Автор: Полубесов Александр Евгеньевич
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: МБОУ Чердаклинская СШ №1
Населённый пункт: р.п. Чердаклы, Чердаклинский район, Ульяновская область
Наименование материала: статья
Тема: Творческая деятельность учащихся как средство развития креативного мышления на уроках технологии.
Раздел: среднее образование
Творческая деятельность учащихся как средство развития креативного мышления на
уроках технологии.
Творческая активность учащихся на уроке не возникает сама по себе, её надо
стимулировать, создавать творческую ситуацию.
В истории образования выработаны два способа организации учебы:
- с опорой на внутреннюю культуру деятельности учащегося, его критическое
сознание, самостоятельность, интересы и чувство ответственности;
- с опорой на руководство учителя, жестко заданные им обучающие требования и
нормы.
Учитель и школа всегда стоят перед выбором: чему отдать предпочтение и что будет
доминировать – целенаправленное предметное поурочное преподавание и следование
логике учителя или разнообразная самостоятельная деятельность школьника и
развитие его собственной логики?
Проанализировав свою деятельность, я понял, что отдавала предпочтение первому
способу организации учебы, а на сегодняшний день, возникла острая потребность в
быстром переходе к новым педагогическим технологиям, которые способны
сформировать активную творческую личность, обладающую широким кругозором,
ответственностью и самостоятельностью. Теперь чтобы достичь высоких результатов,
развить творческие способности учащихся, я вынужден был признать, что мне
необходимо изучить и внедрить в работу второй вариант, который предполагает
переход обучения на более активный и интересный метод работы, метод проектов.
Задания, его содержание, планирование предстоящей работы выступают, как стимул
творческой активности учащихся.
Метод проектов всегда имеет сложный, вариативный, комплексный характер, он учит
детей мобилизовать, обобщать и интегрировать свои знания.
В 20-е и начале 30-х годов ΧΧ столетия в российских школах широко использовался
метод проектов для реализации выдвигаемых задач – развития ученика. Однако этот
метод не давал возможности учащимся овладеть системой знаний в области
конкретных учебных курсов, поэтому был изъят из школы, и вместе с этим резко
снизилось внимание к основной философской идее образования того времени –
направленность его на ребёнка.
В настоящее время эта идея вновь стала определяющей в деятельности российских
школ, что объясняет интерес педагогов-практиков к технологии проектного обучения.
Актуальность опыта.
Во все времена конечным результатом обучения является высоко-образованная,
эстетически развитая творческая личность. А любая личность должна уметь свободно
мыслить и принимать самостоятельные решения. К этому и стремится современная
школа. И мое твердое убеждение состоит в том, что основная задача педагога –
научить ребенка мыслить творчески.
В трудовом обучении нельзя быть автократом и сдерживать инициативу учащихся,
нужно идти навстречу детям и предоставлять больше возможностей для выбора вида
трудовой деятельности предлагать более широкий спектр работ на уроках труда,
поощрять инициативу.
Свою работу я планирую так, чтобы помочь ученику максимально развить в себе
способность к самостоятельному мышлению, а значит, - к творчеству. Как при этом
учитывать особенности ребенка, его интересы? Что происходит с его личностью? Вот,
пожалуй, главные вопросы, волнующие меня, когда обдумывались новые формы
работы, стимулирующие личностный рост каждого ученика. Опыт моей работы, а
также изучение опыта работы коллег, анализ научно-методической литературы
показал, что оправдано и эффективно на самом начальном этапе преподавания
технологии использование метода проектов, который как нельзя лучше оживляет
учебно-воспитательный процесс, повышает интерес к предмету. Ведь очень важно в
начале преподавания нового предмета, заинтересовать предметом, научить посещать
этот урок с жаждой получить новые знания, вести постоянный творческий поиск,
открывать в себе скрытые таланты и просто «любить» предмет. Для того чтобы
систематизировать проектную деятельность учащихся и руководство ею со стороны
учителя, в программу по технологии был введён раздел «Проект». Уроки с
использованием творческих проектов нетрадиционны и вызывают особый интерес у
детей, а также развивают творческие способности учащихся и эстетический вкус.
Поэтому слабоуспевающие учащиеся (равнодушные, например, к истории, литературе)
с большим удовольствием готовятся к ним, проявляя активность и творческую
инициативу. В результате чего у них создается положительная мотивация к
самообразованию. Это, пожалуй, самая сильная сторона проекта.
Позвольте напомнить, что есть творчество - это усиленная деятельность, направленная
на добычу новизны.
Ведущая педагогическая идея опыта.
Ведущей педагогической идеей моего опыта является организация учебного процесса,
способствующего развитию творческого потенциала и познавательной активности
личности.
Убежден, что на основе проектного метода обучения можно не только «разбудить»
дремлющие творческие задатки личности, но и создать условия для их развития. А
условия таковы: при выборе темы проекта учитываю индивидуальные возможности
каждого ученика: сильным – сложное, слабым – по их реальным возможностям.
Индивидуальная работа с учащимися – это познание личности каждого, особенностей
характера и привычек. Принимая ученика таким какой он есть, делаю все возможное,
чтобы хорошее и доброе в душе в сочетании с желанием и способностями стали
основанием для создания задуманного изделия. Привлекательность проектного метода
обучения состоит также в том, что в процессе работы над проектом у девочек
развиваются организационные и рефлексивные способности, они учатся планировать
свою деятельность, а это, как правило, влияет на повышение интереса к учёбе и
улучшает результаты обучения.