Напоминание

«Значение дидактических игр в развитии интеллектуальных способностей при подготовке детей к школьному обучению»


Автор: Виноградова Галина Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад №1 "Теремок"
Населённый пункт: р.п.Тоншаево Нижегородская область
Наименование материала: статья
Тема: «Значение дидактических игр в развитии интеллектуальных способностей при подготовке детей к школьному обучению»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Статья «Значение дидактических игр в развитии

интеллектуальных способностей при подготовке детей к

школьному обучению»

Виноградова Галина Николаевна

воспитатель

МДОУ «Детский сад № 1 «Теремок»

р.п.Тоншаево, Нижегородская область

«Именно в игре проявляются разные стороны личности ребенка,

удовлетворяются многие интеллектуальные и эмоциональные

потребности, складывается характер . Что бы вы ни делали,

к чему бы ни стремились, окунитесь в мир детства так, как по

вашим представлениям, купается в нем ваш ребенок. И надо

это сделать быстрее, иначе можно опоздать на целую жизнь»

Б.П. Никитин

Развитие умственных способностей детей дошкольного возраста – одна

из актуальных проблем современности. Дошкольник с развитым интеллектом

более уверен в своих силах, лучше подготовлен к школе.

Готовность ребенка к обучению в школе, а, следовательно, и успешность

его дальнейшего обучения обусловлена всем ходом его предшествующего

развития. Для того чтобы он мог включиться в учебный процесс, в

дошкольном возрасте должен быть выработан определенный уровень

умственного и физического развития, выработан ряд школьно значимых

навыков,

приобретен

достаточно

широкий

круг

представлений

об

окружающем мире. Однако недостаточно только накопить необходимый

запас знаний, усвоить специальные умения и навыки, т.к. учение -

деятельность, предъявляющая особые требования к личности. Чтобы

учиться, важно обладать терпением, силой воли, уметь критически отнестись

к собственным

успехам и неудачам, контролировать свои действия. В

конечном итоге ребенок должен осознать себя как субъекта учебной

деятельности и соответственно строить свое поведение.

Традиционно

выделяют

три

аспекта

школьной

зрелости:

интеллектуальный, эмоциональный и социальный. Об интеллектуальной

зрелости

говорит

способность

ребенка

концентрировать

внимание,

устанавливать связи между явлениями и событиями и др. Эмоциональная

зрелость проявляется в ослаблении импульсивных реакций на события и в

умении

длительно

выполнять

не

всегда

привлекательную

работу

(произвольность

поведения).

Социальная

зрелость

подразумевает

потребность в общении со сверстниками, умении слушать и выполнять

указания учителя; подчинять свое поведение установленным правилам.

Воспитание и обучение детей в ДОУ даёт положительный результат

целенаправленной

системной

подготовки

к

школе.

Она

обусловлена

созреванием организма ребенка, его нервной системы, уровнем развития

психических процессов, сформированностью личности ребенка.

Первостепенное значение должно отводиться интеллектуальному

развитию детей-дошкольников, поскольку с его помощью формируется

навык успешного обучения. В дошкольный период знания накапливаются

детьми с потрясающими темпами, формируется их речь, познавательные

процессы совершенствуются.

Интеллектуальная готовность к школьному обучению подразумевает

формирование

у

детей

элементарных

умений

в

области

учебной

деятельности, а именно способность выделять и принимать учебную задачу

как самостоятельную цель деятельности, представление о содержании

учения, учебных действиях и операциях.

Для того, чтобы дети были готовы к школе в интеллектуальной сфере,

необходимо

развить

у

них

познавательную

активность,

обеспечить

достаточный

уровень

мыслительной

деятельности,

дать

необходимую

систему знаний об окружающем.

Об интеллектуальной готовности детей к обучению судят по следующим

признакам

- дифференцированность, избирательность и целостность восприятия;

- концентрация и устойчивость внимания;

-

развитое

аналитическое

мышление,

обеспечивающее

возможность

установления основных связей между объектами и явлениями;

- логическая память;

- умение воспроизводить образец;

- сенсомоторная координация.

Можно считать, что интерпретируемая таким образом интеллектуальная

зрелость

ребенка

в

значительной

степени

отражает

функциональное

созревание структур головного мозга.

Главная форма организации детей в детском саду – игра. Игра

способствует умственному развитию дошкольника.

Н.К.Крупская писала: «Игра для дошкольников - способ познания

окружающего. Играя,

он

изучает

цвета,

форму,

свойства

материала,

пространственные отношения…. изучает растения, животных».

Важное значение дидактической игры состоит в том, что она развивает

самостоятельность,

активность

мышления.

В

игре

складываются

благоприятные условия для развития интеллекта ребёнка, для перехода от

наглядно-действенного мышления к образному и к элементам словесно-

логического мышления. Именно в игре развивается способность ребёнка

создавать обобщённые типичные образы, мысленно преобразовывать их.

Поэтому и развивать интеллектуальные способности необходимо именно в

игровой

деятельности. Развитие познавательных

способностей

позволит

детям более успешно усваивать материал программы детского сада и

подготовиться к обучению в школе.

Дидактические игры – это вид игр с правилами, которые специально

созданы для обучения. Хотя они предназначены для обучения детей, в то же

время, в них реализуется воспитательное и развивающее влияние игровой

деятельности.

Через дидактические игры совершенствуеются психические процессы:

восприятие, мышление, речь, память.

Интеллектуальные дидактические игры направлены прежде всего на

развитие элементарных мыслительных операций, формирование общей

интеллектуальной раскованности и отработку средств, обеспечивающих

общую организованность мыслительного процесса. Дидактические игры

формируют способность находить в предмете как можно больше свойств и

использовать их для поиска предметов с противоположными свойствами.

Основной функцией интеллектуальных игр является развитие мышления,

высших психических функций, логики, процессов анализа и синтеза,

обобщения и классификации, сравнения и противопоставления. Кроме того,

они

ориентированы

на

развитие

нестандартного

самостоятельного

мышления, интуиции, чувства юмора, интеллектуальной грамотности.

В отечественной психологии при изучении интеллектуального

компонента психологической готовности ребенка к школе акцент делается не

на сумме усвоенных знаний, хотя это тоже немаловажный фактор, а на уровне

развития интеллектуальных процессов.

Итак, для того, чтобы дети были готовы к школе в интеллектуальной

сфере, необходимо развить у них познавательную активность, обеспечить

достаточный

уровень

мыслительной

деятельности,

дать

необходимую

систему знаний об окружающем.

Дошкольники с более развитым интеллектом быстрее запоминают и

осваивают новый материал, чувствуют уверенность в своих силах, а практика

также показывает, что они больше хотят учиться.



В раздел образования