефодием —
просветителями славян.
Слайд 15 – 18
Мы провели опрос среди учащихся 5-х, 4-х классов.
Спрашивали ребят:
- Как вы считаете, нужны ли буквы Й, Ё в русском алфавите?
Вот что мы получили - большинство школьников считают, что буквы й
и ё необходимы.
Результат опроса учащихся
начальных классов лицея №15
0
5
10
15
20
3-а
3-б
4-а
Необходимость букв Ё, Й
нужны
не нужны
8
Что
же
мы
видим
на
самом
деле?
Изучив
ряд
литературы
–
художественная литература (рассказы для детей, литература для взрослых), мы
увидели, что буква й используется всегда. Но совсем другое дело обстоит с
буквой ё. Она почти всегда используется в литературе для детей и исчезает в
литературе у взрослых. А вот в тетрадях у учеников старшей школы её почти не
найдешь. Это поведали нам учителя старших классов, так же они рассказали,
что и у буквы й происходят изменения – отсутствует верхний элемент. Даже на
компьютерной клавиатуре буква ё
находится в ряду
с
цифрами. Взрослые
утверждают, что это для удобства.
0
2
4
6
8
10
Ё
Й
Всегда ли используют буквы
Ё, Й
худ. лит. для
взрослых
журналы и
газеты
в тетрадях
школьников
Вывод: мы предполагаем, что буква Ё может исчезнуть из письменной
речи, и будет обозначать три звука [й], [о], [э].
0
10
20
3-а
3-б
4-а
Необходимость правописания
ь знака в 3-ем склонении им.сущ.
нужен
не нужен
Так же мы рассмотрели необходимость правописания ь знака у имен
существительных 3-го склонения с шипящими на конце.
Например, слово – мышь, мы слышим на конце слова звук [ш] он твердый и
обозначается буквой «ш», тогда зачем писать «ь» знак для указания мягкости
согласного.
Приведем пример: печь, дочь, ночь – в данных словах на конце этих слов мы
произносим мягкий звук [ч], он обозначается буквой ч, а она всегда обозначает
мягкий звук, а зачем тогда писать мягкий знак? Возможно - это происходит от
образования слов, а может, и нет, на этом наше исследование продолжается.
Свою дальнейшую исследовательскую работу мы посвятим правописанию
мягкого знака, а также сочетанию жи-ши, ча-ща, чу-щу и постараемся узнать,
почему
школьники
начальных
классов
делают
так
много
ошибок
при
написании, возможно, наша работа поможет им делать их меньше.
9
А желающим предлагаем присоединиться к нашим исследованиям.
ВЫВОДЫ:
1.
Великое дело создания славянской азбуки совершили братья Константин
(при крещении принявший имя Кирилл) и Мефодий.
2.
В результате нашего исследования мы предполагаем, что буква ё может
исчезнуть из письменной речи и будет обозначать звуки [й], [о], [э].
3.
Так же мы предлагаем строго не снижать оценки ученикам, если в работах
отсутствует ь в 3-ем лице им. существительных, ведь даже учителя спорят
по этому вопросу.
Спасибо за внимание!