Напоминание

Поговорим о дружбе


Автор: Магарамова Бесханум Шахбудиновна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ №8
Населённый пункт: Ростовская абласть, г.Новочеркасск
Наименование материала: Классный час
Тема: Поговорим о дружбе
Раздел: среднее образование





Назад




Классный час «Поговорим о дружбе»

Цели: Способствовать углубленному осмыслению понятия “дружба”, “друг”, осознании

своих обязанностей перед друзьями.

Задачи:

1. Способствовать успешному протеканию процессов самопознания и

самосовершенствования личностей учащихся;

2. Формировать умения вести рассуждение и аргументировать свою точку зрения;

3. Формирование нравственных качеств учащихся;

4.Умение дружить, беречь дружбу.

5.Воспитание доброжелательности, уважения друг к другу.

Ожидаемый результат: формирование следующих компетенций:

Личностной (устойчивая мотивация, установка на сознательное овладение нормами

культуры поведения с друзьями и в обществе);

Ценностно-смысловой (понимание значимости друга в жизни);

Социально-коммуникативной (овладение нормами дружеского общения, умение

сотрудничать в коллективе, речевые умения);

Учебно-познавательной (рефлексивные способности, владение приемами действий в

нестандартных ситуациях, самооценка, взаимооценка).

Ход классного часа

1.Организационный момент

Здравствуйте ребята! Я очень рада вас видеть.

2. Введение темы занятия

Сегодня у нас очень интересная и серьезная тема классного часа. А что это за тема, вы

сейчас попробуете догадаться. Я вам принесла цветик-семицветик, он вам и поможет

понять тему нашего классного часа. (на каждом лепестке написано слово, по первым

буквам эти слов составляется слова « О дружбе»

ЭТОТ ЦВЕТОК

Обществу

Дарит

Радость

Улыбку

исполняет

Желания

учит быть

Благородным

он такой на свете

Единственный

Ребята, вы правильно определили тему. Итак, нам с вами сегодня предстоит определить,

что же означает слова «Друг», «Дружба». Нужны ли нам друзья или, быть может, люди,

обошлись бы и без друзей? А главное, каким должен быть настоящий друг?

Сначала мне хочется рассказать вам одну притчу:

« Давным-давно жил в горах богатый человек. Имел он огромную отару овец и столько

же друзей.

Однажды к нему в дом пришла беда. В его овчарню в одну из ночей проникли воры и

угнали всех овец. Когда наутро хозяин пришёл в овчарню, чтобы выгнать своё стадо на

выпас, ни одной овцы там не оказалось. Хозяин овчарни тяжело вздохнул и заплакал. Весь

его многолетний труд был напрасен, а семья в одну ночь стала нищей.

Вскоре вся округа знала о том, какая беда приключилась с хозяином овчарни. Прошёл ещё

один день, и на заре хозяин увидел облачко пыли на дороге. Оно всё увеличивалось и

увеличивалось. Вскоре он смог разглядеть и людей в облаке пыли. Это были его друзья.

Каждый из его друзей шёл не с пустыми руками, а вёл за собой маленькое стадо овец.

Когда они все вошли к нему во двор, он понял, что друзья пришли ему помочь. С тех пор

его стадо стало в несколько раз больше прежнего. Каждый раз, по утрам, когда он шёл

выгонять своё стадо, он вспоминал глаза своих друзей, которые спасли жизнь его семьи».

О чем эта притча? Какой вывод можно сделать? Какой пословицей можно обобщить эту

притчу? (Не имей сто рублей, а имей сто друзей.)

3. Работа с пословицами

С давних времен люди передавали из уст в уста истории и легенды о дружбе, конечно же

это отразилось в устном народном творчестве в виде пословиц и поговорок. Я предлагаю

нам с вами вспомнить пословицы о дружбе.( на доске записаны начала и окончания

пословиц, ребята соединяют их по очереди и объясняют их смысл) (приложение 1)

Скажи мне кто твой друг, ……..и я скажу, кто ты.

Старый друг ……………………лучше новых двух.

Птица сильна крыльями, ………а человек дружбой.

Друзья познаются ………….в беде.

Сам погибай, ………………а товарища выручай.

Крепкую дружбу …………..и топором и не разрубишь.

Нет друга, ищи, …………а нашёл - береги.

Один в поле …………..не воин.

Дружба — как стекло, …………разобьёшь – не склеишь.

Новых друзей наживай, ………… а старых не теряй

4. Знакомство с понятиями друг, товарищ, приятель

Ребят, а скажите, пожалуйста, у вас у всех есть свои странички в социальных сетях

(например, «В контакте»)? У вас там много друзей? А может ли у человека быть так много

друзей? Каким другим словом можно их назвать? (приятели, товарищи) А чем же

отличаются эти слова? (ответы детей)

Молодцы, вы все правильно сказали. Это слова-синонимы, т. е близкие по смыслу, почти

похожие, но имеющие разное значение.

Друг – это человек, который связан с тобой дружбой, то есть близкими отношениями,

основанными на привязанности, доверии, общности интересов. Друзья умеют

сопереживать друг другу и в горе, и в радости.

Приятель – это близкий и дружески расположенный знакомый.

Товарищ – человек близкий с кем-нибудь общностью взглядов. С товарищем ты чаще

всего связан совместной деятельностью, учебой.

У каждого человека может быть много приятелей, товарищей, но друзей бывают единицы,

а лучший друг – один! А какими должны быть друзья?

На доске прикреплены листочки с качествами человека. Вам необходимо из них выбрать

те, качества, которыми должен обладать настоящий друг и прикрепить их на «Дерево

дружбы» (по очереди выбирают и прикрепляют на дерево листочки).

Слова: Честность, враньё, грубость, доброта, верность, взаимовыручка, бескорыстие,

предательство, драчливость сострадание, злой, отзывчивый, честный, лживый, искренний,

смелый, враждебный, добросовестный, безответственный, терпимый, безрассудный,

заботливый, щедрый, корыстный, целеустремленный, храбрый, порядочный

Ребята, посмотрите, какое красивое дерево у нас получилось. (Зачитываю те качества,

которые прикрепили учащиеся)

5. Проведение анкеты

Теперь мы с вами знаем, каким должен быть друг. А как вы считаете, можете ли вы себя

назвать хорошим другом? Давайте посмотрим! Я предлагаю вам пройти небольшой тест.

Честно ответьте на следующие вопросы: (приложение 2)

Приложение 2

1. Вы собрались в кино, но вдруг выясняется, что у твоей подруги (друга) нет денег на

билет. Как ты поступишь?

А) Пойдешь в кино одна (один).

Б) Одолжишь подруге (другу) денег.

B) Найдешь приятеля, который мог бы сводить вас в кино.

2. Ты хочешь пригласить подругу (друга) вместе провести вечер, но она (он) уже обещал

(а) своей маме сделать уборку. Как ты поступишь?

А) Проведешь вечер одна (один).

Б) Поможешь ей (ему). Чем быстрее вы закончите работу, тем больше времени останется

на веселье.

В) Позвонишь другой (-ому) подружке (другу).

3. Ты идешь по коридору школы и вдруг видишь, что старшеклассники (-цы) пристают к

твоей подруге (другу). Как ты поступишь?

А) Сделаешь вид, что ты их не замечаешь, и поспешишь скрыться где-нибудь.

Б) Бросишься на помощь подруге (другу).

В) Расскажешь об этом ее (его) родителям,…когда увидишь его.

4. Вы с классом поехали на экскурсию. Вдруг одна из твоих подруг (один из твоих друзей)

обнаруживает, что не взял (а) с собой еды. Как ты поступишь?

А) Скажешь ей (ему), чтобы в следующий раз он(а) лучше собиралась в поездку.

Б) Поделишься с ней (с ним) своим обедом.

В) Скажешь об этом учителю, чтобы он что-нибудь придумал.

– Итак, подведем итог.

Больше ответов А: Возможно, настало время сесть и подумать, почему никто не помогает

тебе в трудных ситуациях. Настоящая дружба предполагает взаимную помощь и

поддержку. Покажи своим друзьям, что ты в любую секунду готов (а) прийти им на

помощь.

Больше ответов Б: Ты замечательный друг! На тебя можно положиться в трудную минуту.

Таких как ты интересные события и приключения с друзьями ждут на каждом шагу.

Самое главное – твои друзья знают, что всегда могут положиться на тебя!

Больше ответов В: Ты беспокоишься о своих друзьях, особенно когда они оказываются в

сложной ситуации, но дружба – это не только приятное времяпрепровождение. Твои

друзья должны быть уверены, что всегда могут рассчитывать на твою помощь. У тебя

большие задатки. Чтобы стать настоящим другом, подумай о том, как их реализовать.

Беседа по вопросам: – Я надеюсь, что этот тест заставит каждого из вас задуматься о том,

что быть другом – это сложный и кропотливый труд, это работа, прежде всего, над собой.

6. Обсуждение законов дружбы

А чтобы вы не забывали, каким должен быть друг и что нужно для этого делать, я хочу

подарить вам небольшие памятки, на которых написаны Законы Дружбы, (дарю каждому

памятки). Давайте прочитаем их. Со всеми ли законами вы согласны, не хотите ли еще

что-нибудь добавить? (приложение 3)

Законы дружбы

1. Помогай другу в беде.

2. Умей с другом разделить радость.

3. Не смейся над недостатками друга.

4. Останови друга, если он делает что-то плохое.

5. Умей принять помощь, совет.

6. Не обманывай друга.

7. Не предавай друга.

8. Относись к другу как к себе.

9. Умей признавать свои ошибки.

7. Подведение итогов. Рефлексия

А теперь давайте подведем итог нашей с вами сегодняшней темы. Упражнение

«Ромашка». У меня есть необычный цветок, на каждом лепестке есть вопрос. Давайте по

очереди, будем отрывать по лепестку и отвечать на вопросы.

1.Что такое дружба?

2. А кто такой друг?

3. Слово ДРУГ иногда заменяют близкими по значению словами-синонимами - какими?

4. Какую пословицу о дружбе вы знаете?

5. А кто такой настоящий друг?

Вот и у меня остался последний лепесток. А на нем вопрос: Как вы понимаете понятие

«дружный класс»? Я не случайно задала вам этот вопрос. Мы говорили с вами сегодня о

дружбе между странами, городами. Но, на мой взгляд начинать дружить надо с малого

коллектива., то есть с класса. А можете ли вы назвать наш класс дружным? Что мешает

вам дружить? (мнения ребят)

Да, мы еще раз с вами убедились, что это очень тяжело. Ведь надо научиться быть

терпимее к другим, не завидовать успехам друга и не радоваться неудачам своих

одноклассников. Научиться помогать друг другу, побольше работать сообща. И как

первый шаг в укреплении нашей дружбы, предлагаю вам всем вместе сделать герб

«Дружбы» для нашего класса. (ребятам предлагается из цветной бумаги, цветных

карандашей составить на альбомном листе Герб, а затем объяснить каждый элемент этого

Герба)

Вот теперь я предлагаю повесить этот герб в наш классный уголок.

Давайте сделаем нашу жизнь хорошей, давайте помогать друг другу в трудную минуту,

давайте выбирать хороших и верных друзей. И не будем никогда ссориться, а будем

всегда помнить слова доброго кота Леопольда: «Ребята, давайте жить дружно!»



В раздел образования