Напоминание

Тема: «Дифференцированный подход к обучению учащихся по классу академического вокала»


Автор: Денюшина Светлана Николаевна
Должность: преподаватель академического вокала
Учебное заведение: Министерство образования и науки Самарской области Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Самарской области «ТОЛЬЯТТИНСКИЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ ИМ. Р.К.ЩЕДРИНА»
Населённый пункт: г. Тольятти, Самарская обл.
Наименование материала: Методические рекомендации
Тема: Тема: «Дифференцированный подход к обучению учащихся по классу академического вокала»
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Министерство образования и науки Самарской области Государственное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение Самарской области

«ТОЛЬЯТТИНСКИЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ ИМ. Р.К.ЩЕДРИНА»

Методические рекомендации

Тема: «Дифференцированный подход к обучению учащихся

по классу академического вокала»

для преподавателей и студентов по классу академического вокала

Составитель:

Денюшина С. Н.

2020г.

1

Денюшина С.Н. Дифференцированный подход к обучению учащихся по классу

академического вокала. 2015г.

Пособие предназначено для преподавателей и студентов по специальности

«Вокальное искусство» (в ГБОУ СПО для специальности 53.02.04 артист-вокалист,

преподаватель)

и

выполнено

в

соответствии

с

требованиями

Федеральных

государственных

образовательных

стандартов

среднего

профессионального

образования.

2

Содержание

1.

Введение ………………………………………………………………………….4

2.

Конспект урока по академическому вокалу для учащегося 1 курса без

музыкальной подготовки, тема: «Динамические оттенки»…………………..6

3. Заключение……………………………………………………………………... 10

4. Список использованной литературы………………………………………….. 11

3

Введение

Методическое пособие предназначено для преподавателей и студентов по

специальности «Вокальное искусство» для специальности 53.02.04 артист-вокалист,

преподаватель и выполнено в соответствии с требованиями Федеральных

государственных образовательных стандартов среднего профессионального

образования.

Внедрение компетентностного подхода в отечественную систему образования

требует кардинальных изменений всех ее компонентов. Новые требования к

результатам освоения образовательных программ обусловливают

совершенствование содержания, разработку новых инновационных методик и

технологий образовательной деятельности и форм контроля за ее

осуществлением.

Реалиями музыкально – педагогической практики является различный уровень

певческого развития учащихся в классе. В пределах одного возраста учащиеся имеют

различную вокальную и слуховую подготовку, поэтому была выдвинута идея

дифференцированного вокального восприятия, используя методику, которая

учитывала бы как общевозрастные, так и индивидуальные возможности учащихся,

создавала условия для полноценного певческого развития учащихся

.

Цель - формирование у студентов устойчивого интереса к вокальному пению,

развитие голоса учащегося и его музыкальных творческих способностей в целом,

развитие музыкально-художественного вкуса, подготовка компетентных

специалистов.

Задачи:

1.

Формировать вокально-исполнительские навыки у учащихся.

2.

Развивать музыкальность, эмоциональную выразительность, музыкальный слух и

память.

3.

Воспитывать художественный вкус через освоение разнообразного и

высокохудожественного репертуара.

4.

Развивать личностные качества и индивидуальные особенности посредством

музыкальной деятельности.

4

Решающую роль при реализации компетентностного подхода играет переход от

традиционных

форм

передачи

знаний

к

инновационным

образовательным

технологиям. Новая роль образовательных технологий в ООП СПО требует новых

подходов к их проектированию.

Современное

состояние

развития

системы

образования

характеризуется

возрастанием роли информационных технологий обучения. Усвоение студентами

знаний с помощью информационных и коммуникационных технологий происходит

значительно быстрее, чем посредством обычных технологий. Эти технологии

изменяют характер развития, приобретения и распространения знаний, позволяют

углублять и расширять содержание изучаемых дисциплин, быстро обновлять его,

применять более эффективные методы обучения, а также значительно расширяют

доступ к образованию.

Глобальная компьютерная сеть Интернет открыла доступ к самому большому

хранилищу информации и знаний, интегрируя информационные ресурсы в единую

информационную образовательную среду.

Рекомендации предназначены для преподавателей и студентов вокального

отделения с целью оказания помощи в разработке, освоении и внедрении активных и

интерактивных технологий в учебный процесс, в формировании представления о

возможных вариантах традиционных форм и методов обучения. Некоторые примеры

конкретных открытых уроков с использованием ИКТ предлагаются в качестве

пояснений

к

теоретическим

положениям

рекомендаций.

5

Конспект урока по академическому вокалу

для учащегося 1 курса без музыкальной подготовки

Тема: «Динамические оттенки».

Цель: научить использовать динамические оттенки в пении.

Задачи:

1. Развивать мелодический и динамический слух, навыки точного звукоизвлечения;

2. Формировать навыки правильной фразировки;

3. Воспитывать музыкальный вкус.

Оборудование:

фортепиано, нотная литература, учебные пособия, ноутбук,

интернет, СD – диски, колонки, зеркало.

Тип урока: комбинированный индивидуальный.

Методы работы:

п

о

источнику знаний

:

наглядные – наглядно - иллюстративный, слайд-шоу, показ, ТСО;

словесные – комментарии, объяснения

(

пояснения практического действия

)

,

беседа

;

практические – упражнения, практические задания;

по

характеру

познавательной

деятельности:

объяснительно-иллюстративный,

репродуктивный, частично-поисковый, элементы исследовательского метода.

Методы вокальной педагогики:

концентрический, фонетический, вокальные

упражнения,

методы

показа

и

подражания,

мысленного

пропевания,

сравнительного анализа.

Объём занятия: 45 минут.

Структура урока:

1.

Представление учащегося, не имеющего музыкальной подготовки.

2.

Дыхательные упражнения. Распевание,

3.Освоение нотной грамоты. Разучивание произведения по показу педагога.

4Подведение итога урока.

5.Задания к самостоятельной работе.

6

Ход урока:

1.

Вводная часть:

Тема нашего занятия: «Динамические оттенки». Сегодня мы познакомимся с

динамическими оттенками, узнаем, что это такое; поймём, на сколько важна динамика

и динамические оттенки для придания художественной музыкальной красоты

произведения, на сколько динамические оттенки обогащают произведение.

Основная часть:

Упражнения на дыхание:

Самое главное в постановке вокала - это правильное дыхание. Именно с него

начинается обучение профессиональному пению. Именно с правильного дыхания

начинается исполнение песни, ведь это опора, на которой держится вся вокальная

техника, и поэтому я рекомендую перед каждым распевом проделывать упражнения

на дыхание, для разогрева голосового аппарата.(Приложение № 1.)

Во время дыхательных упражнений нужно усвоить обязательные правила:

следить за положением тела: корпус тела прямой, шея не должна быть напряжена и

вытянута вперед.

1 упражнение: активно вдохните и выдохните через нос (повторите 6 раз).

2 упражнение: энергично вдохните через нос и выдохните через рот (повторите 6

раз).

3 упражнение: вдохните через нос и выдохнуть через плотно сжатые губы, с

усилием проталкивайте воздух на выдохе через губы. Это упражнение поможет

развить мышцы губ и интенсивность выдоха.

Упражнения на артикуляцию:

Наше слово, обращенное к аудитории либо в речи, либо в пении, должно быть

четким по произношению, выразительным и достаточно громким, чтобы слышали в

последнем ряду зрительного зала.

Необходима хорошая дикция, то есть четкое, ясное произношение слов. Чтобы

добиться

хороших

результатов

надо

работать

над

усовершенствованием

артикуляционного аппарата, разрабатывать его технические возможности.

Артикуляционный аппарат - это часть голосового аппарата, формирующая звуки

речи, а органы, входящие в его состав - артикуляционные органы. Работа этих

органов, направленная на создание звуков речи (гласных, согласных) называется

артикуляцией.

К артикуляционному аппарату относятся: ротовая полость (щеки, губы, зубы, язык,

челюсти, нёбо, глотка, гортань). Надо помнить, что ротовая полость - это очень

важный резонатор (подвижный резонатор, от "архитектуры" которого зависит

качество звука.

Первое условие работы артикуляционного аппарата - естественность и активность.

Добиваться активной естественности можно через снятие различных зажатий и

стимуляции четкой работы различных мышц и органов. (Приложение №2.)

1. Для активизации языка. Пошевелим языком из стороны в сторону, вперед-назад,

вправо- влево, круговые обороты в обе стороны, "винтиком", "трубочкой". Высунем

кончик языка и быстро-быстро переместим его из угла в угол рта.

7

2. Чтобы укрепить мышцы гортани энергично произнесём: К-Г, К-Г, К-Г.

3. Чтобы активизировать мышцы губ надуем щеки, сбросим воздух резким

"хлопком" через сжатые (собранные в "пучок") губы. Энергично произнесём: П-Б, П-

Б, П-Б.

4. Очень хороши для тренировки скороговорки. Скороговорки применяются для

разогрева артикуляционного аппарата и активизации певческой дикции. Читать

скороговорки будем сначала медленно, постепенно убыстряя, по мере успешного

совершенствования. Следим за ритмичностью произношения. Не забываем темп,

дикцию (каждая скороговорка повторяется по 4 раза) .

а) На дворе трава, на траве дрова.

Не руби дрова на траве двора.

г) Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали.

Распевание:

Распевание представляет собой одну из важнейших частей работы по воспитанию

певческих навыков. Распевание применяется для разогрева голосового аппарата и

активизации певческого дыхания. Работу по распеванию будем проводить путем

повторения упражнения по полутонам вверх и вниз, но строго в пределах диапазона

голоса конкретного учащегося.

Распевки:

1. Ми-и-я;

2. За-зе-зи-зо-зу;

3. На гласные «Ё», «Я», «У».

4. Распевание по тетрахордам.

Работа над освоением нотной грамоты:

Понимание нотной записи способствует более точному интонированию мелодии

песен. Знакомство учащегося с названием и расположением нот на нотном стане, с

помощью обучающего видео о нотной грамоте. Интонационно-слуховые упражнения.

Работа над музыкальным произведением:

Музыкальные звуки объединяются композитором по смысловому содержанию в

музыкальное

произведение.

Каждое

музыкальное

произведение

имеет

свои

неповторимые

особенности,

которые

именуются

как

средство

музыкальной

выразительности. Одно и тоже музыкальное произведение может звучать совершенно

по -разному, зависит это от того, какое средство музыкальной выразительности будет

применено при исполнении.

Сейчас я спою небольшой отрывок из песни два раза, мелодия будет одинаковая,

но с разными средствами музыкальной выразительности. (Исполняется отрывок из

песни 1-й раз piano; -й раз forte) .

В музыке принято силу громкости называть динамическими оттенками.

Таким образом, динамика – это сила звучания музыки.

Начинаем

исполнять

песню

мы

довольно

тихо,

потому

как

у

каждого

музыкального произведения есть своё динамическое развитие. Сила звука постепенно

нарастает, а потом постепенно снижается. Это в музыке и называется применением

динамических оттенков, т. е. как у обычной разговорной фразы есть своя логика – что-

то произносим громче, а что-то тише.(Приложение №3.)

Работа над русской народной песней «Пряха»

8

Заключительная часть:

Подведение итогов урока:

Обобщающее

повторение

и

закрепление

изученного

материала,

анализ

проделанной работы (проверка и оценка результата).

Задания к самостоятельной работе.

1.

Выучить расположение нот на нотоносце.

2.

Развивать умение определять динамические оттенки.

3.

Выучить слова русской народной песни «Пряха»

4.

Отрабатывать умение правильно исполнять дыхательные и артикуляционные

упражнения.

5.

Прослушать

в

Интернете

образцы

высокохудожественного

исполнения

песни»Пряха».Провести сравнительный анализ исполнений и исполнителей.

ЛИТЕРАТУРА

1.

Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренинг/ В.В Емельянов.– 3-е изд.,

испр. – СПб.: Лань, 2010 – 192с.

2.

Щетинин. М.Н. Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой./ М.Н. Щетинин. – 3-

е изд. – М., 2008:

3.

Ф. Абт. Школа пения. - М.,1985.

4.

Хрестоматия

вокально-педагогического

репертуара:

для

меццо-

сопрано.

Музыкальное училище I-II курсы./ Сост. П. Понтрягин. - М.: Музыка, 1970.

Ожидаемые результаты

При оценке исполнения произведений с концертмейстером и а капелла

:

учитываются

1.

,

достаточно развитое певческое дыхание и опора звука

2.

,

работа резонаторов

3.округлое и ровное звучание голоса на разных участках диапазона,

4.навыки точного интонирования,

5.правильная артикуляция, четкая дикция,

6.навыки пения на стаккато и подвижность голоса,

7.осознанное эмоциональное исполнение художественного произведения

9

Заключение

Современный этап развития СПО характеризуется устойчивой тенденцией к

технологизации образовательного процесса.

Реализация

образовательной

модели

подготовки

компетентных

специалистов

наилучшим

образом

возможна

в

образовательной

технологии,

позволяющей

эффективно

выстраивать

процесс

обучения, управлять им, получать результаты в соответствии с запланированными

целями.

Направленность

образовательных

технологий

на

практику

обучения,

диагностичное

целеполагание,

гарантированное

достижение

результатов,

воспроизводимость позволяют решать проблемы, непосредственно связанные с

повышением качества образования.

Поэтому задача современного преподавателя – не только предоставить студенту

знания в соответствии с утвержденным учебным планом, но и снабдить его жизненно

важными

навыками

сбора

необходимой

информации,

умением

эффективно

взаимодействовать с коллегами, сохранять и предоставлять результаты своей работы,

использовать современные инструменты решения задач.

10

Список использованной литературы:

1. Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. – М., 2000.

2. Менабени А.Г. Методика обучения сольному пению. – М., 1988.

3.Менабени А.Г. Вокально-педагогические знания и умения. – М., 1995.

4.Морозов В.П. Биофизические основы вокальной речи. – Л.,1977.

5Морозов В.П. Искусство резонансного пения. – М., 2002

6.Шевелёва Е.И. Человеческий голос как музыкальный инструмент. – СПб., 1993.

11



В раздел образования