Напоминание

"Игра как средство формирования экологических знаний у дошкольников"


Автор: Кутазова Татьяна Владимировна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: Нижний Новгород
Наименование материала: Статья
Тема: "Игра как средство формирования экологических знаний у дошкольников"
Раздел: начальное образование





Назад




Игра в экологическом образовании

дошкольников

В условиях, когда увеличивается число регионов

экологического

неблагополучия,

проблема

воспитания

экологической

культуры

у

подрастающего поколения, да и всего населения,

становится

особенно

актуальной.

И начинать экологическое воспитание надо с

раннего дошкольного возраста, так как в это время приобретенные знания

могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения

детский сад - это одно из первых звеньев, где закладываются основы

экологической культуры. Большое наследие в области воспитания детей

окружающей средой оставил нам выдающийся педагог В.А. Сухомлинский.

По его мнению, природа лежит в основе детского мышления, чувств и

творчества. Отношение детей к объектам природы известный педагог тесно

связывал с тем, что природа - это наш родной край, земля, которая нас

вырастила и кормит, земля, преобразованная нашим трудом.

Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре -

важнейшему виду деятельности. Она является эффективным средством

формирования личности дошкольника, его морально - волевых качеств, в

игре реализуются потребность воздействия на мир. Игра развивает и радует

ребёнка, делает его счастливым. В игре ребёнок совершает первые открытия,

переживает минуты вдохновения. В игре развивается его воображение,

фантазия,

а,

следовательно,

создаётся

почва

для

формирования

инициативной, пытливой личности.

Существуют разные виды игр, характерных для детского возраста и

включённых в процесс экологического образования детей. Это подвижные

игры (игры с правилами), дидактические игры, игры - драматизации,

конструктивные игры, игровые обучающие ситуации.

Экологические игры можно условно разделить на несколько видов:

1. Ролевые экологические игры (творческие игры).

Они основаны на моделировании социального содержания экологической

деятельности. Сюжетно – ролевая игра с природным содержанием может

быть развёрнута на основе различных событий жизни - посещение цирка,

поездки во время отпуска родителей на юг или в деревню, знакомства с

колхозной

фермой,

экскурсия

на

луг,

в

лес,

поле,

теплицу,

сельскохозяйственную выставку (или рассказать о ней, демонстрируя рассказ

иллюстрациями), ипподром и так далее.

Чтобы детям было интересно играть в игры, надо создать необходимую

ситуацию например, «Цыплёнок заблудился». Дети находят маленького,

жёлтого цыплёнка (игрушку), который плачет и говорит, что он потерялся.

Дети выясняют, как он заблудился. Кто его мама, помогают ему перейти

через дорогу, кормят его или предлагают поселиться у них и создают

необходимые для него условия.

По пути можно петь песенки, читать потешки или стихи.

Играя в игру «Семья» можно создать сложную ситуацию, направленную на

знание того, как варить суп, из каких овощей, как их нужно мыть, где их

лучше выращивать и так далее.

В игре «Поездка в лес», можно решить несколько задач: формирование

знаний о том, что растёт в лесу и кто живёт, правила поведения в лесу, а

также безопасность в лесу (не рвать незнакомые травы, цвет, грибы, не брать

на руки животных и так далее, не уходить от взрослых).

2. Имитационные экологические игры.

Данные игры основаны на моделировании экологической деятельности.

Так, игра «Экосистема водоём» позволяет проследить роль каждого

компонента этой системы, смоделировать последствия антропогенного

воздействия на биоценозы, а игра «Экологическая пирамидка» помогает

показать пищевые цепи (ребёнок наглядно видит, что нарушение одного

звена в пищевой цепочке ведёт к гибели остальных).

Например, рыбы. Высохнут речки, моря – погибнет рыба. Если не будет

света и тепла, воды погибнут растения и животные. Не будет насекомых, то

погибнут птицы так далее.

3. Соревновательные экологические игры.

Такие игры стимулируют активность их участников в приобретении и

демонстрации биологических знаний, навыков и умений. К ним относятся:

конкурс – аукцион, конкурс – марафон, КВН, экологическая викторина,

«Поле чудес» и так далее.

Это игры, в которых дети демонстрируют свои знания. Логически мыслят,

быстро

принимают

решения.

А

также

и

выполняют

практическую

деятельность.

Например,

в

игре

КВН

дети

отвечают

на

поставленные

вопросы,

зарисовывают

ответы,

решают

проблемные

задачи,

поют,

танцуют,

выполняют трудовую деятельность. На протяжении всей игры наблюдается

активная работа детей, дети помогают друг другу, а главное – это учатся

правильно относиться к окружающему миру, для чего человек пришёл в этот

мир? Не только быть пользователем и потребителем природы, а быть

созидателем и принимать участие в сохранении и сбережении богатства

природы.

4. Игры – путешествия.

Широко применяются в практике данные игры, в которых дети с помощью

технических средств обучения попадают в пустыню, на север, на дно океана

или моря, на солнечную планету и так далее. Данные игры также

способствуют

расширению

знаний

о

мире,

правильно

относиться

к

предметам

окружения

и

стремление

больше

узнать.

Способствуют

экологическому воспитанию: не загрязнять воздух, моря и океаны, беречь

животных и создавать им природные условия места их обитания.

5. Дидактические игры.

В настоящее время, как и в прошлом, дидактической игре придается большое

значение. Имеется её явное эффективное воздействие на интеллект, на

формирование

экологической

культуры

подрастающего

ребенка,

что

подтверждает опыт многолетней практики работы с детьми не только в

работе известных педагогов, но и в работе педагогов-воспитателей вообще.

Эти игры носят разнообразный характер: речевые игры, развивающие,

математические. Например, «Кто где живёт?». Дети должны правильно по

среде обитания определить место нахождения животных, птиц и дать

сопроводить свой ответ аргументами. Лиса живёт в лесу, она роет для себя

нору, она не впадает в спячку, так как меняет шубку (шерсть становится

более тёплой и густой), сама достаёт корм, она санитар леса (уничтожает

мышей, больных животных).

Дети также классифицируют птиц, животных, цветы, растения по заданному

признаку. Различные настольно – печатные и развивающие игры позволяю не

только узнавать по внешнему признаку, но и знакомиться с местом обитания,

дети учатся правильно относиться к природному окружению.

6. Игры с природным материалом.

Детям очень нравятся такие игры, в которых напрямую связаны с природой.

Они сами заготавливают материал, не причиняя вреда природе, учатся

применять его на практике. Также дети любят играть с песком, водой, они

определяют свойства, качества материала, проводят опыты.

В процессе игровой деятельности у детей формируется умение осознать себя

частью мира, формируются представления детей о явлениях и объектах

неживой природы как факторах экологического благополучия. Воспитатель с

детьми обобщают знания природоохранного характера. У всех людей, какой

бы они не были национальности, в какой стране они не жили у них одна

забота – сохранить нашу планету для дальнейшей жизни. Каждый человек

должен знать правила здорового образа жизни и выполнять их. Знания о

природном окружении нам необходимы для того, чтобы ей не мешать, но и

уметь оберегать и поддерживать.

Огромное значение имеет правильный выбор педагогических технологий

сопровождения процесса присвоения детьми экологической субкультуры

детства. Как показывает опыт, ни лозунги, ни самые хорошие книги и

фильмы

недостаточны

для

формирования

активного

экологического

сознания. Оно формируется в процессе деятельности. Сегодня приоритет

должен отдаваться технологии экологического образования, в которой

человек выступает как субъект экологического отношения.



В раздел образования