Автор: Мкртычева Наида Алиевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ Гимназия № 16
Населённый пункт: г.Уфа
Наименование материала: Открытый урок
Тема: Чти отца своего и мать свою
Раздел: начальное образование
0
Урок Заповедь «Чти отца твоего и мать твою»
На прошлых уроках мы говорили о заповедях
-
А что такое Заповедь?
Ответы
детей
Слайд
1.
Это
священные правила жизни которые надо соблюдать если он
живт по правильным законам ( нравственным законам) .
-
А что такое Нравственность?
Слайд 2.
Слайд 3
-
А зачем нужны человеку Заповеди?
Заповеди нужны
человеку для того, чтобы разобраться в своих поступках, понять, что такое добро
и что такое зло; что можно делать, а чего нельзя.
Т.е. соблюдая заповеди, люди учатся помогать друг другу и бороться со
злом.
Значит
Заповеди Божии – это благо для людей!
-
А как вы понимаете, что такое благо
? Это добро, счастье, что-то
очень хорошее.
-
Ребята, а что нам помогает понять – исполняем мы заповеди,
или нет? Ну, например, если вы сделали что-то плохое, вы будете себя
хорошо чувствовать, или внутри вас будет что-то беспокоить,
мучить
?
Будет мучить
.
А что это вас мучает? Совесть.
Т.е. совесть помогает нам понять: исполняем мы заповеди
Божии, или нет. Совесть помогает нам отличить в жизни доброе от
злого, понуждает совершать добрые поступки и отказаться от злых
.
Слайд 4
Давайте хором прочитаем:
Заповеди – Благо – Совесть
-
Сколько заповедей Бог дал человеку? Всего десять заповедей.
Первые четыре заповеди учат нас тому, как человек должен
относиться к Богу, а остальные шесть - как люди должны
относиться друг к другу.
Давайте вспомним, какие это заповеди.
У вас на столе лежат листочки. На одной половинке начало
заповеди а на другой её окончание. Вам нужно будет правильно
соединить две половинки, чтоб получилась одна заповедь. Всего
заповедей, как вы уже сказали, десять. Работаем в парах. Всем
понятно задание?
1. Я, Господь, Бог твой,
да не будет у тебя других богов, кроме
Меня.
2. Не делай себе
кумира.
3. Не произноси
имени Господа, Бога твоего, напрасно.
4. Помни праздничный день
каждой недели и проводи его свято.
5. Почитай
отца твоего и мать твою.
6. Не
убивай.
7.Будь чистым в
мыслях
и
желаниях,
будь
верным
с
людьми.
8. Не
кради.
9. Не говори
неправды на других.
10. Не
завидуй другим.
Все закончили? Проверяем выполнение задания. Дети по очереди
отвечают заповеди по порядку. Все молодцы, хорошо поработали и
справились с заданием! Теперь давайте проверим.
Слайд 5
А для того, чтоб узнать, о какой из этих заповедей мы будем говорить
сегодня, посмотрим фильм.
Слайд 6
Итак, все догадались, какая тема нашего сегодняшнего урока?
Правильно. Сегодня на уроке нам предстоит раскрыть важную грань
радости – радости послушания воле Божьей, воле родителей.
Мы будем говорить о пятой заповеди Закона Божьего «Почитай отца твоего
и мать твою».
Слайд 7
Ребята, поднимите руку те, кто хочет жить долго и счастливо?
Дети поднимают руки.
Слайд 8
Тогда вам обязательно надо знать и исполнять пятую
Заповедь, данную Богом, в которой об этом и говорится. Давайте
хором прочтем ее.
«Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе
хорошо было, и чтобы продлились дни твои на земле».
А как вы думаете, что значит почитать
своих родителей?.
спросить всех по очереди
уважать
помогать
делать то, что их порадует
доверять
слушаться
не делать того, что их расстроит
любить
заботиться
ценить
быть послушным, вежливым, внимательным.
Хорошо
.
Слайд 9
.
Т.е.
почитать
родителей – это значит
уважать их, доверять и помогать им, слушаться их, делать то, что
их порадует, и не делать того, что их расстроит.
То есть, мы говорим о послушании и почитании своих родителей.
Давайте хором прочитаем эти два слова
Слайд 10
: почитание -
послушание.
Ой, ребята, а почему же здесь написано еще и третье слово
«радость», кто догадался?
Да потому что если дети не будут выполнять заповедь
послушания, то радость уйдёт от них и они никогда не будут
счастливы, а родители их быстро состарятся, и радости не будет ни
у кого.
Ребята, а чему нас учит пятая заповедь «Почитай отца твоего и
мать твою»?
Слайд 11.
Эта заповедь нас учит любить своих
родителей, заботиться о них; стараться их не огорчать и, конечно
же, слушаться, доверять.
И, представляете, только за исполнение одной этой заповеди
Господь Бог нам обещает награду – благополучную и долгую жизнь
(чтобы тебе хорошо было, и чтобы продлились дни твои на земле). За
другие заповеди не обещает – только за эту. Значит, это самая
главная заповедь!
А как вы думаете, почему надо слушаться родителей?
Потому что
они желают нам добра.
Совершенно верно. Родители вас любят, желают
вам добра и готовы всегда предупредить об опасности, подсказать,
как надо поступить в той или иной ситуации.
Если вы почитаете своих родителей, то вы помните о них всегда.
Прежде чем что-нибудь сделать, надо подумать: как к этому
отнесутся родители.
Ну что, устали? Давайте немного отдохнем и проведем
физкультминутку. Вставайте все.
Отдохнули немного? Молодцы! Садитесь.
А сейчас давайте прочитаем один поучительный рассказ,
который называется «Дедушка и внучек».
Слайд 12
Вопросы после прочтения рассказа:
1) Чему нас учит этот рассказ?
2) Почему дедушку не сажали за стол?
3) Что сделали сын с невесткой, когда дед разбил чашку с едой?
4) Зачем маленький мальчик складывал из дощечек коробочку?
5) Почему родителям мальчика стало стыдно?
6) Какую заповедь нарушили родители мальчика?
Слайд 13
Работа с учебником ( обосновать что все религии
призывают любить своих родителей)
Все религии призывают к тому что нужно уважать всех членов семьи:
маму, папу, сестер, братьев, бабушек, дедушек и других родственников. Беседа с
учениками.
Задание. Прочитайте пословицу.
Слайд
14
.
Вспомните тему
нашего урока и попробуйте объяснить, как вы понимаете эту
пословицу: Кто родителей почитает, тот вовек не погибает. Какие
еще пословицы о родителях вы знаете?
(Дети рассказывают пословицы Д/з)
Слайд
15
А
еще
мы
должны
почитать,
уважать
и
благодарить за помощь и вразумление наших учителей, воспитателей,
старших, начальников и всех людей, которые заботились о нас, учили
нас добру – этому тоже обязывает пятая заповедь Закона Божия.
Все люди всегда особо уважали своих учителей. При встрече с
учителем здоровались и кланялись. Дети старались добросовестно
учиться, чтобы порадовать родителей, принести пользу Родине и
прославить Бога.
А для того чтобы лучше понять, как люди должны относиться к
своим родителям, мы сейчас с вами немного поиграем.
Перед вами два сундучка. Один для добрых (светлых) дел. Второй –
темный – для недобрых дел, то есть тех, которых мы не хотим
делать, которые против пятой заповеди.
Вам нужно прочитать что написано, и в светлый
сундучок
положить те определения – добрые дела – как вы будете относиться
к своим родителям. А то как, по-вашему мнению,
не стоит
относиться к своим родителям – мните и бросайте, в сундук темного
цвета.
Например, «Любить родителей» или «Плохо относиться к
родителям». «Любить родителей» я кладу в светлый сундучок. А
«Плохо относиться к родителям» мну и бросаю в сундук темного
цвета.
Дети по очереди делают то же самое.
Вот мы и наполнили наши сундучки. Давайте разберемся, с чем
они у нас получились.
Прочитайте, что в сундуке черного цвета? (Читают несколько
бумажек) Это что? - Зло. А во что могут превратиться злые дела? В
угольки (показать угольки) – будешь делать злые дела – и останешься
ни с чем.
А что же у нас в светлом сундучке? (Читают несколько бумажек)
Добро. И посмотрите, добрые дела у нас превратились в сокровища –
драгоценные камни, самоцветы!
И на память о сегодняшнем уроке я вам подарю по одному такому
сокровищу – это будет начало ваших добрых дел, которые вы должны
будете собирать всю свою долгую жизнь. Обещаете? Да (раздаю
сокровища детям).