Автор: Вилисова Татьяна Михайловна
Должность: Педагог ДО высшей квалификационной категории, Почетный работник образования РРФ
Учебное заведение: МБУ ДО ЦДЮТ
Населённый пункт: г. Самара, Самарская область
Наименование материала: Образовательная программа
Тема: Модульная дополнительная общеразвивающая образовательная программа художественной направленности "Русская кукла-игрушка"
Раздел: дополнительное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЦЕНТР ДЕТСКОГО И ЮНОШЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА «МЕЧТА»
ГОРОДСКОГО ОКРУГА САМАРА
ПРИНЯТО
решением Методического совета
МБУ ДО ЦДЮТ «Мечта» г.о. Самара
(протокол заседания от ____________)
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МБУ ДО
ЦДЮТ «Мечта» г.о. Самара
_______________И.Г. Гаврилова
МОДУЛЬНАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«Русская кукла - игрушка»
Программа разработана для детей
с ограниченными возможностями здоровья
Возраст обучающихся – от 7 до 17 лет
Срок реализации программы – 1 год.
А
втор-составитель:
ВИЛИСОВА Татьяна Михайловна,
педагог дополнительного образования
САМАРА
2020
ОГЛАВЛЕНИИЕ
Лист №
1.
Пояснительная записка
1.1.
Введение
1.2.
Цель и задачи программы
1.3.
Условия реализации программы
2. Учебно-тематический план и содержание
программы
2.1. Учебно-тематический план и содержание
модуля №1 «Знакомство с русской куклой»
2.2. Учебно-тематический план и содержание
модуля №2 «Изготовление русской куклы
без шитья»
2.3. Учебно-тематический план и содержание
модуля №3 «Изготовление русской куклы
с использованием шитья»
2.4. Учебно-тематический план и содержание
модуля №4 «Русский головной убор.
Проект. Изготовление куклы по выбору»
3.Ресурсное обеспечение программы
Список используемой литературы
Приложение №1. Календарно-тематический план
Приложение №2. Здоровье-сберегающая технология «Арт-терапия»
1.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1 Введение
Модульная
дополнительная
общеразвивающая
образовательная
программа
художественной направленности «Русская кукла игрушка» разработана на основе
Федерального государственного образовательного стандарта, программы курса «Школа
России»,
Приказа Минобрнауки от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении ФГОС
начального общего образования обучающихся с ОВЗ» и адаптирована для детей с
ограниченными возможностями здоровья (глухих и слабослышащих детей)
Дети, подростки с ограниченными возможностями здоровья в настоящее время
являются
реальными
субъектами
педагогического
процесса
не
только
в
специализированных, но и в общеобразовательных школах.
Наряду с обучением важная роль в коррекции, компенсации и минимализации
имеющихся дефектов принадлежит практико-ориентированным технологиям, что
позволяет детям и их родителям интегрироваться в среду здоровых сверстников.
Еще ученый-педагог Л.С. Выготский указывал, что при всех достоинствах наша
коррекционная школа отличается тем основным недостатком, что она замыкает своих
воспитанников
с
различной
сенсорной
недостаточностью,
ограниченными
интеллектуальными возможностями в узкий круг школьного коллектива, создает
замкнутый мир, в котором все приспособлено к дефекту ребенка. Исходя из этого, ученый
считал, что задачами воспитания ребенка с нарушением развития являются его интеграция
в жизнь общества и компенсация недостатков путем активизации деятельности его
сохраненных анализаторов. поведения в обществе и апробировать ее на практике, найти
свою «нишу» в социуме.
В связи с потерей слуховых ощущений и восприятий у детей с нарушением слуха особую
роль приобретают зрительные ощущения и восприятия. Зрительный анализатор ребенка
становится ведущим, главным в познании окружающего мира. Глухие дети часто
различают такие детали и тонкости окружающего мира, на которые не обращает внимания
слышащий ребенок. Дети с нарушением слуха более тонко дифференцируют оттенки
цветов.
Актуальность программы
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ
ОБУСЛОВЛЕНА СЛЕДУЮЩИМИ ФАКТОРАМИ:
1.Целью современного образования.
-развитие мотивации личности к творчеству;
-адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья в современном обществе,
формирование у них активной гражданской позиции;
-внедрение компетентно-ориентированного подхода в образовательном процессе;
-осуществление партнерства между ДДЮТ (ЦДЮТ) и школами-интернатами для
детей с ограниченными возможностями здоровья;
-личный посильный вклад в интеграцию общего и дополнительного образования.
2.Возрастными, физическими и психологическими особенностями школьников с
ограниченными возможностями здоровья.
Образовательная программа «Мастерская ДПТ «Самарочка», применяемая
в
интернате № 117, базируется на реабилитационной технологии обучения под названием
Арт-терапия.
Она
основана
на
использовании
изобразительного,
декоративно-
прикладного творчества и сценической пластики. Арт-терапия связана с визуальным
восприятием и позволяет активизировать возможности личности ребенка за счет его
сохраненных анализаторов. Для Арт-терапии не нужны художественные способности,
главное, чтобы ребенок через рисунок, игрушку, куклу смог выразить свое внутреннее
состояние, ощущение красоты без акцента на художественные достоинства. С другой
стороны, простое видение прекрасного
невербально воздействует на духовное
формирование личности.
Более подробно о реабилитационной технологии Арт-терапия
– смотреть в
Приложении №2 к Программе.
Новизна программы
.Программа
носит
практико-ориентированнный характер и направлена на
овладение
учащимися
простейших
технологий
швейного
конструирования
изобразительного
искусства
и
декорирования
ткани.
Обучение
по
Программе
способствует
адаптации
учащихся
к
постоянно
изменяющимся
социально-
экономическим условиям, подготовке к самостоятельной жизни в современном мире,
профессиональному самоопределению, развитию творческого и личностного потенциала
посредством декоративно-прикладной деятельности.
Образовательная программа «Русская кукла-игрушка» предоставляет возможностям
педагогу и его ученикам решить обучающие и воспитательные задачи, а творческая
деятельность позволяет избежать монотонности и однообразия
в осуществлении
реабилитационных упражнений. Выступления таких детей на конкурсах в своем городе и
поездки в другие города предоставляют им возможность осваивать эколого-культурные
виды
деятельности
(эстетика
природы,
архитектуры),
способствуют
расширению
кругозора
и
сбалансированности
эмоциональных
переживаний,
развивают
коммуникабельность, позволяют определить модель своего поведения в обществе и
апробировать ее на практике, найти свою «нишу» в социуме
Программа имеет следующие особенности:
-В
течение
всего
курса
обучения
осуществляется
интегрированная
связь
с
изобразительной деятельностью, математикой, информатикой.
-Теоретический материал тесно связан с практическим его применением и опирается
на житейский и профессиональный опыт педагога, обучающихся.
При проведении учебных занятий активно используется дифференцированное,
игровое обучение. Использование заготовок поэтапного изготовления изделия, карточек с
индивидуальными творческими заданиями дает возможность более слабому подобрать
индивидуальный темп выполнения работы.
- В работе используется интерактивные формы обучения – метод проектов.
Лучшие работы участвуют в конкурсах, выставках и фестивалях, где удостаиваются
призовых мест
Программа предусматривает индивидуальную работу с особо увлеченными детьми и
их родителями при подготовке к выставкам и конкурсам.
Отношения педагог-ученик рассматриваются только с субъективных позиций.
Педагог при обучении детей с ОВЗ применяет также принципы инклюзивности, т.е.
признание ценности различий всех детей и их способности к обучению. Обучение ведется
тем способом, который наиболее подходит этому ребенку.
Программа
составлена на основе нормативных документов:
1.
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации»;
2.
Письмо Министерства образования и науки РФ от 11 декабря 2006 г. № 06-1844
«О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;
3.
Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 ноября 2018 г. N 196 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
4.
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2015 г. N 729-р,
"Разработка предложений о сроках реализации дополнительных общеразвивающих
программ";
5.
Концепция
развития
дополнительного
образования
детей,
утвержденная
распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р;
6.
Постановление
Главного
государственного
санитарного
врача
Российской
Федерации от 4 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-
эпидемиологические требования к устройству, содержанию организации режима работы
образовательных организаций дополнительного образования детей»;
7.
Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015 г. N 09-3242
«Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ (включая разноуровневые программы)»;
8.
Методические рекомендации по разработке дополнительных общеобразовательных
программ (Приложение к письму министерства образования и науки Самарской области
от 3 сентября 2015 г. № МО – 16-09-01/826-ТУ);
9.
План мероприятий на 2015 - 2020 годы по реализации Концепции развития
дополнительного
образования
детей,
утвержденной
распоряжением
Правительства
Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р;
10.Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года
(утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. №
996-р);
11.Методические
рекомендации
по
проектированию
дополнительных
общеразвивающих программ (Приложение к письму Минобрнауки России от 18.11.2015
№ 09-3242).
1.2
. Цель и задачи программы.
ЦЕЛЬ: создание комфортной среды для личностного и творческого развития ребенка,
укрепление его здоровья, содействие развитию инициативы, выдумки и творчества в
процессе совместного творчества ученика и педагога через различные виды ДПТ,
способности
создавать творческий КОНТЕНТ
(конечный продукт),
воспитание и
формирование
навыков адаптации к жизни в современных условиях, приобщение к
культурным ценностям, организация содержательного досуга, профориентация.
Достижению поставленной цели способствует выполнение ряда поставленных
задач:
Обучающих:
- знакомство с народными промыслами, русской куклой, русским костюмом и
костюмами народов Поволжья;
- овладение навыками работы с различными тканями, изготовление кукол:
- овладение приемами и техниками швейного конструирования;
-получение представления о композиции, ритме, цвете в декоративно-
прикладном творчестве.
Развивающих:
- развитие трудолюбия, усидчивости, аккуратности, целеустремленности;
-совершенствование мастерства, развитие творческих способностей и эстетического
вкуса;
- улучшение сенсорных и моторно-двигательных навыков учащихся.
Воспитательных:
- формирование гражданской позиции посредством изучения культурного наследия
родного края;
- воспитание эмоционально-эстетического и нравственно-оценочного отношения к
окружающему миру;
- развитие чувства толерантности, коммуникативности, социальной адаптации.
1.3. Условия реализации программы
Данная дополнительная образовательная программа рассчитана на полную
реализацию в течение одного учебного года..
Программа ориентирована на обучение детей 7 – 17 лет..
Объем
и
срок
освоения
Программы,
общее
количество
учебных
часов,
запланированных на весь период обучения и по Модулям, необходимых для освоения
программы.
Данная программа разработана и апробируется на практике в школе-интернат №117
для обучающихся с ОВЗ.
На учебный год запланирована 144 учебных часа, из них:
-Модуль №1. «Знакомство с русской куклой» - 36 часов;
-Модуль №2. «Изготовление русской куклы без шитья» - 32 часа;
-Модуль №3. «Изготовление русской куклы с использованием шитья» - 40 часов;
-Модуль №4. Проект. Изготовление куклы по выбору» - 36 часов.
Необходимо
подчеркнуть,
что
некоторое
расхождение
от
классической
продолжительности -36 часов на один Модуль - связано с продолжительностью учебных
четвертей в учебном году.
Особенности организации учебного процесса.
Режим занятий: 2 раза в неделю по 2 учебных часа (в школе-интернат №117 – 40
минут), с 10- минутным перерывом и дополнительным 10- минутным перерывом на
релаксацию. Предусмотрена групповая и индивидуальная форма проведения занятия.
Количество детей в группе 15-20 человек.
Программа предполагает, что группы могут быть разновозрастными
с
разноуровневой
подготовкой детей.. Атмосфера доброжелательности, помощь более
опытного новичку создает благоприятный климат в коллективе, состояние комфортности
для каждого ребенка.
Режим занятий – 2 раза в неделю по 2 учебных часа, при наполняемости -10- 15
обучающихся в группе. Уровень освоения – базовый.
Форма организации деятельности - групповые занятия, которые включают в себя
теоретическое и практическое изучение материала программы. Занятия проходят в очной
форме.
Прогнозируемые результаты обучения:
Учащиеся должны знать:
- геометрические фигуры;
- историю возникновения народных кукол и их значение;
-инструменты и материалы, используемые для рукоделия;
-технику безопасности при работе с иглами, ножницами;
- основные виды ручных швов;
- различать ткани по составу;
-правила поведения на занятиях.
Учащиеся должны уметь:
- вырезать геометрические фигуры из бумаги;
- правильно обрисовывать лекала;
- пользоваться клеем;
- делать тряпичную русскую куклу;
-изготовить куклу-игрушку по выбору.
Учащиеся должны приобрести навык:
- изготовление русских кукол;
-изготовления текстильных игрушек..
Учебный план дополнительной образовательной программы
«Русская кукла-игрушка»
1-й год обучения
№
Наименование модуля
Количество часов
Всего
Теория
Практ
ика
1
Знакомство с русской куклой
36
10
26
2
Изготовление русской куклы без шитья
32
8
24
3
Русская кукла с использованием шитья
Рубаха-основа народного костюма
40
8
32
4
Русский головной убор.
Проект. Изготовление куклы по выбору
36
6
30
Итого
144
32
112
Модуль №1. «Знакомство с русской куклой»
Кукла - первая среди игрушек. Она известна с глубокой древности, оставаясь вечно
юной. Ее история прослеживается со времен строительства пирамид до наших дней. На
нее не влияет время, она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых.
Кукла не рождается сама: ее создает человек. Она проста, но в этой простате таиться
великая загадка. Она обретает жизнь при помощи воображения и воли своего создателя.
Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образе
самобытность и характерные черты создающего ее народа. В этом главная ценность
традиционной народной куклы. Обучающиеся знакомятся:
-с лучшими работами прошлых лет;
-правилами техники безопасности, организацией рабочего места;
-с материалами и тканями, пропорциями фигуры человека в упрощенном варианте;
-с изготовлением куклы-скатки.
Модуль №2. «Изготовление русской куклы без шитья»
Возможность сделать куклу из лоскутков ткани, тесьмы, ниток, соломки, пакли,
создавая яркие и понятные образы, отражает неиссякаемое желание детей фантазировать.
«Кувадка», «Веснянка», «Пеленашка» – тряпичные куклы-скатки, которые создаются
учащимися, и пусть у них нет лица, но зато у них добрая душа и богатая история Через
эти милые, дорогие сердцу образы, дети начинают вспоминать свои корни, знакомятся с
культурой наших предков.
Дети на этом этапе изучают технологию изготовления и сами учатся изготавливать
различные куклы-скатки: «Кувадку», «Пеленашку», «Веснянку», «Тульскую барыню»,
текстильные игрушки.
Незаменимый и эффективный способ развития и тренировки мелкой моторики рук
используется в процессе изготовления кукол. Этот кропотливый вид деятельности
формирует аккуратность и усидчивость; работа с разноцветными нитками и лоскутами
обогащает опыт цветового восприятия. Изготовление
поделок развивает наглядно-
образное мышление, тренирует внимание, помогает в формировании сенсорных эталонов
цвета,
формы,
размера,
раскрывает
творческий
потенциал.
Вещи,
сделанные
собственными руками, подчеркивают яркую индивидуальность мастерицы, вызывают
гордость и удовольствие от проделанной тонкой и виртуозной работы.
Модуль №3. Изготовление русской куклы с использованием шитья»
Дети на этом этапе учатся изготавливать куклы-обереги, из нетрадиционных
материалов;
-выполняют ручные швы, изготавливают основу русской куклы:
-учатся выполнять раскрой по лекалам и шитье русской рубахи в масштабе.
Шитье
один из самых сложных и необычных видов рукоделия, требующих
мастерства, чувства цвета и композиции. На занятиях, у воспитанников развивается
эстетический вкус, стабилизируется координация движений. В результате, сшивая
кусочки ткани в изделия, юные швеи получают украшения для одежды, подушечки,
салфетки,
прихватки,
сувениры,
наполненные
вдумчивым
отношением
к
изготавливаемому предмету.
Модуль №4. Русский головной убор. Проект. Изготовление куклы по выбору.
Дети на этом этапе посещают выставки декоративно-прикладного творчества;
- учатся изготавливать головной убор;
-выполняют индивидуальный творческий проект – куклу по выбору.
Под руководством педагога, а также и самостоятельно, выполнять работы.
Обращается внимание на создание вариантов изделия по одной и той же схеме: путем
использования различных материалов, изменения цветовой гаммы.
Процесс выполнения проекта требует от ребенка многих действий. В ходе
систематического труда рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся
гибкими. Это оказывает решающее воздействие на становление красивого, ровного
почерка. Ручной труд способствует развитию сенсомоторики ( согласованности в работе
глаза и руки), совершенствованию координации движений, гибкости, точности в
выполнении действии. Постепенно образуется система специальных навыков и умений.
В завершение обучения педагогом организуется выставка работ учащихся, дается оценка
приобретенных художественных навыков, намечаются планы на будущее.
Методы работы
Исходя
из
основных
задач
эстетического
и
художественного
воспитания
обучающихся,
используются
методы
и
приемы
как
способы
взаимосвязанной
деятельности педагога и учащегося, направленные на формирование основ эстетической
культуры. Для характеристики методов воспитания избрана следующая классификация:
–
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности
обучающегося.
–
Наглядный, словесный и практический методы.
Чтобы воспитание и обучение носило творческий, развивающий характер, каждый из
трех основных методов - наглядный, словесный, практический - должен применяться с
нарастанием проблемности: от прямого воздействия (объяснительно-иллюстративный
метод) через закрепление, упражнения (воспроизводящие и творческие), создание
поисковых ситуаций (показ вариантов выполнения задания) к проблемному воспитанию и
обучению (самостоятельный поиск учениками способов деятельности).
Наглядный метод в эстетическом воспитании является ведущим методом в процессе
обучения. Необходимо привлекать учащегося к анализу выполненной работы. Для
создания проблемных ситуаций нужно использовать приемы, побуждающих учащегося к
сравнениям, сопоставлениям, поиском аналогий, воплощению задач, заложенных в
задании.
Словесный метод в педагогике имеет универсальный характер. Педагог организует
внимание обучающихся, передает им определенные знания, поясняет работу над образом,
учит самостоятельно применять освоенные творческие задания, умения, навыки. С
помощью слова можно углубить восприятие заданного образа, сделать его осмысленным.
Беседа, рассказ, пояснение, разъяснения - таковы разновидности этого метода в процессе
обучения и воспитания.
Практический метод. Его решающая роль в развитии практических навыков у
обучающихся принадлежит показу педагогом исполнительских приемов выполнения
заданий, освоение их учащимися и закрепление полученных знаний, умений, навыков.
Прибегая к неоднократному показу, разъяснению ошибок при выполнении заданий,
педагог добивается той степени усвоения приема, когда все более явным становится
автоматизированное владение движениями и умения переходят в степень навыков.
Мониторинг уровня усвоения программы
Форма контроля – зачетный урок, который проводиться по окончании модуля.
Педагогический контроль:
Для определения результатов и качества освоения программы применяется
четкая система отслеживания, то есть педагогический контроль за уровнем знаний умений
и навыков учащихся.
С этой целью вводится трехуровневая система контроля за развитием учащихся.
1. Определение начального уровня подготовки учащихся (в начале модуля) -
проводится тестирование физических данных обучающихся.
2. Контроль динамики (ежемесячно) - занятия на которых дети показывают
полученные знания и умения по заданной теме. Дети оценивают результаты свои,
товарищей, объясняют, что получается, а над чем ещё надо поработать.
3. Итоговый контроль (в конце учебного года) - участие в итоговой выставке ,
мероприятии , празднике.
Результаты дают возможность педагогу:
- скорректировать собственную деятельность и содержание образовательного
процесса;
- определить, насколько эффективно используется творческий потенциал
обучающихся;
- увидеть возможность реализации индивидуального подхода к развитию каждого
обучающегося (по каким конкретно умениям и навыкам обучающийся успешен, а по
каким требуется помощь педагога).
Уровень теоретической подготовки выявлялся с помощью контрольных вопросов.
Уровень практической подготовки выявлялся с помощью выполнения практических
заданий.
2.Учебно-тематический план
Русская кукла-игрушка
1-й год обучения
N/N
п/п
Темы занятий
Количество часов
Тео
рия
П
рак-
тика
Вс
его
Модуль №1. Знакомство с русской куклой
10
26
36
1
Тема №1. Вводное занятие. Выставка работ
учащихся прошлых лет.
2
-
2
2
Тема №2. Правила техники безопасности.
Организация
рабочего
места.
Знакомство
с
материалами и тканями.
Первичная диагностика.
2
2
4
3
Тема №3. Знакомство с пропорциями фигуры
человека (упрощенный вариант). Выполнение
эскиза.
2
4
6
4
Тема
№4.
Знакомство
с
изготовлением
свернутой куклы-скатки « Столбушка» без шитья
и иголки.
2
6
8
5
Тема №5. Знакомство с русским костюмом и
основными его составляющими.
2
8
10
Массовая воспитательная работа.
Празднично-воспитательные мероприятия
6
6
Модуль №2. Изготовление русской куклы
без шитья
8
24
32
6
Тема №6. Технология изготовления куклы-
скатки «Кувадка».
2
4
6
7
Тема №7. Технология изготовления куклы-
скатки «Пеленашка» и «Веснянка».
2
8
10
8
Тема
№8.
Изготовление
куклы-скатки
«Тульская барыня».
2
2
4
8
Тема
№8.
Технология
изготовления
текстильной куклы – символа Нового года.
2
6
8
9
Тема №9. Изготовление текстильных игрушек
(зайчик, птичка, ангел, бабочка).
4
4
Модуль №3. Изготовление русской куклы
с использованием шитья
8
32
40
10
Тема №10. Рассказ-показ о куклах обрядовых,
игровых и куклах-оберегах
2
8
10
11
Тема №11. Русская кукла с использованием
шитья. Основные ручные швы. Изготовление
основы русской куклы.
2
10
12
12
Тема
№12.
Рубаха
–
основа
народного
костюма.
2
6
8
13
Тема №13. Мужской народный костюм.
2
8
10
Модуль №4. Русский головной убор.
Проект. Изготовление куклы по выбору
6
30
36
14
Массовая воспитательная работа.
Промежуточная диагностика
Тема №14. Виды русских головных уборов.
2
10
12
14
Тема №14.. Посещение выставок
декоративно-прикладного творчества.
6
6
15
Тема №15. Проект. Изготовление куклы по
выбору.
2
12
14
16
Тема №16. Выставка работ .Оценка
приобретенных художественны навыков.
Итоговая диагностика.
2
2
4
ИТОГО
32
112
144
2.1 Модуль №1. «Знакомство с русской куклой»
Цель модуля №1. «Знакомство с русской куклой» -приобщение детей к ценностям
народного декоративно-прикладного творчества. развитие творческих способностей и
задатков, заложенных в ребенке, через использование такого вида художественной
деятельности как изготовление куклы.
Задачи модуля:
Образовательные:
-формирование комплекса художественных знаний, умений, навыков;
-знакомство детей: с лучшими работами прошлых лет;
-правилами техники безопасности, организацией рабочего места;
-с материалами и тканями, пропорциями фигуры человека в упрощенном варианте;
-с изготовлением куклы-скатки.
Воспитательные:
-
воспитание интереса младших школьников к художественному творчеству;
-воспитывать у детей чувство прекрасного, умение видеть красоту в окружающем
мире.
Развивающие:
-развитие у детей навыков работы с различными материалами и средствами;
-развитие
творческой
деятельности,
эстетических
чувств,
воображения,
самостоятельности, трудолюбия, умения работать в коллективе;
-развитие познавательной активности, познавательных интересов, интеллектуальных
способностей детей.
Планируемые результаты:
Учащиеся должны:
-иметь представление об историю возникновения русской куклы;
- различать кукол по значению и применению в народной культуре;
-освоить технику безопасности при работе с иглами, ножницами;
- уметь различать ткани по составу;
-овладеть правили поведения на занятиях.
- владеть простейшими способами технологии изготовлении русской куклы.
2.1. Содержание модуля №1 «Знакомство с русской куклой»
Кукла - первая среди игрушек. Она известна с глубокой древности, оставаясь вечно
юной. Ее история прослеживается со времен строительства пирамид до наших дней. На
нее не влияет время, она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых.
Кукла не рождается сама: ее создает человек. Она проста, но в этой простате таиться
великая загадка. Она обретает жизнь при помощи воображения и воли своего создателя.
Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образе
самобытность и характерные черты создающего ее народа. В этом главная ценность
традиционной народной куклы. Обучающиеся знакомятся:
-с лучшими работами прошлых лет;
-правилами техники безопасности, организацией рабочего места;
-с материалами и тканями, пропорциями фигуры человека в упрощенном варианте;
-с изготовлением куклы-скатки.
Тема №1..Вводное занятие. Знакомство с детьми. Выставка кукол. Первичное
диагностирование возможностей детей и их интересов.
Тема №2. Правила ТБ. Организация рабочего места. Знакомство с материалами и тканями.
Практика. Групповое занятие. Подбор тканей согласно представленным образцам кукол
(толщина, цветовая гамма, ткани с натуральными волокнами).
Тема № 3. Теория. Знакомство с пропорциями фигуры человека (упрощенный
вариант). Показ. Объяснение технологии изготовления.
Практика.
Групповое занятие.
Работа с геометрическими фигурами (прямоугольник,
круг), аппликация.
Тема №4. Теория. Знакомство с изготовлением свернутой куклы-скатки (без шитья и
иглы) «Столбушка». Показ. Объяснение технологии изготовления
Практика. Групповое занятие Изготовление куклы.
Тема №5. Теория. Знакомство с русским костюмом и его основными составляющими.
Символика цвета русской национальной одежды, декор. Художественные достоинства.
Практика. Групповое занятие Выбор материала для русского костюма.
2.2 Модуль №2 «Изготовление русской куклы без шитья»
Цель модуля
приобщение
обучающихся
к
ценностям
народного
декоративного-прикладного
творчества, приобщение к культурным ценностям, организация содержательного досуга,
профориентация.
Задачи модуля:
-развивать образное мышление;
-развивать эмоциональную сферу личности обучающегося;
-формировать художественный вкус ребенка средствами декоративного творчества;
-приобщать к основам профессионального мастерства через овладение народных
ремесел.
- воспитывать дисциплинированность, доброжелательное отношение к товарищам
Планируемые результаты:
Учащиеся должны:
- различать кукол по значению и применению в народной культуре;
-освоить технику безопасности при работе с иглами, ножницами;
- уметь различать ткани по составу;
-овладеть правили поведения на занятиях.
-овладеть простейшими способами технологии изготовлении русской куклы
без шитья.
Содержание модуля №2 «Изготовление русской куклы без шитья»
Дети на этом этапе изучают технологию изготовления и сами учатся изготавливать
различные куклы-скатки: «Кувадку», «Пеленашку», «Веснянку», «Тульскую барыню»,
текстильные игрушки.
Незаменимый и эффективный способ развития и тренировки мелкой моторики рук
используется в процессе изготовления кукол. Этот кропотливый вид деятельности
формирует аккуратность и усидчивость; работа с разноцветными нитками и лоскутами
обогащает опыт цветового восприятия. Изготовление
поделок развивает наглядно-
образное мышление, тренирует внимание, помогает в формировании сенсорных эталонов
цвета,
формы,
размера,
раскрывает
творческий
потенциал.
Вещи,
сделанные
собственными руками, подчеркивают яркую индивидуальность мастерицы, вызывают
гордость и удовольствие от проделанной тонкой и виртуозной работы.
Тема № 6. Теория. Технология изготовления куклы-скатки «Кувадка»
Показ, объяснение технологии изготовления.
Практика. Групповое занятие. Изготовление куклы
Тема №7. Теория. Технология изготовления куклы-скатки
«Пеленашка» и «Веснянка». Показ, объяснение технологии изготовления.
Практика. Групповое занятие Изготовление куклы.
Тема № 8. Теория. Технология изготовления куклы-скатки «Тульская барыня».
Технология изготовления куклы – символа Нового года.
Показ, объяснение технологии изготовления
Практика. Групповое занятие Изготовление куклы.
.
Тема № 9. Теория. Тряпичные игрушки (зайчик, птичка, бабочка, ангел).
Показ, объяснение технологии изготовления
Практика. Групповое занятие Изготовление куклы.
Каникулярное время. Массовая воспитательная работа.
Промежуточная диагностика
2.3. Модуль №3. Изготовление русской куклы с использованием шитья.
Цель модуля:
способствовать формированию у обучающихся художественной
культуры, художественно-творческой активности, помочь им в овладении навыками
декоративно-прикладного творчества, через изготовление куклы
Задачи модуля:
-познакомить с русской куклой, использующими ткань и нити, с их современным
состоянием;
- научить соблюдать правила техники безопасности при работе с техническими
средствами и инструментами.
-развивать эстетический и художественный вкус;
-расширить кругозор обучающихся, творческое воображение, активность, интерес к
предмету;
Воспитывать культуру чувств, отношение к человеку, обществу.
Планируемые результаты:
учащиеся должны:
-иметь представление об историю возникновения русской куклы;
- различать кукол по значению и применению в народной культуре;
-освоить технику безопасности при работе с иглами, ножницами во время шитья;
- уметь различать ткани по составу;
-овладеть правили поведения на занятиях.
- научиться выполнять основные ручные швы, раскрой по лекалам и шитье
русской рубахи в масштабе 1:4.
Содержание модуля №3. Изготовление русской куклы с использованием шитья.
Тема №10. Теория. Рассказ о куклах обрядовых, игровых и куклах оберегах.
Изготовление
куклы
из
пакли
и
соломки.
Показ,
объяснение
технологии
изготовления.
Практика. Групповое занятие. Изготовление куклы из нетрадиционных материалов.
Тема №11. Теория. Русская кукла с использованием шитья. Основные ручные
швы. Изучение ручных швов. Показ, объяснение технологии изготовления.
Практика. Групповое занятие Выполнение образцов швов и основы русской куклы.
Тема №12. Теория. Рубаха - основа народного костюма, особенности
кроя, декора. Показ, объяснение технологии изготовления
Практика. Групповое занятие. Раскрой по лекалам и шитье русской рубахи в
масштабе 1:4
Тема №13. Теория. Мужской народный костюм.
Показ, объяснение технологии изготовления
Практика. Групповое занятие Разновидности мужских рубах. Изготовление мужской
рубахи в масштабе 1:4.
Модуль №4. Русский головной убор. Проект. Изготовление куклы по выбору.
Цель модуля:
:
способствовать формированию у обучающихся художественной
культуры, художественно-творческой активности, помочь им в овладении навыками
декоративно-прикладного творчества через изготовление куклы.
Задачи модуля:
- овладеть навыками работы с различными тканями, изготовлением кукол:
- овладеть простейшими приемами и техниками
конструирования головных уборов;
-получить представления о композиции, ритме, цвете в декоративно-
прикладном творчестве.
-выполнение индивидуального творческого проекта – изготовление куклы по выбору.
Планируемые результаты:
-иметь представление об историю возникновения русской куклы;
- различать кукол по значению и применению в народной культуре;
-освоить технику безопасности при работе с иглами, ножницами во время шитья;
- уметь различать ткани по составу;
-овладеть правили поведения на занятиях.
- научиться выполнять основные ручные швы, раскрой по лекалам и шитье
головного убора в масштабе 1:4;
- выполнить индивидуальный проект - изготовить русскую куклу по выбору.
Содержание модуля №4. Русский головной убор.
Проект. Изготовление куклы по выбору
Тема №14. Теория. Виды русских головных уборов. Объяснение.
Показ технологии изготовления.
Практика. Групповое занятие. Изготовление 2-3-х видов головных уборов в
масштабе 1:4..
Тема №14 .Воспитательная работа. Посещение выставки декоративно-
прикладного творчества.
Тема № 15. Теория. Выполнение куклы по выбору.
Объяснение. Показ технологии изготовления.
Практика. Групповое занятие Выполнение индивидуального творческого проекта.
Тема №16. Выставка работ учащихся. Оценка приобретенных
художественных навыков.
Групповое занятие Итоговая диагностика. Творческие планы на будущее.
3.Ресурсное обеспечение программы.
Дидактические материалы к модулю «Русская кукла-игрушка»
-видеозаписи:
«Видеомода»,
«Подиум
Д-Арт», записи региональных,
всероссийских, международных конкурсов детских и
молодежных театров мод;
выступления тетра мод «Самарочка» на конкурсах с коллекциями « Гжель», «Хохлома»
«Дымковская игрушка» «Спорт-шик», «,Черлидеры», Сказки Пушкина»;
-видеофильмы: «Русское искусство 8 – 9-го веков»,
«Сокровища народного
творчества», «Народные промыслы», «Русская кукла»;
-диапозитивы-пособия: «Народное творчество», «Изобразительное искусство»,
-фотографии конкурсных изделий, образцы кукол;
-журналы мод и журналы «Народное творчество»;
-технологические карты по изготовлению изделий:
-популярная и специальная литература по изготовлению кукрл, изобразительному
искусству, народному творчеству.
Материально-техническое обеспечение::
-швейная машина, , ткани, нитки, ножницы, иглы, утюг, кружево, ленты, кисти,
ткани для кукол;
-компьютер, кинопроектор, фотоаппарат;
-аптечка;
-канцтовары (фломастеры, карандаши, ручки, копировальная бумага, рулонный
картон, альбомы для рисования, ватман, калька,
Информационно-методическое обеспечение:
- методические рекомендации по реализации программы;
- диагностика образовательного процесса;
- планы-конспекты занятий по темам;
- разработки образцов;
- картотека выкроек;
Формы контроля, подведения итогов:
-совместная работа по просмотру выполненных работ;
-анализ выполненных работ;
-оценка качества выполненных работ;
-отчет об экскурсии;
-совместный разбор эскизов, проектов;
-поощрение.
Педагог ДО ЦДЮТ «Мечта» ____________ Т.М. Вилисова
Приложение №1 к Программе. Календарно-тематический план на 2020-2021 учебный
год «Модульная программа «Русская кукла-игрушка»
Приложение №2 к Программе. Здоровье-сберегающая технология «Арт-терапия»
Список литературы
Нормативные документы об образовании
1.Закон об образовании в РФ от29.12.2012г. №273ФЗ.
2.Концепция
развития
дополнительного
образования
детей.
Распоряжение
Правительства РФ от 4 сентября 2014г. № 1726-р.
3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013г. № 1008 « Об
утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам».
4.Закон об образовании в Самарской области от 22.12.2014г. № 133-ГД.
5. Распоряжение Правительства Самарской области от 10.02.2016г. № 69-р « Об
утверждении Плана мероприятий на 2016-2020 годы по реализации в Самарской области
Концепции дополнительного образования детей».
6.Буйлова Л.Н. Дополнительное образование . Нормативные документы и материалы.
Л.Н. Буйлова, .Г,П ,Буданова. – М. Просвещение, 2015.
7.Л.Н. Буйлова, Н.В. Кленова. Концепция развития дополнительного образования
детей: от замысла до реализации, Педагогическое общество России, 2016.
8.И.С.Якиманская. Технология личностно-ориентированного образования. М.2000.
Русская кукла.
1.Г.М. Дайн. Русская тряпичная кукла. М. 2010г.
2. Г.М. Дайн. Народная игрушка. Искусство и технологи. Челябинск,2007.
3.Е.Берстенева. Н.Догаева. Кукольный сундучок. «Печатная слобода». 2013г.
4.Н.Д.Бартрам. Е.С.Овчинникова. Музей игрушки. АН. 1978г.
5.З.И. Зимина. Текстильные обрядовые куклы. М. 2007.
6. Р.М. Головачева. Обрядовые куклы. Куклы-обереги. Калуеа, 2003.
7.Е.. Ананьева, Т. Евсеева. Куклы мира. М. «Аванта», 2005
8.А.Шпикалов. Русская игрушка. «Прогресс». 1974г.
Мягкая игрушка.
1.Н.Боттон. Мягкая игрушка своими руками. «Мир книги». 2007г.
2.Т.Городкова. Мягкие игрушки – мультяшки и зверушки. М. 2001г.
3.Н.Деревянко. Мягкая игрушка. М. 2001г.
4. Литвинчик К. Развивающие игрушки для малышей. Мамочкина мастерская.
К. Литвинчик. М. «Издательство «Питер», 2014.
5. Игрушки-дергунчики. М. АСТ-Пресс, 2014.