Напоминание

Эмоциональная сфера в социально-личностном развитии дошкольников


Автор: Лихачева Вера Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ " ЦРР-детский сад №138"
Населённый пункт: Воронеж
Наименование материала: статья
Тема: Эмоциональная сфера в социально-личностном развитии дошкольников
Раздел: дошкольное образование





Назад





Эмоциональная сфера в социально-личностном

развитии дошкольников
Социальные и эмоциональные качества развиваются у дошкольников воедино. Ребенок контролирует свою эмоциональную сферу именно на основе норм социальной среды, в которой он живет. Посредством социально- эмоционального развития у детей формируются такие моральные качества, как положительное отношение к людям, заботливость, доброта, взаимопомощь, сочувствие и т. д. Дети осваивают первичные способности, применяемые в игре, трудовой деятельности, в коллективном поведении. С помощью коммуникации в различных видах совместной деятельности обе спечивают ся межлично стные отношения, в з а и м од е й с т в и е и взаимопонимание [1, с. 65]. Коммуникация становится основным методом в формировании ребенка как социальной личности. Важным аспектом в работе с детьми является качественное развитие эмоций. Эмоции играют важную роль в регуляции детской деятельности, в становлении ценностных ориентаций и отношений. Исследователи отмечают, что нет правильных и неправильных чувств и эмоций, все они играют важную роль в жизни ребенка. И что не менее важно  эмоции ребенка дают самим детям и взрослым информацию об их состоянии. Положительные эмоции, такие как радость, удовольствие, доверие, дают детям ощущение безопасности и надежности. Благодаря этим эмоциям дети чувствуют, что в их мире все в порядке, они помогают приобретать новый опыт и закреплять приобретенное. От других эмоций детям может быть плохо и дискомфортно, потому что они свидетельствуют об опасности и неудовлетворенности, предупреждают о том, что что-то не так. Например. гнев означает, что у ребенка возникло затруднение, которое он не может ни понять, ни преодолеть. Грусть приводит к снижению энергии
и дает время для того, чтобы адаптироваться к потере или осознать разочарование. Страх побуждает детей к защите. Тепло и ласка подсказывают детям о том, что их любят и ценят. Положительные эмоциональные со стоя ния  э т о о с н о в а доброжелательного отношения к людям, готовности к общению [3, с. 62]. И напротив, отрицательные эмоциональные состояния могут послужить причиной озлобленности, зависти, страха. За период дошкольного детства особенности эмоций (их сила, протяженность, устойчивость) изменяются, что обусловлено сменой общей ведущей деятельности ребенка и его мотивов, а также осложнением отношений ребенка с окружающим миром. С целью развития эмоциональной сферы необходимо предусмотреть гармоничное воспитание разных чувств и эмоций, а также формировать у ребенка необходимые навыки управления своими чувствами и эмоциями (гнев, беспокойство, страх, вина, стыд, сострадание, жалость, эмпатия, гордость, благородство, любовь и другие), научить ребенка понимать свои эмоциональные состояния и причины, их порождающие. Ребенок проявляет способность сдерживать нежелательные эмоции, направлять их в соответствии с требованиями взрослых и усвоенными нормами поведения. Дошкольник ориентируется на «хорошо» и «плохо», «можно» и «нельзя», все чаще «хочу» уступает «надо». Сдерживание ребенком эмоций приобретает характер их интериоризации, то есть свертывания внешних проявлений. К тому же, важно подчеркнуть, что через эмоциональное восприятие ребенок дошкольного возраста усваивает и социальные нормы, дает оценки происходящему, учится взаимодействовать и т.д. Важнейшей основой полноценного социально-личностного развития ребенка является его положительное самоощущение: уверенность в своих возможностях, в том, что он хороший, его любят. Важно, чтобы у ребенка возникло желание и умение оказать помощь, поддержку другому человеку.
Взрослые создают возможности для приобщения детей к ценностям сотрудничества с другими людьми, помогают осознать необходимость людей друг в друге [2, с. 27]. Взрослые способствуют развитию у детей социальных навыков: помогают осваивать различные способы разрешения конфликтных ситуаций, договариваться, соблюдать очередность, устанавливать новые контакты. Важным аспектом социального развития ребенка в дошкольном возрасте является освоение элементарных правил этикета. Следует знакомить детей с элементарными правилами безопасного поведения дома, на улице. Важно создавать условия для развития бережного, ответственного отношения ребенка к окружающей природе, рукотворному миру: ухаживать за животными и растениями, подкармливать птиц, соблюдать чистоту, беречь игрушки, книги и т. п. Соответственно, деятельность педагога с целью реализации социально- личностного развития дошкольников должна быть направлена на развитие эмоциональной сферы дошкольников.
Литература:
1. О.В. Козачёк Мультфильмы: их влияние на психику ребенка / О. В. Козачёк // Здоровье и экология. – 2007. – № 4. – С. 64–73. 2. О.В. Солодянкина Социальное развитие ребенка дошкольного возраста: Методическое пособие. – М.: Издательство: «АРКТИ», 2006. – 435 с. 3. П. Экман Психология эмоций. – СПб.: Питер, 2010. – 336 с.


В раздел образования