Авторы: Бекасова Валентина Фёдоровна, Валентина Фёдоровна Бекасова
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МКОУ ДоволенскаяСОШ№2 имени С.И. Лазарева.
Населённый пункт: новосибирская област
Наименование материала: Разработка рабочей программы
Тема: "Рабочая программа по музыке для5-6классов в соответствии с ФГОС"
Раздел: среднее образование
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Доволенская средняя общеобразовательная школа№2
имени С.И. Лазарева
Рабочая программа
по Музыке
на2020-2022г
5-6классы.
Срок реализации программы 2года.
Составитель
Бекасова В.Ф
с.Довольное
2020год
Пояснительная записка
Рабочая программа по музыке разработана на основе ФГОС ООО, требований
к результатам освоения основной образовательной программы ООО
Муниципального казенного общеобразовательного учреждения Доволенской
СОШ№2 им. С.И. Лазарева, с учётом Примерной программы ООО по музыке и
авторской программы Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской, И.Э. Кашековой: Музыка
5-6 классы. Сборник рабочих программ, пособие для учителей
общеобразовательных организаций.- М.: Просвещение.2018.
Рабочая программа по музыке для 5-6 классов разработана в соответствии с:
1)Федеральным законом от 29.12.2012 №273 ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» ст.2,п.9;
2).Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам,образовательным программам
основного общего образования, утверждённым приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009№373,с изменениями,
внесёнными приказом министерства образования и науки Российской
Федерации от 30.08.2013 №1015;
3).Федеральным государственным образовательным стандартом основного
общего образования, утверждённым приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 17.12.2010 №1897 с изменениями,
внесёнными приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 31.12.2015 №1577;
4).СанПиН 2.4.2.281-10 (редакция2019г.);
5). Основной образовательной программой школы МКОУ
Доволенской
СОШ№2 им. С.И. Лазарева ООП ООО;
6). Авторская программа Г.П. Сергеевой, Е.Д.Критской «Музыка 5-6 классы» ,
рекомендованной Мин-обрнауки РФ(М.: Просвещение,2018).
7) Положение о рабочих программах МКОУ Доволенской СОШ№2 им. С.И.
Лазарева, рассмотрено на педагогическом совете школы, приказ № 48 от 23. 03
.2020г.
Цели и задачи учебного предмета:
ЦЕЛЬ: Развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части
духовной культуры.
ЗАДАЧИ:
Создать условия :
-воспитания потребности в общении с музыкальным искусством своего народа
и разных народов мира, классическим и современным музыкальным наследием;
-эмоционально- ценностного, заинтересованного отношения к искусству,
стремления к музыкальному самообразованию;
-развития общей музыкальности и эмоциональности, эмпатии и
восприимчивости, интеллектуальной сферы и творческого потенциала,
художественного вкуса, общих музыкальных способностей.
Обеспечение овладением обучающимися системой знаний:
- жанрового и стилевого многообразия музыкального искусства, специфики его
выразительных средств и музыкального языка, интонационно-образной
природы и взаимосвязи с различными видами искусства и жизни;
-овладение художественно-практическими умениями и навыками в
разнообразных видах музыкально-творческой деятельности (слушании музыки
и пении, инструментальном музицировании и музыкально-пластическом
движении, импровизации, драматизации музыкальных произведений,
музыкально-творческой практике с применением информационно-
коммуникационных технологий (ИКТ).
Способствовать формированию:
- общению к музыке как эмоциональному, нравственно- эстетическому
феномену, осознание через музыку жизненных явлений, овладение культурой
отношения к миру запечатлённому в произведениях искусства, раскрывающих
духовный опыт поколений.
Рабочая программа ориентирована на УМК:
1. Сергеева Г.П. , Критская Е.Д. Музыка. 5класс (Текст): учебник для
общеобразовательных организаций ,рекомендовано Министерством
образовании и науки РФ. –М.:Просвещение, 2019.
Сергеева Г.П., Критская Е.Д. Музыка. 6класс (Текст): учебник для
общеобразовательных организаций, рекомендовано Министерством
образовании и науки РФ. –М.: Просвещение, 2019.
2.СергееваГ.П. Музыка.5класс: творческая тетрадь (Текст): пособие для
учащихся общеобразовательных организаций/ Сергеева Г.П. , Критская Е.Д.-М.
: Просвещение,2019
СергееваГ.П. Музыка.6класс: творческая тетрадь (Текст): пособие для
учащихся общеобразовательных организаций/ Сергеева Г.П. , Критская Е.Д.-М.
: Просвещение,2019
3.Музыка. Хрестоматия музыкального материала. 5класс(Ноты): пособие для
учителей общеобразовательных организаций/ Сергеева Г.П. , Критская Е.Д.-
М. : Просвещение,2019
Музыка. Хрестоматия музыкального материала. 6класс(Ноты): пособие для
учителей общеобразовательных организаций/ Сергеева Г.П. , Критская Е.Д.-
М. : Просвещение,2019
4. Музыка.Фонохрестоматия,5класс (Электоронный ресурс) / Сергеева Г.П. ,
Критская Е.Д.-М. : Просвещение,2015. 2электрон. опт. Диска (СD-ROM).
Музыка.Фонохрестоматия,6класс (Электоронный ресурс) / Сергеева Г.П. ,
Критская Е.Д.-М. : Просвещение,2015. 2электрон. опт. Диска (СD-ROM).
5.«Уроки музыки» .Поурочные разработки 5-6классы.
Г.П.Сергеева ,Е.Д.Критская.-М.:Просвещение,2017;
Особенность программы заключается в том, что она создана на основе
преемственности
с
курсом
начальной
школы
и
ориентирована
на
систематизацию
и
углубление
полученных
знаний,
расширение
опыта
музыкально-творческой
деятельности,
базируется
на
нравственно-
эстетическом,
интонационно-образном,
жанрово-стилевом
постижении
школьниками основных пластов музыкального искусства(фольклор, музыка
религиозной
традиции,
золотой
фонд
классической
музыки,
сочинения
современных композиторов) в их взаимодействии с произведениями других
видов искусства.
Методологическим основанием данной программы служат современные
научные исследования, в которых отражается идея познания школьниками
художественной картины мира и себя в этом мире. Приоритетным в программе,
как и в программе начальной школы, является введение школьника в мир
музыки через интонации, темы и образы отечественного музыкального
искусства, произведения которого рассматриваются в постоянных связях и
отношениях с произведениями мировой музыкальной культуры. Воспитание
любви к своей культуре, своему народу и настроенности на восприятие иных
культур(«Я и другой») обеспечивает осознание ценностей культуры народов
России и мира, развитие самосознания ребёнка.
Основными методическими принципами программы является: принцип
увлечённости; принцип триединства деятельности композитора-исполнителя-
слушателя; принцип «тождества и контраста», сходства и различия; принцип
интонационности;
принцип
диалога
культур.
В
целом
все
принципы
ориентирую
музыкальное
образование
на
социализацию
учащихся,
формирование
ценностных
ориентаций,
эмоционально-эстетического
отношения к искусству и жизни. На ступени 5-6 кл. обучающиеся участвуют
проектной деятельности.
Место рабочей программы в ООП по музыке в соответствии с количеством
часов, указанным в базисном учебном плане. Предмет «Музыка» изучается в 5-
6 классах в объёме 70 часов ( по 35 часов в каждом учебном году),
Общее количество часов по музыке 5-6 классах -70часов
.
Клас
с
Название
предметов
в учебном
плане
Количество
часов
инвариативно
й части
учебного
плана
Общее
количество
часов в
учебном
плане
Количеств
о учебных
недель
Количеств
о тестовых
работ
5
Музыка
1
1
35
1
6
Музыка
1
1
35
1
Срок реализации программы -2года.
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Музыка»
Личностные, метапредметные и предметные результаты.
5класс
Личностные результаты:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства
гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание
своей этнической и национальной принадлежности в процессе освоения
вершинных образцов отечественной музыкальной культуры понимание её
значимости в мировом музыкальном процессе;
- становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций,
знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия
народов России и человечества, усвоение традиционных ценностей
многонационального российского
общества;
- формирование целостного, социально ориентированный взгляд на мир в
процессе познания произведений разных жанров, форм и стилей,
разнообразных типов музыкальных образов и их взаимодействия;
-овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире путем ориентации в многообразии музыкальной
действительности и участия в музыкальной жизни класса, школы, района и др.
- развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла
учения посредством раскрытия связей и отношений между музыкой и жизнью,
освоения способов отражения жизни в музыке и различных формах
воздействия музыки на человека;
- формирование представлений о нравственных формах, развитие
доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, сопереживания чувствам
других людей на основе восприятия произведений мировой музыкальной
классики, их коллективного обсуждения и интерпретации в разных видах
музыкальной исполнительской деятельности;
-формирование эстетических потребности, ценности чувств на основе
музыкально-эстетического сознания, проявляющего себя в эмоционально-
ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека
и общества;
-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях в процессе освоения разных типов индивидуальной,
групповой и коллективной музыкальной деятельности, при выполнении
проектных знаний и проектных работ;
-формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни через
развитие представления о гармонии в человеке физического и духовного
начала, воспитание бережного отношения к материальным и духовным
ценностям музыкальной культуры;
-формирование мотивации к музыкальному творчеству, целеустремлённости и
настойчивости в достижении цели в процессе создания ситуации успешности
музыкально-творческой деятельности учащихся.
ПознавательныеУУД:
Учащиеся научатся:
-логическим действиям сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и
причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к
известным понятиям, выдвижения предположений и подтверждающих их
доказательств;
-применять методы наблюдения, экспериментирования, моделирования,
систематизации учебного материала, выявления известного и неизвестного при
решении различных учебных задач;
- обсуждать проблемные вопросы, рефлексировать в ходе творческого
сотрудничества, сравнивать результаты своей деятельности с результатами
других учащихся, принимать причины успеха /неуспеха учебной деятельности;
-понимать различие отражения в научных и художественных текстах,
адекватно воспринимать художественные произведения, осознавать
многозначность содержания их образов, существование различных
интерпретаций одного произведения, выполнять творческие задания, не
имеющие однозначного решения;
- осуществлять поиск оснований целостности художественного явления
(музыкального произведения), синтеза как составления целого из частей;
- использовать разные типы моделей при изучении художественного явления,
моделировать различные отношения между объектами, преобразовывать
модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной
учебной целью;
-пользоваться различными способами поиска (в справочных источниках и
открытом учебном информационном пространстве сети Интернет),сбора,
обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в
соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и
технологиями учебного предмета.
Учащиеся получат возможность научиться:
-научиться реализовывать собственные творческие замыслы, готовить свое
выступление и выступать с аудио-,видео- и графическим сопровождением;
-удовлетворять потребность в культурно – досуговой деятельности, духовно
обогащающей личность, в расширении и углублении знаний о данной
предметной области.
РегулятивныеУУД:
Учащиеся научатся:
-принимать и сохранять учебные цели и задачи, в соответствии с ними
планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия;
- договариваться с распределением функций и ролей в совместной
деятельности; осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать
собственное поведение и поведение окружающих;
-выделять и удерживать предмет обсуждения и критерии его оценки, а также
пользоваться на практике этими критериями;
-прогнозировать содержание произведения по его названию и жанру,
предвосхищать композиторские решения по созданию музыкальных образов,
их развитию и взаимодействию в музыкальном произведении;
-мобилизации сил и волевой саморегуляции в ходе приобретения опыта
коллективного публичного выступления и при подготовке к нему.
Учащиеся получат возможность научиться :
- ставить учебные цели, формировать исходя из целей учебные задачи,
осуществлять поиск наиболее эффективных способов достижения
результата в процессе участия в индивидуальных, групповых проектных
работах;
-действовать инструктивно, в том числе в ситуациях неуспеха за счет умения
осуществлять поиск наиболее эффективных способов реализации целей с
учетом имеющихся условий.
КоммуникативныеУУД:
Учащиеся научатся:
-принимать сходство и различие разговорной и музыкальной речи;
- слушать собеседника и вести диалог, участвовать в коллективном
обсуждении, принимать различные точки зрения на одну и ту же проблему,
излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
-понимать композиционные особенности устной (разговорной ,музыкальной)
речи и учитывать их при построении собственных высказываний в разных
жизненных ситуациях; использовать речевые средства и средства
информационных технологий для решения коммуникативных и
познавательных задач;
-опосредованно вступать в диалог с автором художественного произведения
посредством выявления авторских смыслов и оценок, прогнозирования хода
развития событий, сличения полученного результата с оригиналом с целью
внесения дополнений и корректив в ход решения учебно-художественной
задачи;
- приобрести опыт общения с публикой в условиях концертного представления
результата творческой музыкально-исполнительской деятельности.
Учащиеся получат возможность научиться :
- совершенствовать свои коммуникативные умения и навыки, опираясь на
знание композиционных функций музыкальной речи;
-создавать музыкальные произведения на поэтические тексты и публично
исполнять их сольно или при поддержке одноклассников.
Предметные результаты:
У учащихся будут сформированы:
-первоначальные представления о роли музыки в жизни человека, в его
духовно-нравственном развитии; о ценности музыкальных традиций народа;
- основы музыкальной культуры, художественный вкус, интерес к
музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
-представление о рациональном своеобразии музыки в неразрывном единстве
народного и профессионального музыкального творчества.
Учащиеся научатся:
-активно творчески воспринимать музыку различных жанров, форм, стилей;
-слышать музыкальную речь как выражение чувств и мыслей человека,
различать в ней выразительные и изобразительные интонации, узнавать
характерные черты музыкальной речи разных композиторов.
-ориентироваться в разных жанрах музыкально- поэтического фольклора
народов России;
-наблюдать за процессом музыкального развития на основе сходства и
различия интонаций, тем, образов, их изменения; понимать причинно-
следственные связи развития музыкальных образов и их взаимодействия;
-моделировать музыкальные характеристики героев, прогнозировать ход
развития событий «музыкальной истории»;
- воплощать художественно-образное содержание, интонационно мелодические
особенности народной и профессиональной музыки ( в пении, слове, движении)
выражать свое отношение к музыке в различных видах музыкально-творческой
деятельности;
-планировать и участвовать в коллективной деятельности по созданию
инсценировок музыкально-сценических произведений, интерпретаций
инструментальных произведений в пластическом интонировании;
Учащиеся получат возможность научиться :
- творческая самореализация в процессе осуществления собственных
музыкально -исполнительских замыслов в различных видах музыкальной
деятельности;
-организовать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую
деятельность, музицировать и использовать ИКТ в музыкальном творчестве;
-оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых
мероприятий, представлять широкой публике результаты музыкально-
творческой деятельности, собирать музыкальную коллекцию(фонотека,
видеотека).
6класс
Личностные результаты:
У обучающегося будут сформированы:
-знание государственной символики(герб, флаг, гимн);
-освоение национальных ценностей, традиций, культуры, знание о народах и
этнических группах России;
- освоение общекультурного наследия России и общемирового культурного
наследия;
-уважение к культурным и историческим памятникам;
-потребность в самовыражении и самореализации ,социальном признании;
-готовность и способность к участию в школьных и внешкольных
мероприятиях
Учащиеся получат возможность:
-выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к
учению;
-готовность к самообразованию и самовоспитанию;
-адекватной позитивной самооценки и Я- концепции.
Познавательные УУД:
Учащиеся научатся:
-исследовать, сравнивать многообразие жанровых воплощений музыкальных
произведений;
-рассуждать о специфике воплощения духовного опыта человека в искусстве(с
учетом критериев представленных в учебнике);
-анализировать приемы развития одного образа, приемы взаимодействия
нескольких образов в музыкальном произведении;
-сравнивать музыкальные произведения разных жанров и стилей;
-рассуждать об общности и различии выразительных средств музыки и
изобразительного искусства;
-воспринимать характерные черты творчества отдельных отечественных и
зарубежных композиторов4
-воспринимать и сравнивать музыкальный язык в произведениях разного
смыслового и эмоционального содержания;
-сравнивать особенности музыкального языка (гармонии, фактуры) в
произведениях, включающих образы разного смыслового содержания;
-устанавливать ассоциативные связи между художественными образами
музыки и визуальных искусств.
Учащиеся получат возможность :
- стремиться к приобретению музыкально- слухового опыта общения с
известными и новыми музыкальными произведениями различных жанров,
стилей народной и профессиональной музыки, познанию приемов развития
музыкальных образов, особенностей их музыкального языка.
-формировать интерес к специфике деятельности композиторов и
исполнителей (профессиональных и народных), особенностям музыкальной
культуры своего края региона;
-расширить представления о связи музыки с другими видами искусства на
основе художественно-творческой, исследовательской деятельности;
-идентифицировать термины и понятия музыкального языка с
художественным языком различных видов искусства на основе выявления их
общности и различий;
-применять полученные знания о музыке и музыкантах, о других видах
искусства в процессе самообразования, внеурочной творческой деятельности.
Регулятивные УУД:
Учащиеся научатся:
Оценивать музыкальные произведения с позиции красоты и природы.
- творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений в пении,
музыкально-ритмическом движении, изобразительной деятельности, слове;
-устанавливать внешние связи между звуками природы и звучанием
музыкальных тембров;
-принимать и сохранять учебные цели и задачи, в соответствии с ними
планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия;
- договариваться с распределением функций и ролей в совместной
деятельности; осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать
собственное поведение и поведение окружающих;
-выделять и удерживать предмет обсуждения и критерии его оценки, а также
пользоваться на практике этими критериями.
-прогнозировать содержание произведения по его названию и жанру,
предвосхищать композиторские решения по созданию музыкальных образов,
их развитию и взаимодействию в музыкальном произведении;
-мобилизации сил и волевой саморегуляции в ходе приобретения опыта
коллективного публичного выступления и при подготовке к нему.
Учащиеся получат возможность научиться :
-совершенствовать действия контроля, коррекции, оценки действий партнёра
в коллективной и групповой музыкальной, творческо-художественной,
исследовательской деятельности;
-саморегулировать волевые усилия, способности к мобилизации сил в процессе
работы над исполнением музыкальных сочинений на уроке, внеурочных и
внешкольных формах музыкально- эстетической, проектной деятельности, в
самообразовании;
-развивать критическое отношение к собственным действиям, действием
одноклассников в процессе познания музыкального искусства, участия в
индивидуальных и коллективных проектах;
-сравнивать изложение одних и тех же сведений в музыкальном искусстве в
различных источниках;
-приобретение навыков работы с сервисом Интернета.
Коммуникативные УУД:
Учащиеся научатся:
-аргументировать свою точку зрения в отношении музыкальных произведений,
различных явлений отечественной и зарубежной музыкальной культуры;
-участвовать в коллективной беседе и исполнительской деятельности;
Учащиеся получат возможность :
-участвовать в жизни класса, школы, района, общаться, взаимодействовать
со сверстниками в совместной творческой деятельности;
-применять полученные знания о музыке как виде искусства для решения
разнообразных художественно-творческих задач;
-показать адекватное поведение в различных учебных, социальных ситуациях в
процессе восприятия ,участия в исследовательских проектах ,внеурочной
деятельности.
Предметные результаты:
Учащиеся научатся:
-наблюдать за многообразными явлениями в жизни искусства, выражать своё
отношение к искусству, оценивая художественно-образное содержание
произведения в единстве с его формой;
-понимать специфику музыки и выявлять родство художественных образов
разных искусств(общность тем, взаимодополнение выразительных средств-
звучание, линий, красок) различать особенности видов искусства;
-выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений в
исполнении, проявлять инициативу в художественно-творческой деятельности;
-раскрывать образное содержание музыкальных произведений разных форм,
жанров и стилей; определять средства музыкальной выразительности, приёмы
взаимодействия и развития музыкальных образов, особенности(типы)
музыкальной драматургии, высказывать суждение об основной идее и форме
её воплощения;
- понимать специфику и особенности музыкального языка, закономерности
музыкального искусства, творчески интерпретировать содержание
музыкального искусства, музыкального произведения в пении, музыкально-
ритмическом движении, пластическом интонировании, поэтическом слове,
изобразительной деятельности;
-осуществлять на основе полученных знаний о музыкальном образе и
музыкальной драматургии исследовательскую деятельность художественно-
эстетической направленности для участия в выполнении творческих проектов;
-ориентироваться в исторически сложившихся музыкальных традициях и
поликультурной картине современного музыкального мира, разбираться в
текущих событиях художественной жизни в отечественной культуре и за
рубежом, владеть специальной терминологией, называть имена выдающихся
отечественных и зарубежных композиторов и крупнейшие музыкальные
центры мирового значения (театры оперы и балета, концертные залы, музеи);
-определять стилевое многообразие классической, народной, религиозной,
современной музыки, понимать стилевые особенности музыкального искусства
разных эпох (русская и зарубежная музыка от эпохи Средневековья до рубежа
19-20вв. отечественное и зарубежное музыкальное искусство 20в.)
-применять информационно-коммуникационные технологии для решения
опыта творческой деятельности и углубленного понимания образного
содержания и формы музыкальных произведений и поиска информации в
музыкально-образовательном пространстве Интернета.
Учащиеся получат возможность:
-принимать активное участие в художественных события класса,
музыкально-эстетической жизни школы, района, области ( музыкальные
вечера, музыкальные гостиные, концерты для младших школьников и др);
-самостоятельно решать творческие задачи, высказывать свои впечатления о
концертах, спектаклях, кинофильмах, художественных выставках и
др. ,оценивая их с художественно-эстетической точки зрения;
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
учебного курса «Музыка».
Изучение курса в основной школе обеспечивает определённых результаты.
Личностные результаты:
1.Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к
прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство
ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве
гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и
языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности
судьбе российского народа). Осознание этнической принадлежности, знание
истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного
наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской
многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств,
находившихся на территории современной России); интериоризация
гуманистических, демократических и традиционных ценностей
многонационального российского общества.
2.Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории,
культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов
мира.
3.Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию
на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность
осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории
образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных
предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.
Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем
на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и
нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к
собственным поступкам (способность к нравственному
самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к
религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных
норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных
традициях народов России, готовность на их основе к сознательному
самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве;
сформированность представлений об основах светской этики, культуры
традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и
человечества, в становлении гражданского общества и российской
государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в
жизни человека, семьи и общества). Сформированность ответственного
отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта
участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни
человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и
заботливое отношение к членам своей семьи.
4. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего
современному уровню развития науки и общественной практики,
учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие
современного мира.
5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской
позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и
достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного
субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу,
готовность к конструированию образа допустимых способов диалога,
готовность к конструированию процесса диалога как конвенционирования
интересов, процедур, готовность и способность к ведению переговоров).
6. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм
социальной жизни в группах и сообществах. Участие в школьном
самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с
учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических
особенностей (формирование готовности к участию в процессе упорядочения
социальных связей и отношений, в которые включены и которые формируют
сами учащиеся; включенность в непосредственное гражданское участие,
готовность участвовать в жизнедеятельности подросткового общественного
объединения, продуктивно взаимодействующего с социальной средой и
социальными институтами; идентификация себя в качестве субъекта
социальных преобразований, освоение компетентностей в сфере
организаторской деятельности; интериоризация ценностей созидательного
отношения к окружающей действительности, ценностей социального
творчества, ценности продуктивной организации совместной деятельности,
самореализации в группе и организации, ценности «другого» как
равноправного партнера, формирование компетенций анализа, проектирования,
организации деятельности, рефлексии изменений, способов взаимовыгодного
сотрудничества, способов реализации собственного лидерского потенциала).
Метапредметные результаты
Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать
новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и
интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:
-анализировать существующие и планировать будущие образовательные
результаты;
-определять совместно с педагогом критерии оценки планируемых
образовательных результатов;
-идентифицировать препятствия, возникающие при достижении собственных
запланированных образовательных результатов;
-выдвигать версии преодоления препятствий, формулировать гипотезы, в
отдельных случаях — прогнозировать конечный результат;
-ставить цель и формулировать задачи собственной образовательной
деятельности с учетом выявленных затруднений и существующих
возможностей;
-обосновывать выбранные подходы и средства, используемые для достижения
образовательных результатов.
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения
учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
-определять необходимые действия в соответствии с учебной и познавательной
задачей и составлять алгоритм их выполнения;
-обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов
решения учебных и познавательных задач;
-определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для
выполнения учебной и познавательной задачи;
-выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (определять
целевые ориентиры, формулировать адекватные им задачи и предлагать
действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);
-выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать
средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;
-составлять план решения проблемы (описывать жизненный цикл выполнения
проекта, алгоритм проведения исследования);
-определять потенциальные затруднения при решении учебной и
познавательной задачи и находить средства для их устранения;
-описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде
алгоритма решения практических задач;
-планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную
траекторию.
Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата,
определять способы действий в рамках предложенных условий и требований,
корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
Обучающийся сможет:
-различать результаты и способы действий при достижении результатов;
-определять совместно с педагогом критерии достижения планируемых
результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
-систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии
достижения планируемых результатов и оценки своей деятельности;
-отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять
самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и
требований;
-оценивать свою деятельность, анализируя и аргументируя причины
достижения или отсутствия планируемого результата;
-находить необходимые и достаточные средства для выполнения учебных
действий в изменяющейся ситуации;
-работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на
основе анализа изменений ситуации для получения запланированных
характеристик/показателей результата;
-устанавливать связь между полученными характеристиками результата и
характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности
предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных
характеристик результата;
-соотносить свои действия с целью обучения.
Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности ее решения.
Обучающийся сможет:
-определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной
задачи;
-анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария
для выполнения учебной задачи;
-свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки,
исходя из цели и имеющихся средств;
-оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно
определенным критериям в соответствии с целью деятельности;
-обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки
своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;
-фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных
результатов.
Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Обучающийся сможет:
-анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и
деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
-соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной
образовательной деятельности и делать выводы о причинах ее
успешности/эффективности или неуспешности/неэффективности, находить
способы выхода из критической ситуации;
-принимать решение в учебной ситуации и оценивать возможные последствия
принятого решения;
-определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих
действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;
Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для
классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить
логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по
аналогии) и делать выводы.
Обучающийся сможет:
-подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его
признаки и свойства;
-выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и
соподчиненных ему слов;
-излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой
задачи;
-самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке,
предлагать и применять способ проверки достоверности информации;
-объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе
познавательной и исследовательской деятельности;
-выявлять и называть причины события, явления, самостоятельно осуществляя
причинно-следственный анализ;
-делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения,
подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно
полученными данными.
Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и
схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
-обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
-определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать
данные логические связи с помощью знаков в схеме;
-строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;
-анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного
проекта, исследования (теоретического, эмпирического) с точки зрения
решения проблемной ситуации, достижения поставленной цели и/или на основе
заданных критериев оценки продукта/результата.
Смысловое чтение. Обучающийся сможет:
-находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей
деятельности);
-ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста,
структурировать текст;
-устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
-резюмировать главную идею текста;
-преобразовывать текст, меняя его модальность (выражение отношения к
содержанию текста, целевую установку речи), интерпретировать текст
(художественный и нехудожественный — учебный, научно-популярный,
информационный);
-критически оценивать содержание и форму текста.
Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в
познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной
ориентации. Обучающийся сможет:
-определять свое отношение к окружающей среде, к собственной среде
обитания;
-анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых
организмов;
-распространять экологические знания и участвовать в практических
мероприятиях по защите окружающей среды.
Развитие мотивации к овладению культурой активного использования
словарей, справочников, открытых источников информации и электронных
поисковых систем. Обучающийся сможет:
-определять необходимые ключевые поисковые слова и формировать
корректные поисковые запросы;
-осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, базами
знаний, справочниками;-
формировать множественную выборку из различных источников информации
для объективизации результатов поиска;
-соотносить полученные результаты поиска с задачами и целями своей
деятельности.
Умение организовывать учебное сотрудничество с педагогом и совместную
деятельность с педагогом и сверстниками; работать индивидуально и в группе:
находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования
позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое
мнение. Обучающийся сможет:
-определять возможные роли в совместной деятельности;
-играть определенную роль в совместной деятельности;
-принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его
речи мнение (точку зрения), доказательства (аргументы);
-определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или
препятствовали продуктивной коммуникации;
-корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии
уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль;
-критически относиться к собственному мнению, уметь признавать
ошибочность своего мнения (если оно ошибочно) и корректировать его;
-предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
-выделять общую точку зрения в дискуссии;
-договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с
поставленной перед группой задачей;
-организовывать эффективное взаимодействие в группе (определять общие
цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
-устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные
непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или
содержания диалога.
Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для
планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной
речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет:
-представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной
деятельности;
-соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в
соответствии с коммуникативной задачей;
-высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение
партнера в рамках диалога;
-принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
создавать письменные тексты различных типов с использованием необходимых
речевых средств;
-использовать средства логической связи для выделения смысловых блоков
своего выступления;
-использовать вербальные и невербальные средства в соответствии с
коммуникативной задачей;
-оценивать эффективность коммуникации после ее завершения.
Формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий (далее — ИКТ).
Обучающийся сможет:
-целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы,
необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств
ИКТ;
-использовать для передачи своих мыслей естественные и формальные языки в
соответствии с условиями коммуникации;
-оперировать данными при решении задачи;
-выбирать адекватные задаче инструменты и использовать компьютерные
технологии для решения учебных задач, в том числе для: написания писем,
докладов, рефератов, создания презентаций и др.;
-использовать информацию с учетом этических и правовых норм;
-создавать цифровые ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать
информационную гигиену и правила информационной безопасности.
Предметные результаты 5-6кл выпускник научится:
-понимать значение интонации в музыке как носителя образного смысла;
-анализировать средства музыкальной выразительности: мелодию, ритм, темп,
динамику, лад;
-определять характер музыкальных образов (лирических, драматических,
героических, романтических, эпических);
-выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на
основе полученных знаний об интонационной природе музыки;
-понимать жизненно-образное содержание музыкальных произведений разных
жанров;
-различать и характеризовать приемы взаимодействия и развития образов
музыкальных произведений;
-различать многообразие музыкальных образов и способов их развития;
-производить интонационно-образный анализ музыкального произведения;
-анализировать взаимосвязь жизненного содержания музыки и музыкальных
образов;
-размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывая суждения об
основной идее, средствах ее воплощения, интонационных особенностях, жанре,
исполнителях;
-понимать значение устного народного музыкального творчества в развитии
общей культуры народа;
-определять основные жанры русской народной музыки: былины, лирические
песни, частушки, разновидности обрядовых песен;
-понимать специфику перевоплощения народной музыки в произведениях
композиторов;
-распознавать художественные направления, стили и жанры классической и
современной музыки, особенности их музыкального языка и музыкальной
драматургии;
-определять основные признаки исторических эпох, стилевых направлений в
русской музыке, понимать стилевые черты русской классической музыкальной
школы;
-узнавать характерные черты и образцы творчества крупнейших русских и
зарубежных композиторов;
-выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на
основе полученных знаний о стилевых направлениях;
-различать жанры вокальной, инструментальной, вокально-инструментальной,
камерно-инструментальной, симфонической музыки;
-называть основные жанры светской музыки малой (баллада, баркарола,
ноктюрн, романс, этюд и т.п.) и крупной формы (соната, симфония, кантата,
концерт и т.п.);
-определять тембры музыкальных инструментов;
-называть и определять звучание музыкальных инструментов: духовых,
струнных, ударных, современных электронных;
-определять виды оркестров: симфонического, духового, камерного, оркестра
народных инструментов, эстрадно-джазового оркестра;
-владеть музыкальными терминами в пределах изучаемой темы;
-узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики,
образцы народного музыкального творчества, произведения современных
композиторов;
-эмоционально-образно
воспринимать
и
характеризовать
музыкальные
произведения;
-анализировать
произведения
выдающихся
композиторов
прошлого
и
современности;
-определять характерные признаки современной популярной музыки;
-называть стили рок-музыки и ее отдельных направлений: рок-оперы, рок-н-
ролла и др.;
-анализировать творчество исполнителей авторской песни;
-выявлять особенности взаимодействия музыки с другими видами искусства;
-находить жанровые параллели между музыкой и другими видами искусств;
-сравнивать
интонации
музыкального,
живописного
и
литературного
произведений;
-понимать взаимодействие музыки, изобразительного искусства и литературы
на основе осознания специфики языка каждого из них;
-называть и определять на слух мужские (тенор, баритон, бас) и женские
(сопрано, меццо-сопрано, контральто) певческие голоса;
-определять
разновидности
хоровых
коллективов
по
стилю
(манере)
исполнения: народные, академические;
-применять навыки вокально-хоровой работы при пении с музыкальным
сопровождением и без сопровождения (a cappella);
-передавать свои музыкальные впечатления в устной или письменной форме;
-проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкально-эстетической
деятельности;
-эмоционально проживать исторические события и судьбы защитников
Отечества, воплощаемые в музыкальных произведениях;
-применять современные информационно-коммуникационные технологии для
записи и воспроизведения музыки;
-использовать знания о музыке и музыкантах, полученные на занятиях, при
составлении домашней фонотеки, видеотеки;
-использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни (в том числе в творческой и сценической).
Выпускник получит возможность научиться:
-понимать истоки и интонационное своеобразие, характерные черты и
признаки, традиций, обрядов музыкального фольклора разных стран мира;
-понимать
особенности языка
западноевропейской
музыки
на
примере
мадригала, мотета, кантаты, прелюдии, фуги, мессы, реквиема;
-понимать
особенности
языка
отечественной
духовной
и
светской
музыкальной культуры на примере канта, литургии, хорового концерта;
-определять специфику духовной музыки в эпоху Средневековья;
-распознавать мелодику знаменного распева – основы древнерусской церковной
музыки;
-различать формы построения музыки (сонатно-симфонический цикл, сюита),
понимать их возможности в воплощении и развитии музыкальных образов;
-выделять признаки для установления стилевых связей в процессе изучения
музыкального искусства;
-различать
и
передавать
в
художественно-творческой
деятельности
характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку,
обществу;
-исполнять свою партию в хоре в простейших двухголосных произведениях, в
том числе с ориентацией на нотную запись;
-активно использовать язык музыки для освоения содержания различных
учебных предметов (литературы, русского языка, окружающего мира,
математики и др.).
Содержание курса 5-6 кл.
Основное содержание музыкального образования в примерной программе
основного общего образования представлено следующими содержательными
линиями:
1. Музыка как вид искусства -12ч.
2.Народное музыкальное творчество- 7ч.
3.Русская музыка от эпохи Средневековья до рубежа XIX-XX вв. -13ч.
4.Зарубежная музыка от эпохи Средневековья до рубежа XIX-XX вв.-12ч.
5.Русская и зарубежная музыкальная культура XX- XXI вв.-8ч
6. Современная музыкальная жизнь.-9ч.
7. Значение музыки в жизни человека-9ч.
Предлагаемые
содержательные
линии
ориентированы
на
сохранение
преемственности с предметом «Музыка» для начальной школы.
Тематическое планирование 5-6кл. (70
ч)
№ раздела
п,п.
Название темы раздела
Количество
часов
5класс(35ч)
1.
Музыка и литература
17ч
2.
Музыка и изобразительное искусство
18ч
6класс (35ч)
1.
Мир образов вокальной и инструментальной
музыки
18ч
2.
«Мир образов камерной и симфонической
музыки»
17ч