Напоминание

«Подготовка учащихся-вокалистов к выступлению на сцене»


Автор: Роза Саубановна Фатыхова
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО
Населённый пункт: г. Лаишево, республика Татарстан
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: «Подготовка учащихся-вокалистов к выступлению на сцене»
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования детей

«Детская школа искусств»

Методическая разработка

«Подготовка учащихся-вокалистов к выступлению на

сцене»

Преподаватель

I квалификционной категории

Фатыхова Р.С.

Лаишево, 2020

Введение.

Поводом для написания этого реферата, стало то, что человек молодого

возраста (с 8 до 18 лет), выходящий на сцену для выступления с вокальным

номером испытывает множество комплексов, попробуем в этом разобраться

и дать некоторые рекомендации по их преодолению. Неподготовленный

вокально, психически и физически, он начинает испытывать боязнь к сцене и

выступлениям. Мне,как члену жюри многих районных вокальных конкурсов

и фестивалей, приходиться наблюдать и слышать «сырое» выступление,

приготовленное накануне, это и фальшивое пение, поверхностное дыхание,

нечеткое произношение - итог - «заваленная» песня. Певец не может донести

характер произведения.не представляет} о чем он поет ... А комплекс

«лишних» рук, когда певец не знает куда их деть, топтание на месте,

сутулость, когда вся грудная клетка «сжата В гармошку», это все то, что

мешает, когда наоборот должно помогать. Перед выходом на сцену певец

должен знать азы вокала, ритмики, должен научиться пользоваться

микрофоном, умением владения внимание зала, и тогда ему будет

психологически гораздо комфортней на сцене не только как вокалисту, но и

как артисту. Попробуем в этом детально разобраться.

Основная часть.

И так, что же такое вокал или пение ... Пение основное средство

музыкального воспитания. Оно наиболее близко и доступно детям. Дети

любят петь. Исполняя песни, они глубже воспринимают музыку, активно

выражают свои переживания и чувства. Текст песни помогает им понять

содержание музыки и облегчает усвоение мелодии. В процессе пения у детей

развиваются музыкальные способности, музыкальный слух, память, чувств

ритма. На что же обратить внимание в начале обучения детей пению:

1. Вокальные установки.

2. Звукообразование.

3. Дикция.

4. Дыхание.

5. Чистота интонации.

6. Стройное пение (если это ансамбль).

7. Дополнительные движения корпуса тела,

рук, ног, головы при распевке и вокальных

упражнениях (для снятия зажатости).

Обучение пению проводится по строго обдуманному плану, на принципах

основных положений дидактики:

1. Принцип воспитывающего обучения.

2. Принцип доступности.

3. Принцип постепенности, последовательности и систематичности.

4. Принцип наглядности.

5. Принцип сознательности.

6. Принцип прочности.

7. Принцип индивидуального подхода обучении пению.

Существуют и приемы обучения пению:

1. Показ с пояснениями.

2. Игровой прием.

З. Вопросы к учащемуся.

4. Оценка качества исполнения

5. Умение обращаться с ТСО (магнитофоном, микрофоном, фонограммой).

От умелой работы педагога зависит, как пройдет начальная стадия

становления учащегося как певца. В это время особенно важна охрана

детского голоса. Начинающий певец должен быть ознакомлен со строением

голосового аппарата, резонаторами и способом дыхания, через наглядное

пособие (периодически). Ему важно объяснить, как беречь голос при

холодной погоде,о вреде крика, о правильном питании. А придерживаться

тесситуры, диапазона - это прерогатива педагога, главный принцип которого

- «Не навреди!» Сейчас вы имеете начальное представление: из чего же

складывается вокал, т.е., пение ...

Когда идет набор учащихся на класс вокала, стараюсь обращать внимание на:

• Врожденное диафрагмальное дыхание

• чистоту интонации, музыкальный слух.

• детей, любящих петь дома, в садике или в школе (развиты мимические

мышцы лица, они красивы, как говорят в народе «лицом вышел»).

• явно выраженные дефекты речи.

На начальной стадии обучения я стараюсь выравнить звучание гласных на

вокальных упражнениях. Уже, начиная с первых уроков, начинается и работа

над движениями и в упражнениях, и в песне. Это и плавные круговые

движения предплечья рук от груди, и в ритмические движения рук, согнутых

предплечьях вперед, назад, и энергичные движения под ритм в коленном

суставе, что позволяет вокалисту справиться с зажатием.

Первый этап работы:

В процессе разучивания песни, мы с учеником размечаем смысловые

акценты голос, дыхание, движения, которые доводятся до автоматизма,

динамические оттенки, дикция, работа над «верхними» нотами.

Второй этап:

• Пение с движениями в классе, перед своими друзьями, с дальнейшим

анализом .

• Написание фонограмм в привычной тональности, темпе, подбор стиля.

Третий этап:

Для начинающих - выступление перед учащимися школы.

Для достигших определенного результата - работа с фонограммой в классе, а

затем и на сцене. Вокалист должен «почувствовать» сцену, поэтому он

просто ходит по сцене и поет под аккомпанемент рояля или фонограмму

(минус) с выключенным микрофоном в руках.

Четвертый этап:

Для начинающих -выступление перед школьниками с использованием

микрофонов на стойках и с движениями.

Для старшеклассников - репетиции. Выход на сцену («Г» образно или по

диагонали и другой выход) во время проигрыша вступления песни. Подход к

микрофону на стойке, отработка разных ситуаций во время съема

микрофона. Пение с микрофоном, после окончания песни, закрепление

микрофона на стойке, поклон и уход.

Пятый этап.

Для начинающих - работа с радиомикрофоном

на сцене. Подбор одежды, обуви, прически для создания образа песни.

Для старшеклассников. При выходе на сцену вокалист должен помнить

о трех основополагающих факторах:

• Внешний вид, одежда,обувь, прическа,макияж, движения и жесты, походка,

тембр голоса, улыбка и настроение.

• Необходимо обладать умением заинтересовать публику, у певца д.б.

богатая внутренняя культура, харизма.

• Доброжелательное отношение к публике. Зритель должен чувствовать

уважение к нему и любовь. Здесь недопустима грубость, высокомерие. Надо

суметь «достучаться» до сердца каждого зрителя, донести ему то, о чем хотел

сказать песней.

• Установка визуального контакта.

• Обаяние.

• Абсолютная естественность.

• Умение справляться с волнением перед выходом на сцену, чтобы оно не

превратилось в фобию.

Заключение.

Вот пять этапов, который должен пройти учащийся до настоящего большого

выступления. Он психологически готов, но я должна его поддержать

напутствиями, найти такие слова, которые помогут ощутить уверенность в

себе и в силу своих возможностей. Я хочу сказать о своих принципах в

работе с детьми:

• Быть предельно тактичной .

• Никогда не поднимать на смех неудачные попытки придумать

самостоятельно детьми движений или спеть .

• Никогда не обманывать детей .

• Бороться со «звездной болезнью».

В своей работе я испытываю определенные трудности:

1. В ДШИ только в актовом зале есть аппаратура, просто усиливающая звук.

2. Нет своей студии звукозаписи и аранжировщика (поэтому фонограммы

приходится заказывать ) за счет родителей.

3. Одежда, в которой выступают дети, шьется родителями.

4. Нет транспорта для выездных концертов по району

Но преодолевая все проблемы, наши учащиеся - вокалисты добиваются

успехов и на районных, республиканских, всероссийских и международных

конкурсах. Радует еще и то, что несмотря ни на что, приходят новые

учащиеся, которые не представляют своей жизни без песни, а я с радостью

обучу их всему тому, что знаю сама. Ведь это моя любимая работа и

призвание .

Список литературы:

«Программа по сольному пению»

Составители: Н. С. Воинова, В. С. Смоляницкая, В.Д. Бородачева

«Учите детей петь»

Составители Т.М. Орлова, С.И. Бекина, Москва «Просвещение» 1986

«Музыка - детям».

Н.А. Метлов, Москва «Просвещение» 1985

«Упражнения для усовершенствования голоса».

М.И. Глинка, ПСС, т.11. М.,1963

«Сборник упражнений и вокализов»

Н. Бахуташвили. Изд. «Музыка», 1978

«Вокализы с пояснениями»

Ф. Абт, Г.3ейдлер, Дж. Канкане, Изд. «Музыка», 1974.

« Гигиенические основы воспитания детей».

Москва, «Просвещение», 1987.



В раздел образования