Напоминание

Анализ рассказа Владимира Набокова "Слово"


Автор: Новикова Светлана Николаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Вослебовская СОШ"
Населённый пункт: Скопинского района Рязанской области
Наименование материала: методический материал для урока литературы
Тема: Анализ рассказа Владимира Набокова "Слово"
Раздел: полное образование





Назад




Методические материалы к уроку литературы .

Анализ рассказа В.Набокова «Слово»

Имя Владимира Набокова стоит в ряду известнейших мастеров слова первой

половины хх века. Его произведения поражают тонким психологизмом и умением

проникнуть в святая святых человеческой души. Особенно ярко это проявляется в

произведениях малой формы, рассказах, где писатель демонстрирует предельную

виртуозность владения словом. В его рассказах есть три грани «волшебства» : слог ,

структура и образность.

Следует отметить, что Набоков относительно мало интересовался идеями, он

тяготел к разработке изощренной литературной техники. За это В. Ходасевич сравнивал

Набокова с фокусником.

Т.о., чтение любого набоковского текста – это исследование и гурманское

смакование, а в идеале – даже сотворчество. Соприкасаясь с ним , читателю стоит держать

в уме совет , данный Набоковым «хорошим читателям» : «Позвольте мне дать вам один

практический совет. Литературу , настоящую литературу , не стоит глотать залпом , как

снадобье , полезное для сердца и ума , этого «желудка» души. Литературу надо принимать

мелкими дозами, раздробив ,раскрошив , размолов , - тогда вы почувствуете ее сладостное

благоухание в глубине ладоней ; ее нужно разгрызать, с наслаждением перекатывая

языком во рту, - тогда и только тогда вы оцените по достоинству ее редкостный аромат,

раздробленные , размельченные частицы вновь соединятся воедино в вашем сознании и

обретут красоту целого , к которому вы подмешали чуточку собственной крови».

Следуя этому совету , попробуем проанализировать рассказ Владимира Набокова

«Слово». Рассказ «Слово» был опубликован в берлинской газете «Руль» 7 января 1923

года. В основе сюжета рассказа В. Набокова «Слово» лежит отсутствие события особого

рода – откровения, данного в слове. Герой во сне попадает в рай и видит ангелов, идущих

на райский праздник. Ангелы в данном случае играют роль посредников , поскольку о

Божестве герой «не смеет помыслить». Правда, большинство ангелов проходят

равнодушно мимо, в то время как герой рассказа пытается произнести молитву:

«...рассказать, что на прекраснейших из Божьих звезд есть страна – моя страна,

умирающая в тяжких мороках». Даже отблеск рая, принесенный на землю, способен

воскресить души людей. И вот наконец герою даруется слово спасения. Но в момент

пробуждения слово забывается.

В этом маленьком раннем рассказе В. Набокова можно рассмотреть некоторые

черты более поздних представлений автора. Так, уже говорилось о слиянии образов

бабочек и ангелов, с одной стороны, что продиктовано идеей о божественной природе

прекрасного. С другой стороны, ангелы равнодушны, да и общение с ними возможно

лишь в пространстве сна. Герой остро ощущает свою «нищету», свое «несчастье», и у него

нет молитвы, на которую ангелы могли бы откликнуться, диалога не возникает, чем

страдания героя усугубляются. И наконец, милосердный серый ангел, который все-таки

выслушивает «молитву» и являет собою образ абсолютного понимания и принятия,

выглядит так, будто «слились в единый чудесный лик изгибы, лучи и прелесть всех

любимых мною лиц – черты людей, давно ушедших от меня», а в голосе звучат «все

любимые, все смолкнувшие голоса», т.е. слово спасения приходит из воспоминания о

людях, «воскресших» в райском ангеле. Его слово – это откровение воскресших.

Пространство набоковского сна – это потусторонность. Невозможно дважды

вернуться в один и тот же сон. В сне выплывают из прошлого образы , люди , детали

природы. Что придает сну реальность ? Заставляет верить в него ? Это связь с миром

вещей. В рассказе представлен особый сплав художественного мастерства и постановки

философских проблем.

Можно по-разному воспринимать этот рассказ : как боль эмигранта за покинутую

страну и ее судьбу , как наивную надежду на силу слова , способную вернуть утерянное

счастье , или это просто набоковская тоска по детству , по свежим , ярким и чистым

чувствам, которые настигают приливной волной, но оставляют по себе только

мимолетные воспоминания , которые можно пытаться выразить лишь простыми земными

словами. В эмиграции сама родная земля приобрела качества некой «потусторонности»

, трансформировавшись в миф-воспоминание. Тема России является одной из главных в

раннем творчестве Набокова.

Писатель

долго и мучительно переживал разлуку с

Россией. Эта неутихающая боль переносится и на страницы рассказа «Слово».

Из первых предложений мы узнаем , что повествование ведется от первого лица.

Герой – простой смертный человек , который хочет поговорить с небесными жителями.

Набоков сразу определяет время и пространство. Оно предельно насыщено запахом ,

звуком , цветом. Прослеживается вертикаль "земное – небесное".

В рассказе можно выделить две основные части , каждая из которых наполнена

глубоким содержанием. Первая часть содержит подробное описание места, где

происходит действие, это чудесный рай , действующих лиц , героя , земного человека, и

ангелов. В описаниях Набоков мастерски использует прием антитезы : «необычайная

горная страна», «золотое небо» , «зеркальное сверканье озер» , «сказочные деревья» ,

«цветы» и мысль героя о родине , которая «умирает в тяжких мороках». Герой, «босой и

нищий», и ангелы с очами , как «ликующие бездны» , с крыльями , мощными и

мягкими, появление которых сравнивается с всплеском солнца , со сверканьем миллионов

глаз.

Вторая часть рассказа – это попытка героя вступить в диалог с «жданными» , как

пишет Набоков, небожителями. Писатель очень точно и психологически тонко передает

состояние героя. Он жалок, раздавлен , вымаливает подаянье ( об этом нам говорит ,

казалось бы, незначительная деталь рассказа «дрожащие руки» ) . Кажется , что слова

«Стой , выслушай меня !» , которые кричит герой, не имеют звука. Это можно сравнить

с состоянием человека , который во сне пытается быстро бежать , выбивается из сил , но

ноги едва двигаются , словно к ним привязаны пудовые гири. Внешние черты не

описаны. Но читатель может легко представить себе его изможденное худое тело ,

плети рук, свисающие вдоль туловища , впалые глаза , потрескавшиеся губы , спутанные

волосы , ветхая одежонка. Он вызывает сочувствие . Герой стонет , мечется , хватается

за края риз и перья , но ангелы скользят через эти протянутые руки , не слышат его.

Наконец , происходит чудо. Последний ангел отстал и приблизился к человеку.

Герой рассматривает ангела и видит в его облике «черты любимых людей , которые

давно ушли , слышит их голоса. Мы хорошо представляем себе этого ангела , благодаря

описанию Набокова. Улыбающиеся губы , прямой чистый лоб. Эпитеты "глубокие ,

пристальные , алмазные" , использованные для описания очей , подчеркивают неземную

сущность этого персонажа. Но такая говорящая деталь , как «бледная родинка» , сетка

голубых жилок на ступне ангела дали понять нашему герою , что ангел «еще не совсем

отвернулся от земли» , что он услышит и поймет человеческую молитву.

О чем же эта молитва ? Герой хочет рассказать о горе своей родины , хочет

сказать о чем-то очень значительном. Но получалось , что он говорил о каких мелочах :

усадьба , комната , ромашки , валун , старые книги , зеркало , первая любовь. Но все это

есть то , без чего не может жить любой человек ! Но настоящая красота , истинное

счатье на самом деле невыразимы словами. Разве можно описать словами вспышку

молнии или первый поцелуй ? Так и ангел , совсем по-человечески , как мудрец ,

ощутивший все мгновения жизни разом , сказал лишь одно слово , объединив в нем все

прекрасное , что есть в нас , при этом на мгновенье обнял плечи человека своими

«голубиными крылами» , словно успокаивая и давая защиту.

Неожиданный интригующий финал – это излюбленный прием В.Набокова.

Какое же слово произнес ангел? Может это было слово «родина» или «Россия». Но

скорее всего это было точное слово , то , о котором пишет Набоков в последней строфе

своей «Университетской поэмы» :

До разлуки прошу я только вот о чем :

Летя, как ласточка, то ниже , то в вышине,

Найди , найди же простое слово в мире сем…

Думаю , для каждого это было бы свое слово , свой щемящий миг , свой

взорвавшийся звук , который невозможно удержать в горле , но который невозможно и

повторить снова , только смысл у слова один – любовь.

Рассказ «Слово» печален, но в то же время, светел. Язык Набокова, его ассоциации

,игра звуков и образов делает это маленькое произведение настоящим художественным

шедевром. В рассказе много существительных , еще больше прилагательных. Это делает

его статичным. Говоря о цветовой организации произведения , необходимо отметить

игру цвета : ярко-золотые , насыщенные зеленые краски , которые использует Набоков

при описании природы , и густо-синие , рыжие , багряные , фиолетовые , даже бархатно-

черные цвета крыльев ангелов символизируют жизнь во всех ее проявлениях.

Противопоставляется этой жизни несчастная серая грязная страна , думами о которой

наполнена голова человека.

Ритмомелодическая организация этого рассказа еще более интересна , потому

что ,как отмечали критики, произведения Набокова существуют в своем собственном

пространстве не только по эпическим законам , но и по законам поэтики. Звуки играют

важную роль в построении произведения. Представление о звуковой организации текста

помогает читателю лучше понять написанное автором, поскольку звуковые приемы

указывают на потаенный смысл. Нельзя не заметить особенного звучания, большого

количества созвучий, напоминающих стихотворные рифмы, ритма прозы.

Из всех стиховых аспектов, используемых Набоковым, наиболее важную роль в

построении произведения играет звук.

1) Выявление различных звуковых приемов:

- аллитерации и ассонанса, других звуковых повторов.

В первом же предложении («унес’óнный из дóльней нóчи вдохнов’éнным в’éтром

снов’ид’éнья, я стоял на краю дороги…») слышны два ряда звуковых повторов: первый –

основанный на ассонансе, повторении фонемы О, второй на повторении фонем В’ и Э.

Это заставляет читателя «напрячь слух», ожидать дальнейшего развития событий не

только на уровне сюжета, но и на звуковом уровне . «Я чувствовал, не гл’áдя, гл’áнец,

углы и грáни громáдных мозáичных скал…» – каждое слово «цепляется» за предыдущее,

«вытекает» из него. Происходит это благодаря повтору фонем Г, Л, Л’,А. Таким образом,

мы видим, что слова в тексте скреплены не только смыслом, но и схожестью звучания.

Именно из этого соотношения смысла и звука строятся образы.

- звукоподражаний.

Например, повторы фонем Ж, З, З’, Д, Д’, Н, Н’

(«казалась воздушной, словно движенье цветных облаков, прозрачные лики были

недвижны, только восторженно дрожали лучистые ресницы. Между ними парили

бирюзовые птицы…», «…оранжевые звери в причудливых черных крапах: извивались они

в воздухе, бесшумно выбрасывали атласные лапы, ловили летящие цветы – и кружась, и

взвиваясь…») создают дребезжание воздуха, т. е. передают звучание изображаемого.

- созвучий слов, характер которых возможно описать с помощью классификаций

рифм.

Заметно внесение в структуру прозы тонического метра, т. е. повторяемости ударных и

безударных слогов, создающей в прозаическом целом аналоги стихотворных стоп (похоже

на дольник) .Данный аспект несомненно влияет на звучание текста, приближает его к

поэзии.

2) Рассмотрение связи звука с фабулой. Завязка, например, ознаменована звуковыми

повторами («…внезапно дорога… наполнилась бурей крыл…», «Толпой вырастая из

каких-то ослепительных провалов…»),

нарушение равновесия, как элемент фабулы тесно связан с изменением звучания –

появлением фонемы Р (что является звукоподражанием, воспроизведением ропота крыл).

3) Роль звука в построении образов.

Звуковые повторы помогают автору при формировании образа России. «…И тогда,

склонив голову, прижав обожженные, яркой глиной испачканные ладони к ослепленным

глазам, я стал расссказывать свою скорбь. Хотелось мне объяснить, как прекрасна моя

страна и как страшен ее черный обморок...»; «Торопясь и повторяясь, я лепетал все о

каких-то мелочах, о каком-то сгоревшем доме, где некогда солнечный лоск половиц

отражался в наклонном зеркале, о старых книгах и старых липах…»; «…сером валуне,

обросшем дикой малиной посреди поля, полного скабиоз и ромашек, но самое главное я

никак высказать не мог – путался я, осекался, и начинал сызнова, и опять беспомощной

скороговоркой рассказывал о комнатах в прохладной и звонкой усадьбе, о липах, о первой

любви, о шмелях, спящих на скабиозах...»; «Казалось мне, что вот сейчас-сейчас дойду до

самого главного, объясню все горе моей родины...». Аллитерация, возникающая из-за

повторения фонем С, С’, Р, Р’, создает в тексте звучание слова Россия, мы можем

предположить, что не используя минимальных тем, прямо называющих Россию, Набоков

воспроизводит само звучание этого слова.

Набоков довел технику использования элементов стиха в системе прозаического

повествования до совершенства.

Рассказ «Слово» , безусловно , творение подлинного мастера слова , наследника

реалистических традиций 19 века . Однако отразились в произведении Набокова и веяния

20 века. Т.о., тематически и композиционно рассказ

перекликается со многими

произведениями В.Набокова , органично вплетаясь в мир творчества одного из самых

непонятных на сегодняшний день авторов , и при внимательном прочтении дает ключ к

разгадке его прозы , а через это осознание – собственно к миру самого писателя.



В раздел образования