Автор: Мухарямов Рустам Сахибгараевич
Должность: Педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАУДО ЦВР
Населённый пункт: г.Оренбург
Наименование материала: Методический материал
Тема: Общие сведения о ЗРК В ПВО СВ
Раздел: дополнительное образование
Управление образования администрации г. Оренбурга
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
«Центр внешкольной работы «Подросток»
Военно-спортивный отдел
Мастер-класс
Специальная подготовка
Мухарямов Рустам Сахибгараевич,
педагог дополнительного образования
высшей квалификационной категории.
Оренбург
2020
,
Техническая подготовка
Тема занятия: Общие сведения о зенитных ракетных комплексах
Войсковой Противоздушной обороны Сухопутных войск
Вопросы: -Характеристика ЗРК малой дальности.
-Характеристика ЗРК средней дальности.
-Характеристика ЗРК большой дальности
Тема мастер-класса:
Применение активных методов обучения на занятии.
Задачи мастер-класса:
1. Создание условий для профессионального самосовершенствования педагогов.
2. Демонстрация опыта работы по проектированию адаптивной образовательной среды.
3. Разработка авторской модели урока в режиме демонстрируемой педагогической
технологии.
Целевая аудитория:
педагоги Военно-спортивного отдела
Время проведения:
1 час
Оборудование:
- компьютер,
- видеопроектор
Этапы мастер-класса:
1. Подготовительно-организационный (10 минут):
вступительное слово педагога;
постановка целей и задач мастер-класса.
2. Представление урока (25 минут):
описание урока в режиме предлагаемого опыта;
определение основных приемов работы, которые будут демонстрироваться курсантам.
3. Рефлексия (10 минут):
дискуссия по результатам совместной деятельности педагога и участников мастер-класса.
Технологическая карта мастер-класса
Этапы мастер-
класса
Формы, методы,
виды деятельности
Методическое обоснование
Время
1. Подготовительно-
организационный
Вступительное
слово педагога
Обеспечение формирования
мотивации и познавательной
потребности в конкретной
деятельности (использовании
активных методов обучения)
10 мин
2. Представление
урока -показ учебного
материала курсантам
по теме «Общие
сведения о зенитных
ракетных комплексах
-ХарактеристикаЗРК
малой
дальности.
-ХарактеристикаЗРК
средней дальности.
-Характеристика
ЗРК большой
дальности
Определение
педагогом сущности
традиционных,
активных и
интерактивных
методов обучения
Постановка проблемы перед
участниками мастер-класса
5 мин
Проблемная лекция
Погружение участников
мастер-класса в проблему
20мин
3. Рефлексия
Проведение каждым
участником
семинара анализа
Подведение итогов мастер-
класса
10 мин
степени
осуществления
ожиданий от мастер-
класса
План-конспект мастер-класса
1 этап. Подготовительно-организационный
1.1. Вступительное слово педагога.
Цель: обеспечение формирования мотивации и познавательной потребности в
конкретной деятельности (использовании активных методов обучения)
Не секрет, что в настоящее время отмечается равнодушие у обучаемых к знаниям,
нежелание учиться, низкий уровень развития познавательных интересов, поэтому
педагоги пытаются конструировать более эффективные формы, модели, способы, условия
обучения.
Однако зачастую активизация сводится либо к усилению контроля за работой
учащихся, либо к попыткам интенсифицировать передачу и усвоение все той же
информации с помощью технических средств обучения, компьютерных информационных
технологий, резервных возможностей психики, что отнюдь не является решением
указанных проблем.
В рамках данного мастер-класса рассматриваются возможности использования
активных
методов
обучения,
способствующих
созданию
дидактических
и
психологических условий осмысленности учения, включения в него учащегося на уровне
не только интеллектуальной, но личностной и социальной активности.
Активные методы обучения применимы ко всем этапам проведения занятия. Для
иллюстрации данного тезиса рассмотрим, как посредством активных методов обучения
можно активизировать учебную деятельность курсантов на всех этапах проведения
комбинированного урока, характеризующегося сочетанием различных целей и видов
учебной работы: проверка знаний, работа над пройденным материалом, изложение нового
материала.
2.
Определение
педагогом
сущности
традиционных,
активных
и
интерактивных методов обучения.
Традиционные методы обучения позволяют учащимся получить преимущественно
информационную базу. В результате учебный процесс целенаправленно формирует
односторонние знания, способные
главным образом выполнять лишь исполнительские функции.
Отсюда очевидна необходимость внедрения активных форм и методов обучения,
которые призваны преодолеть слабости традиционных методов.
Методы обучения (в зависимости от роли курсанта в процессе обучения) делятся
на пассивные, активные и интерактивные.
Активные методы обучения – это методы, которые побуждают учащихся к
активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным
материалом. Данные методы нацелены на самостоятельное добывание знаний, на
активизацию их познавательной деятельности, развитие мышления, формирование
практических умений и навыков. Активные методы обучения могут быть использованы на
разных этапах учебного процесса: при первичном овладении знаниями, при закреплении и
совершенствовании
знаний,
при
формировании
умений
и
навыков.
2.3. Проблемная лекция.
Первичное усвоение новых знаний.
Проблемное чтение лекции предполагает активное управление познавательной
деятельностью учащихся. Проблемная лекция – это активный педагогический метод,
ведущий к интенсификации учебного процесса.
Новое знание на лекции данного вида вводится через проблемность вопроса,
задачи или ситуации. Здесь используется такой методический аппарат, как проблемные
вопросы и творческие задания на протяжении лекции, которые предлагаются слушателям
в качестве самоконтроля. Выполнение этих заданий учитывается лектором при
дальнейшем развертывании лекции.
Структура работы:
В
ходе
лекции
педагог
предлагает
участникам
занятия
сформулировать
достоинства и недостатки традиционного обучения и активных методов.
В зависимости от направленности на формирование системы знаний или овладение
умениями и навыками активные методы обучения делят на
не имитационные и
имитационные.
При выборе метода обучения следует прежде всего проанализировать содержание
учебного материала и использовать активные методы там, где наиболее действенно могут
проявиться творческое мышление, познавательные способности курсантов, где они могут
опереться на свой жизненный опыт, включиться в реальную деятельность.
Цели использования активных форм и методов в учебной деятельности:
1) Одна из главных целей состоит в создании комфортных условий обучения, при
которых курсант чувствует свою успешность, что делает продуктивным сам процесс
обучения.
2) Организация занятий с учетом включенности в процесс познания всех курсантов
группы без исключения.
3) Включение курсантов в самостоятельный поиск путей и вариантов решения
поставленной учебной задачи.
4) Активизация учащихся с целью сделать их главными действующими лицами в
учебном процессе, активно взаимодействующим с другими участниками этого процесса.
5) Активное воспроизведение ранее полученных знаний в незнакомых условиях
учащимися.
6) Создание необычных условий работы.
7)
Использование
различных
форм
работы:
индивидуальной,
групповой,
коллективной.
3 этап. Рефлексия
Рефлексия
Используя список ожиданий от мастер-класса, полученный в начале семинара,
педагог просит высказаться каждого участника о проделанной работе, о его ощущениях, о
том, что понравилось или не понравилось, о том, что получилось или не получилось, о
том, оправдались ли его ожидания.
Цель: получить обратную связь по итогам прошедшего занятия
Список литературы
1 Гузеев, В.В. Методы обучения и организационные формы уроков. – Москва,
1999.
2 Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. –
М.: Народное образование, 2001. – 272 с.
3 Селевко, Г.К. Современные педагогические технологии: Учебное пособие. –
М.: Народное образование, 1998. – 256 с.
4 Тамберг, Ю.Г. Как научить ребенка думать: Учебное пособие. – СПб.:
Издательство «Михаил Сизов», 2002. – 320с.
Специальная подготовка курсантов ЮВПШ «Юный зенитчик»
Техническая подготовка
Общие сведения о зенитных ракетных комплексах
Характеристика ЗРК малой дальности.
Характеристика ЗРК средней дальности.
Характеристика ЗРК большой дальности
С-300вм
ЗЕНИТНАЯ РАКЕТНО-ПУШЕЧНАЯ СИСТЕМА
« ПАНЦИРЬ-С1»
Тактико-технические характеристики
Тип:
зенитный ракетно-пушечный комплекс
Производитель:
КБП (Тула)
Состояние:
На вооружении
Годы эксплуатации:
2008 — нынешнее время
Экипаж:
3 человека
Масса комплекса:
до 30 тонн (зависит от шасси)
Время развёртывания:
< 5 минут
Время реакции:
4–6 с
Боезапас:
12 ракет 9M335/57Э6 , 1400 снарядов
Характеристики системы обнаружения
РЛС:
1РС1-1 и 1РС2
Тип РЛС:
Двухдиапазонная трёхкоординатная
Тип антенны:
ФАР
Диапазон:
см/мм (канал сопровождения) и см (канал обнаружения)
[1]
Азимут обзора
(обнаружение/сопровождение):
(от 0 до 82)
[2]
/45 градусов (360 за счёт механического поворота)
Угол места обзора
(обнаружение/сопровождение):
(от 0 до 82)
[2]
/45 градусов
Дальность (ЭПР 2 м²)
(обнаружение/сопровождение):
36/30 км
[3]
Оптико-электронная система
сопровождения:
есть
Поле зрения:
1,8 × 2,7 градуса
Режимы:
автоматический/ручной
Дальность:
18 км
Ракетное вооружение (57Э6Е)
Тип:
двухступенчатая сверхзвуковая твердотопливная
Наведение:
радиокомандное
Скорость (максимальная /
средняя на дистанции 18 км):
1300/700 м/с
[4]
Максимальная скорость цели:
1000 м/с
Дальность до цели:
1,2 км — 20 км
Высотность цели:
15 м — 15 км
Длина:
3,2 м
Калибр:
170/90 мм
[5]
Масса (без/с ТПК):
74,5/94 кг
Тип БЧ:
стержневая
Масса БЧ:
20 кг
Масса ВВ БЧ:
5,5 кг
Пушечное вооружение (2А38М)
Тип:
спаренный зенитный автомат
Калибр:
30 мм
Эффективная максимальная
дальность стрельбы:
4 км
Суммарная скорострельность:
5000 выстр./мин
Живучесть ствола:
> 8000 выстрелов
Тип боеприпасов:
бронебойно-зажигательные
Начальная скорость пули:
960 м/с
Масса патрона:
842 г
Масса снаряда:
389 г
ПЗРК «ИГЛА»
Характеристики
Зона поражения, м:
— по дальности
— по высоте
6000
10 — 3500
Скорость поражаемых целей, м/с:
— навстречу
— вдогон
400
320
Масса в боевом положении, кг
19
Калибр ракеты, мм
72
Длина ракеты, мм
1635
Масса ракеты, кг
11. 7
Масса БЧ, кг
2.5
Время перевода ПЗРК из походного
положения в боевое, с
13
Время перевода ПЗРК из боевого
положения в походное, с
30
Время работы бортовой батареи
ракеты, с
не менее 15
Время замены источника питания, с
15
Условия эксплуатации:
— температура, С
— влажность воздуха
— погружение в воду — глубина
— подъем на высоту в негерметичной
кабине
— падение на бетон (в упаковке)
— перегрузка (в упаковке)
от -40 до +50
до 98%
0.5 м на 30 мин
до 12000м
с высоты до 2 м
до 35g
Зона отображения воздушной
обстановки, км
25.6х25.6
Отбор ПЭП 1Л10-2 целей на
сопровождение
автоматический
Напряжение питания, В
12, 24±3
Температурный диапазон
применения, С
от -50 до +50
ПЗРК «ВЕРБА
Характеристики
дальность действия, м — 500—6000;
высота поражения, м — 10—4500;
масса боевых средств, кг — 17,25;
макс. скорость цели на встречном курсе, м/с — 400;
макс. скорость цели на догонном курсе, м/с — 320;
спектральных каналов, шт. — 3.