Автор: Роза Саубановна Фатыхова
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО
Населённый пункт: г. Лаишево, республика Татарстан
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: «Подготовка учащихся-вокалистов к выступлению на сцене»
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования детей
«Детская школа искусств»
Методическая разработка
«Подготовка учащихся-вокалистов к выступлению на
сцене»
Преподаватель
I квалификционной категории
Фатыхова Р.С.
Лаишево, 2020
Введение.
Поводом для написания этого реферата, стало то, что человек молодого
возраста (с 8 до 18 лет), выходящий на сцену для выступления с вокальным
номером испытывает множество комплексов, попробуем в этом разобраться
и дать некоторые рекомендации по их преодолению. Неподготовленный
вокально, психически и физически, он начинает испытывать боязнь к сцене и
выступлениям. Мне,как члену жюри многих районных вокальных конкурсов
и фестивалей, приходиться наблюдать и слышать «сырое» выступление,
приготовленное накануне, это и фальшивое пение, поверхностное дыхание,
нечеткое произношение - итог - «заваленная» песня. Певец не может донести
характер произведения.не представляет} о чем он поет ... А комплекс
«лишних» рук, когда певец не знает куда их деть, топтание на месте,
сутулость, когда вся грудная клетка «сжата В гармошку», это все то, что
мешает, когда наоборот должно помогать. Перед выходом на сцену певец
должен знать азы вокала, ритмики, должен научиться пользоваться
микрофоном, умением владения внимание зала, и тогда ему будет
психологически гораздо комфортней на сцене не только как вокалисту, но и
как артисту. Попробуем в этом детально разобраться.
Основная часть.
И так, что же такое вокал или пение ... Пение основное средство
музыкального воспитания. Оно наиболее близко и доступно детям. Дети
любят петь. Исполняя песни, они глубже воспринимают музыку, активно
выражают свои переживания и чувства. Текст песни помогает им понять
содержание музыки и облегчает усвоение мелодии. В процессе пения у детей
развиваются музыкальные способности, музыкальный слух, память, чувств
ритма. На что же обратить внимание в начале обучения детей пению:
1. Вокальные установки.
2. Звукообразование.
3. Дикция.
4. Дыхание.
5. Чистота интонации.
6. Стройное пение (если это ансамбль).
7. Дополнительные движения корпуса тела,
рук, ног, головы при распевке и вокальных
упражнениях (для снятия зажатости).
Обучение пению проводится по строго обдуманному плану, на принципах
основных положений дидактики:
1. Принцип воспитывающего обучения.
2. Принцип доступности.
3. Принцип постепенности, последовательности и систематичности.
4. Принцип наглядности.
5. Принцип сознательности.
6. Принцип прочности.
7. Принцип индивидуального подхода обучении пению.
Существуют и приемы обучения пению:
1. Показ с пояснениями.
2. Игровой прием.
З. Вопросы к учащемуся.
4. Оценка качества исполнения
5. Умение обращаться с ТСО (магнитофоном, микрофоном, фонограммой).
От умелой работы педагога зависит, как пройдет начальная стадия
становления учащегося как певца. В это время особенно важна охрана
детского голоса. Начинающий певец должен быть ознакомлен со строением
голосового аппарата, резонаторами и способом дыхания, через наглядное
пособие (периодически). Ему важно объяснить, как беречь голос при
холодной погоде,о вреде крика, о правильном питании. А придерживаться
тесситуры, диапазона - это прерогатива педагога, главный принцип которого
- «Не навреди!» Сейчас вы имеете начальное представление: из чего же
складывается вокал, т.е., пение ...
Когда идет набор учащихся на класс вокала, стараюсь обращать внимание на:
• Врожденное диафрагмальное дыхание
• чистоту интонации, музыкальный слух.
• детей, любящих петь дома, в садике или в школе (развиты мимические
мышцы лица, они красивы, как говорят в народе «лицом вышел»).
• явно выраженные дефекты речи.
На начальной стадии обучения я стараюсь выравнить звучание гласных на
вокальных упражнениях. Уже, начиная с первых уроков, начинается и работа
над движениями и в упражнениях, и в песне. Это и плавные круговые
движения предплечья рук от груди, и в ритмические движения рук, согнутых
предплечьях вперед, назад, и энергичные движения под ритм в коленном
суставе, что позволяет вокалисту справиться с зажатием.
Первый этап работы:
В процессе разучивания песни, мы с учеником размечаем смысловые
акценты голос, дыхание, движения, которые доводятся до автоматизма,
динамические оттенки, дикция, работа над «верхними» нотами.
Второй этап:
• Пение с движениями в классе, перед своими друзьями, с дальнейшим
анализом .
• Написание фонограмм в привычной тональности, темпе, подбор стиля.
Третий этап:
Для начинающих - выступление перед учащимися школы.
Для достигших определенного результата - работа с фонограммой в классе, а
затем и на сцене. Вокалист должен «почувствовать» сцену, поэтому он
просто ходит по сцене и поет под аккомпанемент рояля или фонограмму
(минус) с выключенным микрофоном в руках.
Четвертый этап:
Для начинающих -выступление перед школьниками с использованием
микрофонов на стойках и с движениями.
Для старшеклассников - репетиции. Выход на сцену («Г» образно или по
диагонали и другой выход) во время проигрыша вступления песни. Подход к
микрофону на стойке, отработка разных ситуаций во время съема
микрофона. Пение с микрофоном, после окончания песни, закрепление
микрофона на стойке, поклон и уход.
Пятый этап.
Для начинающих - работа с радиомикрофоном
на сцене. Подбор одежды, обуви, прически для создания образа песни.
Для старшеклассников. При выходе на сцену вокалист должен помнить
о трех основополагающих факторах:
• Внешний вид, одежда,обувь, прическа,макияж, движения и жесты, походка,
тембр голоса, улыбка и настроение.
• Необходимо обладать умением заинтересовать публику, у певца д.б.
богатая внутренняя культура, харизма.
• Доброжелательное отношение к публике. Зритель должен чувствовать
уважение к нему и любовь. Здесь недопустима грубость, высокомерие. Надо
суметь «достучаться» до сердца каждого зрителя, донести ему то, о чем хотел
сказать песней.
• Установка визуального контакта.
• Обаяние.
• Абсолютная естественность.
• Умение справляться с волнением перед выходом на сцену, чтобы оно не
превратилось в фобию.
Заключение.
Вот пять этапов, который должен пройти учащийся до настоящего большого
выступления. Он психологически готов, но я должна его поддержать
напутствиями, найти такие слова, которые помогут ощутить уверенность в
себе и в силу своих возможностей. Я хочу сказать о своих принципах в
работе с детьми:
• Быть предельно тактичной .
• Никогда не поднимать на смех неудачные попытки придумать
самостоятельно детьми движений или спеть .
• Никогда не обманывать детей .
• Бороться со «звездной болезнью».
В своей работе я испытываю определенные трудности:
1. В ДШИ только в актовом зале есть аппаратура, просто усиливающая звук.
2. Нет своей студии звукозаписи и аранжировщика (поэтому фонограммы
приходится заказывать ) за счет родителей.
3. Одежда, в которой выступают дети, шьется родителями.
4. Нет транспорта для выездных концертов по району
Но преодолевая все проблемы, наши учащиеся - вокалисты добиваются
успехов и на районных, республиканских, всероссийских и международных
конкурсах. Радует еще и то, что несмотря ни на что, приходят новые
учащиеся, которые не представляют своей жизни без песни, а я с радостью
обучу их всему тому, что знаю сама. Ведь это моя любимая работа и
призвание .
Список литературы:
«Программа по сольному пению»
Составители: Н. С. Воинова, В. С. Смоляницкая, В.Д. Бородачева
«Учите детей петь»
Составители Т.М. Орлова, С.И. Бекина, Москва «Просвещение» 1986
«Музыка - детям».
Н.А. Метлов, Москва «Просвещение» 1985
«Упражнения для усовершенствования голоса».
М.И. Глинка, ПСС, т.11. М.,1963
«Сборник упражнений и вокализов»
Н. Бахуташвили. Изд. «Музыка», 1978
«Вокализы с пояснениями»
Ф. Абт, Г.3ейдлер, Дж. Канкане, Изд. «Музыка», 1974.
« Гигиенические основы воспитания детей».
Москва, «Просвещение», 1987.