Напоминание

"Использование приёмов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста"


Автор: Гурова Екатерина Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 68
Населённый пункт: город Иркутск
Наименование материала: "Мастер-класс"
Тема: "Использование приёмов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Мастер-класс

Тема: «Использование приемов мнемотехники для развития речи детей

дошкольного возраста»

Воспитатель-Гурова Е.В.-

Продолжительность мастер-класса: 1 час

Цель мастер-класса:

Ознакомление педагогов с методикой, обеспечивающей эффективное запоминание

текста.

Задачи:

-дать понятие мнемотехники, раскрыть актуальность, познакомить с особенностями,

принципами технологии, этапами работы с мнемотаблицами;

- дать рекомендации педагогам по использованию мнемотаблиц при заучивании

текста.

Оборудование: мультимедийная установка (проектор, экран); презентация;

Раздаточный материал: мнемотаблицы; тексты заданий

Практическая значимость: данный мастер-класс может быть интересен

воспитателям и педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста.

Ожидаемые результаты:

- получение педагогами представления о методике заучивания текстов

с использованием мнемотаблиц;

- внедрения в образовательный процесс воспитателями методику работы

с мнемотаблицамипри заучивании текста.

Ход мастер-класса

- вводная часть

Дошкольный возраст самый благоприятный для закладывания основ грамотной,

чёткой, красивой речи, что является важным условием развития ребёнка. Но на

сегодняшний день богатая речь у детей дошкольного возраста – явление очень

редкое. Современный мир насыщен новейшими технологиями, дети живут в мощном

потоке информации, где живое общение заменяется общением с компьютером и

телевизором, планшетом или телефоном. Поэтому развитие речи становится все

более актуальной проблемой.

Чтобы помочь детям в овладении грамотной речью и облегчить этот процесс,

используется приём мнемотехники.

Мнемотехника-очень древняя наука, которая имеет свою историю. Термин был введён

Пифагором ещё в 6 веке до нашей эры. Феноменальная память, которой владел Юлий

Цезарь-это результат применения мнемотехники. Использование приемов

мнемотехники для развития речи -это новое направление.

У дошкольников память носит непроизвольный характер, т.е. лучше запоминаются

предметы, события, явления. Еще К. Д. Ушинский писал: «Учите ребенка каким-

нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но

свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».

Этому-то и способствует мнемотехника.

Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по- разному:

Воробьёва Вал. Конст. Называет эту методику сенсорно – графическими схемами,

Ткаченко Тат. Александр. – предметно- схематическими моделями, Ефименкова Л. Н.

- схемой составления рассказа.

Основная часть

Суть мнемотехники заключается в следующем: на каждое слово или словосочетание

придумывается картинка, таким образом весь текст зарисовывается схематично. Глядя

на эти схемы-рисунки, ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию. Схемы

служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям

выстраивать:

связность, последовательность, лексико-грамматическую наполняемость рассказа. Как

любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Работу необходимо

начинать с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к

мнемодорожкам и мнемотаблицам.

Мнемоквадрат – это графическое или частично графическое изображение предмета,

явления природы, персонажа сказки и т. д.

Мнемодорожка – суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое

словосочетание придумывается изображение; таким образом, весь текст

разрисовывается схематично. Глядя на эти рисунки – схемы ребёнок легко

воспроизводит текстовую информацию.

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация. В

качестве символов-заместителей используются:

- предметные картинки,

- силуэтные изображения,

- геометрические фигуры.

Мнемотаблицы – дидактический материал по развитию связной речи детей,

используются для:

- обогащения словарного запаса;

- при обучении составлению рассказов по картине и серии картин; описательных

рассказов, творческих рассказов;

- при пересказах художественной литературы;

- при отгадывании и загадывании загадок;

- при заучивании стихов.

Мнемотаблицы для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде,

овощах и фруктах, птицах, животных, насекомых и т. д.

Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и

признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения

выявленных признаков; обогащают словарный запас детей.

Для изготовления этих картинок не требуются художественные способности: любой

педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и

объектов к выбранному рассказу.

Для систематизирования знаний детей о сезонных изменениях существуют модельные

схемы, предложенные Бондаренко Т. Б., Воробьёвой В. К., Ткаченко В. А. и др.

Работа по мнемотаблице строится из нескольких этапов:

1 Рассматривание таблиц и разбор того, что на ней изображено.

2 Осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из символов в

образы.

3 После перекодирования осуществляется составление рассказа с опорой на символы

(образы, т. е. происходит отработка метода запоминания.

Моделирование:

Педагоги деляся на 5 команд. Каждая команда получает листок с заданием (см.

приложение)

1.

Зашифровать пословицы в мнемодорожку

Остальные команды отгадывают.

Семь раз отмерь, один раз отрежь

Под лежачий камень вода не бежит

Яблоко от яблони не далеко падает

2.

Зашифровать стихотворение в мнемотаблицу

В темном небе звезды светят

Космонавт летит в ракете.

День летит и ночь летит.

Вниз на Землю он глядит.

3.

Зашифровать в мнемотаблицу сказку «Курочка Ряба»

4.

: Нарисовать мнемокарточки к игре «Подбери слово»

- есть слово простое, короткое – … (лист)

- есть слово обозначающее много - … (листья)

- есть слово маленькое, ласковое - … (листочек)

- есть слово красивое, слово-признак - (лиственный)

- есть слово длинное, состоящее из 2-х - … (листопад)

- есть слово – название дерева - … (лиственница)

Демонстрация выполненного материала

5.

Составить мнемотаблицу к описательному рассказу «Зима»

Заключительная часть

Итак, мнемотехника :

- сокращает время запоминания;

- развивает основные психические процессы;

- развивает умение перекодировать информацию;

- устанавливает причинно-следственные связи;

- помогает делать выводы и схематизировать материал.

Проверка реализации поставленных задач и достижения цели осуществляются с

помощью рефлексии

Рефлексия Прием "Чемодан, Корзина, Мясорубка":

Предлагается три больших листа, на одном из которых нарисован огромный чемодан,

на втором – мусорная корзина и на третьем – мясорубка.

Чемодан - необходимо нарисовать или написать наиболее важный момент, который он

вынес от работы (в группе, на занятии), готов забрать с собой и использовать в своей

деятельности.

Мусорная корзина – то, что оказалось ненужным, бесполезным и что можно отправить

в «мусор».

Мясорубка – это то, что оказалось интересным, но пока не готовым к употреблению в

своей работе. Что нужно еще додумать, доработать, «докрутить». Листочки пишутся

анонимно и по мере готовности приклеиваются участниками самостоятельно.

В синем небе звезды

светят

космонавт

летит в ракете.

День летит

и ночь летит

И на Землю вниз

глядит.

Видит сверху он

поля,

горы,

реки

и моря.

Видит он весь шар

земной,

шар земной-

наш дом родной!

Составьте мнемотаблицу к стихотворению:



В раздел образования