Напоминание

Модульная дополнительная общеразвивающая образовательная программа художественной направленности "Русская кукла-игрушка"


Автор: Вилисова Татьяна Михайловна
Должность: Педагог ДО высшей квалификационной категории, Почетный работник образования РРФ
Учебное заведение: МБУ ДО ЦДЮТ
Населённый пункт: г. Самара, Самарская область
Наименование материала: Образовательная программа
Тема: Модульная дополнительная общеразвивающая образовательная программа художественной направленности "Русская кукла-игрушка"
Раздел: дополнительное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЦЕНТР ДЕТСКОГО И ЮНОШЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА «МЕЧТА»

ГОРОДСКОГО ОКРУГА САМАРА

ПРИНЯТО

решением Методического совета

МБУ ДО ЦДЮТ «Мечта» г.о. Самара

(протокол заседания от ____________)

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МБУ ДО

ЦДЮТ «Мечта» г.о. Самара

_______________И.Г. Гаврилова

МОДУЛЬНАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

«Русская кукла - игрушка»

Программа разработана для детей

с ограниченными возможностями здоровья

Возраст обучающихся – от 7 до 17 лет

Срок реализации программы – 1 год.

А

втор-составитель:

ВИЛИСОВА Татьяна Михайловна,

педагог дополнительного образования

САМАРА

2020

ОГЛАВЛЕНИИЕ

Лист №

1.

Пояснительная записка

1.1.

Введение

1.2.

Цель и задачи программы

1.3.

Условия реализации программы

2. Учебно-тематический план и содержание

программы

2.1. Учебно-тематический план и содержание

модуля №1 «Знакомство с русской куклой»

2.2. Учебно-тематический план и содержание

модуля №2 «Изготовление русской куклы

без шитья»

2.3. Учебно-тематический план и содержание

модуля №3 «Изготовление русской куклы

с использованием шитья»

2.4. Учебно-тематический план и содержание

модуля №4 «Русский головной убор.

Проект. Изготовление куклы по выбору»

3.Ресурсное обеспечение программы

Список используемой литературы

Приложение №1. Календарно-тематический план

Приложение №2. Здоровье-сберегающая технология «Арт-терапия»

1.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1 Введение

Модульная

дополнительная

общеразвивающая

образовательная

программа

художественной направленности «Русская кукла игрушка» разработана на основе

Федерального государственного образовательного стандарта, программы курса «Школа

России»,

Приказа Минобрнауки от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении ФГОС

начального общего образования обучающихся с ОВЗ» и адаптирована для детей с

ограниченными возможностями здоровья (глухих и слабослышащих детей)

Дети, подростки с ограниченными возможностями здоровья в настоящее время

являются

реальными

субъектами

педагогического

процесса

не

только

в

специализированных, но и в общеобразовательных школах.

Наряду с обучением важная роль в коррекции, компенсации и минимализации

имеющихся дефектов принадлежит практико-ориентированным технологиям, что

позволяет детям и их родителям интегрироваться в среду здоровых сверстников.

Еще ученый-педагог Л.С. Выготский указывал, что при всех достоинствах наша

коррекционная школа отличается тем основным недостатком, что она замыкает своих

воспитанников

с

различной

сенсорной

недостаточностью,

ограниченными

интеллектуальными возможностями в узкий круг школьного коллектива, создает

замкнутый мир, в котором все приспособлено к дефекту ребенка. Исходя из этого, ученый

считал, что задачами воспитания ребенка с нарушением развития являются его интеграция

в жизнь общества и компенсация недостатков путем активизации деятельности его

сохраненных анализаторов. поведения в обществе и апробировать ее на практике, найти

свою «нишу» в социуме.

В связи с потерей слуховых ощущений и восприятий у детей с нарушением слуха особую

роль приобретают зрительные ощущения и восприятия. Зрительный анализатор ребенка

становится ведущим, главным в познании окружающего мира. Глухие дети часто

различают такие детали и тонкости окружающего мира, на которые не обращает внимания

слышащий ребенок. Дети с нарушением слуха более тонко дифференцируют оттенки

цветов.

Актуальность программы

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ

ОБУСЛОВЛЕНА СЛЕДУЮЩИМИ ФАКТОРАМИ:

1.Целью современного образования.

-развитие мотивации личности к творчеству;

-адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья в современном обществе,

формирование у них активной гражданской позиции;

-внедрение компетентно-ориентированного подхода в образовательном процессе;

-осуществление партнерства между ДДЮТ (ЦДЮТ) и школами-интернатами для

детей с ограниченными возможностями здоровья;

-личный посильный вклад в интеграцию общего и дополнительного образования.

2.Возрастными, физическими и психологическими особенностями школьников с

ограниченными возможностями здоровья.

Образовательная программа «Мастерская ДПТ «Самарочка», применяемая

в

интернате № 117, базируется на реабилитационной технологии обучения под названием

Арт-терапия.

Она

основана

на

использовании

изобразительного,

декоративно-

прикладного творчества и сценической пластики. Арт-терапия связана с визуальным

восприятием и позволяет активизировать возможности личности ребенка за счет его

сохраненных анализаторов. Для Арт-терапии не нужны художественные способности,

главное, чтобы ребенок через рисунок, игрушку, куклу смог выразить свое внутреннее

состояние, ощущение красоты без акцента на художественные достоинства. С другой

стороны, простое видение прекрасного

невербально воздействует на духовное

формирование личности.

Более подробно о реабилитационной технологии Арт-терапия

– смотреть в

Приложении №2 к Программе.

Новизна программы

.Программа

носит

практико-ориентированнный характер и направлена на

овладение

учащимися

простейших

технологий

швейного

конструирования

изобразительного

искусства

и

декорирования

ткани.

Обучение

по

Программе

способствует

адаптации

учащихся

к

постоянно

изменяющимся

социально-

экономическим условиям, подготовке к самостоятельной жизни в современном мире,

профессиональному самоопределению, развитию творческого и личностного потенциала

посредством декоративно-прикладной деятельности.

Образовательная программа «Русская кукла-игрушка» предоставляет возможностям

педагогу и его ученикам решить обучающие и воспитательные задачи, а творческая

деятельность позволяет избежать монотонности и однообразия

в осуществлении

реабилитационных упражнений. Выступления таких детей на конкурсах в своем городе и

поездки в другие города предоставляют им возможность осваивать эколого-культурные

виды

деятельности

(эстетика

природы,

архитектуры),

способствуют

расширению

кругозора

и

сбалансированности

эмоциональных

переживаний,

развивают

коммуникабельность, позволяют определить модель своего поведения в обществе и

апробировать ее на практике, найти свою «нишу» в социуме

Программа имеет следующие особенности:

течение

всего

курса

обучения

осуществляется

интегрированная

связь

с

изобразительной деятельностью, математикой, информатикой.

-Теоретический материал тесно связан с практическим его применением и опирается

на житейский и профессиональный опыт педагога, обучающихся.

При проведении учебных занятий активно используется дифференцированное,

игровое обучение. Использование заготовок поэтапного изготовления изделия, карточек с

индивидуальными творческими заданиями дает возможность более слабому подобрать

индивидуальный темп выполнения работы.

- В работе используется интерактивные формы обучения – метод проектов.

Лучшие работы участвуют в конкурсах, выставках и фестивалях, где удостаиваются

призовых мест

Программа предусматривает индивидуальную работу с особо увлеченными детьми и

их родителями при подготовке к выставкам и конкурсам.

Отношения педагог-ученик рассматриваются только с субъективных позиций.

Педагог при обучении детей с ОВЗ применяет также принципы инклюзивности, т.е.

признание ценности различий всех детей и их способности к обучению. Обучение ведется

тем способом, который наиболее подходит этому ребенку.

Программа

составлена на основе нормативных документов:

1.

Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об

образовании в Российской Федерации»;

2.

Письмо Министерства образования и науки РФ от 11 декабря 2006 г. № 06-1844

«О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;

3.

Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 ноября 2018 г. N 196 «Об

утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по

дополнительным общеобразовательным программам»;

4.

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2015 г. N 729-р,

"Разработка предложений о сроках реализации дополнительных общеразвивающих

программ";

5.

Концепция

развития

дополнительного

образования

детей,

утвержденная

распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р;

6.

Постановление

Главного

государственного

санитарного

врача

Российской

Федерации от 4 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-

эпидемиологические требования к устройству, содержанию организации режима работы

образовательных организаций дополнительного образования детей»;

7.

Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015 г. N 09-3242

«Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих

программ (включая разноуровневые программы)»;

8.

Методические рекомендации по разработке дополнительных общеобразовательных

программ (Приложение к письму министерства образования и науки Самарской области

от 3 сентября 2015 г. № МО – 16-09-01/826-ТУ);

9.

План мероприятий на 2015 - 2020 годы по реализации Концепции развития

дополнительного

образования

детей,

утвержденной

распоряжением

Правительства

Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р;

10.Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года

(утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. №

996-р);

11.Методические

рекомендации

по

проектированию

дополнительных

общеразвивающих программ (Приложение к письму Минобрнауки России от 18.11.2015

№ 09-3242).

1.2

. Цель и задачи программы.

ЦЕЛЬ: создание комфортной среды для личностного и творческого развития ребенка,

укрепление его здоровья, содействие развитию инициативы, выдумки и творчества в

процессе совместного творчества ученика и педагога через различные виды ДПТ,

способности

создавать творческий КОНТЕНТ

(конечный продукт),

воспитание и

формирование

навыков адаптации к жизни в современных условиях, приобщение к

культурным ценностям, организация содержательного досуга, профориентация.

Достижению поставленной цели способствует выполнение ряда поставленных

задач:

Обучающих:

- знакомство с народными промыслами, русской куклой, русским костюмом и

костюмами народов Поволжья;

- овладение навыками работы с различными тканями, изготовление кукол:

- овладение приемами и техниками швейного конструирования;

-получение представления о композиции, ритме, цвете в декоративно-

прикладном творчестве.

Развивающих:

- развитие трудолюбия, усидчивости, аккуратности, целеустремленности;

-совершенствование мастерства, развитие творческих способностей и эстетического

вкуса;

- улучшение сенсорных и моторно-двигательных навыков учащихся.

Воспитательных:

- формирование гражданской позиции посредством изучения культурного наследия

родного края;

- воспитание эмоционально-эстетического и нравственно-оценочного отношения к

окружающему миру;

- развитие чувства толерантности, коммуникативности, социальной адаптации.

1.3. Условия реализации программы

Данная дополнительная образовательная программа рассчитана на полную

реализацию в течение одного учебного года..

Программа ориентирована на обучение детей 7 – 17 лет..

Объем

и

срок

освоения

Программы,

общее

количество

учебных

часов,

запланированных на весь период обучения и по Модулям, необходимых для освоения

программы.

Данная программа разработана и апробируется на практике в школе-интернат №117

для обучающихся с ОВЗ.

На учебный год запланирована 144 учебных часа, из них:

-Модуль №1. «Знакомство с русской куклой» - 36 часов;

-Модуль №2. «Изготовление русской куклы без шитья» - 32 часа;

-Модуль №3. «Изготовление русской куклы с использованием шитья» - 40 часов;

-Модуль №4. Проект. Изготовление куклы по выбору» - 36 часов.

Необходимо

подчеркнуть,

что

некоторое

расхождение

от

классической

продолжительности -36 часов на один Модуль - связано с продолжительностью учебных

четвертей в учебном году.

Особенности организации учебного процесса.

Режим занятий: 2 раза в неделю по 2 учебных часа (в школе-интернат №117 – 40

минут), с 10- минутным перерывом и дополнительным 10- минутным перерывом на

релаксацию. Предусмотрена групповая и индивидуальная форма проведения занятия.

Количество детей в группе 15-20 человек.

Программа предполагает, что группы могут быть разновозрастными

с

разноуровневой

подготовкой детей.. Атмосфера доброжелательности, помощь более

опытного новичку создает благоприятный климат в коллективе, состояние комфортности

для каждого ребенка.

Режим занятий – 2 раза в неделю по 2 учебных часа, при наполняемости -10- 15

обучающихся в группе. Уровень освоения – базовый.

Форма организации деятельности - групповые занятия, которые включают в себя

теоретическое и практическое изучение материала программы. Занятия проходят в очной

форме.

Прогнозируемые результаты обучения:

Учащиеся должны знать:

- геометрические фигуры;

- историю возникновения народных кукол и их значение;

-инструменты и материалы, используемые для рукоделия;

-технику безопасности при работе с иглами, ножницами;

- основные виды ручных швов;

- различать ткани по составу;

-правила поведения на занятиях.

Учащиеся должны уметь:

- вырезать геометрические фигуры из бумаги;

- правильно обрисовывать лекала;

- пользоваться клеем;

- делать тряпичную русскую куклу;

-изготовить куклу-игрушку по выбору.

Учащиеся должны приобрести навык:

- изготовление русских кукол;

-изготовления текстильных игрушек..

Учебный план дополнительной образовательной программы

«Русская кукла-игрушка»

1-й год обучения

Наименование модуля

Количество часов

Всего

Теория

Практ

ика

1

Знакомство с русской куклой

36

10

26

2

Изготовление русской куклы без шитья

32

8

24

3

Русская кукла с использованием шитья

Рубаха-основа народного костюма

40

8

32

4

Русский головной убор.

Проект. Изготовление куклы по выбору

36

6

30

Итого

144

32

112

Модуль №1. «Знакомство с русской куклой»

Кукла - первая среди игрушек. Она известна с глубокой древности, оставаясь вечно

юной. Ее история прослеживается со времен строительства пирамид до наших дней. На

нее не влияет время, она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых.

Кукла не рождается сама: ее создает человек. Она проста, но в этой простате таиться

великая загадка. Она обретает жизнь при помощи воображения и воли своего создателя.

Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образе

самобытность и характерные черты создающего ее народа. В этом главная ценность

традиционной народной куклы. Обучающиеся знакомятся:

-с лучшими работами прошлых лет;

-правилами техники безопасности, организацией рабочего места;

-с материалами и тканями, пропорциями фигуры человека в упрощенном варианте;

-с изготовлением куклы-скатки.

Модуль №2. «Изготовление русской куклы без шитья»

Возможность сделать куклу из лоскутков ткани, тесьмы, ниток, соломки, пакли,

создавая яркие и понятные образы, отражает неиссякаемое желание детей фантазировать.

«Кувадка», «Веснянка», «Пеленашка» – тряпичные куклы-скатки, которые создаются

учащимися, и пусть у них нет лица, но зато у них добрая душа и богатая история Через

эти милые, дорогие сердцу образы, дети начинают вспоминать свои корни, знакомятся с

культурой наших предков.

Дети на этом этапе изучают технологию изготовления и сами учатся изготавливать

различные куклы-скатки: «Кувадку», «Пеленашку», «Веснянку», «Тульскую барыню»,

текстильные игрушки.

Незаменимый и эффективный способ развития и тренировки мелкой моторики рук

используется в процессе изготовления кукол. Этот кропотливый вид деятельности

формирует аккуратность и усидчивость; работа с разноцветными нитками и лоскутами

обогащает опыт цветового восприятия. Изготовление

поделок развивает наглядно-

образное мышление, тренирует внимание, помогает в формировании сенсорных эталонов

цвета,

формы,

размера,

раскрывает

творческий

потенциал.

Вещи,

сделанные

собственными руками, подчеркивают яркую индивидуальность мастерицы, вызывают

гордость и удовольствие от проделанной тонкой и виртуозной работы.

Модуль №3. Изготовление русской куклы с использованием шитья»

Дети на этом этапе учатся изготавливать куклы-обереги, из нетрадиционных

материалов;

-выполняют ручные швы, изготавливают основу русской куклы:

-учатся выполнять раскрой по лекалам и шитье русской рубахи в масштабе.

Шитье

один из самых сложных и необычных видов рукоделия, требующих

мастерства, чувства цвета и композиции. На занятиях, у воспитанников развивается

эстетический вкус, стабилизируется координация движений. В результате, сшивая

кусочки ткани в изделия, юные швеи получают украшения для одежды, подушечки,

салфетки,

прихватки,

сувениры,

наполненные

вдумчивым

отношением

к

изготавливаемому предмету.

Модуль №4. Русский головной убор. Проект. Изготовление куклы по выбору.

Дети на этом этапе посещают выставки декоративно-прикладного творчества;

- учатся изготавливать головной убор;

-выполняют индивидуальный творческий проект – куклу по выбору.

Под руководством педагога, а также и самостоятельно, выполнять работы.

Обращается внимание на создание вариантов изделия по одной и той же схеме: путем

использования различных материалов, изменения цветовой гаммы.

Процесс выполнения проекта требует от ребенка многих действий. В ходе

систематического труда рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся

гибкими. Это оказывает решающее воздействие на становление красивого, ровного

почерка. Ручной труд способствует развитию сенсомоторики ( согласованности в работе

глаза и руки), совершенствованию координации движений, гибкости, точности в

выполнении действии. Постепенно образуется система специальных навыков и умений.

В завершение обучения педагогом организуется выставка работ учащихся, дается оценка

приобретенных художественных навыков, намечаются планы на будущее.

Методы работы

Исходя

из

основных

задач

эстетического

и

художественного

воспитания

обучающихся,

используются

методы

и

приемы

как

способы

взаимосвязанной

деятельности педагога и учащегося, направленные на формирование основ эстетической

культуры. Для характеристики методов воспитания избрана следующая классификация:

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности

обучающегося.

Наглядный, словесный и практический методы.

Чтобы воспитание и обучение носило творческий, развивающий характер, каждый из

трех основных методов - наглядный, словесный, практический - должен применяться с

нарастанием проблемности: от прямого воздействия (объяснительно-иллюстративный

метод) через закрепление, упражнения (воспроизводящие и творческие), создание

поисковых ситуаций (показ вариантов выполнения задания) к проблемному воспитанию и

обучению (самостоятельный поиск учениками способов деятельности).

Наглядный метод в эстетическом воспитании является ведущим методом в процессе

обучения. Необходимо привлекать учащегося к анализу выполненной работы. Для

создания проблемных ситуаций нужно использовать приемы, побуждающих учащегося к

сравнениям, сопоставлениям, поиском аналогий, воплощению задач, заложенных в

задании.

Словесный метод в педагогике имеет универсальный характер. Педагог организует

внимание обучающихся, передает им определенные знания, поясняет работу над образом,

учит самостоятельно применять освоенные творческие задания, умения, навыки. С

помощью слова можно углубить восприятие заданного образа, сделать его осмысленным.

Беседа, рассказ, пояснение, разъяснения - таковы разновидности этого метода в процессе

обучения и воспитания.

Практический метод. Его решающая роль в развитии практических навыков у

обучающихся принадлежит показу педагогом исполнительских приемов выполнения

заданий, освоение их учащимися и закрепление полученных знаний, умений, навыков.

Прибегая к неоднократному показу, разъяснению ошибок при выполнении заданий,

педагог добивается той степени усвоения приема, когда все более явным становится

автоматизированное владение движениями и умения переходят в степень навыков.

Мониторинг уровня усвоения программы

Форма контроля – зачетный урок, который проводиться по окончании модуля.

Педагогический контроль:

Для определения результатов и качества освоения программы применяется

четкая система отслеживания, то есть педагогический контроль за уровнем знаний умений

и навыков учащихся.

С этой целью вводится трехуровневая система контроля за развитием учащихся.

1. Определение начального уровня подготовки учащихся (в начале модуля) -

проводится тестирование физических данных обучающихся.

2. Контроль динамики (ежемесячно) - занятия на которых дети показывают

полученные знания и умения по заданной теме. Дети оценивают результаты свои,

товарищей, объясняют, что получается, а над чем ещё надо поработать.

3. Итоговый контроль (в конце учебного года) - участие в итоговой выставке ,

мероприятии , празднике.

Результаты дают возможность педагогу:

- скорректировать собственную деятельность и содержание образовательного

процесса;

- определить, насколько эффективно используется творческий потенциал

обучающихся;

- увидеть возможность реализации индивидуального подхода к развитию каждого

обучающегося (по каким конкретно умениям и навыкам обучающийся успешен, а по

каким требуется помощь педагога).

Уровень теоретической подготовки выявлялся с помощью контрольных вопросов.

Уровень практической подготовки выявлялся с помощью выполнения практических

заданий.

2.Учебно-тематический план

Русская кукла-игрушка

1-й год обучения

N/N

п/п

Темы занятий

Количество часов

Тео

рия

П

рак-

тика

Вс

его

Модуль №1. Знакомство с русской куклой

10

26

36

1

Тема №1. Вводное занятие. Выставка работ

учащихся прошлых лет.

2

-

2

2

Тема №2. Правила техники безопасности.

Организация

рабочего

места.

Знакомство

с

материалами и тканями.

Первичная диагностика.

2

2

4

3

Тема №3. Знакомство с пропорциями фигуры

человека (упрощенный вариант). Выполнение

эскиза.

2

4

6

4

Тема

№4.

Знакомство

с

изготовлением

свернутой куклы-скатки « Столбушка» без шитья

и иголки.

2

6

8

5

Тема №5. Знакомство с русским костюмом и

основными его составляющими.

2

8

10

Массовая воспитательная работа.

Празднично-воспитательные мероприятия

6

6

Модуль №2. Изготовление русской куклы

без шитья

8

24

32

6

Тема №6. Технология изготовления куклы-

скатки «Кувадка».

2

4

6

7

Тема №7. Технология изготовления куклы-

скатки «Пеленашка» и «Веснянка».

2

8

10

8

Тема

№8.

Изготовление

куклы-скатки

«Тульская барыня».

2

2

4

8

Тема

№8.

Технология

изготовления

текстильной куклы – символа Нового года.

2

6

8

9

Тема №9. Изготовление текстильных игрушек

(зайчик, птичка, ангел, бабочка).

4

4

Модуль №3. Изготовление русской куклы

с использованием шитья

8

32

40

10

Тема №10. Рассказ-показ о куклах обрядовых,

игровых и куклах-оберегах

2

8

10

11

Тема №11. Русская кукла с использованием

шитья. Основные ручные швы. Изготовление

основы русской куклы.

2

10

12

12

Тема

№12.

Рубаха

основа

народного

костюма.

2

6

8

13

Тема №13. Мужской народный костюм.

2

8

10

Модуль №4. Русский головной убор.

Проект. Изготовление куклы по выбору

6

30

36

14

Массовая воспитательная работа.

Промежуточная диагностика

Тема №14. Виды русских головных уборов.

2

10

12

14

Тема №14.. Посещение выставок

декоративно-прикладного творчества.

6

6

15

Тема №15. Проект. Изготовление куклы по

выбору.

2

12

14

16

Тема №16. Выставка работ .Оценка

приобретенных художественны навыков.

Итоговая диагностика.

2

2

4

ИТОГО

32

112

144

2.1 Модуль №1. «Знакомство с русской куклой»

Цель модуля №1. «Знакомство с русской куклой» -приобщение детей к ценностям

народного декоративно-прикладного творчества. развитие творческих способностей и

задатков, заложенных в ребенке, через использование такого вида художественной

деятельности как изготовление куклы.

Задачи модуля:

Образовательные:

-формирование комплекса художественных знаний, умений, навыков;

-знакомство детей: с лучшими работами прошлых лет;

-правилами техники безопасности, организацией рабочего места;

-с материалами и тканями, пропорциями фигуры человека в упрощенном варианте;

-с изготовлением куклы-скатки.

Воспитательные:

-

воспитание интереса младших школьников к художественному творчеству;

-воспитывать у детей чувство прекрасного, умение видеть красоту в окружающем

мире.

Развивающие:

-развитие у детей навыков работы с различными материалами и средствами;

-развитие

творческой

деятельности,

эстетических

чувств,

воображения,

самостоятельности, трудолюбия, умения работать в коллективе;

-развитие познавательной активности, познавательных интересов, интеллектуальных

способностей детей.

Планируемые результаты:

Учащиеся должны:

-иметь представление об историю возникновения русской куклы;

- различать кукол по значению и применению в народной культуре;

-освоить технику безопасности при работе с иглами, ножницами;

- уметь различать ткани по составу;

-овладеть правили поведения на занятиях.

- владеть простейшими способами технологии изготовлении русской куклы.

2.1. Содержание модуля №1 «Знакомство с русской куклой»

Кукла - первая среди игрушек. Она известна с глубокой древности, оставаясь вечно

юной. Ее история прослеживается со времен строительства пирамид до наших дней. На

нее не влияет время, она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых.

Кукла не рождается сама: ее создает человек. Она проста, но в этой простате таиться

великая загадка. Она обретает жизнь при помощи воображения и воли своего создателя.

Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образе

самобытность и характерные черты создающего ее народа. В этом главная ценность

традиционной народной куклы. Обучающиеся знакомятся:

-с лучшими работами прошлых лет;

-правилами техники безопасности, организацией рабочего места;

-с материалами и тканями, пропорциями фигуры человека в упрощенном варианте;

-с изготовлением куклы-скатки.

Тема №1..Вводное занятие. Знакомство с детьми. Выставка кукол. Первичное

диагностирование возможностей детей и их интересов.

Тема №2. Правила ТБ. Организация рабочего места. Знакомство с материалами и тканями.

Практика. Групповое занятие. Подбор тканей согласно представленным образцам кукол

(толщина, цветовая гамма, ткани с натуральными волокнами).

Тема № 3. Теория. Знакомство с пропорциями фигуры человека (упрощенный

вариант). Показ. Объяснение технологии изготовления.

Практика.

Групповое занятие.

Работа с геометрическими фигурами (прямоугольник,

круг), аппликация.

Тема №4. Теория. Знакомство с изготовлением свернутой куклы-скатки (без шитья и

иглы) «Столбушка». Показ. Объяснение технологии изготовления

Практика. Групповое занятие Изготовление куклы.

Тема №5. Теория. Знакомство с русским костюмом и его основными составляющими.

Символика цвета русской национальной одежды, декор. Художественные достоинства.

Практика. Групповое занятие Выбор материала для русского костюма.

2.2 Модуль №2 «Изготовление русской куклы без шитья»

Цель модуля

приобщение

обучающихся

к

ценностям

народного

декоративного-прикладного

творчества, приобщение к культурным ценностям, организация содержательного досуга,

профориентация.

Задачи модуля:

-развивать образное мышление;

-развивать эмоциональную сферу личности обучающегося;

-формировать художественный вкус ребенка средствами декоративного творчества;

-приобщать к основам профессионального мастерства через овладение народных

ремесел.

- воспитывать дисциплинированность, доброжелательное отношение к товарищам

Планируемые результаты:

Учащиеся должны:

- различать кукол по значению и применению в народной культуре;

-освоить технику безопасности при работе с иглами, ножницами;

- уметь различать ткани по составу;

-овладеть правили поведения на занятиях.

-овладеть простейшими способами технологии изготовлении русской куклы

без шитья.

Содержание модуля №2 «Изготовление русской куклы без шитья»

Дети на этом этапе изучают технологию изготовления и сами учатся изготавливать

различные куклы-скатки: «Кувадку», «Пеленашку», «Веснянку», «Тульскую барыню»,

текстильные игрушки.

Незаменимый и эффективный способ развития и тренировки мелкой моторики рук

используется в процессе изготовления кукол. Этот кропотливый вид деятельности

формирует аккуратность и усидчивость; работа с разноцветными нитками и лоскутами

обогащает опыт цветового восприятия. Изготовление

поделок развивает наглядно-

образное мышление, тренирует внимание, помогает в формировании сенсорных эталонов

цвета,

формы,

размера,

раскрывает

творческий

потенциал.

Вещи,

сделанные

собственными руками, подчеркивают яркую индивидуальность мастерицы, вызывают

гордость и удовольствие от проделанной тонкой и виртуозной работы.

Тема № 6. Теория. Технология изготовления куклы-скатки «Кувадка»

Показ, объяснение технологии изготовления.

Практика. Групповое занятие. Изготовление куклы

Тема №7. Теория. Технология изготовления куклы-скатки

«Пеленашка» и «Веснянка». Показ, объяснение технологии изготовления.

Практика. Групповое занятие Изготовление куклы.

Тема № 8. Теория. Технология изготовления куклы-скатки «Тульская барыня».

Технология изготовления куклы – символа Нового года.

Показ, объяснение технологии изготовления

Практика. Групповое занятие Изготовление куклы.

.

Тема № 9. Теория. Тряпичные игрушки (зайчик, птичка, бабочка, ангел).

Показ, объяснение технологии изготовления

Практика. Групповое занятие Изготовление куклы.

Каникулярное время. Массовая воспитательная работа.

Промежуточная диагностика

2.3. Модуль №3. Изготовление русской куклы с использованием шитья.

Цель модуля:

способствовать формированию у обучающихся художественной

культуры, художественно-творческой активности, помочь им в овладении навыками

декоративно-прикладного творчества, через изготовление куклы

Задачи модуля:

-познакомить с русской куклой, использующими ткань и нити, с их современным

состоянием;

- научить соблюдать правила техники безопасности при работе с техническими

средствами и инструментами.

-развивать эстетический и художественный вкус;

-расширить кругозор обучающихся, творческое воображение, активность, интерес к

предмету;

Воспитывать культуру чувств, отношение к человеку, обществу.

Планируемые результаты:

учащиеся должны:

-иметь представление об историю возникновения русской куклы;

- различать кукол по значению и применению в народной культуре;

-освоить технику безопасности при работе с иглами, ножницами во время шитья;

- уметь различать ткани по составу;

-овладеть правили поведения на занятиях.

- научиться выполнять основные ручные швы, раскрой по лекалам и шитье

русской рубахи в масштабе 1:4.

Содержание модуля №3. Изготовление русской куклы с использованием шитья.

Тема №10. Теория. Рассказ о куклах обрядовых, игровых и куклах оберегах.

Изготовление

куклы

из

пакли

и

соломки.

Показ,

объяснение

технологии

изготовления.

Практика. Групповое занятие. Изготовление куклы из нетрадиционных материалов.

Тема №11. Теория. Русская кукла с использованием шитья. Основные ручные

швы. Изучение ручных швов. Показ, объяснение технологии изготовления.

Практика. Групповое занятие Выполнение образцов швов и основы русской куклы.

Тема №12. Теория. Рубаха - основа народного костюма, особенности

кроя, декора. Показ, объяснение технологии изготовления

Практика. Групповое занятие. Раскрой по лекалам и шитье русской рубахи в

масштабе 1:4

Тема №13. Теория. Мужской народный костюм.

Показ, объяснение технологии изготовления

Практика. Групповое занятие Разновидности мужских рубах. Изготовление мужской

рубахи в масштабе 1:4.

Модуль №4. Русский головной убор. Проект. Изготовление куклы по выбору.

Цель модуля:

:

способствовать формированию у обучающихся художественной

культуры, художественно-творческой активности, помочь им в овладении навыками

декоративно-прикладного творчества через изготовление куклы.

Задачи модуля:

- овладеть навыками работы с различными тканями, изготовлением кукол:

- овладеть простейшими приемами и техниками

конструирования головных уборов;

-получить представления о композиции, ритме, цвете в декоративно-

прикладном творчестве.

-выполнение индивидуального творческого проекта – изготовление куклы по выбору.

Планируемые результаты:

-иметь представление об историю возникновения русской куклы;

- различать кукол по значению и применению в народной культуре;

-освоить технику безопасности при работе с иглами, ножницами во время шитья;

- уметь различать ткани по составу;

-овладеть правили поведения на занятиях.

- научиться выполнять основные ручные швы, раскрой по лекалам и шитье

головного убора в масштабе 1:4;

- выполнить индивидуальный проект - изготовить русскую куклу по выбору.

Содержание модуля №4. Русский головной убор.

Проект. Изготовление куклы по выбору

Тема №14. Теория. Виды русских головных уборов. Объяснение.

Показ технологии изготовления.

Практика. Групповое занятие. Изготовление 2-3-х видов головных уборов в

масштабе 1:4..

Тема №14 .Воспитательная работа. Посещение выставки декоративно-

прикладного творчества.

Тема № 15. Теория. Выполнение куклы по выбору.

Объяснение. Показ технологии изготовления.

Практика. Групповое занятие Выполнение индивидуального творческого проекта.

Тема №16. Выставка работ учащихся. Оценка приобретенных

художественных навыков.

Групповое занятие Итоговая диагностика. Творческие планы на будущее.

3.Ресурсное обеспечение программы.

Дидактические материалы к модулю «Русская кукла-игрушка»

-видеозаписи:

«Видеомода»,

«Подиум

Д-Арт», записи региональных,

всероссийских, международных конкурсов детских и

молодежных театров мод;

выступления тетра мод «Самарочка» на конкурсах с коллекциями « Гжель», «Хохлома»

«Дымковская игрушка» «Спорт-шик», «,Черлидеры», Сказки Пушкина»;

-видеофильмы: «Русское искусство 8 – 9-го веков»,

«Сокровища народного

творчества», «Народные промыслы», «Русская кукла»;

-диапозитивы-пособия: «Народное творчество», «Изобразительное искусство»,

-фотографии конкурсных изделий, образцы кукол;

-журналы мод и журналы «Народное творчество»;

-технологические карты по изготовлению изделий:

-популярная и специальная литература по изготовлению кукрл, изобразительному

искусству, народному творчеству.

Материально-техническое обеспечение::

-швейная машина, , ткани, нитки, ножницы, иглы, утюг, кружево, ленты, кисти,

ткани для кукол;

-компьютер, кинопроектор, фотоаппарат;

-аптечка;

-канцтовары (фломастеры, карандаши, ручки, копировальная бумага, рулонный

картон, альбомы для рисования, ватман, калька,

Информационно-методическое обеспечение:

- методические рекомендации по реализации программы;

- диагностика образовательного процесса;

- планы-конспекты занятий по темам;

- разработки образцов;

- картотека выкроек;

Формы контроля, подведения итогов:

-совместная работа по просмотру выполненных работ;

-анализ выполненных работ;

-оценка качества выполненных работ;

-отчет об экскурсии;

-совместный разбор эскизов, проектов;

-поощрение.

Педагог ДО ЦДЮТ «Мечта» ____________ Т.М. Вилисова

Приложение №1 к Программе. Календарно-тематический план на 2020-2021 учебный

год «Модульная программа «Русская кукла-игрушка»

Приложение №2 к Программе. Здоровье-сберегающая технология «Арт-терапия»

Список литературы

Нормативные документы об образовании

1.Закон об образовании в РФ от29.12.2012г. №273ФЗ.

2.Концепция

развития

дополнительного

образования

детей.

Распоряжение

Правительства РФ от 4 сентября 2014г. № 1726-р.

3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013г. № 1008 « Об

утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по

дополнительным общеобразовательным программам».

4.Закон об образовании в Самарской области от 22.12.2014г. № 133-ГД.

5. Распоряжение Правительства Самарской области от 10.02.2016г. № 69-р « Об

утверждении Плана мероприятий на 2016-2020 годы по реализации в Самарской области

Концепции дополнительного образования детей».

6.Буйлова Л.Н. Дополнительное образование . Нормативные документы и материалы.

Л.Н. Буйлова, .Г,П ,Буданова. – М. Просвещение, 2015.

7.Л.Н. Буйлова, Н.В. Кленова. Концепция развития дополнительного образования

детей: от замысла до реализации, Педагогическое общество России, 2016.

8.И.С.Якиманская. Технология личностно-ориентированного образования. М.2000.

Русская кукла.

1.Г.М. Дайн. Русская тряпичная кукла. М. 2010г.

2. Г.М. Дайн. Народная игрушка. Искусство и технологи. Челябинск,2007.

3.Е.Берстенева. Н.Догаева. Кукольный сундучок. «Печатная слобода». 2013г.

4.Н.Д.Бартрам. Е.С.Овчинникова. Музей игрушки. АН. 1978г.

5.З.И. Зимина. Текстильные обрядовые куклы. М. 2007.

6. Р.М. Головачева. Обрядовые куклы. Куклы-обереги. Калуеа, 2003.

7.Е.. Ананьева, Т. Евсеева. Куклы мира. М. «Аванта», 2005

8.А.Шпикалов. Русская игрушка. «Прогресс». 1974г.

Мягкая игрушка.

1.Н.Боттон. Мягкая игрушка своими руками. «Мир книги». 2007г.

2.Т.Городкова. Мягкие игрушки – мультяшки и зверушки. М. 2001г.

3.Н.Деревянко. Мягкая игрушка. М. 2001г.

4. Литвинчик К. Развивающие игрушки для малышей. Мамочкина мастерская.

К. Литвинчик. М. «Издательство «Питер», 2014.

5. Игрушки-дергунчики. М. АСТ-Пресс, 2014.



В раздел образования