Напоминание

Методическая разработка


Автор: Спиридонова Марина Геннадьевна
Должность: Музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ №2
Населённый пункт: С. Троицкое Анивский район
Наименование материала: Нравственно- патриотическое воспитание
Тема: Методическая разработка
Раздел: дошкольное образование





Назад




МБДОУ № 2 «КОЛОКОЛЬЧИК» С.ТРОИЦКОЕ

АНИВСКИЙ РАЙОН

САХАЛИНСКАЯ ОБЛАСТЬ

методическая разработка

«Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников

средствами музыки»

Выполнила:

М.Г. Спиридонова

музыкальный руководитель

с. Троицкое

2019-2020

2

Содержание

Аннотация…………………………………………………………………………3

Введение……………………………………………………………………………. 3

Глава I. Теоретические основы нравственно-патриотического воспитания детей

дошкольного возраста……………………………………………………………….5

Глава II.Организация работы по нравственно-патриотическому воспитанию

средствами музыкальной деятельности……………………………………………9

Заключение………………………………………………………………………….13

Список используемой литературы………………………………………………...14

Приложение1………………………………………………………………………..15

Приложение 2……………………………………………………………………….21

Приложение 3……………………………………………………………………….23

Приложение 4……………………………………………………………………….33

Приложение 5……………………………………………………………………….35

Приложение 6……………………………………………………………………….39

Приложение 7……………………………………………………………………….41

3

Аннотация.

Данная

работа

направлена

на

решение

проблемы

нравственно-

патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Работа знакомит с

творческим, увлечённым подходом к решению данной проблемы, показывает

возможности

использования

музыкальных

средств

в

нравственно-

патриотическом воспитании детей.

Эта методическая разработка может

представлять интерес для педагогов, увлечённых истоками русской народной

культуры, стремящихся приобщить детей к данной теме.

Введение.

Как часто звучат в наше время слова: “русская душа”, “феномен русской

души”. Но не менее часто: “падение нравственности”, “деградация общества”.

Поэтому сегодня, возможно, как никогда актуальны вопросы нравственного

воспитания детей.

Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остается стремление

человека к добру, любви, свету, красоте, истине.

Замечательный человек и актер Е. Леонов говорил: “Каждый ребенок

рождается добрым и для доброй жизни. В том, что он постепенно теряет запас

доброты, виноваты и детский сад, и школа, и ПТУ, и, конечно, семья, из

которой ушли шутка, юмор, игра”.

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый

период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших

детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми

к нежелательным влияниям, учить их правилам общения и умению жить среди

людей – вот главные идеи воспитания нравственно-патриотических чувств у

дошкольников.

Самое большое счастье для родителей и педагогов – вырастить здоровых

и высоконравственных детей.

4

Общеизвестно,

что

дошкольники

очень

эмоциональны.

Это

эмоционально-образное восприятие окружающего мира может стать основой

формирования патриотизма.

Невозможно переоценить роль музыки в нравственно-патриотическом

воспитании дошкольников. Ярко выплеснуть свои эмоции, выразить свое

любовное отношение к тому уголку Родины, в котором он живет, ребенку

помогает обстановка праздников и развлечений. Помимо этого формирование

таких качеств, как коллективизм, любовь к своему дому, бережное отношение к

природе, постоянно осуществляется и на музыкальных занятиях. Дети учатся

сопереживать, упражняются в хороших поступках, сами не замечая этого.

“Музыка – необходимый душевный атрибут человеческого существования”, –

так говорил Аристотель. “Дело искусства – сохранять душу”, – это слова

нашего современника В. Распутина.

Музыка способна воздействовать на чувства, настроения ребенка,

постольку она способна преобразовывать его нравственный и духовный мир.

Таким образом, цель моей работы: развитие нравственно-патриотических

чувств детей дошкольного возраста средствами музыки.

Задачи работы:

1.

Научить детей играть в русских народных инструментах

2.

Познакомить детей с русскими хороводными играми;

3.

помочь ребёнку использовать в активной речи русский фольклор;

4.

Уметь соотносить увиденное в природе с народными приметами;

5.

Развивать осмысленное и активное участие детей в проведении

календарно-обрядовых праздников;

6.

создать

детско-взрослое

сообщество,

приобщая

родителей

к

решению данной проблемы в условиях ДОУ и семьи.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности при тесном

взаимодействии воспитателей и музыкального руководителя.

5

Глава I.

Теоретические основы нравственно-патриотического воспитания

детей дошкольного возраста.

Красоту, чистоту мы у старших берём,

Саги, сказки из прошлого тащим

Потому что добро остаётся добром

В прошлом, будущем и настоящем…

В. Высоцкий

В процессе экономического и политического реформирования, в ходе

которого существенно изменилась социокультурная жизнь подрастающего

поколения, возникла важная проблема – нравственно - патриотического

воспитания.

В настоящее время в период нестабильности в обществе, возникла

необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым

корням, к таким вечным понятиям как род, родство, Родина. В связи с этим

начиная с дошкольного возраста необходимо формировать у детей высокие

нравственные и морально-психологические качества, среди которых важное

значение имеет патриотизм. Понятие патриотизм – это чувство любви к Родине.

Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни: территорию, климат,

природу, организацию общественной жизни, особенности языка и быта. Быть

патриотом – это значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это

сложное чувство возникает ещё в детстве, когда закладываются основы

ценностного отношения к окружающему миру. Но подобно любому другому

чувству,

патриотизм

обретается

самостоятельно

и

переживается

индивидуально. Он напрямую связан с духовностью человека, её глубиной.

Поэтому, не будучи патриотом сам, педагог не сможет и в ребенке пробудить

чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе

патриотизма лежит духовное самоопределение [9. с. 27]. Исходя, из выше

изложенного наметились следующие приоритеты:

6

1. Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка,

воспитывающие в нём чувство красоты, любознательность, должны быть

национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они

– часть великого русского народа.

2. Необходимо широко использовать все виды фольклора (сказки,

песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.). В устном народном

творчестве как нигде сохранились особенности черты русского характера,

присущие ему нравственные ценности, представление о добре, красоте, правде,

храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками,

пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим

нравственным ценностям. В русском фольклоре каким-то особенным образом

сочетается слово, музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям

потешки, прибаутки, звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность,

веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках метко оцениваются

различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются

положительные качества людей. Особое место в произведениях устного

народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение

мастерством

человеческих

рук.

Благодаря

этому,

фольклор

является

богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

3. Большое место в приобщении детей к народной культуре должны

занимать народные праздники и традиции. В них фокусируются накопленные

веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времён года,

погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причём эти

наблюдения непосредственно связанны с трудом и различными сторонами

общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.

4. Очень важно ознакомить детей с народной декоративной росписью.

Она, пленяя душу гармонией и ритмом, способна увлечь ребят национальным

изобразительным искусством.

Суть нравственно-патриотического воспитания состоит в том, чтобы

посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному

7

дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и

близких людей, тех, кого зовут соотечественниками [2. с. 32].

Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия

человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с

момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к

окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа.

Поэтому базой формирования патриотизма являются глубинные чувства любви

и привязанности к своей культуре и своему народу[5. с. 46].

Следует подчеркнуть, что в настоящее время выходит достаточно много

методической

литературы

по

данному

вопросу,

появились

программы:

«Наследие», «Наш дом – Россия», «Православие», «Приобщение детей к

истокам русской народной культуры», но зачастую в ней освещаются лишь

отдельные

стороны

нравственно-патриотического

воспитания

детей

в

конкретных видах деятельности, и нет стройной системы, отражающей всю

полноту данного вопроса. Видимо, это закономерно, поскольку чувство

патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и

гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим

миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны.

Исходя из выше изложенного, мы можем сделать вывод о том, что

большие

потенциальные

возможности

нравственно-патриотического

воздействия заключаются в музыкальном воспитании детей.

Народные музыкальные произведения ненавязчиво, часто в веселой

игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом русского народа, трудом,

бережным отношением к природе, жизнелюбием, чувством юмора.

Народная музыка вызывает интерес детей, приносит им радость, создает

хорошее настроение, снимает чувство страха, беспокойства, тревоги – словом,

обеспечивает эмоционально – психологическое благополучие. Богатство и

разнообразие содержания детского фольклора позволяют выбирать наиболее

яркие его образцы. Все народные песни, а также народные мелодии, обладают

большими

художественными

достоинствами

и

высокой

познавательной

8

ценностью. Посредством народной музыки дети знакомятся с жизнью и бытом

русского народа, с образцами народного музыкального творчества.

Произведения русского музыкального и устного народного творчества,

используемые в работе с дошкольниками должны быть просты, образны,

мелодичны, поэтому дети их быстро усваивают. Интонационные достоинства

песен позволяют детям использовать их как в младшем возрасте, так и в

старшем. Эти песни способствуют развитию первоначальных певческих

навыков у детей младшего возраста. В старшем возрасте они очень эффективны

в качестве распевания.

Сила воздействия на ребенка произведений народного творчества

возрастает, если ознакомление с ними осуществляется на основе собственной

деятельности дошкольника. Важно в работе с детьми добиваться, чтобы они

были не только активными слушателями и зрителями, но и активными

исполнителями песен, плясок, хороводов, музыкальных игр и т.п., активно

включались в работу и по подготовке к праздникам и развлечениям.

Таким образом, приобщая детей к музыкальному наследию своего

народа, мы воспитываем в них чувство патриотизма, а оно неотделимо от

воспитания чувства национальной гордости.

9

Глава II. Организация работы по нравственно-патриотическому

воспитанию средствами музыкальной деятельности.

Задачу нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного

возраста я решала через проектный метод. Мною был разработан проект

«Русская душа».

Суть проекта состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе

семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре

страны, созданной трудами родных и близких людей, средствами музыкального

воспитания.

Цель проекта: приобщение детей дошкольного возраста к ценностям

народной культуры.

Задачи проекта:

1.

Повысить интерес детей дошкольного возраста к истории и

культуре своего народа и своей Родины.

2.

Обратить внимание родителей на значимость приобщения детей

дошкольного возраста к ценностям народной культуры, заинтересовать в

работе над данной проблемой.

Проект ориентирован на четыре возрастные группы детей:

1.

младший возраст - от 3-4 лет;

2.

средний возраст – от 4-5 лет;

3.

старший возраст – от 5-6 лет;

4.

подготовительную к школе группу от 6 - 7 лет.

Проект построен на основе главных методических принципов: учет

возрастных особенностей детей, доступность материала, постепенность его

усложнения.

На первом этапе работы было организовано обследование детей и их

родителей с целью выявления у них умений и знаний об истории и культуре

нашего народа. На данном этапе использовались такие педагогические

10

средства, как беседа с детьми и родителями, наблюдение за детьми в процессе

игр, занятий, совместной деятельности.

Результаты диагностики показывают, что 99% детей не знают истории и

культуры русского народа, 50% детей не умеют общаться со сверстниками и

взрослыми во время совместной деятельности, 60% родителей не интересуются

деятельностью детей в детском саду по данной проблеме. Результаты

анкетирования родителей показали: 24% родителей не знают истории и

культуры русского народа; 37% родителей не применяют эти знания в

повседневной жизни; 87% родителей не умеют передать детям данный опыт.

Следующим этапом была разработка календарного плана совместной

деятельности педагогов с детьми Приложение 1.

Календарный

план

разрабатывался

в

тесном

взаимодействии

воспитателей и музыкального руководителя. Мы вместе решали, какую музыку

использовать

на

комплексных,

тематических

занятиях,

как

ее

лучше

преподнести. Вместе с педагогами мы стремились использовать на занятиях и в

повседневной жизни музыкальные произведения, ценные в воспитательном

отношении. Старались раскрыть перед детьми их красоту, сделать эти

произведения знакомыми и любимыми.

Одновременно с этим ставится задача – создать развивающую среду по

обозначенной теме. В музыкальном зале была создана зона имитирующая

русскую избу Приложение 2.

Данная работа проходила совместно с родителями, собиралась старинная

кухонная утварь, расписная посуда, была сделана печка, колодец, На полу были

постелены самотканые половики. В русской избе были чугунки, самовар,

расшитые полотенца, прялка и многое другое. Вся совместная деятельность по

ознакомлению детей с русской народной культурой проходила в этой избе.

Для того чтобы показать, как можно применять русские народные

традиции в повседневной жизни детей, разработана серия музыкальных,

комплексных занятий и развлечений. Для 1-ой младшей группы занятие

«

В

гости к бабушке – Загадушке ». Целью, которого было вызвать интерес у детей

11

к традициям русского народа; обогащать словарный запас народных терминов;

приобщать детей к народным играм, песням, хороводам; воспитывать интерес и

уважение к прошлому, истокам и культуре своего народа.

Ещё одно занятие

называлось

«Волшебный

сундучок»

Цель

его:

знакомство

детей

с

разнообразием народных инструментов.

Для 2-ой младшей группы были разработаны занятия. «В гостях у

русской матрёшки» Цель занятия: познакомить с народной игрушкой -

матрешкой; формировать интерес и любовь к народному творчеству; развивать

мелкую моторику рук; создавать эмоционально положительный настрой.

В средней группе проходило занятие «Русские мастера». Цель: дать

представление ребятам о промыслах и ремеслах жителей России

.

Занятие с детьми подготовительной группы «Русский платок». Цель:

познакомить детей с русским головным убором – платок, показать его красоту

Приложение 3.

Для детей была организована выставка русского народного костюма

Приложение 4.

Особое внимание уделялось игре на русских народных инструментах.

Детям на каждом музыкальном занятии предлагались бубны, дудочки,

свистульки, трещотки, колокольчики. Эти незатейливые инструменты в руках

малышей становились волшебными, оживали и приобретали свой голос.

В приобщении детей к ценностям народной культуры, воспитании

гражданина огромная роль отводится тесной взаимосвязи и сотрудничеству с

семьёй.

Работа с родителями организуется по двум направлениям:

сделать союзниками и помощниками тех родителей, которые

проявляют интерес к нашей работе;

заинтересовать и вовлечь в работу тех родителей, которые

оказались пассивны.

Родители участвовали в посиделках «Русский самовар» Приложение 5,

принимали активное участие в открытых мероприятиях, в организации

12

тематических выставок. Данные мероприятия повысили заинтересованность

родителей в совместной деятельности по данной теме.

Самым важным мероприятием в работе с родителями был организован

детско-родительский ансамбль «Калинушка». В ансамбль входили наиболее

активные родители. Вместе с детьми играли на народных инструментах и

выступали на открытых мероприятиях детского сада Приложение 6.

Не

менее

важным

мероприятием

в

решении

задач

нравственно-

патриотического воспитания средствами музыки были обрядовые праздники.

Были разработаны сценарии праздника «Русская ярмарка» и «Масленица»

Приложение 7.

Праздники проводились при активном участии родителей. на таких

мероприятиях обязательно присутствуют дети в наряженные в живописные

народные костюмы, созданные руками родителей, что создаёт особый

эмоциональный настрой и у детей, и у родителей.

13

Заключение.

Повторное анкетирование в конце проекта показало, что поставленные

задачи с успехом выполнены.

Итоговая диагностика показывает, что:

уровень знаний детей об истории и культуре русского народа вырос

на 60%;

дети могут самостоятельно играть и объяснять правила русских

народных игр;

дети используют в активной речи русский фольклор;

дети отличают народные инструменты по звучанию и внешнему

виду;

умеют соотносить увиденное в природе с народными приметами;

дошкольники с большим удовольствием принимают активное

участие в проведении народных праздников;

дети знакомы с историей русского костюма и его элементами, могут

объяснить значение украшения костюма;

умеют различать изделия разных народных промыслов

создано

детско-взрослое

сообщество,

решающее

проблему

приобщения детей к обозначенной теме.

Но главным, по моему мнению, является наличие стойкого интереса к

жизни народа в разное историческое время, к его истории и культуре, к природе

России, что в свою очередь, является первопричиной воспитания патриотов

своей Родины.

Данный опыт может представлять интерес для педагогов, увлечённых

истоками русской народной культуры, стремящихся приобщить детей к данной

теме.

Данная

разработка

может

использоваться

в

любом

дошкольном

учреждении, где есть работоспособный творческий коллектив. Так же он может

быть использован в виде кружковой работы в ДОУ.

14

Список используемой литературы:

1.

Государственные праздники для дошкольников. Учебное пособие. А.Н.

Зимина, Центр педагогического образования, Москва, 2007 – 96 с.

2.

Гражданское воспитание в дошкольном образовательном учреждении:

планирование, разработки занятий и мероприятий / авт.- сост. Е.А. Позднякова.

- «Учитель», 2008. – 148 с.

3.

Знакомство с народным изобразительно-прикладным искусством. А.Н.

Чусовская. - «Аркти», 2012. – 115с.

4.

Интегрированные развлечения в детском саду М.Б Зацепина, Л.В

Быстрюкова, Л.Б Липецкая. - «Сфера», Москва. 2011.- 75 с.

5.

Мы

живём

в

России.

Гражданско-патриотическое

воспитание

дошкольников.

(Старшая

группа.)

Н.

Г.

Зеленова,

Л.Е.

Осипова.

«Издательство Скрипторий», 2010.- 112 с.

6.

Мы

живём

в

России.

Гражданско-патриотическое

воспитание

дошкольников. (Подготовительная группа.) Н. Г. Зеленова, Л.Е. Осипова. –

«Издательство Скрипторий», 2010.- 96 с.

7.

Народные праздники в детском саду. М.Б Зацепина, Т.В.Антонова.

«Мозаика-Синтез», Москва. 2006. – 67 с.

8.

Народные праздники в детском саду. Азбука развития «Новый год и

Рождество». Е. Черенкова. «Рипол классик дом. 21 век», 2007. – 98 с.

9.

Система

патриотического

воспитания

в

ДОУ:

планирование,

педагогические

проекты,

разработки

тематических

занятий

и

сценарии

мероприятий / авт. – сост. Е.Ю. Александрова, Е.П. Гордеева. «Учитель»,

Волгоград. 2007. – 203 с.

10.

Формирование художественно - речевых навыков (занятия по былинам,

богатырские игры и потешки). Т. М Пименова, В.В Архипова. «Учитель»,

Волгоград. 2012.- 324с.

11.

Эстетическое воспитание и развитие. Новикова Г.П. Москва. 2003. – 125с.

15

Приложение 1. Календарный план проекта

№п/п

Мероприятия

Возрастная

группа

Ответственные

Срок

проведения

1

Выставка русских народных

костюмов (совместно с

родителями с

использованием проектора).

Цель: познакомить детей с

особенностями русского

национального костюма.

2 младшая группа

Средняя группа

Старшая группа

музыкальный

руководитель,

воспитатели групп.

сентябрь

2

Занятие «В гости к бабушке

Загадушке»

Цель: Вызвать интерес у

детей к русским народным

песням, потешкам, пляскам.

1 младшая

группа

Средняя группа

Музыкальный

руководитель

воспитатели групп

сентябрь

3

Развлечение «Сказка тётушки

Осени».

Цель: вызвать интерес у

детей к традициям русского

народа; обогащать словарный

запас народных терминов;

приобщать детей к народным

играм, песням, хороводам;

воспитывать интерес и

уважение к прошлому,

истокам и культуре своего

народа. (Занятие с

использованием проектора:

показ слайдов – картин

«Русские народные сказки»

Шишковой, «Потешки» -

Лосевой)

2 младшая группа

средняя группа

музыкальный

руководитель

воспитатели

сентябрь

4

Развлечение «Осенняя

ярмарка»

Цель: Закрепление знаний

детей о признаках осени

через русскую народную

культуру.

старшая группа

музыкальный

руководитель

воспитатели старшей

группы

сентябрь

5

День пожилого человека.

Исполнение песни

«Рябинка» с игрой на

музыкальных

инструментах в клубе с

Троицкое.

старшая группа

музыкальный

руководитель

октябрь

16

6

Занятие с детьми «В

гостях у русских

мастеров»

Цель: дать представление

ребятам о промыслах и

ремеслах жителей России.

(занятие с использованием

проектора: показ

видеороликов с работой

гончаров, кружевниц,

кузнецов, художников

декоративной росписи.)

средняя группа

музыкальный

руководитель

воспитатель средней

группы

октябрь

7

День матери. Выступление

на празднике с танцем

«Русская берёзка»

«Самовар» в клубе с.

Троицкое

старшая группа

музыкальный

руководитель

ноябрь

8

Занятие с детьми младшей

группы «Волшебный

сундучок»

Цель: знакомство детей с

разнообразием народных

инструментов.

(с использованием

проектора: показ слайдов с

разновидностями одного

инструмента, например,

существует много видов

трещоток, гармоней,

свистулек, дудочек…).

1младшая группа

2 младшая

группа

музыкальный

руководитель

воспитатели групп

ноябрь

9

Занятие с детьми старшей

группы «Русский платок»

Цель: познакомить детей с

русским головным убором

– платок, показать его

красоту.

(с использованием

проектора: показ

видеоролика техники

набивания рисунка на

платок).

старшая группа

музыкальный

руководитель

воспитатель старшей

группы

ноябрь

10

Развлечение «Здравствуй

Зимушка-зима»

Цель: Обогащать знания об

особенностях зимы,

знакомить детей с русскими

играми и хороводами.

1 младшая

группа

2 младшая

группа

музыкальный

руководитель

воспитатели групп

декабрь

17

11

Развлечение «Здравствуй

русская молодка,-

раскрасавица Зима»

Цель: Расширять

представление о зиме,

инсценировать песни, игры,

хороводы, знакомиться с

традициями русского народа.

средняя группа

старшая группа

музыкальный

руководитель

воспитатели групп

декабрь

12

Занятие «Русские гулянья»

Цель: Дать представления о

народных зимних

праздниках: Рождество,

Святки, Крещение, Проводы

Зимы - Масленица.

средняя группа

старшая группа

музыкальный

руководитель

воспитатели групп

декабрь

13

Вечер-развлечение с

родителями и детьми

«Зимние посиделки

ЦЕЛЬ: Познакомить

родителей с содержанием

зимних народных

праздников, обрядами

гадания, колядования,

крещения, проведения

масленичной недели.

Старшая группа

Родители.

музыкальный

руководитель

воспитатели групп

январь

14

Развлечение «Рождество

Христово»

Цель: Расширить знания о

празднике, познакомить с

приметами, с народными

традициями.

Старшая группа

музыкальный

руководитель

воспитатели групп

январь

15

Развлечение «Зимние

забавы»

Цель: Знакомство детей с

народными играми, песнями,

хороводами.

Младшая группа

музыкальный

руководитель

воспитатели групп

январь

16

Вечер игр с музыкальными

инструментами «Новогодний

сапожок»

Цель:

Средняя группа

музыкальный

руководитель

воспитатели групп

январь

17

Фольклорное развлечение

«Кудесы»

Цель: Знакомство с

народными музыкальными

инструментами,

использование игры на них в

инсценированные песен.

Старшая группа

музыкальный

руководитель

воспитатели групп

февраль

18

Музыкально-игровой досуг

«Сказка про мышку»

Цель: Знакомство с

пальчиковыми играми,

потешками, дразнилками.

Младшая группа

музыкальный

руководитель

воспитатели групп

февраль

18

19

Спортивное развлечение на

улице «Санный спорт»

Цель: Расширить знания о

народных гуляниях, катаниях

с горы, гонки на санях.

Средняя группа

Старшая группа

музыкальный

руководитель

воспитатели групп

Февраль.

20

Развлечение «Масленица

годовая, гостья наша

дорогая»

Цель: Познакомить детей с

масленичной неделей,

использование в празднике

хороводов, песен,

обыгрывание народных игр и

традиций.

Старшая группа

Средняя группа

музыкальный

руководитель

воспитатели групп

март

21

Спортивное соревнование

«Как Зима с Весной силой

мерились»

Цель: Познакомить детей с

праздником «Проводы

Зимы», с песнями играми,

дразнилками, потешками.

Старшая группа

Средняя группа

музыкальный

руководитель

воспитатели групп

март

22

Праздник «Чудесный

сундучок»

Цель: Использование

народных игр, песен потешек

в празднике, посвящённому 8

марта.

1ладшая группа

музыкальный

руководитель

воспитатели групп

март

23

Тематическое развлечение

«Встреча Весны:

Цель: Закрепление знаний

признаков весны и Зимы

2 младшая

группа

музыкальный

руководитель

воспитатели групп

март

24

Праздник «Русская

масленица»

Цель:

Средняя группа

Старшая группа

музыкальный

руководитель

воспитатели групп

март

25

Интегрированное занятие «

Вербное воскресенье»

Цель: Углублять знания о

народном творчестве, учить

рисовать.

Старшая группа

музыкальный

руководитель

воспитатели групп

апрель

26

Занятие «Пасхальные

украшения»

Цель: знакомство с

традициями праздника,

приобщить детей к

изготовлению росписи

пасхальных яиц.

Средняя группа

Старшая группа

музыкальный

руководитель

воспитатели групп

апрель

27

Игровой досуг «Ладушки-

ладошки»

Цель : Знакомство с

пальчиковыми играми,

использование их в

праздниках

Младшая группа

музыкальный

руководитель

воспитатели групп

апрель

19

28

Праздник Пасхи и весны

Цель: Продолжать знакомить

детей с народными

традициями, использовать в

празднике народные песни,

пляски , хороводы

Средняя группа

Старшая группа

музыкальный

руководитель

воспитатели групп

апрель

29

Игровой досуг «Мышки-

шалунишки»

Цель: Познакомить детей с

пальчиковыми играми,

вызвать интерес к народным

потешкам.

1 младшая группа

музыкальный

руководитель

воспитатели групп

май

30

Развлечение «Курочка и

цыплята»

Цель: Вызвать интерес к

народным песням, потешкам.

Проявлять доброту и заботу к

животным и птицам.

2 младшая группа

музыкальный

руководитель

воспитатели групп

май

31

Развлечение «Вербное

воскресенье»

Цель: Дать представление о

весенних православных

праздниках. Познакомить с

традициями и обрядами,

проходящими на вербное

воскресенье.

Средняя группа

Старшая группа

музыкальный

руководитель

воспитатели групп

май

32

Интегрированное занятие

«Золотая хохлома»

Цель; Учить детей понимать

образное Содержание

поговорок и пословиц ,учить

составлять хохломской узор.

Старшая группа

музыкальный

руководитель

воспитатели групп

май

33

Русские посиделки с

родителями « В гостях у

Марфы Гжельской»

Цель: Познакомить детей с

народным гжельским

промыслом.

Старшая группа

музыкальный

руководитель

воспитатели групп

июнь

34

Интегрированное занятие:

Матрёна и матрёшечки»

Цель: Познакомить детей с

историей рождения

Матрёшки, формирование

восприятия образа Матрёшки

как символа народного

искусства.

2 младшая группа

Средняя группа

музыкальный

руководитель

воспитатели групп

июнь

20

35

Деревенские посиделки с

родителями « У самовара

всей семьёй»

Цель: Продолжать

приобщать детей и родителей

к народным традициям и

обычаям. Воспитывать у

детей любовь к Родине и

уважения в семье.

Старшая группа

музыкальный

руководитель

воспитатели групп

июнь

36

Троицын день- праздник

русской берёзки

Цель: познакомить детей с

обрядом и атрибутами

украшения летней берёзки.

Формировать у детей

бережное отношение к

природе на основе

сохранения русских

народных традиций.

Средняя группа

Старшая группа

музыкальный

руководитель

воспитатели групп

июнь

Приложение 2. «Русская изба»

21

22

23

Приложение 3. Конспекты занятий

Занятие « В гости к бабушке - Варварушке»

Дети с подсолнухами заходят в зал под музыку, проходят круг, садятся на

места.

Бабушка: Добрый день дорогие, мои ребятишки

Давно я вас поджидаю, праздник без вас не начинаю

Ой, какие вы все красивые, нарядные, румяные да ладные.

Вед: Смотри, бабушка, какие подсолнухи дети тебе принесли.

Бабушка:

Ой, спасибо мои ребятушки

Как же этих деток звать?

Будем с пальчиком играть.

Игра «Пальчик мой».

Вед: А сейчас покажем бабушке, как мы играем в «Ладушки».

Дружно наши крошки хлопают в ладошки.

Песня «Ладушки» р.н.м

Вед: Ой, спасибо тебе, бабушка за вкусные оладушки.

Бабушка: Я пришла к вам не одна, друзей с собою привела.

Загадывает загадки.

Загадка про зайчика.

Бабушка: Зайка зовет вас на полянку.

Игра «Зайка серенький сидит».

Загадка про кошечку.

Бабушка: Киска к детям подошла, молочка попросила, молочка попросила,

«мяу» говорила.

Вед: Давайте угостим киску молоком.

(Дети угощают)

Бабушка: Киска вас благодарит, в бубен весело звонит(стучит)

24

Инструменты все берите,

Как умеете играть

Киске покажите.

Игра на музыкальных инструментах.

Загадка про петушка.

Вед: Бабушка, а наши ребятки знают песню про петушка.

Песня «Петушок».

Вед: Петушок у нас горластый

По утрам кричит он, здравствуй

На ногах его сапожки

На ушах висят сережки

На головке гребешок

Вот такой наш петушок.

Сейчас Петушок поиграет с ребятишками в игру.

Игра «Где же наши ручки?»

(в конце дети с Петушком выходят танцевать)

Бабушка: Молодцы ребятки, с петушком играли в прятки

Петушок шел к нам на праздник нес зернышки,

Да уронил их, зернышки все рассыпались

Давайте поможем собрать зернышки.

Игра «Собери зернышки».

Бабушка: Ай, да детки, ай, да молодцы!

Весело мы играли, песни пели.

А теперь я вас приглашаю поплясать.

Танец «Приседай»

Бабушка: Ай, да малыши, плясали от души!

Всех детишки приглашаю на чашечку вкусного чая.

С сушками, ватрушками с пирогами русскими.

( приглашает в группу).

25

Занятие «Волшебный сундучок»

Задачи:

1.

Познакомить детей с русскими народными инструментами;

2.

Развивать интерес к игре на русских народных инструментах;

Оборудование : Сундучок в котором лежат музыкальные инструменты —

бубен, погремушка, барабанная палочка, тарелки, колокольчик; бубны,

колокольчики, погремушки — каждому ребенку; барабан.

Действующие лица:

Ведущий (взрослый).

Мишка (взрослый)

Дети входят в зал под русскую народную мелодию, садятся на места.

Раздается стук в дверь.

Вед: Кто стучится в нашу дверь?

Может, это страшный зверь?

Дверь тихонько отворю,

Кто стоит там, посмотрю.

(Открывает дверь входит Мишка в красном колпачке и с мешком-сапожком.)

Ой, да это же Мишутка в колпачке. Что это? Шутка?

Мишутка: А я, Мишка, — Дед Мороз,

Вам подарочки принес.

Ведущий. Разве может быть Мишка Дедушкой Морозом? 

А на Новый год , любая сказка оживает.

Для вас Мишутка-Дед Мороз, принес игрушек целый воз.

Игрушки необычайные, игрушки музыкальные.

Вед: Ну-ка, Мишка, покажи свой волшебный сундучок.

Ай да сундучок! В сундучке е что лежит?

Что в сундучке гремит?

(Играет па бубне.)

Дети. Бубен!

26

Ведущий достает бубны из сапожка и раскладывает их по кругу. Каждый

ребенок садится на колени перед бубном.

Ритмическая игра «Бубен»

Дили-дили, дон! Дили-дили, дон! Встряхивают бубен и ударяют ладонью.

Бубен, спой еще разок —

Перекладывают бубны по кругу.

Дили-дили, дон! Дили-дили, дон! Встряхивают и хлопают ладонью.

Твой веселый голосок —

Передают бубны по кругу.

Дили-дили, дон! Дили-дили, дон! Встряхивают и ударяют ладонью.

Вед: Посмотрим, что еще принес в сундучке Мишка. (Достает барабанную

палочку.) Что это такое, ребятки?

Дети: Палочка для барабана.

Вед: А вот и сам барабан. Он потерял свою палочку, а Мишка ее нашел.

(Играет на барабане.)

Эй, барабан! Играй, барабан! Трам-барабам, трам-барабам!

Песня «Барабанщик» М. Красева

Ведущий. А что еще есть в сундучке, вы сразу отгадаете.

Ой, гремит она, гремит,

Малышей всех веселит.

Ваша первая игрушка,

Называлась ... (погремушка).

(Достает погремушку из сапожка.)

«Полька» (муз. М. Глинки)

Дети играют на погремушках.

Погремушечка звенит, дети ударяют погремушкой

И ребяткам говорит, по ладошке.

Весело играет, По ладошке ударяет.

Принялась она за дело, Звенят погремушкой.

Над головкой зазвенела,

Весело играет, деток забавляет.

Ведущий (заглядывает в мешок).Ребятки, что я вижу.

27

Тарелки блестящие,

Тарелки настоящие,

Не крупные, не мелкие,

Тарелки медные.

(Достает тарелки и играет на них.)

Тарелочки играют,

В игру всех приглашают.

Игра «Возьми свой инструмент» (Дети выполняют движения по тексту)

Ведущий (звонит в колокольчик, не доставая его из сундучка)

Динь-дон, динь-дон!

Это что еще за звон?

Дети. Это колокольчик!

Вед: достает из сапожка колокольчик.

Музыкально-дидактическая игра на развитие динамического слуха

«Тихие и громкие звоночки»

Ведущий (показывает, что сундучок пустой).

Спасибо, Мишка, нам за новогодний сапожок. Вот сколько инструментов в него

поместилось.

Мишка. А давайте сыграем в оркестре.

Ведущий. Как это — в оркестре?

Мишка. Это когда все инструменты играют вместе, дружно.

Ведущий. Мы, Мишка, сейчас попробуем.

Игра на музыкальных инструментах «Оркестр»

28

Занятие «Русский платок»

Задачи:

Познакомить детей с деталью женской одежды – платком.

Дать представления об истории возникновения платка

Познакомит с Павловским платком.

Учить детей использовать платок, как модный современный аксессуар

одежды.

Активизировать познавательный интерес к творчеству своего народа.

Воспитывать творческие способности, фантазию, эстетический вкус

детей

Материал: волшебный сундучок, платки, картинки с изображением станков и

платков, кукла-модельер, заготовки для платков на каждого ребенка, кисти,

краски, слайды разнообразных платков, видеосюжет техники набивания

рисунка на платок.

Ход занятия:

Дети под р н.. музыку, заходят в зал становятся полукругом.

Воспитатель: - Ребята, в нашем сундучке спряталась интересная вещь. Я

загадаю загадку, а вы, отгадав ее, узнаете, что же это такое.

- Это предмет одежды – кусок ткани квадратной формы. Он бывает шелковый,

пуховый, шерстяной. Женщины повязывают его на голову, а мужчины носят в

кармане. Что же это?

Дети: - Это платок.

Воспитатель: Да. Это платок. Давайте посмотрим.

( звучит музыка, дети рассматривают платки, а воспитатель их

развешивает)

Воспитатель: Это русский платок. Обычай носить платок на Руси имеет

давнюю историю. Еще в глубокой древности женщина покрывала голову

29

куском ткани – платом, платком.

Сначала его носили поверх головного убора, а потом стали повязывать прямо

на волосы. (Показ слайдов)

Давным - давно крестьяне ткали платки дома, на самодельных станках

(демонстрация слайдов с изображением ткацких станков), украшали их

вышивкой ленточками (рассказ сопровождается показом старинного платка).

Потом, позднее были созданы заводы и фабрики для изготовления платков.

Особенно славились платки, которые делали в Павловском Посаде.

Павловский Посад – это город на берегу реки Клязьмы, недалеко от Москвы.

Раскинув перед собой шаль, вы увидите дивный букет из садовых цветов, чаще

всего роз. Розы яркие. Не менее яркие и зеленые листья и, дополняющие букет,

мелкие цветы: голубые, сиреневые. Цвет фона у платка может быть бардовым,

кремовым, зеленым и т.д. красота родной природы перенеслась на шерстяное

полотно платка.

Чаще всего цветы располагаются по кайме и углам, а середина платка

равномерно заполняется редко разбросанными мелкими цветочками.

Не одно поколение мастеров работало на фабрике.

Не обходилось, да и теперь не обходится, на Руси праздничный женский наряд

без красивого, красочного платка.

Павловские платки известны во всем мире (рассказ сопровождается

демонстрацией слайдов и платков).

Муз. рук:- А теперь, мои дорогие, нам пора немного поиграть.

Я познакомлю вас с русской народной игрой "Достань платочек".

Эта игра проводилась на ярмарках и праздниках. Платок подвешивали на шесте

или веревке, достать его можно, только подпрыгнув. Платок поднимали

высоко. Побеждал тот, кто выше подпрыгнет и достанет платок.

(Звучит р.н.м дети играют, после игры дети садятся на стулья)

Наряднее платки стали в наши дни модной деталью одежды. Платок придает

женщине привлекательность и неповторимость.

30

Ребята, наш модельер подсказал мне, как можно носить современный платок. А

я научу вас.

Демонстрация моделей:

"Нарядный бант"

"Платочек-шарфик"

"Ожерелье"

(Дети по очереди: один модельер, другой – модель, учатся повязывать

платки).

Воспитатель: Вы научились модно, современно, красиво повязывать платки.

Дома украшать ими будете мам и бабушек.

Ребята, а знает ли наш модельер, где делают самые красивые, самые известные

платки.

(Дети рассказывают о Павловопасадском платке)

Воспитатель: - А сейчас я приглашаю вас в мастерскую по изготовлению

платков.

Мы с вами будем украшать Сахалинские платки. Каждый из вас придумает

свой узор. Он будет единственный и неповторимый.

Кто знает, может и наши Сахалинские платки прославятся на весь мир.

( Звучит р. н. м дети украшаю платки, придумывая свой узор.)

Итог занятия:

Воспитатель: С какими платками мы сегодня познакомились?

- Где производят самые известные платки?

- Как можно в современной одежде использовать платок?

Проводится выставка Сахалинских платков. Обсуждаются варианты узоров,

украшений платков.

Муз.рук: А сейчас мы платки возьмём, сними танцевать пойдём.

« Танец с платками»

31

Занятие «В гостях у Матрёшки»

Цель. Продолжать знакомить с матрешкой; формировать интерес и любовь к

народному творчеству; развивать мелкую моторику рук; создавать

эмоционально положительный настрой.

Материал. Две матрешки; запись русской народной мелодии; силуэт

матрешки, приклеенный на картон; половинки горошин.

Предварительная работа. Рассматривание матрешки и игры с ней.

Прослушивание русских народных песен и мелодий,разучивание пляски « Ой,

да Матрёшка»

Ход занятия:

Матрешка (воспитатель, одетая в русский народный сарафан и платок,

приносит двух матрешек.

Матрешка: Я к вам собиралась,

Долго-долго наряжалась.

Поиграть хочу немножко!

У кого в руках матрешка,

Тот попляшет с ней немножко.

Двое детей, взяв матрешек, выходят в круг и под русскую народную мелодию

пляшут, остальные хлопают в ладоши. Танец повторяется несколько раз. Затем

дети садятся на стульчики.

Матрешка: А теперь я расскажу вам немного об истории создания русской

матрёшки. Появилась первая матрёшка в России очень давно, более 100 лет

назад.

Однажды из далекой страны Японии привезли игрушку - большеголового

деревянного японца. Раскроешь его, а там ещё такая же игрушка, раскроешь

вторую, а там третья. Очень понравилась такая игрушка русским мастерам.

Они переодели её в русский сарафан с передничком, на голову повязали яркий

платочек, нарисовали ей красивые глазки и положили на щёчки яркий

румянец. И назвали её старинным русским именем – Матрёшей Дети

рассматривают вместе с матрешкой игрушку.

32

А сейчас, дорогие ребята,

На минутку закройте глаза.

Позабудьте заботы, усталость,

Ведь начнутся сейчас чудеса!

(звучит русская народная мелодия)

Матрешка предлагает ребятам сесть за стол, показывает силуэт матрешки,

нарисованный на картоне.

Матрешка: Моя младшая сестричка просит вас, ребятки помочь ей

превратиться в красивую матрешку. Давайте ей поможем.

Ответы детей.

Матрешка: А украсим ее мы необычно. Возьмем половинки горошин и

приклеим их, а я вам помогу.

Дети при помощи матрешки выполняют работу.

Матрешка: Вот и матрёшка наша готова.

Не хотите поплясать, мои милые?

Звучит музыка «Ой, да. Матрешка!» Дети танцуют вместе с матрешкой.

Матрешка. Какие молодцы! Вот, ребятки, вам подарки - воздушные шары!

А мне пора к моим сестрам младшим, до свидания, ребятки.

Дети прощаются с матрешкой.

33

Приложение 4. Выставка «Русский народный костюм»

34

35

Приложение 5. Посиделки «У самовара всей семьей»

1 Ведущий: Проходите, гости дорогие, пожалуйте!

Давно мы вас ждём, поджидаем,

Вечер без вас не начинаем.

У нас для каждого найдётся

И местечко, и словечко!

2 Ведущий: Нам начинать досталась роль.

Не путайте с нагрузками,

Мы принесли вам хлеб и соль

На посиделки русские.

1 Ведущий: Жива традиция, жива –

От поколенья старшего

Важны обряды и слова

Из прошлого для нашего.

2 Ведущий: Сядем рядком, поговорим ладком.

Сядем теснее, будет веселее.

1 Ведущий: На завалинке, в светёлке

Иль на брёвнышках каких

Собрались посиделки пожилых и молодых.

2 Ведущий: При лучине ли сидели,

Иль под светлый небосвод –

Говорили, песни пели и водили хоровод.

Хоровод «На горе – то калина»

Ведущий: А играли как? В горелки?

Ах, горелки были хороши!

Словом эти посиделки

Были праздником души!

Игра «Горелки»

36

1 Ведущий: На Руси с давних пор любили почаёвничать. Если семья

переезжала в новый дом, то первой пускали кошку, затем несли квашню, в

которой замешивали хлеб, а потом самовар, потому что без этих вещей не

обходилась ни одна семья.

2 Ведущий: Собрались мы сегодня позабавиться да потешиться,

Пошутить, поиграть да посмеяться.

Представление команд.

Представление жюри.

Ведущий: В каждой русской горнице стоял сундук или сундучок. В нём

хранилась нарядная одежда, она называлась выходной, вышитые полотенца,

холсты и многое другое. У нас тоже есть сундучок, но он с сюрпризом. В нём

вещи из сказок. Угадайте какие? За каждый правильный ответ – 1 балл.

1) Предмет дамского туалета, который в сказке говорит человеческим голосом

(зеркальце).

2) Предмет, с помощью которого злая мачеха пыталась погубить прекрасную

царевну (яблоко).

В сундуке лежит ещё для вас сюрприз - народное средство воспитания детей.

Что это? (ремешок).

Игра «Ремешок» под музыку

1 Ведущий: Конкурс «Ах волшебство, волшебство». Вам надо написать какие

волшебные предметы помогали героям сказок. Сколько предметов вспомните и

напишете, столько баллов и получите. Время 1 минута.

- скатерть – самобранка

- гусли – самогуды

- сапоги – скороходы

- шапка – невидимка

- ковёр – самолёт

- волшебный клубочек

- волшебное зеркальце.

37

А теперь посмотрим, что-же вы написали.

2 Ведущий: 4 конкурс «Узнай сказку и героя»

1) В какой сказке женщина крайне неопределённых лет, утратившая надежду

стать матерью, замышляет похитить чужого ребёнка, используя для этого

летательные аппараты, воспетые певцом и композитором Евгением

Мартыновым. Одновременно в сказке уделяется внимание вопросам

своевременного сбора урожая, пользы изделий из ржаной муки и тому, как в

результате бесхозяйственности на фермах молоко утекает реками. (Гуси-

лебеди).

2) Героиня какой сказки, облачённая в дорогую, не имеющую государственного

клейма, шубу явилась в гости, да так и не захотела уйти оттуда – очень уж ей

приглянулась архитектура строения. И в какие только инстанции не обращался

хозяин, пока действия непрошенной гостьи не были квалифицированы как

незаконный захват жилища. (Лиса и заяц)

3) В какой из сказок личность, во всех отношениях очень серая, осуществляет

коварный план, съесть обед у трёх лиц. (Машенька и медведь)

4) В какой сказке лицо, имеющее весьма дурную репутацию, под вывеской

милой и обаятельной личности совершило покушение на семь

несовершеннолетних душ, но было разоблачено и жестоко наказано.

(Волк и семеро козлят)

5) В какой сказке речь идёт о некоем спортсмене, который, не имея

достаточной физической подготовки, отправился на соревнования по бегу с

препятствиями? Хитрость и незаурядная выдержка позволили подойти ему к

самому финишу. Но финал трагичен: проявив преступную самонадеятельность

и грубо нарушив правила техники безопасности, он погибает. (Колобок)

2 Ведущий: Ни на одних посиделках не обходилось без шуток, прибауток,

былей, небылиц, потешек и игр

Следующий 5 конкурс называется «Шутки- прибаутки».

38

Ну, а пока жюри подводит итоги, мы с ребятами поиграем.

Игра «Удочка»

Игра» Сапожок»

Слово жюри.

1Ведущий: Следующий конкурс 6 «Как вы знаете пословицы».

1 Ведущий: 7 конкурс «Бой петухов». Этот конкурс только для мальчиков и

пап.

2 Ведущий: Народная мудрость гласит: «Хлеб всему голова», «Хлеб –

кормилец». К хлебу на Руси относились по – особому. Его уважали, почитали.

А какое блюдо русской кухни считается самым распространённым?

1 Ведущий: Конечно каша! Кашей на Руси встречали новорожденного. Жених

с невестой варили кашу – это было обязательной частью свадебной церемонии,

отчего и пошло выражение: «С ним кашу не сваришь». Раньше говорили:

«Русского без каши не накормишь»

А какие вы знаете русские народные кушанья?

Каждая команда рассказывает о 2 самых распространённых кушаньях

1 Ведущий: А сейчас мы всех приглашаем на русскую удалую пляску.

Все танцуют под русскую народную мелодию

Слово жюри.

2 Ведущий: Мы чудесно поиграли,

Много нового узнали.

А теперь посидим ладком

Поговорим мирком.

1 Ведущий: Мы думаем, что наши прекрасные мамы и папы тоже вместе с

нами вспомнили своё детство, беззаботные вечера, мир бабушкиных сказок.

Приглашаем все к столу, на чашечку чая, да пирогом всех угощаем.

Чаепитие.

Игра «Кто быстрее возьмёт ложку»

Игра «Мы любим наряжаться

39

Приложение 6. «Ансамбль Калинушка»

40

41

Приложение 7. Развлечение «Русская ярмарка»

(русский народный стиль)

Под музыку «Светит месяц» входят ведущие

1 вед: Ветер кружит над землею

Желтых листьев хоровод

Улетают птичьи стаи –

Это осень настает

Хлеб, картофель и арбузы

Виноград и сладкий мед!

2 вед: С давних времен у русского народа был обычай, как заканчивались

осенние работы в садах, в поле убирали хлеб в закрома и устраивали веселые

ярмарки, на которые съезжались люди из дальних мест. На ярмарках продают и

покупают различные товары, показывают различные представления, катаются

на каруселях. А на ярмарке чего только нет! Расписная посуда сладости, яркие

ткани. Можно купить здесь и доброго коня, и звонкую балалайку.

1 вед: Ярмарка, ярмарка, кто тебе не рад?

На ярмарку веселую все вокруг спешат

Заходи честной народ,

Всех нас ярмарка зовет.

(в зал под музыку входят дети, свободно гуляют, рассматривают товар)

1 вед: А у нас сегодня ярмарка! Сегодня привезли сюда хохломскую посуду.

Какая она красивая! Узор так и светится, будто солнышко внутри! А вот и

дымковская игрушка, ею можно украсить весь дом.

2 вед: А здесь народные музыкальные инструменты: веселые трещотки,

гармошки, балалайки и свистульки. А здесь, смотрите – ка, угощение на славу!

В пузатом самоваре кипит чай, тут и пряники, и мед душистый. Все мы дружно

в круг пойдем, песню заведем.

Инсценировка песни «Где был Иванушка?».

42

Вед: Тары – бары, тары – бары

Посмотрите какие у нас товары

Коробейники идут, товары нам несут

Под музыку в зал заходят коробейники.

1ый: Я веселый коробейник, а на шапке бубенцы

Покупайте карамельки, покупайте леденцы

Кому, кому, кому? (покупают)

2-й: А вот сушки, бублики цена – всего два рублика

Вы их с радостью возьмете с ними и чайку попьете.

Кому, кому, кому? (покупают)

3-й: Пирожки горячие с пылу, с жару!

Подходи и покупай – гривенник за пару!

Нажарила, напекла Акулина для Петра

Кому, кому, кому? (покупают).

4-й: А вот шелковые сарафаны с розочками уголок,

Есть сарафаны любого цвета

Вам для танца подойдут

Хоровод пусть заведут.

Кому, кому, кому?

Вед: Кто же девицам купит сарафан?

Дети: Назар! Назар!

Девочка: Ты, Назар, ты Назар, пойди на базар

Купи мне сарафан

(Назар покупает сарафан)

Вед: Такой сарафан девицам пригодится,

Девицы гуляют, красотою похваляют.

(девицы берут платочки, строятся на танец)

Танец «Русский хоровод»

43

1-я девица: Добрый день, гости званные.

2-я девица: Люди добрые, да желанные.

3-я девица: Люди опытные и молодые.

4-я девица: Женатые и холостые.

5-я девица: Приветствуем всех мальчишек, приветствуем все девчонок.

6-я девица: Почтенных старцев и бабушек – старушек.

1-я девица:Как на праздник наш веселый собрались деревни, села.

2-я девица:Да из города народ посмотреть на нас идет.

3-я девица:Село свое мы прославляем, ярмарку продолжаем.

2-й продавец:

У дядюшки Якова, товара хватит всякого

Тары-бары, растабары – расторговывали товары

Вот ложки расписные, свистульки озорные

Гармошки, балалайки, не стесняйся – выбирай – ка.

Вед: Ну что покажите как вы на ложках умеете играть.

Игра на музыкальных инструментах

Игра «Кто быстрее возьмёт ложку.

Вед: Дуйте в дудки, бейте в ложки

В гости к нам пришла матрешка.

Танец «Матрешки».

Частушки.

Вед: А вы, ребятишки

Девчонки и мальчишки

Что еще хотите купить?

Все дети: Что мы купим мы не скажем,

а мы лучше вам покажем

(дети показывают)

Ведущий отгадывает, игра повторяется несколько раз.

Вед: А вот на базар идут ещё две сестрицы,

две сестрицы белолицы.

44

1ая А тари ,тари, тари ,тари

Куплю Маше янтари

Останутся деньги,

Куплю свахе серьги

Останутся пятачки

Куплю Маше башмачки.

Останутся полушки

Куплю Маше подушки.

Вед: Машенька, попляши

Твои ножки хороши.

Песня «А я по лугу».

Вед: Ребята, а чья это шапка?

Давайте положим ее аккуратно в коробочку

И кто ее будет искать, тому и отдадим

(в зал вбегает Петрушка)

Петр: Тра-ля-ля! Тра-ля-ля!

Здравствуйте мои друзья! (хватается за голову)

Что – то голая макушка

Я без шапки не Петрушка!

Вед: А ты Петрушка, поищи её, а мы тебе поможем.

Игра «Холодно – горячо».

Петрушка: А куда же я пришел?

Дети: На ярмарку!

Петрушка: А что тут можно делать?

Дети: Товары покупать, веселится, играть.

Петрушка: (берет дудочку)

Эта дудка по рублю

Очень музыку люблю!

(прикладывает дудку к уху и к глазу)

Вед: Ребята научим Петрушку играть на дудочке

45

(дети играют на воображаемых дудочках)

Вед: Петрушка, что ты будешь покупать?

Петрушка: Мне пора уж торг начать и потешку выбирать.

1 реб: Ульяна, где была?

2 реб: В новой деревне.

1 реб: Что там видела?

2 реб: Утку в юбке. Курицу в сережках. Свинью в рогоже.

1 реб: Федул, что губы надул?

2 реб: Кафтан прожег.

1 реб: Починить можно?

2 реб: Да иглы нет.

1 реб: А велика ли дыра.

2 реб: Остались ворот, да рукава.

Петрушка: Хороша потешка! Я её покупаю. А теперь мы все попляшем, да

себя покажем. Заплетай плетень.

Игра «Плетень»

( Одеть шапочки)

Вед:

А теперь веселей выходите, кто смелей!

Позабавьте – ка нас на ярмарке дразнилками.

1.

Жадина – говядина, жареная капуста!

Съела мышку без хвоста и сказала вкусно.

2.

Коля, Коля, Николай, сиди дома, не гуляй

К тебе девочки придут, поцелуют и уйдут.

Петрушка:Вот так дразнилки!

Эй подружки и друзья

Что стоять на месте?

Тут никак скучать нельзя

46

Мы попляшем вместе.

Добры молодцы не зевайте,

Девиц красных в хоровод приглашайте.

Хоровод «Как у наших у ворот».

Петрушка:

Дружно мы повеселились

А на карусели мы не прокатились

Если хочешь прокатиться,

Надо всем поторопиться.

Игра «Карусели»

(после игры Петрушка плачет)

Вед: Что с тобой Петрушка?

Петрушка: Я забыл купить ватрушку

(продавец несет ватрушку)

Вот тебе Петрушка вкусная ватрушка.

Петрушка:

Вот спасибо, мне пора

До свидания, детвора.

Вед:

А вот и молодцы

На одни образцы

Смотрите солдаты идут.

(заходят под музыку солдаты)

Солдаты: Аты- баты, шли солдаты, аты- баты на базар

Вед: Аты-баты, что купили?

Солдаты: Аты-баты, самовар

Вед: Аты-баты, сколько стоит?

Солдаты: Аты-баты, пять рублей

Вед: Аты-баты, он какой?

Солдаты: Аты-баты, золотой

47

Вед: А вот сейчас посмотрим какой вы самовар купили.

Танец «Самовар».

Солдаты: Аты-баты, приглашаем – приходите все за чаем.

(ставят самовар на стол)

Поводырь:

Расступись честной народ

Идет медведюшка со мной

(медведь кланяется)

Много знает он потех

Будет шутка, будет смех.

1реб: Медведюшка, а ты петь умеешь?

(кивает головой)

(играет на гармошке)

(поет)

Поводырь: Больно тихо ты поешь.

(медведь поет громче)

(поводырь затыкает уши)

(забирает гармонь)

(медведь кланяется)

Поводырь: Покажи – ка лучше, как Дуняша в круг заходит, лихо пляшет.

(надевает медведю платок)

(медведь пляшет)

Поводырь: Утомился, отдохни немного времени.

(медведь засыпает)

(дети тихонько к нему и хлопают в ладоши)

(медведь вскакивает и догоняет)

Игра «Догонялки».

Поводырь: Понравился вам Мишка?

Наше представление закончено.

До свидания.

48

Вед: Ну вот сколько покупок сделали мы на ярмарке.

От души повеселились.

Наша ярмарка закрывается.

Вед: А всех гостей мы приглашаем к нам прийти на чашку чаю.

Вед: Приходи и млад, и стар

Выпьем чай из самовара!

С сухарями. С крендельками.

С бубликами вкусными

С сушками, ватрушками

С пирогами русскими.

(Праздник заканчивается чаепитием

49

50

51

Развлечение «Масленица»

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА:

В день. Сретенья Господня впервые зима с весной встречаются. И этот

день зима борется с летом: кому идти вперед, кому назад. Ребятишки с утра

закликали солнце, проводились игрища-зимоборы.

ОБОРУДОВАНИЕ:

Табло с эмблемами — снежинкой и солнышком, кружки-очки для;

скакалка с прикрепленными к ней сосульками из бумаги; широкие бумажные

лыжи — 2 пары; «сугробы» из простыней — 6—8 шт.; сердцевина и 3 лепестка

подснежника из бумаги — 2 комплекта; фонограммы русской народной песни

«Полянка» в исполнении оркестра народных инструментов, воя волка,

завывания метели.

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:

Ведущий

Весна взрослые.

Зима

52

Волк (ребенок).

Команды детей «Снежинка» и «Солнышко» о соответствующими

эмблемами па груди.

Дети входят в зал и садятся на места под звучание русской народной

песни «Полянка».

Ведущий. Сегодня, ребята, народный праздник — Сретенье. С давних

времен этот день считался первой встречей весны. По деревням распевались

веснянки зазывные песенки весне. Давайте и мы весну к нам позовем, для нее

веснянку споем.

Народная закличка «Весна, весна»

Дети: Весна, весна красная, Поют, подняв руки, как бы Приди весна с

радостью, протягивая их к солнцу.

С радостью великою,

С милостью богатою,

Со льном высоким, Встают на носочки и высоко

поднимают прямые руки.

С корнем глубоким,

Слегка наклоняются и, опустив руки вниз,

показывают на землю.

С корнем глубоким,

Хлебом обильным.

Разводят руки в стороны.

Весна, весна красная, В зал входит Весна, дети у На чем пришла,

прибыла? нее спрашивают.

Весна. На сошечке, на бороночке!

Здравствуйте, ребята! Услышала я, как вы меня звали, вот в гости и

пришла. Не надоела ли вам зима, холодная да сердитая?

Дети. Надоела!

Ведущий. Ждем, Веснушка, тебя, не дождемся. Раздается вой ветра. В

зале появляется Зима.

Зима. Это я вам надоела? Да я все еще сильна. Не пущу тебя, Весна, на

землю.

53

Ведущий. Не страшны нам, Зима, твои угрозы. Не боимся мы тебя.

Зима. А вот я сейчас это проверю.

Игра «Зима»

Дети встают хороводом вокруг Зимы и поют на мотив русской

народной песни «А мы просо сеяли»

Зима Я зима студеная, вьюжная, Дети идут по кругу, Зима

движется противоходом.

Дети: С ледяными ветрами дружная.

А мы вышли с санками Дети разбиваются по парам погулять,

берутся

за руки и «едут на санках» (один ребенок впереди, другой сзади ).

С удалыми по двору погулять.

Зима: Уж как я вас в комнаты загоню, В светлые да теплые загоню.

Дети: Как же ты загонишь нас, зимушка, Со двора да в комнаты, лютая?

Зима: Разбушуюсь вьюгою-порошею. Заведу метелицу хорошую.

Дети: А мы выйдем в шубах да в валенках,

В меховых ушанках да варежках.

Зима: Все тропинки снегом засыплю я, Все дорожки белым засыплю я.

Дети: А мы снег лопатками разгребем, А мы белый метлами разметем.

Зима: А я ветер северный подниму,

Морозом-морозищем вас дойму.

Дети: А мы как в ладоши захлопаем,

Вот как по дорожкам затопаем

Дети выполняют «пружинку», Зима поет, серди¬то притопывая ногой.

Дети пожимают плечами.

Зима взмахивает руками, дети выполняют «пружинку».

Выставляют поочередно ноги на пятку. Прикасаются ладонями к голове,

вытягивают вперед руки и поворачивают ладони вверх-вниз.

Зима «разбрасывает снег».

Дети показывают, как роют снег лопатами, как метут дорожки.

54

Зима кружится, взмахивая руками.

Дети хлопают в ладоши.

Топают.

Зима. И правда, совсем меня не боятся озорники.

Весна. Давай, Зимушка, силою померяемся.

Зима. Давай. Только я тебя все равно сильнее.

Ведущий:

Не хвались, Зима. Недаром говорят: «Зима весну-красну

встречает, заморозить красную хочет, а сама, лиходейка, от своего хотения

только потеет».

Зима: Ничего, мы еще посмотрим, кто кого. Я себе сейчас самых лучших

помощников выберу.

Дети делятся на команды.

Ведущий: Только, чур, договоримся — кто выиграет, тому мы песню

хвалебную споем. Согласны?

Зима, Весна: Согласны!

Ведущий. На Сретенье появляются сосульки. Поглядим, чья команда

больше собьет сосулек.

Игра «Сорви сосульки»

Участвуют по двое детей от каждой команды. Зима и Весна поднимают

скакалку с бумажными сосульками на высоту 1,8—2 м. По сигналу игроки

подпрыгивают и срывают их. Побеждает команда, которая сорвет больше

сосулек.

Ведущий после каждого состязания выкладывает очки победителям.

Зима:

Вот какие у меня отличные сосулечки, ледяные, прозрачные.

Подарю-ка я самую красивую сосульку вот этой девочке. (Отдает сосульку.)

Девочка: Я сосульку не сосу.

Я ее домой несу.

Стало ей от солнца жарко —

Мне ее ужасно жалко.

Пусть все лето, целый год

55

В холодильнике живет!

Зима. Вот и правильно, так сосулька не растает. А я сейчас взмахну

рукавами, намету сугробов. Ни за что ребятам через них не перебраться.

Ребенок: Белая лужайка,

Теплая фуфайка,

Я на лыжах побегу,

И меня поймай-ка.

«Кто быстрее пробежит на лыжах?»

Побеждает участник, выполнивший задание первым.

Доброе, хорошее,

На всех людей глядит,

А людям на себя

Глядеть не велит. (Солнце.)

Зима: Прозрачен, как стекло,

А не вставишь в окно. (Лед.)

Солнце выглянет — заплачет,

Солнца нет — слезинки спрячет. (Сосулька.) Весна

Старый дед, ему сто лет,

Мост намостил во всю реку,

А пришла молода

Весь мост размела

Не зверь, не птица

Под снегом таится. (Ручей.)

Игра «Ручейки»

Участвуют две команды по 4 человека. Перед каждой командой на полу

раскладываются 3—4 «сугроба» из простыней. Дети встают друг за другом и

кладут руки на плечи впереди стоящего. По сигналу команды-«ручейки»

обегают «сугробы» «змейкой» и так же возвращаются. Побеждает команда,

выполнившая задание первой.

56

Весна: Под сугробом начинают расти первые весенние цветы — нежные

подснежники.

Зима: А я ветер северный позову,

Лепестки подснежников оборву.

Ведущий. А мы лепесточки все-все соберем.

Игра «Подснежник»

Участвуют две команды по 5 человек. Дети строятся друг за другом.

Каждый участник держит какую-нибудь часть цветка — сердцевину, стебелек,

3 лепестка. На расстоянии 5—6 м от команд кладут обруч. По сигналу дети по

очереди подбегают к обручу и выкладывают в нем из деталей подснежник.

Побеждает команда, собравшая подснежник первой.

Зима: Позову-ка я на помощь лесного страшного жителя. Отгадайте, кто

будет моим помощником.

Кто зимой холодной

Ходит по лесу злой и голодный? (Волк.)

Звучит фонограмма волчьего воя. На середину зала выходит Волк.

Волк: Ох, сердит мороз,

Не щадит мороз.

На ходу ко льду Волчий хвост прирос.

У овцы зимой Есть овечья шерсть.

У лисы зимой Лисья шуба есть.

У меня ж, на грех,

Только волчий мех,

Только старый мех —

Шуба драная.

Ох, и жизнь моя Окаянная!.

Зима. Ты, волчище, не скули, лучше побегай, тогда и согреешься.

Русская народная игра «Мороз и волк»

Дети (истают вокруг Волка, взявшись за руки, водят хоровод и поют)

Стоит полк под горой, Волк стоит и притопывает

57

Подпертися кочергой, одной ногой.

Эй, морозец, пощипли, Идет противоходом.

Волка с ноля прогони.

Волк

на

последний

слог

топает

перед

любым

ребенком.

Дети

останавливаются и поднимают руки, образуя воротца. Ребенок, которого Волк

выбрал, выходит за круг и стоит на месте, пока Волк под счет детей делает пять

шагов в сторону от водящего. Затем дети кричат: «Лови!» Волк и водящий

бегут, то забегая в круг через воротца, то выбегая из него. Водящий должен

догнать Волка и пощипать его легонько. При повторении игры в роли Волка

выступает ребенок из другой команды.

Ведущий:

Посмотрите, ребята, в пот Зиму бросило, что Весна ее

побеждает. Давайте очки посчитаем, узнаем, кто выиграл — Зима или Весна.

Подводятся итоги: если победила команда «Снежинка», дети исполняют

знакомую песню о зиме, если «Солнышко», поют песню о весне

Хоть весна и стучится уже к нам, а все равно еще холодно.

Зима:

В середине февраля жди семь крутых утренников. Старики

говорят: «Солнце на лето, зима на мороз поворотилась.

Весна: Ничего, в середине февраля метельные ветры и синяя пасмур

чередуются с погожими деньками. Это значит, зима кончается, ждите, люди

добрые, весну, готовьтесь ее встречать.

Русский народный хоровод «Вот уж зимушка проходит»



В раздел образования