Напоминание

Урок по русскому языку "Обобщение и систематизация материала по теме "Деепричастие"


Автор: Давыдова Марина Михайловна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: моу сш р.п.Сурское
Населённый пункт: Ульяновская область рп.Сурское
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Урок по русскому языку "Обобщение и систематизация материала по теме "Деепричастие"
Раздел: среднее образование





Назад




Тема урока: Обобщение и систематизация материала по теме «Деепричастие»

Тип урока: урок закрепления знаний, умений и навыков.

Класс: 7.

Задачи урока:

1.Обучающие:

Обобщить и систематизировать:

1.Знание теоретического материала по теме «Деепричастие»;

2.Знание теоретического материала о том, что неуместное нагромождение деепричастных оборотов и деепричастий – стилистический

недочет текста (Б,В);

3.Знание материала о том, что уместное, целенаправленное скопление деепричастных оборотов и деепричастий – прием, повышающий

выразительность (Б,В);

4.Умение находить деепричастия и деепричастные обороты в речи, отличать их от личных форм глагола и причастий;

5.Умение чертить схемы предложений с деепричастными оборотами;

6.Умение выделять одиночные деепричастия и деепричастные обороты запятыми;

7.Умение употреблять деепричастные обороты в речи;

8.Умение составлять связный текст, используя опорные слова (Б,В);

2.Развивающие:

Развивать:

1.Устную и письменную речь;

2.Навыки использования деепричастий и деепричастных оборотов в связных текстах.

3.Воспитывающие:

Формировать:

1.Бережное отношение к природе;

2.Чуткое отношение к родному языку, к слову писателей, к своей речи и речи окружающих;

3.Ответственность за будущее;

4.Стремление к борьбе с равнодушием.

Этап урока

Содержание этапа урока

Форма работы

Контроль

1.Целеполагание

Определение задач урока, сначала – обязательных для всех учащихся,

затем – для уровней Б и В.

2.Фронтальный

опрос учащихся

1.От слов какой части речи образуются деепричастия?

2.Что обозначает деепричастие?

3.Признаки каких частей речи оно сочетает в себе?

4.Как оно изменяется?

5.Каким членом предложения может быть?

6.Какую часть речи обычно распространяет в предложении?

7.Чем отличается по морфемному составу от причастий?

8.Где в предложении может находиться деепричастный оборот?

9.Какую пунктограмму знаете о знаках препинания при одиночном

деепричастии и деепричастном обороте?

10.Чем отличаются деепричастия от причастий?

3.Закрепление и

обобщение

изученного

материала.

1.Объяснительный выборочный диктант.

Объяснить правописание слов с «не». Записать в тетрадь только

словосочетания, включая слова с «не».

Тебе (не) достает силы воли. Лестница(не) достает до окна.(Не)

взлюбив собачонку, барыня велела выгнать ее со двора. Комиссия

обнаружила абсолютно (не) проверенные факты. (Не) развязав мешок,

(не) узнаешь, что в нем. (Не) зная броду, (не) суйся в воду. Давши

слово – держись, (не) давши крепись.

Общеклассная.

Учащиеся

записывают только

словосочетания,

включая слова с

«не». Устно

объясняют

правописание слов

Самоконтроль

2.Графический диктант.

Начертить схемы предложений.

1.Вьется речка небольшая, средь полей и рощ петляя. (Ю.Вронский).

2.Под голубыми небесами великолепными коврами, блестя на солнце,

снег лежит. (А.С. Пушкин).

3.Тишину вспугнув тревожную в чутко дремлющем бору, бродят лоси

осторожные, гложут горькую кору. (О. Высоцкая)

с «не».

Общеклассная

У доски чертят

схемы всех

вариантов.

1предложение –А.

2 предложение – Б

3 предложение - В

4.Самостоятельная

работа. (Текст на

экране. Рядом с

текстом рисунок)

Рядом с березой сделали автобусную остановку. Люди ожидая

транспорта вешали на дерево сумки. Сучки пообломались. Кто-то не

подумав о березе вбил в ствол дюжину гвоздей. Дерево умирало.

Люди ничего (не) замечая продолжали вешать на дерево сумки.

Человек в комбинезоне шел мимо. Увидев березу он остановился.

Приложил ухо к стволу мужчина послушал и ушел. Вернулся он с

топором. Огородив дерево частоколом человек повесил табличку, на

которой написал слова, призывающие беречь природу.

1.Выписать из текста предложения с деепричастными оборотами,

расставить знаки препинания.

2.Подчеркнуть деепричастные обороты как члены предложения.

3.выделить суффиксы деепричастий, определить вид.

Б.4.Последнее предложение разобрать по членам предложения.

В.4.Что написал мужчина на табличке? Дополнить текст.

Написать 2-3 предложения, включив в них деепричастные обороты.

Общеклассная

!,2,3 задания

Групповая

Задание 4:

Б – на доске

В- проверяется

устно

Взаимоконтроль

Учитель

Самоконтроль

5.Комплексное

применение знаний.

Каждому ученику

А

Употребление в речи деепричастий и деепричастных оборотов.

Списать текст, вставляя на месте пропусков подходящие по смыслу

Групповая.

Текст записан на

карточках.

Самоконтроль

выставляется оценка

за выполненную

работу.

деепричастия и деепричастные обороты. Расставить знаки

препинания.

У спящего льва по телу пробежала мышь. Лев проснулся схватил ее

и приготовился есть. Мышь умоляла отпустить ее ------ ,что отплатит

добром за свое спасение. Лев ----- отпустил ее. Но случилось так, что

мышь и в самом деле отблагодарила льва --------. Попался лев

охотникам и они привязали его веревкой к дереву. А мышь -------

тотчас прибежала перегрызла веревку и освободила его.

Слова для справок: промолвив, подождав, подумав, уверяя,

расхохотавшись, спасши ему жизнь, заслышав его стоны.

Б

Употребление деепричастных оборотов в речи.

Составить предложения на тему «На классном собрании».

Использовать, где необходимо, деепричастные обороты, например,

такие: медленно и четко произнося слова, удовлетворенно улыбаясь,

подперев голову рукой, чуть наклонив голову влево, торопясь листая,

залившись румянцем.

В

Конструирование предложений с деепричастными оборотами.

Заменить деепричастием сначала первый глагол, потом второй.

Записать предложения, расставив знаки препинания.

Белочка распушила хвост и прыгала по веткам. Снег падал на

землю и покрывал ее пушистым ковром. Фонарь мигал и тускло

освещал улицу.

Учащиеся читают

выполненное

задание и

объясняют знаки

препинания

Текст в

«Дидактическом

материале по

русскому языку» 7

класс.

.

Учитель проверяет

работу дома

Учитель проверяет

работу дома

6.Обобщение,выводы 1.Что хорошо усвоено вами по теме «Деепричастие»?

Рефлексия

2.При выполнении каких заданий вы встречаете трудности?

7.Домашнее задание

Приготовить сообщения на темы:

1.Отличие деепричастий от причастий. (Примеры).

2.Отличие деепричастных оборотов от причастных оборотов

(Примеры).

3.Что общего у деепричастий и причастий?

Задание по выбору:

А

Списывание с грамматическим заданием. Упр.216, стр.90

Б

Составление таблицы «Слитное и раздельное написание «не» с

глаголами и с его особыми формами». Упр.217, стр.91

В

Выборочное списывание. Прислушайтесь к речи своих товарищей на

перемене, после уроков. Употребляют ли они причастные и

деепричастные обороты для разговорной речи? Докажите, что в

книжной, письменной речи они встречаются часто. (Используйте

учебник по литературе). Выписать 10-12 предложений.



В раздел образования