Напоминание

Творческая деятельность учащихся как средство развития креативного мышления на уроках технологии.


Автор: Полубесов Александр Евгеньевич
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: МБОУ Чердаклинская СШ №1
Населённый пункт: р.п. Чердаклы, Чердаклинский район, Ульяновская область
Наименование материала: статья
Тема: Творческая деятельность учащихся как средство развития креативного мышления на уроках технологии.
Раздел: среднее образование





Назад




Творческая деятельность учащихся как средство развития креативного мышления на

уроках технологии.

Творческая активность учащихся на уроке не возникает сама по себе, её надо

стимулировать, создавать творческую ситуацию.

В истории образования выработаны два способа организации учебы:

- с опорой на внутреннюю культуру деятельности учащегося, его критическое

сознание, самостоятельность, интересы и чувство ответственности;

- с опорой на руководство учителя, жестко заданные им обучающие требования и

нормы.

Учитель и школа всегда стоят перед выбором: чему отдать предпочтение и что будет

доминировать – целенаправленное предметное поурочное преподавание и следование

логике учителя или разнообразная самостоятельная деятельность школьника и

развитие его собственной логики?

Проанализировав свою деятельность, я понял, что отдавала предпочтение первому

способу организации учебы, а на сегодняшний день, возникла острая потребность в

быстром переходе к новым педагогическим технологиям, которые способны

сформировать активную творческую личность, обладающую широким кругозором,

ответственностью и самостоятельностью. Теперь чтобы достичь высоких результатов,

развить творческие способности учащихся, я вынужден был признать, что мне

необходимо изучить и внедрить в работу второй вариант, который предполагает

переход обучения на более активный и интересный метод работы, метод проектов.

Задания, его содержание, планирование предстоящей работы выступают, как стимул

творческой активности учащихся.

Метод проектов всегда имеет сложный, вариативный, комплексный характер, он учит

детей мобилизовать, обобщать и интегрировать свои знания.

В 20-е и начале 30-х годов ΧΧ столетия в российских школах широко использовался

метод проектов для реализации выдвигаемых задач – развития ученика. Однако этот

метод не давал возможности учащимся овладеть системой знаний в области

конкретных учебных курсов, поэтому был изъят из школы, и вместе с этим резко

снизилось внимание к основной философской идее образования того времени –

направленность его на ребёнка.

В настоящее время эта идея вновь стала определяющей в деятельности российских

школ, что объясняет интерес педагогов-практиков к технологии проектного обучения.

Актуальность опыта.

Во все времена конечным результатом обучения является высоко-образованная,

эстетически развитая творческая личность. А любая личность должна уметь свободно

мыслить и принимать самостоятельные решения. К этому и стремится современная

школа. И мое твердое убеждение состоит в том, что основная задача педагога –

научить ребенка мыслить творчески.

В трудовом обучении нельзя быть автократом и сдерживать инициативу учащихся,

нужно идти навстречу детям и предоставлять больше возможностей для выбора вида

трудовой деятельности предлагать более широкий спектр работ на уроках труда,

поощрять инициативу.

Свою работу я планирую так, чтобы помочь ученику максимально развить в себе

способность к самостоятельному мышлению, а значит, - к творчеству. Как при этом

учитывать особенности ребенка, его интересы? Что происходит с его личностью? Вот,

пожалуй, главные вопросы, волнующие меня, когда обдумывались новые формы

работы, стимулирующие личностный рост каждого ученика. Опыт моей работы, а

также изучение опыта работы коллег, анализ научно-методической литературы

показал, что оправдано и эффективно на самом начальном этапе преподавания

технологии использование метода проектов, который как нельзя лучше оживляет

учебно-воспитательный процесс, повышает интерес к предмету. Ведь очень важно в

начале преподавания нового предмета, заинтересовать предметом, научить посещать

этот урок с жаждой получить новые знания, вести постоянный творческий поиск,

открывать в себе скрытые таланты и просто «любить» предмет. Для того чтобы

систематизировать проектную деятельность учащихся и руководство ею со стороны

учителя, в программу по технологии был введён раздел «Проект». Уроки с

использованием творческих проектов нетрадиционны и вызывают особый интерес у

детей, а также развивают творческие способности учащихся и эстетический вкус.

Поэтому слабоуспевающие учащиеся (равнодушные, например, к истории, литературе)

с большим удовольствием готовятся к ним, проявляя активность и творческую

инициативу. В результате чего у них создается положительная мотивация к

самообразованию. Это, пожалуй, самая сильная сторона проекта.

Позвольте напомнить, что есть творчество - это усиленная деятельность, направленная

на добычу новизны.

Ведущая педагогическая идея опыта.

Ведущей педагогической идеей моего опыта является организация учебного процесса,

способствующего развитию творческого потенциала и познавательной активности

личности.

Убежден, что на основе проектного метода обучения можно не только «разбудить»

дремлющие творческие задатки личности, но и создать условия для их развития. А

условия таковы: при выборе темы проекта учитываю индивидуальные возможности

каждого ученика: сильным – сложное, слабым – по их реальным возможностям.

Индивидуальная работа с учащимися – это познание личности каждого, особенностей

характера и привычек. Принимая ученика таким какой он есть, делаю все возможное,

чтобы хорошее и доброе в душе в сочетании с желанием и способностями стали

основанием для создания задуманного изделия. Привлекательность проектного метода

обучения состоит также в том, что в процессе работы над проектом у девочек

развиваются организационные и рефлексивные способности, они учатся планировать

свою деятельность, а это, как правило, влияет на повышение интереса к учёбе и

улучшает результаты обучения.



В раздел образования