Напоминание

"Подготовительные формы работы над музыкальным диктантом в 1 классе"


Автор: Жучкова Анна Олеговна
Должность: Преподаватель теоретических дисциплин
Учебное заведение: МБУДО "Детская музыкальная школа им. А.Г. Абузарова"
Населённый пункт: город Таганрог, Ростовская область
Наименование материала: методический реферат
Тема: "Подготовительные формы работы над музыкальным диктантом в 1 классе"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Методический реферат

на тему:

«Подготовительные формы работы

над музыкальным диктантом в 1 классе»

преподавателя МБУДО «ДМШ им. А.Г. Абузарова»

А.О. Жучковой

2020 г.

Одна из главных задач учебного предмета «Сольфеджио» - научить

учащихся писать мелодические диктанты. Запись мелодии по слуху – это

процесс очень сложный и трудоёмкий, а порой и «непосильный». От

учащихся требуется определенный уровень музыкальной памяти, ладового

слуха, интервальных представлений и метроритмического чувства. Для

современных

детей

актуальным

является

также

способность

концентрировать внимание и проявлять свои волевые качества в данном виде

работы. В то же время диктант не только использует эти способности и

навыки, но и развивает их.

Исходя из собственной многолетней практики, весь период работы над

музыкальным диктантом я могу разделить на три этапа:

1.

подготовительные формы работы над диктантом (1 класс);

2.

этап исключительно устных диктантов (1-2 классы);

3.

собственно работа над письменным диктантом (3-8 классы).

Первые два этапа – это фундамент всего предстоящего пути в освоении

музыкального диктанта учащимися. Данная методическая работа посвящена

первому этапу – большой подготовительной работе, которая должна вестись

педагогом с первых уроков сольфеджио. Цель этой работы – формирование

целого комплекса навыков, умений, знаний. К ним относятся:

1.

выработка нотного почерка;

2.

хорошая ориентация в ладу (умение мысленно слышать и представлять

себе звуки);

3.

знание и определение на слух типов мелодического движения;

4.

осознание метрической организации музыки;

5.

распределение ритмических длительностей по группам;

6.

осознание музыкального синтаксиса.

Все эти навыки вырабатываются в разных формах работы – выработке

нотного почерка, интонационных и ритмических упражнениях, чтении с

листа, слуховом анализе, упражнениях на развитие памяти и внутреннего

слуха.

В данном методическом реферате, опираясь на собственный

педагогический опыт,

я рассматриваю наиболее важные, с моей точки

зрения, формы подготовительной работы над музыкальным диктантом в 1

классе ДМШ.

1.

Переписывание нотного текста.

Цель – выработать нотный почерк. Уже на первом этапе необходимо

вырабатывать у учащихся навык внутреннего пропевания и слышания того,

что они пишут. Поэтому для переписывания нужно предлагать детям

знакомые мелодии. Таким образом, создается связь между видимым и

слышимым.

2.

Подбор на фортепиано.

В

процессе

подбирания

мелодий

учащийся

приучается

к

слуховой

наблюдательности, к точности слуховых представлений и, находя нужный

звук на клавиатуре, связывать его с соответственным названием ноты.

Данная форма работы приносит большую пользу, так как накапливает опыт

в понимании звучания клавиатуры, развивает слуховую инициативу (поиски

нужного, т.е. внутренне слышимого звука) и способствует началу осознания

линии движения. Вверх, вниз или на одном месте значительно легче

осваивается с помощью конкретного образного движения по клавишам на

клавиатуре, чем абстрактно, только на основе слухового впечатления.

В дальнейшем подобранные мелодии следует записывать, оформляя их

ритмически.

Мое глубочайшее убеждение состоит в том, что играть и подбирать на

фортепиано должны учащиеся всех отделений.

3.

Графическая фиксация линии мелодии.

Правильное осознание линии движения мелодии имеет большое значение

при записывании мелодии. С этой целью я применяю ряд различных

упражнений:

а)

слушая и пропевая мелодию, учащиеся движением руки показывают

направление мелодии (вверх, вниз, на месте);

б)

точность направления значительно яснее при показе мелодии по

«Музыкальной лесенке».

Описанные приемы работы фиксируют только высотные соотношения звуков

в мелодии. Параллельно с ними осваивается графическое изображение

длительностей.

4.

Варианты устного диктанта.

Вариант 1. После того как песня со словами выучена учащимися по слуху,

педагог, назвав первые ноты, предлагает подумать какие ноты будут дальше.

Работа ведется всей группой, предлагаемые ноты тут же исполняются

голосом. В итоге дети сольфеджируют песню с отстукиванием пульса.

Вариант 2. После прослушивания мелодии, детям предлагается повторить

услышанное на слог и показать направление движения мелодии рукой либо

по «лесенке». Затем спеть нотами. Для устного диктанта этого типа следует

исполнять короткие мелодии с плавным движением звуков, которые

учащиеся способны запомнить и повторить. Каждому учащемуся может быть

адресована своя мелодия, учитывая способности ребенка.

5.

Ритмический диктант.

Варианты проведения:

а) ритмическое оформление записанных звуков знакомой мелодии (в этом

случае педагог может не играть мелодию, полагаясь на работу внутреннего

слуха);

б) после пения песни с пульсом и прохлопывания с ритмослогами, в тетрадь

записывается один ритм песни;

в) на доске записываются ноты одной и той же мелодии несколько раз, а

педагог играет эту мелодию несколько раз в разных ритмических вариантах;

г) короткие ритмические загадки, адресованные каждому ребенку (учащийся

должен выложить ритм ритмическими карточками или записать на доске,

остальные проверяют и исправляют ошибки).

6.

Диктант-загадка.

Педагог называет ноты, учащиеся записывают их. Тот, кто мысленно спел их

и узнал мелодию, оформляет её ритмически, тем самым отгадав загадку.

7.

«Беззвучный диктант».

Педагог на доске выписывает гамму и указкой показывает ступени одной из

знакомых мелодий. Дети должны узнать мелодию, не произнося вслух ни

одного звука. Мелодия должна звучать внутри, ее нужно пропевать

внутренним голосом, опираясь на внутренний слух. Позднее в роли педагога

выступают сами учащиеся, с указкой в руке задавая свои музыкальные

загадки.

8.

Диктант-вариация.

На доске записывается несложная короткая мелодия и сольфеджируется

всей группой. После этого педагог играет мелодию, изменив ритм. Детям

предлагается записать вариацию. Следующее проигрывание может изменить

не только ритм, но и высоту какого-либо звука, не нарушающего общей

ладовой основы.

9.

Диктант с «ошибками».

После устного пропевания мелодии учитель записывает пример на доске,

умышленно сделав ошибку, и предлагает учащимся проверить написанное,

но, не прибегая к помощи инструмента, а по слуху. Тот, кто нашел ошибку

должен и исправить её на доске. Возможны и ритмические ошибки, и

неверные ноты. Упражнение такого типа очень помогает при проверке своей

записи диктанта, приучает к самоконтролю.

10. Диктант по частям.

Приучает учащихся осознавать и записывать мелодию на основе её формы, а

не «ноту за нотой». Запись частей мелодии может применяться различными

вариантами:

а) запись отдельных интервалов, в пропущенном такте;

б) дописывание каденционных оборотов;

в) запись второго построения;

г) запись следующего звена.

Частичная

запись

педагога

помогает

учащимся

ориентироваться

в

услышанном,

дает

опорные

точки.

Для

таких

диктантов

надо

использовать мелодии ясные по структуре, с удобными интонациями в конце

фраз. Систематическое использование диктантов такого типа вырабатывает у

учащихся навык записи мелодии по фразам, предложениям.

11. Зрительный диктант.

Педагог записывает мелодию на доске, настраивает детей в тональности.

После анализа ритмического рисунка ученики поют мелодию на слог. Затем

ноты стираются, а мелодия поётся или играется учащимися по памяти.

12.Транспонирование.

Транспонирование должно начинаться с подбирания мелодий на слух от

разных звуков, а затем записи её в нотную тетрадь. Однако в виде

письменных

упражнений

полезно

применять

и

теоретическое

транспонирование, т.е. переписывание мелодий на тот или иной интервал и в

соответственной тональности. Этим вырабатывается навык построения

интервалов от разных звуков, закрепляется знание тональностей, а также

тренируется внутренне слуховое представление мелодии на разной высоте с

разными названиями нот. Как и переписывание, письменные упражнения на

транспозицию должны проводиться только на знакомом интонационном

материале, чтобы учащийся во время письма проверял всё слухом.

Данные формы работы над музыкальным диктантом на начальном этапе

обучения

помогут

педагогам-сольфеджистам

в

их

непростой

задаче

заинтересовать

учащихся

этим

сложным,

но

очень

важным

видом

деятельности.



В раздел образования