Эмоциональная сфера в социально-личностном развитии дошкольников
Автор: Лихачева Вера Николаевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ " ЦРР-детский сад №138" Населённый пункт: Воронеж Наименование материала: статья Тема: Эмоциональная сфера в социально-личностном развитии дошкольников Раздел: дошкольное образование
развитии дошкольников
Социальные и эмоциональные качества развиваются у дошкольников
воедино.
Ребенок
контролирует
свою
эмоциональную
сферу
именно
на
основе норм социальной среды, в которой он живет. Посредством социально-
эмоционального развития у детей формируются такие моральные качества,
как
положительное
отношение
к людям,
заботливость,
доброта,
взаимопомощь, сочувствие и т. д. Дети осваивают первичные способности,
применяемые
в игре,
трудовой
деятельности,
в коллективном
поведении.
С помощью
коммуникации
в различных
видах
совместной
деятельности
обе спечивают ся
межлично стные
отношения,
в з а и м од е й с т в и е
и взаимопонимание [1, с. 65]. Коммуникация становится основным методом
в формировании ребенка как социальной личности.
Важным аспектом в работе с детьми является качественное развитие
эмоций. Эмоции играют важную роль в регуляции детской деятельности,
в становлении ценностных ориентаций и отношений.
Исследователи отмечают, что нет правильных и неправильных чувств и
эмоций, все они играют важную роль в жизни ребенка. И что не менее важно
эмоции
ребенка
дают
самим
детям
и
взрослым
информацию
об
их
состоянии.
Положительные
эмоции,
такие
как
радость,
удовольствие,
доверие,
дают детям ощущение безопасности и надежности. Благодаря этим эмоциям
дети чувствуют, что в их мире все в порядке, они помогают приобретать
новый опыт и закреплять приобретенное. От других эмоций детям может
быть плохо и дискомфортно, потому что они свидетельствуют об опасности и
неудовлетворенности, предупреждают о том, что что-то не так.
Например. гнев означает, что у ребенка возникло затруднение, которое
он не может ни понять, ни преодолеть. Грусть приводит к снижению энергии
и
дает
время
для
того,
чтобы
адаптироваться
к
потере
или
осознать
разочарование. Страх побуждает детей к защите. Тепло и ласка подсказывают
детям о том, что их любят и ценят.
Положительные
эмоциональные
со стоя ния
э т о
о с н о в а
доброжелательного отношения к людям, готовности к общению [3, с. 62].
И напротив,
отрицательные
эмоциональные
состояния
могут
послужить
причиной озлобленности, зависти, страха.
За
период
дошкольного
детства
особенности
эмоций
(их
сила,
протяженность, устойчивость) изменяются, что обусловлено сменой общей
ведущей
деятельности
ребенка
и
его
мотивов,
а
также
осложнением
отношений ребенка с окружающим миром.
С целью развития эмоциональной сферы необходимо предусмотреть
гармоничное воспитание разных чувств и эмоций, а также формировать у
ребенка необходимые навыки управления своими чувствами и эмоциями
(гнев,
беспокойство,
страх,
вина,
стыд,
сострадание,
жалость,
эмпатия,
гордость, благородство, любовь и другие), научить ребенка понимать свои
эмоциональные состояния и причины, их порождающие. Ребенок проявляет
способность
сдерживать
нежелательные
эмоции,
направлять
их
в
соответствии с требованиями взрослых и усвоенными нормами поведения.
Дошкольник
ориентируется
на
«хорошо»
и
«плохо»,
«можно»
и
«нельзя», все чаще «хочу» уступает «надо». Сдерживание ребенком эмоций
приобретает
характер
их
интериоризации,
то
есть
свертывания
внешних
проявлений.
К тому же, важно подчеркнуть, что через эмоциональное восприятие
ребенок дошкольного возраста усваивает и социальные нормы, дает оценки
происходящему, учится взаимодействовать и т.д.
Важнейшей основой полноценного социально-личностного развития
ребенка является его положительное самоощущение: уверенность в своих
возможностях, в том, что он хороший, его любят. Важно, чтобы у ребенка
возникло желание и умение оказать помощь, поддержку другому человеку.
Взрослые
создают
возможности
для
приобщения
детей
к ценностям
сотрудничества с другими людьми, помогают осознать необходимость людей
друг в друге [2, с. 27].
Взрослые
способствуют
развитию
у детей
социальных
навыков:
помогают осваивать различные способы разрешения конфликтных ситуаций,
договариваться, соблюдать очередность, устанавливать новые контакты.
Важным
аспектом
социального
развития
ребенка
в дошкольном
возрасте является освоение элементарных правил этикета. Следует знакомить
детей с элементарными правилами безопасного поведения дома, на улице.
Важно создавать условия для развития бережного, ответственного отношения
ребенка
к окружающей
природе,
рукотворному
миру:
ухаживать
за
животными и растениями, подкармливать птиц, соблюдать чистоту, беречь
игрушки, книги и т. п.
Соответственно, деятельность педагога с целью реализации социально-
личностного развития дошкольников должна быть направлена на развитие
эмоциональной сферы дошкольников.
Литература:
1. О.В. Козачёк Мультфильмы: их влияние на психику ребенка / О. В. Козачёк
// Здоровье и экология. – 2007. – № 4. – С. 64–73.
2. О.В. Солодянкина Социальное развитие ребенка дошкольного возраста:
Методическое пособие. – М.: Издательство: «АРКТИ», 2006. – 435 с.
3. П. Экман Психология эмоций. – СПб.: Питер, 2010. – 336 с.