Напоминание

Программа кружка Зеленый огонек"


Автор: Кобылинская Светлана Алексеевна
Должность: МБДОУ Детский сад 21 воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад 21
Населённый пункт: город Белово, пгт Инской
Наименование материала: учебная программа
Тема: Программа кружка Зеленый огонек"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №21 «Сказка» города Белово комбинированного вида »

«Зеленый огонек»

программа кружка для детей старшей группы

.

2011

Утверждаю

Заведующая МДОУ

«Детский сад №21

____________ И.В. Бедарева

«____» __________ 20____г.

Рассмотрено

на педагогическом совете

протокол №_________

председатель педагогического

совета

___________ И.В. Бедарева

От «__» _________2020___г.

Обсуждена

на заседании методического

объединения

протокол №__

От «__» __2020г.

___________

Составитель Кобылинская, С.А., воспитатель высшей категории

Рецензент_____________________________

Предложенная программа – попытка показать на практике систему

деятельности воспитателя по обучению дошкольников основным правилам

движения и воспитания у них привычек и поведения умелых и осторожных

пешеходов.

Программа

предназначена

для

воспитателей

детских

садов.

Предлагаемые материалы призваны помочь при организации и проведении

занятий по формированию у детей навыков безопасного поведения в

дорожной среде.

Содержание

Пояснительная записка

Тематический план

Содержание программы

Ключевые слова

Список литературы

4

9

10

14

15

Пояснительная записка

С каждым годом все интенсивнее становится дорожное движение. В

числе

проблем,

порожденных

повышенным

ростом

автомобилизации

населения, на первом месте стоит аварийность и дорожно-транспортный

травматизм.

Зачастую

виновниками

дорожно-транспортных

происшествий

являются

дети,

которые

играют

вблизи

дорог,

переходят

улицу

в

неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и

выходят из них. Поэтому обучению детей правилам дорожного движения

необходимо уделять особое внимание.

Дети – самая уязвимая категория участников дорожного движения.

Максимально защитить их от возможной беды – обязанность родителей и

воспитателей. Поэтому обучение безопасному поведению на улице нужно

проводить уже в младшем возрасте. При этом педагог должен четко знать все

особенности воспитания дорожной грамотности у дошкольников.

Дети дошкольного возраста – это особая категория пешеходов и

пассажиров.

Организм ребенка находится в состоянии роста и развития, и не все

психические функции, необходимые для адаптации в окружающем мире,

полностью сформированы. Дети, в силу своего возраста очень возбудимы,

динамичны и в то же время рассеяны, не умеют предвидеть опасность,

правильно оценить расстояние до приближающегося автомобиля, соотнести

его скорость и свои возможности.

Анализ

существующих программ обучения детей

дошкольного

возраста с правилами дорожного движения показал, что они являются

составной частью общей программы воспитания детей. Все занятия по

обучению правилам дорожного движения напоминают школьную модель

обучения, а игра, как основной вид деятельности дошкольного возраста

теряет

свою

значимость

и

важность.

Отказ

от

главного

принципа

дошкольной педагогики – обучение в процессе игры ведет к потере

устойчивого

интереса

к

занятиям,

инициативы,

любознательности

и

самостоятельности дошкольников. Данные анализа свидетельствуют о

необходимости разработки и внедрения системы занятий, которая сделает

обучение дошкольников правилам дорожного движения более интересным,

позволит реализовать принцип обучения в игре и поднимет уровень знаний

детьми правил дорожного движения.

Данная программа разработана в силу особой актуальности проблемы

обеспечения безопасности дошкольников на дорогах и улицах города.

Предложенная программа – попытка показать на практике систему

деятельности воспитателя по обучению дошкольников основным правилам

движения и воспитания у них привычек и поведения умелых и осторожных

пешеходов.

Программа

реализуется

в

рамках

изучения

программы

по

ознакомлению дошкольников с окружающим миром и программы «Основы

безопасности детей дошкольного возраста» (под редакцией Н.Н.Авдеевой,

О.Л.Князевой, Р.Б.Стеркиной).

На

основе

программы

разработан

тематический

план

с

использованием разнообразных методов и форм ознакомления дошкольников

с Правилами дорожного движения. Работа по обучению Правилам дорожного

движения

проводится

по

подгруппам

и

индивидуально.

В

совершенствовании

и

закреплении

знаний

особая

роль

отводится

организации

игровой

деятельности

детей,

в

которой

формируются

пространственная ориентация дошкольников и их умение применять эти

знания на практике.

Обучение дошкольников Правилам движения осуществляется в

системе. Занятия, прогулки, экскурсии, наблюдения проводятся с учетом

возраста детей и окружающих условий.

Программа рассчитана на 1 года обучения и включает проведение

занятий в старшей группе. Занятия проводятся один раз в неделю.

Продолжительность каждого занятия 25 -30 минут.

При планировании занятий учитывается:

1. Последовательность - любая ступень в обучении ребенка правилам

дорожного движения опирается на уже усвоенное в предыдущее.

2.Обучение в процессе игры, как главного принципа дошкольной

педагогики.

3.Принцип учета возрастных особенностей. Занятия, игры, экскурсии и

наблюдения важно проводить с учетом возраста и окружающих

условий.

4.

Принцип наглядности – дети должны сами все увидеть, услышать,

потрогать и тем самым реализовать стремление к познанию.

Цели программы:

Формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения на

улице города.

Задачи программы:

1.Учить

детей

практическим

навыкам

поведения

в

различных

ситуациях городского движения через систему обучающих занятий,

игр, тренингов.

2.Познакомить детей с некоторыми правилами дорожного движения;

учить уважать и соблюдать дорожные правила – основу безопасности

на дорогах.

3.Развивать психические качества ребенка: восприятие, внимание,

память, речь, мышление, воображение.

4.Воспитывать культуру поведения на дороге и в транспорте.

Основные методы и приемы проведения занятий:

1.

Моделирование опасных и безопасных дорожных ситуаций.

2.

Интерактивный опрос.

3.

Коллективная деятельность детей по изучению, осмыслению и

осознанию правил дорожного движения, опасности и безопасности в

дорожной среде.

4.Самостоятельная работа по рисованию, конструированию,

формирующая и развивающая познавательные процессы детей.

5. Сюжетно-ролевые и дидактические игры.

Ожидаемый результат реализации программы:

1. Дети, имеющие закреплённые навыки поведения в различных

ситуациях городского.

2. Дети знакомые с некоторыми правилами дорожного движения,

соблюдающие их в повседневной жизни.

3.У ребенка развито восприятие, внимание, память, речь, мышление,

воображение, согласно своему возрасту.

4. Дети -дошкольники с формированной культурой поведения на

дороге и в транспорте и правил дорожной грамотности как составной части

общей культуры ребенка.

Критерии проводимых занятий

знать:

2.

Дорожные знаки.

3.

Сигналы светофора.

4.

Виды транспорта.

5.

Причины ДТП.

6.

Правила движения на велосипеде.

7.

Правила движения по дороге.

уметь :

1.

Ориентироваться в дорожных ситуациях.

2.

Оценивать свое поведение на дороге.

3.

Объяснить товарищу правила поведения на дороге.

Тематический план

Кол-во

зан-й

Раздел

Примечание

Прак

т.

Теоре

1

Раздел 1. Наш друг светофор

1.1«Как появился светофор?»

1.2 Целевая прогулка к проезжей части

«Два братца».

1.3

Сочинение сказки «Приключение

Светофорчика»

1.4 В мастерской Светофорчика.

1.5 Игра-соревнование «Светофорные

науки»

4

1

Моделирование

ситуаций,

самостоятельная работа

по

рисованию,

конструированию.

2

Раздел 2. «Дорожные знаки»

2.1 Когда и как появились дорожные

знаки.

2.2

Пешеходный переход ( экскурсия).

2.3 Как разговаривает улица.

2.4. Что было, если исчезли дорожные

знаки?

2.5« Для чего нужно знать дорожные

знаки».

2.6

Игровая

деятельность

«Перекресток»

2.7 Работа в мастерской Самоделкина

2.8Итоговое развлечение. Путешествие

в страну дорожных знаков

6

2

Моделирование опасных

и безопасных ситуаций.

Интерактивный опрос.

Сюжетно-ролевые

и

дидактические игры.

3

Раздел 3. Транспорт и пассажиры

3.1 Какой он - автомобиль?

3.2 Машины едут на помощь

3.3 Оформление альбома о транспорте.

3.4 Где появился первый велосипед?

3.5

Быть

примерным

пассажиром

разрешается.

3.6

Это

каждый

должен

знать

обязательно на «5».

3.7 Давайте жить дружно

3.8 Нелегко быть пассажиром

3.9

Что

бывает,

если

мы

не

внимательны

8

2

Коллективная

деятельность детей по

изучению, осмыслению

и

осознанию

правил

дорожного

движения,

опасности

и

безопасности

в

дорожной среде.

Моделирование

опасных и безопасных

дорожных ситуаций

3.10 Итоговое развлечение. «Это я, это

я, это все мои друзья»

Всего занятий : 23

18

5

Содержание программы

Раздел1. Наш друг светофор

1. «Как появился светофор?»

История рождения светофора. Какие они первые светофоры? Где их

устанавливали? Перекресток.

2. Целевая прогулка к проезжей части «Два братца».

Закрепление

названий

проезжая

часть,

тротуар,

светофор

для

пешехода, светофор для транспорта.

3.Сочинение сказки «Приключение Светофорчика»

Устройство

светофора.

Назначение.

Почему

выбраны

зеленый,

красный, желтый цвета для сигналов светофора.

4. В мастерской Светофорчика.

Дорожные знаки. Светофор. Пешеходный переход.

5. Игра-соревнование «Светофорные науки»

Дорожные знаки «Пешеходный переход», «Подземный переход»,

«наземный переход». Виды светофоров. Виды транспорта.

Раздел 2.

1. Когда и как появились дорожные знаки.

История возникновения дорожных знаков. Знакомство с дорожными

знаками, находящимися на нашей улице.

2. Пешеходный переход ( экскурсия).

Правила

пешехода.

Дорожные

знаки:

«Пешеходный

переход»,

«Подземный переход», «Наземный переход», «понятие «знак двустороннее

движение».

3. Как разговаривает улица.

Предупреждающие

знаки:

«Пешеходный

переход»,

«Дети»,

«Двустороннее движение», «Дорожные работы».

4. Что было, если исчезли дорожные знаки?

Запрещающие знаки- «Движение пешеходов запрещено», «Движение

на велосипедах запрещено», «Въезд запрещен»

5.

« Для чего нужно знать дорожные знаки».

Назначение дорожных знаков. Правила поведения на улицах города.

Закрепление дорожных знаков. Решение проблемной ситуации.

6. Игровая деятельность «Перекресток».

Виды перекрестков. Дорожные знаки «Светофор», «Пешеходный

переход». Правила пересечения регулируемого перекрестка.

7. Работа в мастерской Самоделкина.

Создание необычного дорожного знака.

8. Итоговое развлечение. Путешествие в страну дорожных знаков.

Дорожные

знаки.

Светофор.

Транспорт.

Правила

дорожного

движения.

Раздел 3. Транспорт и пассажиры

1. Какой он - автомобиль?

Виды транспорта. Сходства и различия. Опасность перехода перед

близко идущим транспортом.

2. Машины едут на помощь

Транспорт специального назначения: «Скорая помощь», «Милиция»,

«Пожарная». Телефонные номера служб.

3 Оформление альбома о транспорте.

История

возникновения

транспорта.

Виды

пассажирского

транспорта: автобус, трамвай, маршрутное такси, троллейбус. Грузовой

транспорт, специальный транспорт.

4 Где появился первый велосипед?

История создания велосипеда. Правила безопасности велосипедиста.

5 Быть примерным пассажиром разрешается.

Правила поведения пассажира при посадке, поездке и выхода из

транспорта. Дорожный знак «Место стоянки автобуса».

6. Это каждый должен знать обязательно на «5».

Виды транспорта. Правила безопасности велосипедиста. Правила

поведения в легковом и пассажирском транспорте.

7. Давайте жить дружно

Разные виды транспорта. Понятия: «улица», «тротуар», «проезжая

часть»

8

. «Нелегко быть пассажиром»

Правила поведения для пассажиров. Понятия «улица», «дорога»,

«транспорт», « сигнал светофора», «пешеходный переход».

9.Что бывает, если мы не внимательны

Разговор о ДТП. Учить избегать опасные ситуации во время проезда

на транспорте и прогулке по улице города.

10 Итоговое развлечение. «Это я, это я, это все мои друзья»

Сигналы светофора. Пешеходный переход. Проезжая часть. Тротуар.

Правила дорожного движения. Ориентировка в пространстве. Где

можно, где нельзя играть.

Ключевые слова

Водитель

Дорожная разметка

Дорожные знаки

Инспектор ГИБДД

Маршрут

Остановка

Пассажир

Перекресток

Переход

Пешеход

Правила дорожного движения

Проезжая часть

Регулировщик

Светофор

Сигналы регулировщика

Транспорт

Улица

Список литературы

Аведеева ,Н.Н. Безопасность на улицах [Текст]/ Н.Н. Аведеева - М.:

АСТ -ЛТД, 1997, -с.136

Безопасность на дорогах. 1 класс. Рабочая тетрадь. 2 части [Текст]/

Эпосс-класс ,2006 , -с. 26 Семеренко ,И.Г. Веселая школа вежливых наук

[Текст]/И.Г. Семеренко- М.: ТЦ Сфера, 2003,- с.89

Белая,К.Ю, Зимонина,В.Н. Кондрыкинская,Л.А и др. Как обеспечить

безопасность дошкольников. Конспекты занятий по основам безопасности

детей

дошк.

Возраста[Текст]

/

К.Ю.Белая,

В.Н.

Зимонина,

Л.А.

Кондрыкинская

и

др.

-

Кн.

для

воспитателей

дет

сада/

-4-е

изд.

М.:просвещение, 2004,- с.131

Извекова, Н.А. , Медведева, А.Ф. Правила дорожного движения для

детей дошкольного возраста[Текст] / Н.А. Извекова, А.Ф. Медведева.: Под

ред. Е.А. Романовой.-М:ТЦ Сфера,2005. –с. 88

Клочанов ,Н.И. Дорога, ребенок, безопасность. Метод. пособие по

правилам дорожного поведения для воспитателей, учителей начальной

школы[Текст]/ Н.И. Клочанов - Ростов н/Д: Феникс, 2004, -с. 79

Ковалько, В.И. Игровой модульный курс по ПДД или школьник вышел

на улицу: 1-4 Классы[Текст] / В.И.Ковалько -М.:ВАКО, 2004,- с. 89

Коган, М.С. Правила дорожные знать каждому положено М.С. Коган.

Сиб. универ. изд-во, 2006 .- с.67

Кузнецова,

Л.М.

Здоровьесберегающие

технологии

в

системе

развивающего обучения [Текст]/Л.М. Кузнецова- М. Пр., 2006, - с.113

Леонтьев, А.М. Деятельность, сознание, личность[Текст]/ А.М.

Леонтьев -М.,1975 – с. 208

Николаева, С.О. Занятия по культуре поведения с дошкольниками и

младшими школьниками: Литературный и музыкально - игровой материал:

учебно-метод. пособие[Текст]/С.О. Николаева -М.: ВЛАДОС, 2005. - с.91

Степаненкова ,Э.Я., Филенко, М.Ф. Дошкольникам о правилах

дорожного

движения.

Пособие

для

воспитателя

дет.

Сада

[Текст]/

Э.Я.Степаненко, М.Ф. Филенко Изд. 2-е, испр. и доп. М.,"\Пр., 1978.- с. 89



В раздел образования