Автор: Гурова Екатерина Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 68
Населённый пункт: город Иркутск
Наименование материала: "Мастер-класс"
Тема: "Использование приёмов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
Мастер-класс
Тема: «Использование приемов мнемотехники для развития речи детей
дошкольного возраста»
Воспитатель-Гурова Е.В.-
Продолжительность мастер-класса: 1 час
Цель мастер-класса:
Ознакомление педагогов с методикой, обеспечивающей эффективное запоминание
текста.
Задачи:
-дать понятие мнемотехники, раскрыть актуальность, познакомить с особенностями,
принципами технологии, этапами работы с мнемотаблицами;
- дать рекомендации педагогам по использованию мнемотаблиц при заучивании
текста.
Оборудование: мультимедийная установка (проектор, экран); презентация;
Раздаточный материал: мнемотаблицы; тексты заданий
Практическая значимость: данный мастер-класс может быть интересен
воспитателям и педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста.
Ожидаемые результаты:
- получение педагогами представления о методике заучивания текстов
с использованием мнемотаблиц;
- внедрения в образовательный процесс воспитателями методику работы
с мнемотаблицамипри заучивании текста.
Ход мастер-класса
- вводная часть
Дошкольный возраст самый благоприятный для закладывания основ грамотной,
чёткой, красивой речи, что является важным условием развития ребёнка. Но на
сегодняшний день богатая речь у детей дошкольного возраста – явление очень
редкое. Современный мир насыщен новейшими технологиями, дети живут в мощном
потоке информации, где живое общение заменяется общением с компьютером и
телевизором, планшетом или телефоном. Поэтому развитие речи становится все
более актуальной проблемой.
Чтобы помочь детям в овладении грамотной речью и облегчить этот процесс,
используется приём мнемотехники.
Мнемотехника-очень древняя наука, которая имеет свою историю. Термин был введён
Пифагором ещё в 6 веке до нашей эры. Феноменальная память, которой владел Юлий
Цезарь-это результат применения мнемотехники. Использование приемов
мнемотехники для развития речи -это новое направление.
У дошкольников память носит непроизвольный характер, т.е. лучше запоминаются
предметы, события, явления. Еще К. Д. Ушинский писал: «Учите ребенка каким-
нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но
свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».
Этому-то и способствует мнемотехника.
Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по- разному:
Воробьёва Вал. Конст. Называет эту методику сенсорно – графическими схемами,
Ткаченко Тат. Александр. – предметно- схематическими моделями, Ефименкова Л. Н.
- схемой составления рассказа.
Основная часть
Суть мнемотехники заключается в следующем: на каждое слово или словосочетание
придумывается картинка, таким образом весь текст зарисовывается схематично. Глядя
на эти схемы-рисунки, ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию. Схемы
служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям
выстраивать:
связность, последовательность, лексико-грамматическую наполняемость рассказа. Как
любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Работу необходимо
начинать с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к
мнемодорожкам и мнемотаблицам.
Мнемоквадрат – это графическое или частично графическое изображение предмета,
явления природы, персонажа сказки и т. д.
Мнемодорожка – суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое
словосочетание придумывается изображение; таким образом, весь текст
разрисовывается схематично. Глядя на эти рисунки – схемы ребёнок легко
воспроизводит текстовую информацию.
Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация. В
качестве символов-заместителей используются:
- предметные картинки,
- силуэтные изображения,
- геометрические фигуры.
Мнемотаблицы – дидактический материал по развитию связной речи детей,
используются для:
- обогащения словарного запаса;
- при обучении составлению рассказов по картине и серии картин; описательных
рассказов, творческих рассказов;
- при пересказах художественной литературы;
- при отгадывании и загадывании загадок;
- при заучивании стихов.
Мнемотаблицы для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде,
овощах и фруктах, птицах, животных, насекомых и т. д.
Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и
признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения
выявленных признаков; обогащают словарный запас детей.
Для изготовления этих картинок не требуются художественные способности: любой
педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и
объектов к выбранному рассказу.
Для систематизирования знаний детей о сезонных изменениях существуют модельные
схемы, предложенные Бондаренко Т. Б., Воробьёвой В. К., Ткаченко В. А. и др.
Работа по мнемотаблице строится из нескольких этапов:
1 Рассматривание таблиц и разбор того, что на ней изображено.
2 Осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из символов в
образы.
3 После перекодирования осуществляется составление рассказа с опорой на символы
(образы, т. е. происходит отработка метода запоминания.
Моделирование:
Педагоги деляся на 5 команд. Каждая команда получает листок с заданием (см.
приложение)
1.
Зашифровать пословицы в мнемодорожку
Остальные команды отгадывают.
Семь раз отмерь, один раз отрежь
Под лежачий камень вода не бежит
Яблоко от яблони не далеко падает
2.
Зашифровать стихотворение в мнемотаблицу
В темном небе звезды светят
Космонавт летит в ракете.
День летит и ночь летит.
Вниз на Землю он глядит.
3.
Зашифровать в мнемотаблицу сказку «Курочка Ряба»
4.
: Нарисовать мнемокарточки к игре «Подбери слово»
- есть слово простое, короткое – … (лист)
- есть слово обозначающее много - … (листья)
- есть слово маленькое, ласковое - … (листочек)
- есть слово красивое, слово-признак - (лиственный)
- есть слово длинное, состоящее из 2-х - … (листопад)
- есть слово – название дерева - … (лиственница)
Демонстрация выполненного материала
5.
Составить мнемотаблицу к описательному рассказу «Зима»
Заключительная часть
Итак, мнемотехника :
- сокращает время запоминания;
- развивает основные психические процессы;
- развивает умение перекодировать информацию;
- устанавливает причинно-следственные связи;
- помогает делать выводы и схематизировать материал.
Проверка реализации поставленных задач и достижения цели осуществляются с
помощью рефлексии
Рефлексия Прием "Чемодан, Корзина, Мясорубка":
Предлагается три больших листа, на одном из которых нарисован огромный чемодан,
на втором – мусорная корзина и на третьем – мясорубка.
Чемодан - необходимо нарисовать или написать наиболее важный момент, который он
вынес от работы (в группе, на занятии), готов забрать с собой и использовать в своей
деятельности.
Мусорная корзина – то, что оказалось ненужным, бесполезным и что можно отправить
в «мусор».
Мясорубка – это то, что оказалось интересным, но пока не готовым к употреблению в
своей работе. Что нужно еще додумать, доработать, «докрутить». Листочки пишутся
анонимно и по мере готовности приклеиваются участниками самостоятельно.
В синем небе звезды
светят
космонавт
летит в ракете.
День летит
и ночь летит
И на Землю вниз
глядит.
Видит сверху он
поля,
горы,
реки
и моря.
Видит он весь шар
земной,
шар земной-
наш дом родной!
Составьте мнемотаблицу к стихотворению: