Напоминание

Инновационные педагогические технологии в ДОО


Автор: Сапраненко Ирина Альбертовна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ МО г.Краснодар "Центр-детский сад"118"
Населённый пункт: Краснодар
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Инновационные педагогические технологии в ДОО
Раздел: дошкольное образование





Назад




Методическая разработка

«Использование инновационных технологий

в образовательной деятельности педагогов

дошкольной образовательной организации»

Подготовила:

CапраненкоИ.А., старший воспитатель

МАДОУ МО г.Краснодар

«Центр -детский сад №118»

2020

Пояснительная записка

Модернизация дошкольного образования ставит перед современными

дошкольными образовательными учреждениями задачу достижения более

высокого качества образования воспитанников, создания условий для

творческого саморазвития ребенка, для его полной самореализации как части

социума. И для того чтобы в полной мере решать поставленные задачи,

одновременно повышая свой профессионализм, совершенствуя

педагогическое мастерство, перед педагогами ДОУ лежит широкий выбор

разнообразных инновационных педагогических технологий.

Инновационные технологии, которые использует педагог дошкольной

образовательной организации

для конструирования современных моделей организованной образовательной

деятельности -это дополнение к общепринятым, проверенным временем

технологиям, помогающие оптимизировать воспитательно-образовательный

процесс.

Применительно к педагогическому процессу, инновация означает введение

нового в цели, содержание, методы и формы образования, организацию

совместной деятельности педагога и ребёнка. Основным критерием

инновационной технологии является повышение эффективности

образовательного процесса за счёт её применения.

Современные педагоги дошкольных учреждений находятся в постоянном

активном поиске путей совершенствования и оптимизации воспитательно-

образовательного процесса обучения и развития детей на разных возрастных

этапах, которые характерны для детей дошкольного возраста. Важную роль в

развитии личности ребенка приобретает позиция воспитателя как создателя

специальных условий для проявления ребенком многообразных видов

активности с учетом его индивидуальности. Благодаря своей

приближенности к ребенку воспитатель должен учитывать, что в системе

многообразных факторов, влияющих на развитие детей, его личность и

деятельность выступают одним из ведущих условий, способствующих

целостному развитию ребенка.

Освещение основной идеи опыта, его инновационная и практическая

значимость.

Основная идея данного опыта работы.

Условия современности таковы, что традиционное воспитание и обучение в

ДОУ не может полностью соответствовать настоящим требованиям ГОС ДО.

Использование инноваций в работе с детьми открывает воспитателю новые

возможности преподнесения материала. Целью инновационной деятельности

в дошкольном учреждении является повышение эффективности процесса

обучения и получение более качественных результатов

.

Цель: создание условий инновационных процессов в ДОУ, применение

педагогами знаний, умений, навыков, приобретенных в профессиональной

деятельности.

Задачи: внедрение инновационных технологий для повышения

профессиональной культуры педагогов; создание творческой атмосферы и

объединение усилий всего педагогического коллектива по построению

образовательного процесса; выработка стремлений у педагогов к реализации

и эффективной организации инновационных технологий в педагогической

деятельности.

Современные педагогические технологии в дошкольном образовании

направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного

образования. Принципиально важной стороной в педагогической технологии

является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе,

отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми

придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!»

Его цель- содействовать становлению ребенка как личности.

Любая инновация представляет собой не что иное, как создание и

последующее внедрение принципиально нового компонента, вследствие чего

происходят качественные изменения среды.

Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле,

мастерстве, искусстве (толковый словарь).

Педагогическая технология- это совокупность психолого-педагогических

установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов,

способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть

методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т. Лихачёв).

Сегодня насчитывается больше сотни образовательных технологий. Таким

образом, инновационные технологии в ДОУ направлены на создание

современных компонентов и приемов, основной целью которых является

развитие образовательного процесса.

К числу современных образовательных технологий можно отнести:

здоровьесберегающие технологии;

технологии проектного обчения;

технология исследовательской деятельности;

информационно-коммуникационные технологии;

личностно-ориентированные технологии;

технология игрового обучения;

технология проблемного обучения;

технология развивающего обучения;

информационные технологии;

игровая технология

технология «ТРИЗ» и др.

Рассмотрим несколько типов технологий.

Технология информационного обучения опирается на принцип

активизации ребенка в обучении и определяется ведущей ролью педагога. Он

берет на себя роль «информатора», передающего знания детям (это может

быть и словесная инструкция к деятельности или прямое включение ребенка

в деятельность «делай как я»)

Структура этой технологии выглядит следующим образом: цель, рассказ,

задание на воспроизведение знаний либо задача, деятельность (совместно с

педагогом) и результат. Особенности данной технологии:

- руководящая роль педагога;

- включение детей по инструкции педагога;

- понимание детьми информации педагога.

Технологии игрового обучения опирается на принцип активности ребенка,

характеризуется высоким уровнем мотивации и определяется естественной

потребностью дошкольника. Роль педагога заключается в создании и

организации предметно-пространственной среды. Игровые технологии —

являются фундаментом всего дошкольного образования. В свете ФГОС

личность ребенка выводится на первый план и все дошкольное детство

должно быть посвящено игре.

Структура данной технологии следуюшая: игровая задача, правила,

деятельность и результат. Игровая технология в обучении призвана сочетать

элементы игры и ученья. Особенности игровой технологии:

свободная развивающая деятельность (она возникает по желанию

ребенка, ради удовольствия от процесса деятельности);

творческий характер деятельности (ребенок импровизирует);

эмоциональная приподнятость деятельности (опирается на чувства,

эмоциональные переживания).

Технологии проблемного обучения предполагает создание проблемных

ситуаций (под руководством педагога) и активную деятельность детей по их

разрешению, в результате чего ребенок получает знания.

Структурные компоненты данной технологии:

проблемация информации (удивление, любопытство ребенка);

активная деятельность ребенка;

связь обучения с жизнью, игрой и трудом;

исследовательский характер познания.

Технологии проектного обучения это дидактическое средство активизации

познавательного и творческого развития ребенка и одновременно

формирование личностных качеств ребенка. В основу метода проектов

заложена идея о направленности познавательной деятельности

дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной

работы взрослых, детей над определённой практической темой. В

воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность

носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и

педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители.

Использование ИКТ (информационно-компьютерных технологий)

Информационно-компьютерные технологии активно используются как в

воспитательно-образовательной, так и в методической работе дошкольного

образовательного учреждения. Такие занятия позволяют интегрировать

аудиовизуальную информацию, представленную в различной форме

(видеофильм, анимация, слайды, музыка), активизируют внимание детей

благодаря возможности демонстрации явлений и объектов в динамике.

Педагогам – активным пользователям интернета компьютер помогает

получить дополнительную информацию, которой нет в печатном виде, а

также разнообразить иллюстративный материал при подборе наглядного

материала к занятиям.

По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников

компьютер обладает рядом преимуществ:

Предъявления информации на экране компьютера в игровой форме вызывает

у детей огромный интерес;

Несет в себе новый тип информаций, понятный дошкольникам;

Движение, звук, мультипликация надолго привлекает внимание;

Проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим

компьютером являются стимулом познавательной активности детей;

Предоставляет возможность индивидуализации обучения;

Ребенок сам регулирует темп и количество решаемых игровых обучающих

задач;

В процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает

уверенность в себе, в том, что он многое может;

Позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть

в повседневной жизни, неожиданные и необычные эффекты;

Компьютер привлекателен для детей, как любая другая новая игрушка

компьютер очень «терпелив», никогда не ругает ребенка за ошибки, а ждет,

пока он сам исправит их.

Познавательно-исследовательская деятельность

Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из

актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную

к саморазвитию и самосовершенствованию. Именно экспериментирование

является ведущим видом деятельности, как в младшем, так и в старшем

дошкольном возрасте, о чем неоднократно говорил Л.С. Выготский.

В ходе экспериментирования ребенок познает объект. В практической

деятельности осуществляет и выполняет познавательную, ориентировочно-

исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается

содержание данного объекта. Например: в ходе реализации образовательного

проекта «Осень» при знакомстве с овощами детей младшей группы

воспитатель проводит с детьми опыт «тонет, не тонет»: картошка, лук,

помидор. В ходе этого опыта дети узнали, что картошка тонет, а помидор и

лук плавают. «Что я слышу — забываю. Что я вижу — я помню. Что я делаю

— я понимаю», так сказал еще много веков назад Конфуций.

Метод исследовательского обучения надо понимать как обучение, при

котором ребенок ставится в ситуацию, когда он сам овладевает понятиями и

подходом к решению проблем в процессе познания, в большей или меньшей

степени организованного (направляемого) педагогом. В наиболее полном,

развернутом виде исследовательское обучение предполагает следующее:

1) ребенок выделяет и ставит проблему, которую необходимо разрешить;

предлагает возможные решения;

2) проверяет эти возможные решения, исходя из данных;

3) делает выводы в соответствии с результатами проверки;

4) применяет выводы к новым данным;

5) делает обобщения.

Технология развивающего обучения

В традиционном обучении система понятий задается для усвоения через

формулировку этих понятий, их определения. Поэтому существует жесткий

перечень того, что должен знать ученик. В развивающем обучении научные

понятия существуют в легком варианте – способе действий.

Ребенком должен освоить этот способ, его основание, умение построить

данное действие, обосновать, доказать его. Поэтому в развивающем

обучении нежелательно и, по-видимому, невозможно задавать готовые

определения. Формулировка понятия – это тот результат, к которому нужно

прийти в конечном итоге, в результате анализа.

Изменение в содержании приводят и к существенному изменению в методах

обучения.

Основа традиционного метода обучения – демонстрация способа,

объяснение, тренировка, оценка. Это – иллюстративно-объяснительный

метод. В развивающем обучении, предметом которого является не способ

действия, а принцип, этот метод не пригоден по той причине, что принцип, в

отличие от способа, нельзя продемонстрировать. Выяснение принципа

возможно только в результате самостоятельного анализа действия, ситуации,

условий и обобщения тех объективных связей, на которые опирается данный

способ.

Личностно-ориентированные технологии

Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей

образовательной системы личность ребёнка, обеспечение комфортных,

бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализация ее

природных потенциалов. Личность ребёнка в этой технологии не только

субъект, но и субъект приоритетный; она является целью образовательной

системы, а не средством достижения какой-либо отвлеченной цели. Такие

технологии называют еще антропоцентрическими.

Таким образом, личностно-ориентированные технологии характеризуются

антропоцентричностью, гуманистической и психотерапевтической

направленностью и имеют целью разностороннее, свободное и творческое

развитие ребенка.

В рамках личностно-ориентированных технологий самостоятельными

направлениями выделяются гуманно-личностные технологии, технологии

сотрудничества и технологии свободного воспитания.

Технология сотрудничества реализуют демократизм, равенство, партнерство

в субъект-субъектных отношениях педагога и ребенка. Воспитатель и

ребенок совместно вырабатывают цели, содержание, дают оценки, находясь в

состоянии сотрудничества, сотворчества.

Технологии свободного воспитания делают акцент на предоставление

ребенку свободы выбора и самостоятельности в большей или меньшей сфере

его жизнедеятельности. Осуществляя выбор, ребенок наилучшим способом

реализует позицию субъекта, идя к результату от внутреннего побуждения, а

не от внешнего воздействия.

Итак, все вышеизложенные технологии в первую очередь направлены на

повышение качества образования. Однако само понятие «качество

образовательного процесса» характеризуется по-разному с точки зрения

каждого его участника:

Для детей – это обучение в интересной для них игровой форме.

Для родителей – это эффективное обучение детей, т. е обучение по

программам, хорошо готовящим детей к школе:

- обучение без утомления;

- сохранение здоровья детей как психического, так и физического;

- успешность обучения;

- поддержание желания учиться;

- обеспечение возможности поступления в престижную школу;

- обучение престижным предметам (иностранный язык, хореография).

Для воспитателей – это прежде всего положительная оценка их успешности

руководителями ДОУ и родителями:

- успешное выполнение ими всех учебных программ;

- оптимальный подбор методов и приемов работы с детьми;

- поддержание интереса детей к учебному процессу;

- успешное развитие детей в процессе их обучения;

- сохранение психического и физического здоровья детей;

- рациональное использование учебного времени детей и рабочего времени

воспитателя;

- обеспеченность педагогического процесса всеми необходимыми пособиями

и оборудованием.

Современные педагогические технологии помогают реализовать личностно-

ориентированный подход к детям, обеспечивая индивидуализацию и

дифференциацию педагогического процесса с учетом их способностей и

уровня развития. Сегодня в центре внимания - ребенок, его личность,

неповторимый внутренний мир. Поэтому основная цель современного

педагога – выбрать методы и формы организации воспитательно-

образовательного процесса, которые оптимально соответствуют

поставленной цели развития личности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.

Белая К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ: Методическое пособие.-

М.: ТЦ Сфера, 2013.

2.

Волобуева Л.М. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами. – М.: ТЦ

Сфера, 2015.

3.

Волобуева В.Я., Газина О.М., Фокина В.Г. Организация работы методиста

детского сада. – М.: АПО, 2011

Методическая разработка

«Организация совместной образовательной

деятельности воспитателя и ребенка в режиме

дня ДОО»

Подготовила:

Cапраненко И.А., старший воспитатель

МАДОУ МО г.Краснодар

«Центр - детский сад №118»

2020

Пояснительная записка

В связи с введением Федерального государственного образовательного

стандарта дошкольного образования возникла необходимость пересмотра

подходов к построению образовательного процесса, а значит и к его

планированию.

Специфика

образовательного

процесса

в

дошкольном

образовании заключается в том, что процесс образования осуществляется в

течение всего дня, во всех режимных моментах.

Содержательной базой образовательного процесса являются созвучные

дошкольнику основные виды деятельности или культурные практики,

которые вносит в его жизнь партнер-взрослый и которые затем реализуются

в свободной деятельности ребенка – индивидуально или совместно с другими

детьми.

Совместная деятельность воспитателя с детьми – приоритетная модель

организации

образовательного

процесса

в

дошкольной

организации.

Отличается наличием партнерской равноправной позиции взрослого и

ребенка. Планируется в соответствии с требованиями ФГОС ДО

Данная методическая разработка направлена на повышение уровня освоения

воспитанниками программного материала по всем направлениям развития.

Методическая

разработка

предназначена

для

старшего

воспитателя

дошкольной

организации

с

целью

отслеживания

использования

воспитателем разнообразных форм организации совместной образовательной

деятельности в режиме дня.

Материалом

может

воспользоваться

и

воспитатель

при

календарном

планировании.

В методической разработке описываются задачи по пяти направлениям

развития

ребенка,

обозначенным

в

Федеральном

государственном

образовательном

стандарте

дошкольного

образования.

Предлагается

множество вариантов форм, методов и приемов реализации программных

задач вне занятий, в совместной образовательной деятельности.

Материал расположен по пяти образовательным областям, что поможет

старшему воспитателю и воспитателю не упустить ни одно направление в

развитии

ребенка.

По

каждой

образовательной

области

предлагается

множество вариантов, что позволит воспитателю при планировании отобрать

те формы, которые наиболее близки ему, интересам и возможностям его

воспитанников. Старший воспитатель при помощи данной шпаргалки

проконтролирует

реализацию

программных

задач

посредством

разнообразных форм образовательной совместной деятельности.

1.1 Проблема

Сложным

моментом

является

для

педагогов-практиков

системное

проектирование педагогического процесса в новом ключе. При планировании

занятий, когда имеется традиционный перспективный план, воспитатель не

испытывает затруднений. Но при планировании совместной деятельности в

режиме дня воспитатель зачастую упускает некоторые направления развития

ребенка, что свидетельствует о частичной реализации программы. Как

правило,

воспитатели

планируют

однообразные

формы

совместной

деятельности.

Поэтому перед старшим воспитателем стоит особая задача – оказать помощь

воспитателям в планировании совместной деятельности вне занятий. Важно

помочь

сделать

календарный

план

действительно

работающим

инструментом, реализующим общеобразовательную программу дошкольного

образования, помочь воспитателю соблюсти в календарном планировании

меру между занятиями и совместной деятельности взрослого и ребенка.

1.2 Актуальность

Почему совместная образовательная деятельность так эффективна в

развитии ребенка?

В совместной партнерской деятельности активность и самостоятельность

ребенка сочетается с руководящей ролью педагога. Но в отличие от

традиционных методов образования, здесь исключается педагогическое

давление на ребенка. Взаимодействие строится на основе мотивации, без

принуждения. Ведущей единицей образовательного процесса выступает

образовательная ситуация, т.е. такая форма совместной деятельности

педагога и детей, которая планируется и целенаправленно организуется

педагогом с целью решения определенных задач развития, воспитания и

обучения. Организация образовательной деятельности в форме совместной

партнёрской деятельности взрослого с детьми связана со значительной

перестройкой

стиля

поведения

воспитателя.

Партнёрская

позиция

воспитателя предполагает принятие демократического стиля отношений, а не

авторитарного, сопряженного с учительской позицией.

Раздел - совместная деятельность – не имеет четкого построения, (как в

образовательном процессе в форме занятий) – теряется нить в планировании,

задачи не достигают поставленных целей. А в многочисленных достойных

авторских предложениях можно “заблудиться”.

1.3 Значимость методической разработки

«Шпаргалка» поможет отнестись к разделу “совместная деятельность” особо

внимательно, так, как мы несем ответственность за работу образовательного

процесса. Она поможет педагогу выстроить систему единого подхода к

“организации”

и

“разнообразию”

по

содержанию

совместной

образовательной деятельности.

Методическая

разработка

еще

раз

подчеркнет

,

что

“совместная

деятельность” принимает эстафету от “образовательного процесса”, играет с

“его” методами и технологиями, несет полученную информацию о знаниях и

навыках в “самостоятельную деятельность” как эталон, не разрушая

морально-познавательные потребности ребенка. Так должно быть!

1.4 Цель методической разработки:

повышение эффективности образовательного процесса в ДОО на

принципе признания каждого ребенка полноправным его участником.

Задачи:

максимальное

использование

разнообразных

видов

совместной

деятельности воспитателя и ребенка для успешного развития, более

полного раскрытия возможностей и способностей, потенциала каждого

ребенка

контроль эффективности календарного планирования по реализации

общеобразовательной программы дошкольного образования

1.5 Ожидаемые результаты

Воспитатели:

находятся в партнерской позиции с ребенком;

грамотно определяют цели и задачи планирования на определенный

период работы,

четко представляют результаты совместной деятельности, которые

должны быть достигнуты к концу планируемого периода,

выбирают оптимальные пути, средства, методы и формы, помогающие

закрепить материал, представленный на занятиях.

Старший воспитатель

в

процессе

изучения

календарного

планирования

минимизирует

временные затраты на проверку;

при проведении тематического контроля анализирует используемые

формы, методы и приемы работы педагога с детьми

Воспитанники:

достигают высокого уровня освоения программного материала.

1.6 Новизна методической разработки, ее особенность

Методическая

разработка

оформлена

в

виде

«шпаргалки».

Педагогу

предоставляется много вариантов форм совместной деятельности с детьми по

пяти направлениям развития ребенка.

Благодаря этой шпаргалке:

Идет накопление вариантов форм, методов работы с детьми.

В нужный момент педагог использует из своего «банка» то, что лучше всего

позволит ему решить воспитательно-образовательные задачи.

Шпаргалка позволяет многократно использовать накопленный материал, по

необходимости корректируя его. Это дает возможность педагогу экономить

силы и время для общения с ребятами.

Хранение информации в форме шпаргалки позволяет понять систему,

логику, зависимость между различным материалом.

Педагог учится моделировать педагогический процесс с детьми,

Педагог имеет возможность накапливать материалы «впрок» без большого

напряжения.

При наличии шпаргалки для планирования совместной деятельности в

режиме дня у педагога создается целостное представление о педагогическом

процессе, возможность динамично и с наименьшими затратами реагировать

на изменяющуюся обстановку в группе.

Особенность методической разработки заключается еще и в том, что каждый

педагог может добавлять в «шпаргалку» формы совместной деятельности из

своего опыта

2. Содержание методической разработки

2.1 Образовательная деятельность в режиме дня - блок, насыщенный

разнообразной партнерской деятельностью педагога и ребенка.

Материал

методической

разработки

предполагает,

что

совместная

деятельность взрослых и детей предусматривает обязательную взаимосвязь с

организованным обучением: именно в процессе данной деятельности

взрослый готовит ребят к последующему усвоению ими знаний на занятиях.

Кроме того, воспитатель наполняет эту деятельность тем содержанием,

которое

не

удалось «отработать» на

занятиях.

Именно

в

процессе

совместной деятельности взрослый работает над закреплением, уточнением,

углублением представлений, понятий, умений. Этот блок самый насыщенный

разнообразной партнерской деятельностью.

В основу организации партнерской деятельности взрослого с детьми входит:

включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми;

добровольное присоединение дошкольников к деятельности (без

психического и дисциплинарного принуждения);

свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при

соответствии организации рабочего пространства);

открытый временной конец деятельности (каждый работает в своем

темпе).

Материал «шпаргалки» учитывает следующее:

образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных

моментов,

требует

особых

форм

работы

в

соответствии

с

реализуемыми задачами воспитания, обучения и развития ребенка;

в режимных процессах, в свободной детской деятельности воспитатель

создает

по

мере

необходимости,

дополнительно

развивающие

проблемно-игровые

или

практические

ситуации,

побуждающие

дошкольников применить имеющийся опыт, проявить инициативу,

активность для самостоятельного решения возникшей задачи.

2.2

Формы

организации

совместной

деятельности

по

образовательной области «Речевое развитие»

«Речевое развитие включает владение речью как средством общения и

культуры;

обогащение

активного

словаря;

развитие

связной,

грамматически правильной диалогической и монологической речи;

развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной

культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной

культурой,

детской

литературой,

понимание

на

слух

текстов

различных жанров детской литературы; формирование звуковой

аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения

грамоте»

ФГОС ДО п.2.6.

Вид деятельности

Формы, методы и приемы совместной

деятельности

1.Игровая деятельность

- дидактическая игра по грамматическому

строю речи

-дидактическая игра по обогащению словаря

-дидактическая игра по грамоте (с средней

группы)

2.Театрализованная

деятельность

-

драматизация

по

программным

произведениям

-настольный театр (указать, кто проводит:

педагог или силами детей)

- пальчиковый театр:

-кукольный театр

3.Коррекционно-речевая

деятельность

-индивидуальная работа по грамматическому

строю речи

-индивидуальная работа по связной речи

-индивидуальная

работа

по

звукопроизношению (по заданию логопеда)

- индивидуальная работа по грамоте (со

средней группы)

Восприятие художественной

литературы

-чтение художественных произведений по

программе

-заучивание программных стихотворений

- рассказ воспитателя о творчестве писателя

или поэта

-

рассматривание

иллюстраций

к

произведению

-литературная викторина

-

прослушивание

литературного

произведения в исполнении актера

Коммуникативная

деятельность

-утренний сбор

- круг общения по определенным ситуациям

- беседа по прочитанному произведению

Продуктивная деятельность - создание мнемотаблиц по стихотворениям

и рассказам

-

рисование

по

теме

литературного

произведения

- создание книжек-малышек

Трудовая деятельность

- ремонт книг

2.3

Формы

организации

совместной

деятельности

по

образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»

«Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и

ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные

ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и

сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и

саморегуляции

собственных

действий;

развитие

социального

и

эмоционального

интеллекта,

эмоциональной

отзывчивости,

сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности

со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства

принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в

Организации; формирование позитивных установок к различным видам

труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту,

социуме, природе»

ФГОС ДО п.2.6.

Вид деятельности

Формы методы и приемы совместной деятельности

Коммуникативная

деятельность

- беседа на тему по ситуации в группе

- беседа по ОБЖ

-

беседа

на

тему

общественно-значимых

явлений

(например, олимпиада)

-беседа на нравственную тематику

- беседа на патриотическую тематику

- заучивание правил(поведения, правил безопасности)

-индивидуальная беседа

Игровая

деятельность

- дидактическая игра по ОБЖ

-дидактическая игра по КГН и самообслуживанию

- словесные игры

- сюжетно-ролевая игра

Познавательная

деятельность

-

рассказ

воспитателя

(по

всем

разделам

общеобразовательной

программы

социально-

коммуникативного развития);

- рассматривание иллюстраций по темам социально-

коммуникативного развития

- посещение мини-музея

- просмотр презентаций, слайдов на тему…

Трудовая

деятельность

- проведение акций

- хозяйственно-бытовой труд

- труд в природе

- организация дежурства

Досуговая

деятельность

-викторины

- развлечения

-конкурсы

Восприятие

художественной

литературы

- чтение художественных произведений по ОБЖ

- чтение художественных произведений на нравственную

тематику

-

чтение

художественных

произведений

по

патриотическому воспитанию

- просмотр мультфильмов

2.4

Формы

организации

совместной

деятельности

по

образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»

«Художественно-эстетическое

развитие

предполагает

развитие

предпосылок

ценностно-смыслового

восприятия

и

понимания

произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного),

мира природы; становление эстетического отношения к окружающему

миру; формирование элементарных представлений о видах искусства;

восприятие

музыки,

художественной

литературы,

фольклора;

стимулирование

сопереживания

персонажам

художественных

произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности»

ФГОС ДО п.2.6.

Вид деятельности

Формы, методы и приемы совместной

деятельности

Познавательная

деятельность

в изобразительной области

-

рассказ

воспитателя

о

творчестве

художника, композитора

- рассматривание репродукций картин

Познавательная

деятельность в области

музыки

-

рассказ

воспитателя

о

творчестве

композитора

- прослушивание музыкальных произведений

Игровая деятельность

-дидактическая

игра

по

изобразительной

деятельности

-дидактическая игра по музыке

-хороводная игра

Театрализованная

деятельность

- драматизация

-настольный театр (указать, кто проводит:

педагог или силами детей)

- пальчиковый театр:

-кукольный театр

Индивидуальная работа

- индивидуальная работа по изобразительной

деятельности

с

указанием

конкретных

направлений

- индивидуальная работа по музыкальной

деятельности

с

указанием

конкретных

направлений

Художественный труд

- работа с бумагой

- работа с тканью

- работа с природным материалом

-работа с бросовым материалом

Досуговая деятельность

- развлечения

- утренники

-викторины

-конкурсы

2.5

Формы

организации

совместной

деятельности

по

образовательной области «Физическое развитие»

«Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих

видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с

выполнением

упражнений,

направленных

на

развитие

таких

физических качеств, как координация и гибкость; способствующих

правильному формированию опорно-двигательной системы организма,

развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой

моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба

организму выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие

прыжки,

повороты

в

обе

стороны),

формирование

начальных

представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными

играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции

в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа

жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в

питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании

полезных привычек и др.)»

ФГОС ДО п.2.6.

Вид деятельности

Формы, методы и приемы совместной

деятельности

Игровая деятельность

- подвижная игра

- дидактическая игра на спортивную тематику

- дидактическая игра на тематику здорового

образа жизни

Познавательная

деятельность

- рассказ воспитателя

- рассматривание иллюстраций

-просмотр мультфильмов и презентаций на

тему физического развития, спорта

Коммуникативная

деятельность

- беседа на темы физического развития

- беседа по значимым явлениям спортивной

жизни страны

Восприятие художественной

литературы

- чтение художественных произведений на

темы физического развития и спорта

Индивидуальная работа

- индивидуальная работа по основным видам

движений (указать конкретно)

2.6

Формы

организации

совместной

деятельности

по

образовательной области «Познавательное развитие»

«Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей,

любознательности

и

познавательной

мотивации;

формирование

познавательных

действий,

становление

сознания;

развитие

воображения и творческой активности; формирование первичных

представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о

свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете,

размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части

и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и

следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о

социокультурных

ценностях

нашего

народа,

об

отечественных

традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об

особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.»

ФГОС ДО п.2.6.

Вид деятельности

Формы, методы и приемы совместной

деятельности

Игровая деятельность

- дидактическая игра по математике

-дидактическая игра по сенсорике

-дидактическая игра по природе

-дидактическая

игра

по

предметному

окружению

Познавательная деятельность

- рассказ воспитателя

- рассматривание иллюстраций

-просмотр мультфильмов и презентаций

-экскурсии

-работа в мини-музее

-наблюдение в природе

-наблюдение в окружающем

-наблюдение в уголке природы

Исследовательская

деятельность

-эксперименты

-наблюдение за различными явлениями

Коммуникативная

деятельность

- беседа по тематике недели

Восприятие художественной

литературы

- чтение художественных произведений на

природную тематику

- чтение художественных произведений по

теме недели

Продуктивная деятельность

-рисование, лепка, аппликация по тематике

недели

- участие в создании модели по тематике

недели

Заключение

В дошкольном возрасте формирование основ базовой культуры личности

ребенка, его психических и личностных новообразований происходит только

в процессе общения и совместной деятельности со взрослым. В этих двух

сферах

жизнедеятельности

осуществляется

интеллектуальное

и

личностное развитие ребенка, его ориентировка в предметном мире и в

системе человеческих отношений.

Поэтому каждый воспитатель ДОУ должен знать специфику организации

совместной деятельности взрослого и детей, а также особенности построения

и планирования образовательной деятельности в процессе организации

совместных видов деятельности,

Список литературы

1.

Федеральный

государственный

образовательный

стандарт

дошкольного образования. – М: УЦ Перспектива, 2014.

2.

Авдеева Ю.В., Коммуникативное развитие детей 5-7лет. М.:ТЦ

«Сфера», 2012.

3.

Ганеева А. С., Организация самостоятельной деятельности детей

дошкольного возраста в соответствии с ФГОС // Вопросы дошкольной

педагогики. - 2016. - №1.

4.

Конституция Российской Федерации. - СПб: «Издательский Дом

Громова», 2002.

5.

Приказ Министерства образования и науки РФ №1155 от 17 октября

2013г.

«Об

утверждении

федерального

государственного

образовательного стандарта дошкольного образования».

6.

План разработки федерального государственного образовательного

стандарта

дошкольного

образования,

утвержденный

министром

образования и науки РФ Д.В.Ливановым, 2013.

7.

Скоролупова О.А., Внедрение ФГОС дошкольного образования:

Разработка

Образовательной

программы

ДОУ.

М.:

издательство «Скрипторий 2003», 2014.

Приложение

Рекомендации по планированию совместной деятельности педагога и

ребенка в режиме дня (это в приложение)

Перечень основных «необходимостей» каждого дня:

индивидуальный диалог с каждым ребенком;

совместная двигательная деятельность (на улице, в группе);

чтение или рассказывание;

дидактические упражнения, развивающие игры;

творческие игры;

наблюдения (в группе, на воздухе);

психогимнастика, упражнения на релаксацию, театр;

труд (различные виды);

художественно-продуктивная деятельность;

музыка;

познавательная пятиминутка.

Зная их перечень, педагог,

во-первых, не упустит основных доминант в работе с ребятами,

во-вторых, сможет планировать совместную деятельность достаточно

кратко, указывая основное содержание.

Совместную

деятельность

взрослых

и

детей

целесообразно (обязательно) расписывать согласно режимным отрезкам:

утро, прогулка, вторая половина дня.

Планирование утреннего отрезка времени

Необходимо запомнить, что утро — это спокойный режимный момент.

Основная задача педагогической работы в утренний отрезок времени состоит

в том, чтобы включить детей в общий ритм жизни детского сада, создать у

них бодрое, жизнерадостное настроение. Здесь очень важно провести

эмоционально-стимулирующую

гимнастику.

Работа

проводится

по

подгруппам и индивидуально. Если говорить о фронтальной работе, это

могут быть хороводы и спокойные виды деятельности.

Утренний прием — наиболее благоприятное время для индивидуального

общения воспитателя с каждым ребенком. В эти часы успешно ведется

индивидуальная работа с детьми по различным видам деятельности.

Отличительной особенностью ее является непринужденность, опора на

интерес

и

любознательность

ребенка,

на

занимательность

формы

и

содержания проводимых мероприятий. Это работа по исправлению и

воспитанию у детей правильного звукопроизношения, по развитию устной

речи

и

выработке

правильной

интонации,

по

физическому

воспитанию (стимулирование двигательной активности). При планировании

индивидуальной работы с детьми, воспитатель указывает конкретно имена

тех воспитанников, с кем будет производиться работа и прописывает - какая

работа.

По содержанию утренний отрезок времени включает:

игровую деятельность,

беседы с детьми,

рассматривание предметов и иллюстраций,

короткие наблюдения в природе и явлений общественной жизни.

Хорошо планировать на утро короткие беседы с группой ребят или

отдельными детьми на заранее намеченные темы и темы, возникшие по

инициативе детей. Так, в календарных планах младшей и средней групп

воспитатель намечает коротенькие беседы с детьми о близких людях и

доступных предметах и явлениях окружающего мира: о маме, папе и

бабушке, о младших братьях и сестрах, об игрушках, книгах, объектах

природы

и

многом

другом.

Часто

такие

беседы

сопровождаются

рассматриванием иллюстраций. В календарных планах старшей группы

намечаются, кроме указанных выше, беседы с рассматриванием иллюстраций

и без них по более сложной тематике: о временах года, о домашних и диких

животных, о жизни родного города.

Намечая конкретные мероприятия, важно учитывать характер предстоящих

занятий.

Если

занятия

будут

спокойного

характера,

требующие

умственной

активности и усидчивости детей, как, например, занятия по формированию

элементарных математических представлений, разучивание стихотворения,

пересказ,

на

утро

планируется

деятельность

детей,

вызывающая

их

физическую активность, и, наоборот, если занятия предполагают большую

подвижность,

детей (физкультурные,

музыкальные),

то

утренняя

деятельность должна быть более спокойной.

Количество видов деятельности в утренние часы:

в младшей и средней — 3-4 вида,

в старшей подготовительной группе — 4-6 видов в зависимости от

детей группы.

Воспитатель сам определяет, сколько должно быть видов деятельности

оперяясь на примерные каноны

Планирование второй половины дня

Планируются наблюдения, игры, труд, физические упражнения и подвижные

игры. Однако необходимо иметь в виду, что вечером не следует проводить

игры большой подвижности, возбуждающие нервную систему детей.

Основное место в этом отрезке времени занимает разнообразная игровая

деятельность детей.

После дневного сна хорошо планировать и трудовую деятельность

детей:

уборку групповой комнаты;

ремонт книг, пособий, настольно-печатных игр;

стирку кукольного белья, носовых платков, лент;

изготовление игрушек-самоделок для своих игр и для игр малышей.

Рекомендуется также устраивать и различные зрелищные мероприятия,

развлечения:

кукольный, настольный, теневой театры;

концерты;

спортивные, музыкальные и литературные досуги;

слушание аудиокассет и многое другое.

В

этот

период

времени

может

планироваться

работа

музыкально-

эстетического цикла, работа по изобразительной деятельности, вечера

развлечения.

Для

расширения

кругозора

детей

можно

планировать

художественное чтение с продолжением, рассказывание сказок, просмотр

репродукций картин классиков и современных художников.



В раздел образования