Напоминание

Дидактический разноуровневый материал по теме "Деепричастие"


Автор: Давыдова Марина Михайловна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: моу сш р.п.Сурское
Населённый пункт: Ульяновская область рп.Сурское
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Дидактический разноуровневый материал по теме "Деепричастие"
Раздел: среднее образование





Назад




Разноуровневый дидактический материал по теме

«Деепричастие» (7 класс)

Уровень «А»: минимальный

1.Выписать предложения, в которых есть деепричастие.

1) Космонавт слушает и улыбается.

2) Приземлившись, он радостно осмотрелся вокруг.

3) Приземлившиеся парашютисты окружили товарища.

4)Стаи птиц хлопают крыльями и поднимаются вверх.

5)Изогнув длинные шеи, птицы поднимаются вверх.

2.Раскрыть скобки, объяснить правописание НЕ с деепричастием.

1) (Не) шевелясь, (не)мигая глазами, без сил и мысли мать стояла, точно в тяжелом сне,

раздавленная страхом и жадностью. Чувствуя близкий конец скитаний, Алексей Мересьев

пополз, (не)жалея сил и (не)отдыхая. Он обернулся, удивляясь и (не)доумевая.

3.Найти в предложениях деепричастные обороты, подчеркнуть как члены

предложения, начертить схемы. Расставить знаки препинания.

1.Вьется речка небольшая среди полей и рощ петляя.

2.Под голубыми небесами великолепными коврами блестя на солнце снег лежит.

3.Тишину вспугнув тревожную в чутко дремлющем бору, бродят лоси осторожные,

гложут горькую кору.

4.Расставить знаки препинания. Выделить суффиксы деепричастий.

Теряя перья вдруг с шумом вырывается из кустов лесной кулик. Ветер прошелся вдоль

берега обломав сухие ветки.

5.Расставить знаки препинания. Произвести морфологический разбор деепричастий.

Честь и слава тому, кто ( не )ожидая благодарности не гоняясь за похвалами выбирает

трудный и благородный труд. Никогда (не) беритесь за последующее (не) окончив

предыдущего.

6.Выписать сначала словосочетания с деепричастиями несовершенного вида, а затем

– совершенного вида.

Расплетая косы; увлекая за собой; легко скользя; положив документы; увидев мать;

запевая песню; свесив сучья.

7.Образовать от глаголов, данных в скобках, деепричастия, выделить их морфемный

состав. Расставить знаки препинания.

(Шлепать) по мелкой воде широкими лапами медведица вышла на противоположный

берег. Медвежонок тоже было побрел по воде, но (достигнуть) глубокого места и

не( решаться) идти дальше остановился и жалобно рявкнул.

8.Обозначить вид глаголов, образовать от них деепричастия.

1)Держать,подышать,встревожиться,зависеть,рассеяться,подтаять,прикоснуться,примирит

ься,опечалиться,ненавидеть,трепетать,открыть.

2) Рассмотреть, смотреть; верить, поверить; разрушить, разрушать; довериться,

доверяться; броситься, бросаться; исправить, исправлять.

9. К каждому глаголу подобрать видовую пару, образовать от обоих глаголов

деепричастия, указать вид.

Купить, подъезжать,увидеть,осветить,заливать,дрожать,свернуться,напевать,задыхаться,

выкупаться.

10.Расставить знаки препинания, подчеркнуть как члены предложения одиночные

деепричастия и деепричастные обороты.

Пели надрываясь петухи возвещая перелом ночи. Выйдя за ворота мы повернули вправо

и побрели не спеша по мягкой, пыльной дороге.

Уровень «Б»: основной

1.Найти в предложениях деепричастия и подчеркнуть их как члены предложения.

Выделить суффиксы.

1) Птичка, вспорхнув, полетела.

2)Проснувшись, птицы становятся очень осторожными.

3)Вереща и фыркая, горностай клубком скатился с валежины и тотчас скрылся в кустах.

4)Отражаясь, березы ломались в пруду. (С.Есенин)

5)Взлетев, утка устремилась в сторону улетающей стаи.

2.Раскрыть скобки, объяснить правописание НЕ с разными частями речи.

Задание (не)выполнено в срок. Мне (не)здоровится. Читать (не)размышляя, то есть

(не)пережевывая. Иногда мелочи, (не)замеченные другими, причиняли ему глубокие и

долгие огорчения. (Не)домогая с утра. Наташа решила не идти в школу.

3.Найти предложения с деепричастными оборотами, начертить схемы. Расставить

знаки препинания в предложениях с деепричастными и причастными оборотами.

Подчеркнуть как члены предложения деепричастные и причастные обороты.

Блеснула яркая молния, и раздался удар грома. Много тайн хранят леса опаленные

войной. Озеро взволнованное ветром шумело у берегов. Георгины почерневшие от мороза

печально свешивали свои головки. Не замечая меня лебеди плавали переговаривались. Я

забыл о ружье залюбовавшись необыкновенным зрелищем.

4.Расставить знаки препинания, обозначить деепричастия и деепричастные обороты

как члены предложения.

Заря лениво обходя кругом обсыпает ветки новым серебром. Внимая песням с берегами

ласкаясь шепчется река.

5.Самостоятельная работа. Выписать предложения с деепричастными оборотами,

расставить знаки препинания, выделить суффиксы, определить вид деепричастий.

Подчеркнуть деепричастные обороты как члены предложения.

Рядом с березой сделали автобусную остановку. Люди ожидая транспорта вешали на

дерево сумки. Сучки пообломались. Кто-то (не)подумав о березе вбил в ствол дюжину

гвоздей. Дерево умирало. Люди ничего (не) замечая продолжали вешать на нее сумки.

Мимо шел человек. Увидев березу он остановился. Приложив ухо к стволу мужчина

послушал и ушел. Вернулся он с топором. Огородив частоколом дерево человек повесил

табличку.

6.Вставить в предложения причастия или деепричастия, определить вид

деепричастий.

Высокие столетние сосны стояли плотно… вверху зелеными вершинами. В разбитое

окно дул холодный ветер, …водяной пылью прибоя. Посреди поляны, …друг к другу,

стояла кучка молодых дубов.

Слова для вставки: насыщенный, примкнув, сомкнувшись.

7.Записать, заменив один из глаголов деепричастием.

Стая журавлей тянулась к югу, оглашала воздух редкими криками и медленно исчезла

вдали. На дворе блестит радостное весеннее солнце и отражается в лужицах между

камней. Ребята выкупались и стали загорать.

8.Составьте одно предложение из двух простых, представив одно действие как

добавочное с помощью деепричастия.

1) Экспресс Москва-Санкт-Петербург мчится со скоростью 200 километров в час. Он

преодолевает расстояние от Москвы до Санкт-Петербурга за 5 часов.

2)Строители проложили первую дорогу. Они соединили поселок с автостанцией.

9.Замените в предложениях деепричастие причастием. Запишите полученные

предложения, применяя правила выделения причастного оборота.

Выиграв подачу, волейболисты прибодрились. Ударив по мячу, игрок быстро отбежал

от сетки. Спортсмен, выставив руку вперед, ждал подачу. Капитан команды, удачно

разыграв комбинацию, был радостным.

10.Выписать из орфографического словаря 5 глаголов с приставкой пре-, образовать

деепричастия совершенного или несовершенного вида.

Образец: Преследовать (несов. в) - преследуют (3-е лиц.) – преследуя; преувеличить

(сов.вид) – преувеличил (прош. вр.) – преувеличив.

Уровень «В»: повышенный

1.Раскрыть скобки. Объяснить правописание НЕ с разными частями речи.

Тебе (не)достает силы воли. Лестница (не)достает до окна. (Не)взлюбив собачку,

барыня велела выгнать ее со двора. Комиссией были обнаружены абсолютно

(не)проверенные факты.

2.Заменить деепричастием сначала первый глагол, потом второй. Записать

предложения, расставив знаки препинания.

Белочка распушила хвост и прыгала по веткам. Снег падал на землю и покрывал ее

пушистым ковром. Фонарь мигал и тускло освещал улицу.

3.Расставить знаки препинания. Обозначить главные члены предложения.

Подчеркнуть деепричастия и деепричастные обороты как члены предложения.

Морозко (не)выдержал и обернувшись к окну замер. Она волновалась готовясь к

выступлению и выйдя на трибуну сначала немного растерялась.

4.Вставить подходящий синоним (деепричастие) и сравнить его с выбранным

авторским деепричастием, (дается в скобках). Расставить знаки препинания.

Определить вид.

Тяжелая капля (сорвавшись) с верхушки дуба прыгала с листа на лист. Первые

пожелтевшие листья (слетая) с высокой ивы разбегались по воде. (Распластавшись) на

полу бабушка щупала руками лицо, голову Цыганка.

5.Дополнить деепричастным оборотом.

1)Кто штык точил (ворча сердито, кусая длинный ус). («Бородино». Лермонтов)

2)Мой волк сидит (прижавшись в угол задом, зубами щелкая и ощетиня шерсть) («Волк на

псарне» Крылов)

3)Под голубыми небесами, великолепными коврами (блестя на солнце, снег лежит)

(«Зимнее утро» Пушкин)

6.Самостоятельная работа. Выписать предложения с деепричастными оборотами,

расставить знаки препинания, выделить суффиксы, определить вид деепричастий.

Подчеркнуть деепричастные обороты как члены предложения. Написать текст из

3-4 предложений: Что написал на табличке добрый человек? Используйте

деепричастие или деепричастный оборот.

Рядом с березой сделали автобусную остановку. Люди ожидая транспорта вешали на

дерево сумки. Сучки пообломались. Кто-то (не)подумав о березе вбил в ствол дюжину

гвоздей. Дерево умирало. Люди ничего (не) замечая продолжали вешать на нее сумки.

Мимо шел человек. Увидев березу он остановился. Приложив ухо к стволу мужчина

послушал и ушел. Вернулся он с топором. Огородив частоколом дерево человек повесил

табличку.

7.Исправить ошибки в следующих предложениях.

1) Привыкнув к тяжким крестьянским работам. Обязанности дворника казались Герасиму

шуткой.

2)Изучая «Слово о полку Игореве», у нас возникает вопрос, кто автор этого произведения.

3) Включив радио, раздались звуки музыки.

4)Поднимаясь по лестнице, мне навстречу попался взволнованный сосед.

8. Расставить знаки препинания, выделить графически причастные и

деепричастные обороты.

Тучи столкнувшиеся на горизонте стали выше подниматься и постепенно темнея

разливались все шире и шире. Обыкновенно лохматая Цыганка выбегала мне навстречу

заливаясь неистовым лаем но распознав знакомого человека смолкала и весело виляла

возвращаясь к караулке.

9.Обозначьте знаком «+» словосочетания, в которых употреблены деепричастия,

перешедшие в наречия.

Читать лежа; говорить не торопясь; рассказывать не спеша; стоять вытянувшись;

ответил не думая; отвечать нехотя.

10.Найдите в рассказе А.П.Чехова «Хамелеон» 4-5 предложений с деепричастными

оборотами. Обозначьте деепричастные обороты.



В раздел образования