Напоминание

"Педагог и его рефлексивная компетентность в образовательном процессе"


Автор: Малахова Фатимет Айдамиркановна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ
Населённый пункт: Армавир
Наименование материала: статья
Тема: "Педагог и его рефлексивная компетентность в образовательном процессе"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Автор статьи преподаватель

высшей квалификационной категории

Малахова Ф.А.

Статья на тему:

«ПЕДАГОГ И ЕГО РЕФЛЕКСИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ В

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ»

Педагогическая рефлексия – вид педагогической деятельности, в

структуре которой педагог самостоятельно определяет результативность и

качество

полученных

и

предстоящих

результатов

профессионально-

педагогической

деятельности

в

модели

выявления

и

решения

внутриличностных

противоречий,

непосредственно

связанных

с

профессиональной деятельностью и общением педагога.

Цель педагогической рефлексии: оптимизация условий развития,

саморазвития

и

продуктивной

самореализации

личности

педагога

в

объективной оценке и самоанализе продуктов и ресурсов профессионально-

педагогической

деятельности

и

системы

профессионально-трудовых

отношений.

Педагогическая рефлексия это необходимое условие повышения

профессионализма, педагогического мастерства она отображает внутренний

мир и состояние развития педагога и учащихся. Таким образом, она

проявляется в возможности

учителя анализировать и оценивать свою

деятельность, видя результаты деятельности своих учеников. Это побуждает

его поддерживать высокий уровень эффективности профессионально важных

сторон собственной личности и деятельности.

Характеристика функций педагогической рефлексии в образовательном

процессе приведена в таблице.

Современному педагогу для того, чтобы быть успешным, необходимо

перенимать опыт своих коллег из других образовательных учреждений, а

также предлагать на рассмотрение свои научные идеи и разработки.

Психолого-педагогические навыки, полученные преподавателями во время

обучения в университете должны позволить им заниматься работой,

непосредственно связанной с образовательным процессом, достичь вершин

профессионализма

и

подняться

по

карьерной

лестнице.

Преподаватели, в своей работе с учащимися, должны передать им опыт своей

деятельности, внушить им уверенность в собственных силах, научить

правильной организации взаимодействия и коммуникации.

Необходимо найти возможность включить в процесс обучения такие

виды занятий и методы их проведения, которые бы способствовали

формированию у наших учителей рефлексивной компетенции. Важно

гармонично вписать предлагаемую компетенцию в процесс формирования

других компетенций, которыми по праву должен обладать современный

педагог.

Профессиональная

компетентность

многогранная

категория,

рассматриваемая в исследованиях Н.В. Кузьминой, А.К. Марковой, С.В.

Кондратьевой, Л.М. Митиной и др., является проблемой субъективных

свойств

педагога

и

определяет,

в

конечном

счете,

продуктивность

педагогической деятельности.

Обращают на себя внимание группы педагогических способностей (по

Н.В. Кузьминой), объединяющие пять профессионально значимых качеств

личности педагога:

1) проектировочно-гностические

способности,

включающие

педагогическое целеполагание и педагогическое мышление;

2) рефлексивно-перцептивные

способности,

включающие

педагогическую

рефлексию,

педагогический

такт

и

педагогическую

направленность.

Основными

показателями

профессионализма

преподавателя

являются

уровень интереса к нему со стороны учащихся, ясность излагаемого

материала, убедительность изложения, степень осмысления актуальности

знания, научность и новизна материала, творческий характер преподавания

предмета.

Педагог

должен

совершенствовать

педагогическую

технику

и

мастерство в едином образовательном пространстве школы (образовательной

организации). Высоким уровнем рефлексии обладают не все опытные

преподаватели, а начинающие – не всегда владеют самим понятием

профессиональной рефлексии, ее значимости, и месте в педагогической

деятельности. При высоком уровне развитости рефлексии самооценка

учителя совпадает с мнением о нем других участников образовательного

процесса.

Проведенные теоретические исследования и практические методики

подтверждают

правильность

выбранной

концепции

компетентностного

подхода к процессу профессионального образования будущего. Главное

условие развития рефлексивной компетенции – способность педагога

наблюдать и анализировать собственное поведение и понимать последствия

этого поведения. В этом случае он сможет адекватно оценивать растущие

требования к нему со стороны обучающихся, предупреждать возникновение

психологического барьера, осуществлять коррекцию своего поведения и

деятельность.



В раздел образования