Автор: Виноградова Галина Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад №1 "Теремок"
Населённый пункт: р.п.Тоншаево Нижегородская область
Наименование материала: статья
Тема: «Значение дидактических игр в развитии интеллектуальных способностей при подготовке детей к школьному обучению»
Раздел: дошкольное образование
Статья «Значение дидактических игр в развитии
интеллектуальных способностей при подготовке детей к
школьному обучению»
Виноградова Галина Николаевна
воспитатель
МДОУ «Детский сад № 1 «Теремок»
р.п.Тоншаево, Нижегородская область
«Именно в игре проявляются разные стороны личности ребенка,
удовлетворяются многие интеллектуальные и эмоциональные
потребности, складывается характер . Что бы вы ни делали,
к чему бы ни стремились, окунитесь в мир детства так, как по
вашим представлениям, купается в нем ваш ребенок. И надо
это сделать быстрее, иначе можно опоздать на целую жизнь»
Б.П. Никитин
Развитие умственных способностей детей дошкольного возраста – одна
из актуальных проблем современности. Дошкольник с развитым интеллектом
более уверен в своих силах, лучше подготовлен к школе.
Готовность ребенка к обучению в школе, а, следовательно, и успешность
его дальнейшего обучения обусловлена всем ходом его предшествующего
развития. Для того чтобы он мог включиться в учебный процесс, в
дошкольном возрасте должен быть выработан определенный уровень
умственного и физического развития, выработан ряд школьно значимых
навыков,
приобретен
достаточно
широкий
круг
представлений
об
окружающем мире. Однако недостаточно только накопить необходимый
запас знаний, усвоить специальные умения и навыки, т.к. учение -
деятельность, предъявляющая особые требования к личности. Чтобы
учиться, важно обладать терпением, силой воли, уметь критически отнестись
к собственным
успехам и неудачам, контролировать свои действия. В
конечном итоге ребенок должен осознать себя как субъекта учебной
деятельности и соответственно строить свое поведение.
Традиционно
выделяют
три
аспекта
школьной
зрелости:
интеллектуальный, эмоциональный и социальный. Об интеллектуальной
зрелости
говорит
способность
ребенка
концентрировать
внимание,
устанавливать связи между явлениями и событиями и др. Эмоциональная
зрелость проявляется в ослаблении импульсивных реакций на события и в
умении
длительно
выполнять
не
всегда
привлекательную
работу
(произвольность
поведения).
Социальная
зрелость
подразумевает
потребность в общении со сверстниками, умении слушать и выполнять
указания учителя; подчинять свое поведение установленным правилам.
Воспитание и обучение детей в ДОУ даёт положительный результат
целенаправленной
системной
подготовки
к
школе.
Она
обусловлена
созреванием организма ребенка, его нервной системы, уровнем развития
психических процессов, сформированностью личности ребенка.
Первостепенное значение должно отводиться интеллектуальному
развитию детей-дошкольников, поскольку с его помощью формируется
навык успешного обучения. В дошкольный период знания накапливаются
детьми с потрясающими темпами, формируется их речь, познавательные
процессы совершенствуются.
Интеллектуальная готовность к школьному обучению подразумевает
формирование
у
детей
элементарных
умений
в
области
учебной
деятельности, а именно способность выделять и принимать учебную задачу
как самостоятельную цель деятельности, представление о содержании
учения, учебных действиях и операциях.
Для того, чтобы дети были готовы к школе в интеллектуальной сфере,
необходимо
развить
у
них
познавательную
активность,
обеспечить
достаточный
уровень
мыслительной
деятельности,
дать
необходимую
систему знаний об окружающем.
Об интеллектуальной готовности детей к обучению судят по следующим
признакам
- дифференцированность, избирательность и целостность восприятия;
- концентрация и устойчивость внимания;
-
развитое
аналитическое
мышление,
обеспечивающее
возможность
установления основных связей между объектами и явлениями;
- логическая память;
- умение воспроизводить образец;
- сенсомоторная координация.
Можно считать, что интерпретируемая таким образом интеллектуальная
зрелость
ребенка
в
значительной
степени
отражает
функциональное
созревание структур головного мозга.
Главная форма организации детей в детском саду – игра. Игра
способствует умственному развитию дошкольника.
Н.К.Крупская писала: «Игра для дошкольников - способ познания
окружающего. Играя,
он
изучает
цвета,
форму,
свойства
материала,
пространственные отношения…. изучает растения, животных».
Важное значение дидактической игры состоит в том, что она развивает
самостоятельность,
активность
мышления.
В
игре
складываются
благоприятные условия для развития интеллекта ребёнка, для перехода от
наглядно-действенного мышления к образному и к элементам словесно-
логического мышления. Именно в игре развивается способность ребёнка
создавать обобщённые типичные образы, мысленно преобразовывать их.
Поэтому и развивать интеллектуальные способности необходимо именно в
игровой
деятельности. Развитие познавательных
способностей
позволит
детям более успешно усваивать материал программы детского сада и
подготовиться к обучению в школе.
Дидактические игры – это вид игр с правилами, которые специально
созданы для обучения. Хотя они предназначены для обучения детей, в то же
время, в них реализуется воспитательное и развивающее влияние игровой
деятельности.
Через дидактические игры совершенствуеются психические процессы:
восприятие, мышление, речь, память.
Интеллектуальные дидактические игры направлены прежде всего на
развитие элементарных мыслительных операций, формирование общей
интеллектуальной раскованности и отработку средств, обеспечивающих
общую организованность мыслительного процесса. Дидактические игры
формируют способность находить в предмете как можно больше свойств и
использовать их для поиска предметов с противоположными свойствами.
Основной функцией интеллектуальных игр является развитие мышления,
высших психических функций, логики, процессов анализа и синтеза,
обобщения и классификации, сравнения и противопоставления. Кроме того,
они
ориентированы
на
развитие
нестандартного
самостоятельного
мышления, интуиции, чувства юмора, интеллектуальной грамотности.
В отечественной психологии при изучении интеллектуального
компонента психологической готовности ребенка к школе акцент делается не
на сумме усвоенных знаний, хотя это тоже немаловажный фактор, а на уровне
развития интеллектуальных процессов.
Итак, для того, чтобы дети были готовы к школе в интеллектуальной
сфере, необходимо развить у них познавательную активность, обеспечить
достаточный
уровень
мыслительной
деятельности,
дать
необходимую
систему знаний об окружающем.
Дошкольники с более развитым интеллектом быстрее запоминают и
осваивают новый материал, чувствуют уверенность в своих силах, а практика
также показывает, что они больше хотят учиться.