Напоминание

Открытый урок в 10 классе по рассказу С. Довлатова «Шоферские перчатки».


Автор: Гриценко Юрий Александрович
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ гимназия № 59
Населённый пункт: Ульяновск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Открытый урок в 10 классе по рассказу С. Довлатова «Шоферские перчатки».
Раздел: полное образование





Назад




Открытый урок в 10 классе по рассказу

С. Довлатова «Шоферские перчатки».

Цель: анализ рассказа С.Довлатова «Шоферские перчатки», выявление

художественных особенностей рассказа.

Оборудование: портрет С.Довлатова, репродукция портрета Петра.

Опись чемодана С.Довлатова:

Опись чемодана … :

- Креповые финские носки. - Старые письма

- Номенклатурные ботинки.

- Приличный двубортный костюм.

- Офицерский ремень.

- Куртка Фернана Леже.

- Поплиновая рубашка.

- Зимняя шапка.

- Шоферские перчатки.

Учитель заходит с чемоданом в руке.

- Не удивляйтесь, я никуда не еду. Пока. Но иногда, в определенный период жизни

стоит подумать, что положить в этот чемодан. Я думала. Многих вещей уже нет. Да

это и неважно. Важна не вещь, а воспоминание, ощущение жизни, потока жизни,

которая эта вещь вызывает. Поэтому я положила в чемодан… старые студенческие

письма моих друзей. «Иных уж нет, а те далече», а письма остались. В чемодане

Довлатова, с которым он переехал границу, тоже полно всякой всячины и не всегда

нужной.

Читаю опись.

- Особенно не нужны шоферские перчатки, ведь машины, как известно, у

Довлатова не было, даже в благополучной Америке не было. На самом деле это не

опись вещей, а содержание сборника рассказов С.Довлатова «Чемодан». Сегодня

на занятии спецкурса мы попытаемся проанализировать рассказ и подумаем : и все

же зачем Довлатову шоферские перчатки?

- Напомните , ребята, сюжет рассказа.

- Верите ли вы в реальность этого сюжета? Почему?

- Сюжет рассказа анекдотичен. (Запись на доске и в тетради особенностей стиля)

Ученик дает лексическое значение слову анекдот.

- Анекдот часто строится на несоответствии , например, желаемого и

действительного. Найдите подобные несоответствия в сюжете.

-Одним из сюжетов фильма было обличение пьянства народа как порока ,

присущего советской действительности. Царь – представитель высокой культуры -

сам оказался одним из них.

-Шлиппенбаху нужно было показать антагонизм царя и народа. Но когда агрессия

толпы нарастает, то Шлиппенбах нешуточно пугается, терпит поражение ,

подобное тому, какое потерпел его однофамилец при Полтавской битве от Петра.

- «Пропили Россию, гады!..»- говорит человек, который в следующую минуту

будет так же, как все, пить пиво.

- Ленфильм оказался не «фабрикой грез», а « гигантской канцелярией».

- В диссиденте Шлиппенбахе народ видит советского журналиста, наподобие тех,

кто оформляет стенды с рубрикой «Они мешают нам жить».

Вывод:

Что было задумано Шлиппенбахом?

- Задуман сатирический памфлет, (ученик раскрывает лексическое значение слов

памфлет, аполитичный, КГБ, чувиха, фарцовщик, резонанс).

А что получилось?

- Балаган, абсурд, маскарад…

Индивидуальное задание «Мотив балагана в рассказе» .

Индивидуальное задание «Значение имен собственных в рассказе».

Действительно в рассказе употребляется довольно большое количество

собственных имен. Основной принцип подбора имен собственных – тот же

принцип несоответствия. Так, например, главного героя зовут Юрий Шлиппенбах.

Русское имя сочетается с шведской фамилией того самого полководца, которого

разбил при Полтаве Петр1.

Диссидент Юрий Шлиппенбах терпит тоже поражение от русского народа ,

стоящего возле пивного ларька. Он нешуточно пугается, когда агрессия толпы

нарастает.

«-Ну и публика! Вот так народ! Я даже испугался. Это было что-то вроде…

-Полтавской битвы,- закончил я.»

Шлиппенбах гордится предком и носит «в хозяйственной сумке однотомник

Пушкина. «Полтава» заложена конфетной оберткой».Заметно сочетание высокого с

низким, бытовым, мелочным.

Имена реформаторов, государственных деятелей Петра, Ленина употребляется на

фоне советской действительности: вот оно будущее, в строительство которого они

внесли весомый вклад.

Довлатов употребляет и множество имен собственных , относящихся к культуре .

И опять же заметен прием несоответствия: герой ожидает ,впервые побывав на

Ленфильме, увидеть творческую суматоху, фабрику грез советского кинофильма, а

видит «гигантскую канцелярию». Надеется встретить знаменитостей, и тут же

следует пошлая фраза «Чурсина примеряет импортный купальник, а рядом стоит

охваченная завистью Тенякова» (имена знаменитых актрис).

Звучит и имя знаменитого итальянского режиссера Антониони, русского режиссера

Раппопорта. Но для бывшего зека , а нынешнего работника бутафорского цеха

Чипа великими людьми являются совсем не эти деятели культуры, а Сивый,

Мотыль, Паровоз. «Какие были люди!» Тем самым дискредитируется проблема

великих людей.

Интересно и употребление собственных имен, связанных с историей Петербурга -

Ленинграда : «С Юрой Шлиппенбахом мы познакомились на конференции в

Таврическом дворце. Вернее, на совещание редакторов многотиражных газет».

Таврический дворец – это место заседания царской думы, а сейчас здесь

распекают редакторов.

«Я прогуливался вдоль здания бывшей Кунсткамеры. Прохожие разглядывали

меня с любопытством» . Ряженый Петр действительно похож на экспонат

Кунсткамеры.

Итак, имена собственные в рассказе «Шоферские перчатки» тоже поддерживают

ощущение балагана, абсурда происходящего и действительности вообще, так как

подобраны по принципу несоответствия, контраста, несочетаемости.

У - Каковы особенности композиции?

- Несколько новелл, связанных ассоциативно и общим героем: о знакомстве с

Шлиппенбахом, о неудачных актерских дебютах героя, даже описание буфета

Дома прессы можно было, развернув , сделать новеллой.

- Пейзаж в 2 коротких предложениях. Портреты одной емкой фразой.

- Основа сюжета- диалог, герои характеризуются через диалог.

- Внимание к первой фразе рассказа. Вырвана из потока жизни.

В «Записных книжках» Довлатова есть фраза : «… похожим быть хочется только

на Чехова».

У - Я предлагаю вам сравнить текст Чехова и Довлатова и ответить на

вопрос: что общего в стилях находите вы?

Текст Чехова из рассказа «Лошадиная фамилия»:

«У отставного генерала-майора Булдеева разболелись зубы. Он полоскал рот

водкой, коньяком, прикладывал к больному зубу табачную копоть, опий, скипидар,

керосин, мазал щеку йодом, в ушах у него была вата, смоченная в спирту, но все

это или не помогало, или вызывало тошноту. Приезжал доктор. Он поковырял в

зубе, прописал хину, но и это не помогло. На предложение вырвать больной зуб

генерал ответил отказом. Все домашние – жена, дети, прислуга, даже поваренок

Петька предлагали каждый свое средство. Между прочим и приказчик Булдеева

Иван Евсеевич пришел к нему и посоветовал полечиться заговором.

- Тут , в нашем уезде, ваше превосходительство, -сказал он,- лет десять назад

служил акцизный Яков Васильевич. Заговаривал зубы- первый сорт. Бывало,

отвернется к окошку, пошепчет, поплюет – и как рукой! Сила ему такая дадена…

- Где же он теперь?

-А после того, как его из акцизных увольнили, в Саратове у тещи живет. Теперь

только зубами и кормится. Ежели у которого человека заболит зуб, то и идут к

нему, помогает… Тамошних саратовских на дому у себя пользует, а ежели которые

из других городов, то по телеграфу. Пошлите ему, ваше превосходительство,

депешу, что так, мол, вот и так… у раба божьего Алексия зубы болят, прошу

выпользовать. А деньги за лечение почтой пошлете.

- Ерунда! Шарлатанство!

- А вы попытайтесь, ваше превосходительство. До водки очень охотник, живет не

с женой, а с немкой, ругатель, но, можно сказать, чудодейственный господин!

- Пошли, Алеша!- взмолилась генеральша.- Ты вот не веришь в заговоры, а я на

себе испытала. Хотя ты и не веришь, но отчего не послать? Руки ведь не отвалятся

от этого.

- Ну, ладно, -согласился Булдеев.- Тут не только к акцизному, но и к черту

пошлешь…»

Объяснение слова «акцизный»

Учащиеся отмечают общее для стиля Чехова и Довлатова: анекдотичность сюжета,

употребление простых предложений, разговорной лексики, отсутствие

выразительных средств языка, ирония, диалогичность.

Какие фразы вызвали улыбку, как они построены? (« Бывало, отвернется к

окошку, пошепчет, поплюет – и как рукой! Сила ему такая дадена…», «До водки

очень охотник, живет не с женой, а с немкой, ругатель, но, можно сказать,

чудодейственный господин!»).

У - Ирония не в самих словах, а в контексте, в их расположении.

Несоответствие слова и значения.

Найдите тот же прием у Довлатова.

«Вялый тон его говорил о нашей крепнущей близости». «Лежу тут на диване в

одиночестве, с женой…» «Моя жена уверена, что супружеские обязанности – это

прежде всего трезвость».

И все же есть у писателя Довлатова свои художественные особенности.

У - Каковы особенности синтаксиса Довлатова?

Неполные предложения: « Шлиппенбах – ленфильмовскую многотиражку под

названием «Кадр».

Параллелизмы: «Я не удивился. Я к этому привык. Я знал, что далее…»

Парцелляция: « С Юрой Шлиппенбахом мы познакомились на конференции в

Таврическом дворце. Вернее, на совещании редакторов многотиражных газет.»

Внимание к паузе, несет смысловую нагрузку, показывает несоответствие : в

Таврическом дворце нынче распекают редакторов.

Ритмичность прозы:

Но вот мучения кончились.

Галина протянула мне термос.

Затем мы поехали на Таврическую.

Даже на абзацы рассказ делится не только по смыслу, но и по виду синтаксических

конструкций.

Создается впечатление безыскусственной естественной речи.

Итоговый вывод.

У- Так о чем рассказывает Довлатов? Сформулируйте проблему.

Человек в абсурдном мире. Чувства человека в абсурдном мире.

У- Зачем же Довлатову шоферские перчатки?

Это тоже балаганный атрибут. Кроме того, важна не вещь, а те чувства, ощущения,

которые она вызывает. Вообще, для Довлатова важны не сами события, а

выражение чувств героев. Его проза лирична.

Довлатов ничему не учит, ни о чем не пророчествует, он просто рассказывает о

мире и о себе, о неистребимости внутреннего мира человека.

Домашнее задание: написать рассказ о предмете, с которым связаны какие-либо

чувства, переживания, пополнив тем самым содержимое чемодана 10 класса. Мой

вклад в чемодан рассказ «Старые письма».

Задание на перспективу: научно-исследовательская работа «Лагерная тема в

русской литературе» (По повести Ф.М. Достоевского «Записки из Мертвого дома»,

сборнику В.Шаламова «Колымские рассказы», повести С.Довлатова «Зона») ;

«Веселый грустный мир С.Довлатова».



В раздел образования