Автор: Давыдова Марина Михайловна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: моу сш р.п.Сурское
Населённый пункт: Ульяновская область рп.Сурское
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Урок по русскому языку "Обобщение и систематизация материала по теме "Деепричастие"
Раздел: среднее образование
Тема урока: Обобщение и систематизация материала по теме «Деепричастие»
Тип урока: урок закрепления знаний, умений и навыков.
Класс: 7.
Задачи урока:
1.Обучающие:
Обобщить и систематизировать:
1.Знание теоретического материала по теме «Деепричастие»;
2.Знание теоретического материала о том, что неуместное нагромождение деепричастных оборотов и деепричастий – стилистический
недочет текста (Б,В);
3.Знание материала о том, что уместное, целенаправленное скопление деепричастных оборотов и деепричастий – прием, повышающий
выразительность (Б,В);
4.Умение находить деепричастия и деепричастные обороты в речи, отличать их от личных форм глагола и причастий;
5.Умение чертить схемы предложений с деепричастными оборотами;
6.Умение выделять одиночные деепричастия и деепричастные обороты запятыми;
7.Умение употреблять деепричастные обороты в речи;
8.Умение составлять связный текст, используя опорные слова (Б,В);
2.Развивающие:
Развивать:
1.Устную и письменную речь;
2.Навыки использования деепричастий и деепричастных оборотов в связных текстах.
3.Воспитывающие:
Формировать:
1.Бережное отношение к природе;
2.Чуткое отношение к родному языку, к слову писателей, к своей речи и речи окружающих;
3.Ответственность за будущее;
4.Стремление к борьбе с равнодушием.
Этап урока
Содержание этапа урока
Форма работы
Контроль
1.Целеполагание
Определение задач урока, сначала – обязательных для всех учащихся,
затем – для уровней Б и В.
2.Фронтальный
опрос учащихся
1.От слов какой части речи образуются деепричастия?
2.Что обозначает деепричастие?
3.Признаки каких частей речи оно сочетает в себе?
4.Как оно изменяется?
5.Каким членом предложения может быть?
6.Какую часть речи обычно распространяет в предложении?
7.Чем отличается по морфемному составу от причастий?
8.Где в предложении может находиться деепричастный оборот?
9.Какую пунктограмму знаете о знаках препинания при одиночном
деепричастии и деепричастном обороте?
10.Чем отличаются деепричастия от причастий?
3.Закрепление и
обобщение
изученного
материала.
1.Объяснительный выборочный диктант.
Объяснить правописание слов с «не». Записать в тетрадь только
словосочетания, включая слова с «не».
Тебе (не) достает силы воли. Лестница(не) достает до окна.(Не)
взлюбив собачонку, барыня велела выгнать ее со двора. Комиссия
обнаружила абсолютно (не) проверенные факты. (Не) развязав мешок,
(не) узнаешь, что в нем. (Не) зная броду, (не) суйся в воду. Давши
слово – держись, (не) давши крепись.
Общеклассная.
Учащиеся
записывают только
словосочетания,
включая слова с
«не». Устно
объясняют
правописание слов
Самоконтроль
2.Графический диктант.
Начертить схемы предложений.
1.Вьется речка небольшая, средь полей и рощ петляя. (Ю.Вронский).
2.Под голубыми небесами великолепными коврами, блестя на солнце,
снег лежит. (А.С. Пушкин).
3.Тишину вспугнув тревожную в чутко дремлющем бору, бродят лоси
осторожные, гложут горькую кору. (О. Высоцкая)
с «не».
Общеклассная
У доски чертят
схемы всех
вариантов.
1предложение –А.
2 предложение – Б
3 предложение - В
4.Самостоятельная
работа. (Текст на
экране. Рядом с
текстом рисунок)
Рядом с березой сделали автобусную остановку. Люди ожидая
транспорта вешали на дерево сумки. Сучки пообломались. Кто-то не
подумав о березе вбил в ствол дюжину гвоздей. Дерево умирало.
Люди ничего (не) замечая продолжали вешать на дерево сумки.
Человек в комбинезоне шел мимо. Увидев березу он остановился.
Приложил ухо к стволу мужчина послушал и ушел. Вернулся он с
топором. Огородив дерево частоколом человек повесил табличку, на
которой написал слова, призывающие беречь природу.
1.Выписать из текста предложения с деепричастными оборотами,
расставить знаки препинания.
2.Подчеркнуть деепричастные обороты как члены предложения.
3.выделить суффиксы деепричастий, определить вид.
Б.4.Последнее предложение разобрать по членам предложения.
В.4.Что написал мужчина на табличке? Дополнить текст.
Написать 2-3 предложения, включив в них деепричастные обороты.
Общеклассная
!,2,3 задания
Групповая
Задание 4:
Б – на доске
В- проверяется
устно
Взаимоконтроль
Учитель
Самоконтроль
5.Комплексное
применение знаний.
Каждому ученику
А
Употребление в речи деепричастий и деепричастных оборотов.
Списать текст, вставляя на месте пропусков подходящие по смыслу
Групповая.
Текст записан на
карточках.
Самоконтроль
выставляется оценка
за выполненную
работу.
деепричастия и деепричастные обороты. Расставить знаки
препинания.
У спящего льва по телу пробежала мышь. Лев проснулся схватил ее
и приготовился есть. Мышь умоляла отпустить ее ------ ,что отплатит
добром за свое спасение. Лев ----- отпустил ее. Но случилось так, что
мышь и в самом деле отблагодарила льва --------. Попался лев
охотникам и они привязали его веревкой к дереву. А мышь -------
тотчас прибежала перегрызла веревку и освободила его.
Слова для справок: промолвив, подождав, подумав, уверяя,
расхохотавшись, спасши ему жизнь, заслышав его стоны.
Б
Употребление деепричастных оборотов в речи.
Составить предложения на тему «На классном собрании».
Использовать, где необходимо, деепричастные обороты, например,
такие: медленно и четко произнося слова, удовлетворенно улыбаясь,
подперев голову рукой, чуть наклонив голову влево, торопясь листая,
залившись румянцем.
В
Конструирование предложений с деепричастными оборотами.
Заменить деепричастием сначала первый глагол, потом второй.
Записать предложения, расставив знаки препинания.
Белочка распушила хвост и прыгала по веткам. Снег падал на
землю и покрывал ее пушистым ковром. Фонарь мигал и тускло
освещал улицу.
Учащиеся читают
выполненное
задание и
объясняют знаки
препинания
Текст в
«Дидактическом
материале по
русскому языку» 7
класс.
.
Учитель проверяет
работу дома
Учитель проверяет
работу дома
6.Обобщение,выводы 1.Что хорошо усвоено вами по теме «Деепричастие»?
Рефлексия
2.При выполнении каких заданий вы встречаете трудности?
7.Домашнее задание
Приготовить сообщения на темы:
1.Отличие деепричастий от причастий. (Примеры).
2.Отличие деепричастных оборотов от причастных оборотов
(Примеры).
3.Что общего у деепричастий и причастий?
Задание по выбору:
А
Списывание с грамматическим заданием. Упр.216, стр.90
Б
Составление таблицы «Слитное и раздельное написание «не» с
глаголами и с его особыми формами». Упр.217, стр.91
В
Выборочное списывание. Прислушайтесь к речи своих товарищей на
перемене, после уроков. Употребляют ли они причастные и
деепричастные обороты для разговорной речи? Докажите, что в
книжной, письменной речи они встречаются часто. (Используйте
учебник по литературе). Выписать 10-12 предложений.