Напоминание

"Использование нетрадиционных форм проведения дыхательной, артикуляционной и пальчиковой гимнастики для развития звукопроизношения детей"


Автор: Храмушина Вера Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ № 117
Населённый пункт: город Киров Кировская область
Наименование материала: семинар-практикум
Тема: "Использование нетрадиционных форм проведения дыхательной, артикуляционной и пальчиковой гимнастики для развития звукопроизношения детей"
Раздел: дошкольное образование





Назад




муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №117»города Кирова

«Использование нетрадиционных форм

проведения дыхательной , артикуляционной и

пальчиковой гимнастики для развития

звукопроизношения у детей»

Воспитатель высшей категории

Вера Ивановна Храмушина

2020 год

Любой из нас пришел на свет на этот

Творить добро, надеяться, любить,

Смеяться, плакать, но при всем при этом

Должны мы научиться ГОВОРИТЬ.

Правильное речевое дыхание является основой звучащей

речи. Оно обеспечивает нормальное голосообразование и

звукообразование. Сохраняет плавность, музыкальность речи,

создает возможность в зависимости от содержания высказывания

изменять высоту голоса.

Выполнение дыхательных упражнений не только влияет на

формирование правильного речевого дыхания, но и способствует

профилактике заболевания ЛОР – органов. Так очень часто причиной

нарушения звукопроизношения являются именно эти заболевания:

риниты, аденоиды, искривление носовой перегородки .

Если у детей не развито правильное речевое дыхание , при

произношении они начинают говорить « взахлеб».

Для развития правильного речевого дыхания используются

специальные игры и упражнения, которые позволяют добиться

хороших результатов в процессе исправления речи детей.

Речевое дыхание . Развитие воздушной струи.

Приступая к развитию у ребенка речевого дыхания, необходимо прежде всего

сформировать сильный плавный ротовой выдох. При этом надо научить ребенка

контролировать время выдоха, расходовать воздух экономно. Дополнительно

развивается и способность направлять воздушную струю в нужное направлении. При

проведении таких игр необходимо помнить, что дыхательные упражнения быстро

утомляют и при этом могут вызвать головокружение. Поэтому игры должны

ограничиваться по времени 3-5 минут с перерывом на отдых.

Во время проведения игр и упражнений необходим постоянный контроль за

правильностью дыхания:

* Делать вдох без напряжения, не поднимая плечи;

* Выдох происходит очень плавно;

* Во время выдоха не надувать щеки, не сжимать губы;

* Во время выдоха воздух проходит только через рот;

* Выдыхать следует полностью, пока не закончится весь воздух;

* Во время выполнения упражнения нельзя добирать воздух с помощью частых

коротких вдохов.

Проведение игр и упражнений, для развития

правильного речевого дыхания.

1.Снежинки.Детям предлагается подуть на ватку, бумажку, пушинку, перышко и тем самым

превратить комнату в заснеженный лес. Губы ребенка должны быть слегка округлены и

вытянуты трубочкой вперед. Желательно не надувать щеки.

2. Загони машину в гараж. Используются маленькие , легкие машинки. Воздушной струей

нужно загнать машинку в построенный гараж.

3. Забей гол. Ставятся импровизированные ворота. С помощью воздушной струи теннисный

шарик загоняется в ворота. Забиваем гол.

4. Лети, бабочка! К ярким бумажным бабочкам привязывается нитка длинной 20-40 см. Нитки

прикреплены к шнуру на некоторое расстояние друг от друга. Шнур натянут так, чтобы

бабочки висели на уровне лица стоящего ребенка. Предлагается подуть на бабочек так, чтобы

они улетели далеко, далеко. Необходимо следить, чтобы ребенок стоял прямо, при выдохе не

поднимал плечи, дул на одном выдохе, не добирая воздуха, не надувал щеки, а губы слегка

выдвинул вперед.

5. Ветерок. Дуем на метелочку (елочный дождик, прикрепленный к деревянной палочке)

6. Вертушка. Дуем ветерком на игрушку-вертушку.

7. Катись карандашик. Ребенок сидит за столом. На столе, на расстоянии 20 см от ребенка

положите карандаш. Нужно с силой подуть на карандаш, чтобы он укатился на конец стола.

8. Плыви, кораблик. В таз с водой опускаются легкие кораблики. По очереди взрослый и

ребенок дуют на кораблик. Мы с тобой сильный ветер на море. Нужно подуть так, чтобы

кораблик поплыл.

9. Буль-бульки. В стаканчик с водой опускается коктейльная трубочка. Дуем через трубочку,

чтобы получились пузырьки. Дуть нужно сильно и слабо. В воду можно добавить чуть- чуть

шампуня и сделать пену.

Дыхательная гимнастика

Актуальность артикуляционной гимнастики

*

Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой дети

сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.

*

Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее

преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнет заниматься логопед:

их мышцы уже будут подготовлены.

*

Артикуляционная гимнастика также очень полезна детям с правильным, но

вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них « каша во рту».

*

Занятия артикуляционной гимнастикой позволяют всем -и детям и

взрослым -научиться говорить правильно, четко и красиво.

Артикуляционная гимнастика

- совокупность

специальных упражнений, направленных на укрепление мышц

артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и

движений органов, участвующих в речевом процессе.

1

). Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя

игровые приемы.

2). Взрослый показывает выполнение упражнения.

3). Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует

выполнение ( точность движения, плавность, темп выполнения,

устойчивость, переход от одного движения к другому).

4).если у ребенка не получается какое-то движение, помогает ему

( шпателем, ручкой чайной ложки или просто чистым пальцем).

5)Для того, чтобы ребенок нашел правильное положение языка,

облизал верхнюю губу, намазать ее вареньем, шоколадом…подходить

к выполнению упражнений творчески.

6) самостоятельный контроль за своими действиями осуществляется

с помощью зеркала.

Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается

напряженность движений органов артикуляционного аппарата.

Постепенно напряжение исчезает, движения становятся

непринужденными и вместе с тем координированными.

Организация проведения артикуляционной

гимнастики

Упражнения с шариками

*

Двигать шарик по горизонтально натянутой на пальцах обеих рук

веревке языком вправо – влево.

*Двигать шарик по вертикально натянутой веревочке вверх ( вниз

шарик падает произвольно)

*Толкать языком шарик вверх-вниз, веревка натянута горизонтально.

*Язык – «чашечка», цель поймать шарик в «чашечку»

*Ловить шарик губами. С силой выталкивать, « выплевывая» его.

*Поймать шарик губами. Сомкнуть, насколько это можно, губы и

покатать шарик от щеки к щеке.

*Рассказать скороговорку с шариком во рту, держа веревку руками.

Сказка про веселый язычок « Жил был язычок» .

Нетрадиционные упражнения для

совершенствования артикуляционной моторики

*чайную ложку зажать в кулак и приставить к углу рта. Толкать языком в

вогнутую сторону ложки влево и вправо, соответственно поворачивая руку с

ложкой.

*толкать ложку в вогнутую часть вверх и вниз.

*то же, но подталкивать ложку в выпуклую часть.

*язык « лопаточка». Похлопывать выпуклой частью чайной ложки по языку.

*толчками надавливать краем ложки на расслабленный язык.

*ложку перед губами, сложенными трубочкой, выпуклой стороной плотно

прижать к губам и совершать круговые движения по часовой и против

часовой стрелки.

*губы растянуть в улыбку. Выпуклой частью чайной ложки совершать

круговые движения вокруг губ по часовой стрелке и против часовой стрелки.

*взять по чайной ложке в правую и левую руку и совершать легкие

похлопывающие движения по щекам снизу вверх и сверху вниз.

*круговые движения чайными ложками по щекам ( от носа к ушам и

обратно).

*похлопывание чайными ложками по щекам обеими руками одновременно

от углов растянутого в улыбке рта к вискам и обратно.

Упражнения с ложкой

Пальчиковые игры – это инсценировка каких-либо

рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Игры с пальчиками

развивают мозг ребёнка, стимулируют развитие речи, творческие

способности ,фантазию. Чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем

лучше ребёнок говорит.

Известный педагог В.А.Сухомлинский сказал: "Ум ребёнка

находится на кончике его пальцев" Важной частью работы по развитию

мелкой моторики являются пальчиковые игры. Игры эти очень

эмоциональные, их можно проводить как в детском саду, так и дома.

Что же происходит когда ребенок занимается пальчиковой

гимнастикой? 1.стимулирует развитие речи.

2.Создают благоприятный, эмоциональный фон, развивает умение

подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи.

3.Ребенок учится концентрировать и распределять своё внимание.

4. Усиливается контроль за выполняемыми движениями при

сопровождении их стихотворными строчками.

5. Развивается память ребенка, воображение и фантазия.

6. Рука детей готовится к письму .

Пальчиковая гимнастика

.

Игра с колючим шариком Су Джок

Мы катаем колобок, колобок.

Мы катаем круглый бок, круглый бок.

Вверх вниз, вверх вниз,

Колобок быстрей катись.

« Я от бабушки ушел, я от дедушки ушел.

«Я по горочке вкатился, и я ч горочки скатился.

По другой я побежал, и я с горочки сбежал.

По тропике побежал.»

Вдруг медведь идет. Испугался колобок и спрятался.

Не заметил мишка колобка и прошел мимо.

А колобок дальше побежал.( волка, лису)

Зайчик скачет по дорожке. Колобок не испугался, поздоровался с

ним. Вместе отправились дальше.

Пальчиковые гимнастики в

нетрадиционной форме.

Раз, два, три , четыре, пять!

Пружинку будем мы катать.

Вот нашли большой мы пальчик

Он попрыгает, как зайчик!

Повторять: Вверх- вниз, вверх-вниз

Ты , пружиночка , катись!

Указательный поймаем

И пружинку покатаем.

Где ты , наш середнячок,

Ты ложись-ка на бочок!

Кольца любит безымянный,

Покажи – ка, наш желанный!

Вот наш пальчик маленький

Самый он удаленький!

Пальчики свои встряхните

И немного отдохните!

Игровой массаж пружинками.

Спасибо за внимание!

Желаю Вам творческих успехов!



В раздел образования