Автор: Малахова Фатимет Айдамиркановна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ
Населённый пункт: Армавир
Наименование материала: статья
Тема: "Педагог и его рефлексивная компетентность в образовательном процессе"
Раздел: среднее профессиональное
Автор статьи преподаватель
высшей квалификационной категории
Малахова Ф.А.
Статья на тему:
«ПЕДАГОГ И ЕГО РЕФЛЕКСИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ В
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ»
Педагогическая рефлексия – вид педагогической деятельности, в
структуре которой педагог самостоятельно определяет результативность и
качество
полученных
и
предстоящих
результатов
профессионально-
педагогической
деятельности
в
модели
выявления
и
решения
внутриличностных
противоречий,
непосредственно
связанных
с
профессиональной деятельностью и общением педагога.
Цель педагогической рефлексии: оптимизация условий развития,
саморазвития
и
продуктивной
самореализации
личности
педагога
в
объективной оценке и самоанализе продуктов и ресурсов профессионально-
педагогической
деятельности
и
системы
профессионально-трудовых
отношений.
Педагогическая рефлексия это необходимое условие повышения
профессионализма, педагогического мастерства она отображает внутренний
мир и состояние развития педагога и учащихся. Таким образом, она
проявляется в возможности
учителя анализировать и оценивать свою
деятельность, видя результаты деятельности своих учеников. Это побуждает
его поддерживать высокий уровень эффективности профессионально важных
сторон собственной личности и деятельности.
Характеристика функций педагогической рефлексии в образовательном
процессе приведена в таблице.
Современному педагогу для того, чтобы быть успешным, необходимо
перенимать опыт своих коллег из других образовательных учреждений, а
также предлагать на рассмотрение свои научные идеи и разработки.
Психолого-педагогические навыки, полученные преподавателями во время
обучения в университете должны позволить им заниматься работой,
непосредственно связанной с образовательным процессом, достичь вершин
профессионализма
и
подняться
по
карьерной
лестнице.
Преподаватели, в своей работе с учащимися, должны передать им опыт своей
деятельности, внушить им уверенность в собственных силах, научить
правильной организации взаимодействия и коммуникации.
Необходимо найти возможность включить в процесс обучения такие
виды занятий и методы их проведения, которые бы способствовали
формированию у наших учителей рефлексивной компетенции. Важно
гармонично вписать предлагаемую компетенцию в процесс формирования
других компетенций, которыми по праву должен обладать современный
педагог.
Профессиональная
компетентность
–
многогранная
категория,
рассматриваемая в исследованиях Н.В. Кузьминой, А.К. Марковой, С.В.
Кондратьевой, Л.М. Митиной и др., является проблемой субъективных
свойств
педагога
и
определяет,
в
конечном
счете,
продуктивность
педагогической деятельности.
Обращают на себя внимание группы педагогических способностей (по
Н.В. Кузьминой), объединяющие пять профессионально значимых качеств
личности педагога:
1) проектировочно-гностические
способности,
включающие
педагогическое целеполагание и педагогическое мышление;
2) рефлексивно-перцептивные
способности,
включающие
педагогическую
рефлексию,
педагогический
такт
и
педагогическую
направленность.
Основными
показателями
профессионализма
преподавателя
являются
уровень интереса к нему со стороны учащихся, ясность излагаемого
материала, убедительность изложения, степень осмысления актуальности
знания, научность и новизна материала, творческий характер преподавания
предмета.
Педагог
должен
совершенствовать
педагогическую
технику
и
мастерство в едином образовательном пространстве школы (образовательной
организации). Высоким уровнем рефлексии обладают не все опытные
преподаватели, а начинающие – не всегда владеют самим понятием
профессиональной рефлексии, ее значимости, и месте в педагогической
деятельности. При высоком уровне развитости рефлексии самооценка
учителя совпадает с мнением о нем других участников образовательного
процесса.
Проведенные теоретические исследования и практические методики
подтверждают
правильность
выбранной
концепции
компетентностного
подхода к процессу профессионального образования будущего. Главное
условие развития рефлексивной компетенции – способность педагога
наблюдать и анализировать собственное поведение и понимать последствия
этого поведения. В этом случае он сможет адекватно оценивать растущие
требования к нему со стороны обучающихся, предупреждать возникновение
психологического барьера, осуществлять коррекцию своего поведения и
деятельность.