Напоминание

"Рабочая программа по музыке для5-6классов в соответствии с ФГОС"


Авторы: Бекасова Валентина Фёдоровна, Валентина Фёдоровна Бекасова
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МКОУ ДоволенскаяСОШ№2 имени С.И. Лазарева.
Населённый пункт: новосибирская област
Наименование материала: Разработка рабочей программы
Тема: "Рабочая программа по музыке для5-6классов в соответствии с ФГОС"
Раздел: среднее образование





Назад




Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Доволенская средняя общеобразовательная школа№2

имени С.И. Лазарева

Рабочая программа

по Музыке

на2020-2022г

5-6классы.

Срок реализации программы 2года.

Составитель

Бекасова В.Ф

с.Довольное

2020год

Пояснительная записка

Рабочая программа по музыке разработана на основе ФГОС ООО, требований

к результатам освоения основной образовательной программы ООО

Муниципального казенного общеобразовательного учреждения Доволенской

СОШ№2 им. С.И. Лазарева, с учётом Примерной программы ООО по музыке и

авторской программы Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской, И.Э. Кашековой: Музыка

5-6 классы. Сборник рабочих программ, пособие для учителей

общеобразовательных организаций.- М.: Просвещение.2018.

Рабочая программа по музыке для 5-6 классов разработана в соответствии с:

1)Федеральным законом от 29.12.2012 №273 ФЗ «Об образовании в Российской

Федерации» ст.2,п.9;

2).Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по

основным общеобразовательным программам,образовательным программам

основного общего образования, утверждённым приказом Министерства

образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009№373,с изменениями,

внесёнными приказом министерства образования и науки Российской

Федерации от 30.08.2013 №1015;

3).Федеральным государственным образовательным стандартом основного

общего образования, утверждённым приказом Министерства образования и

науки Российской Федерации от 17.12.2010 №1897 с изменениями,

внесёнными приказом Министерства образования и науки Российской

Федерации от 31.12.2015 №1577;

4).СанПиН 2.4.2.281-10 (редакция2019г.);

5). Основной образовательной программой школы МКОУ

Доволенской

СОШ№2 им. С.И. Лазарева ООП ООО;

6). Авторская программа Г.П. Сергеевой, Е.Д.Критской «Музыка 5-6 классы» ,

рекомендованной Мин-обрнауки РФ(М.: Просвещение,2018).

7) Положение о рабочих программах МКОУ Доволенской СОШ№2 им. С.И.

Лазарева, рассмотрено на педагогическом совете школы, приказ № 48 от 23. 03

.2020г.

Цели и задачи учебного предмета:

ЦЕЛЬ: Развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части

духовной культуры.

ЗАДАЧИ:

Создать условия :

-воспитания потребности в общении с музыкальным искусством своего народа

и разных народов мира, классическим и современным музыкальным наследием;

-эмоционально- ценностного, заинтересованного отношения к искусству,

стремления к музыкальному самообразованию;

-развития общей музыкальности и эмоциональности, эмпатии и

восприимчивости, интеллектуальной сферы и творческого потенциала,

художественного вкуса, общих музыкальных способностей.

Обеспечение овладением обучающимися системой знаний:

- жанрового и стилевого многообразия музыкального искусства, специфики его

выразительных средств и музыкального языка, интонационно-образной

природы и взаимосвязи с различными видами искусства и жизни;

-овладение художественно-практическими умениями и навыками в

разнообразных видах музыкально-творческой деятельности (слушании музыки

и пении, инструментальном музицировании и музыкально-пластическом

движении, импровизации, драматизации музыкальных произведений,

музыкально-творческой практике с применением информационно-

коммуникационных технологий (ИКТ).

Способствовать формированию:

- общению к музыке как эмоциональному, нравственно- эстетическому

феномену, осознание через музыку жизненных явлений, овладение культурой

отношения к миру запечатлённому в произведениях искусства, раскрывающих

духовный опыт поколений.

Рабочая программа ориентирована на УМК:

1. Сергеева Г.П. , Критская Е.Д. Музыка. 5класс (Текст): учебник для

общеобразовательных организаций ,рекомендовано Министерством

образовании и науки РФ. –М.:Просвещение, 2019.

Сергеева Г.П., Критская Е.Д. Музыка. 6класс (Текст): учебник для

общеобразовательных организаций, рекомендовано Министерством

образовании и науки РФ. –М.: Просвещение, 2019.

2.СергееваГ.П. Музыка.5класс: творческая тетрадь (Текст): пособие для

учащихся общеобразовательных организаций/ Сергеева Г.П. , Критская Е.Д.-М.

: Просвещение,2019

СергееваГ.П. Музыка.6класс: творческая тетрадь (Текст): пособие для

учащихся общеобразовательных организаций/ Сергеева Г.П. , Критская Е.Д.-М.

: Просвещение,2019

3.Музыка. Хрестоматия музыкального материала. 5класс(Ноты): пособие для

учителей общеобразовательных организаций/ Сергеева Г.П. , Критская Е.Д.-

М. : Просвещение,2019

Музыка. Хрестоматия музыкального материала. 6класс(Ноты): пособие для

учителей общеобразовательных организаций/ Сергеева Г.П. , Критская Е.Д.-

М. : Просвещение,2019

4. Музыка.Фонохрестоматия,5класс (Электоронный ресурс) / Сергеева Г.П. ,

Критская Е.Д.-М. : Просвещение,2015. 2электрон. опт. Диска (СD-ROM).

Музыка.Фонохрестоматия,6класс (Электоронный ресурс) / Сергеева Г.П. ,

Критская Е.Д.-М. : Просвещение,2015. 2электрон. опт. Диска (СD-ROM).

5.«Уроки музыки» .Поурочные разработки 5-6классы.

Г.П.Сергеева ,Е.Д.Критская.-М.:Просвещение,2017;

Особенность программы заключается в том, что она создана на основе

преемственности

с

курсом

начальной

школы

и

ориентирована

на

систематизацию

и

углубление

полученных

знаний,

расширение

опыта

музыкально-творческой

деятельности,

базируется

на

нравственно-

эстетическом,

интонационно-образном,

жанрово-стилевом

постижении

школьниками основных пластов музыкального искусства(фольклор, музыка

религиозной

традиции,

золотой

фонд

классической

музыки,

сочинения

современных композиторов) в их взаимодействии с произведениями других

видов искусства.

Методологическим основанием данной программы служат современные

научные исследования, в которых отражается идея познания школьниками

художественной картины мира и себя в этом мире. Приоритетным в программе,

как и в программе начальной школы, является введение школьника в мир

музыки через интонации, темы и образы отечественного музыкального

искусства, произведения которого рассматриваются в постоянных связях и

отношениях с произведениями мировой музыкальной культуры. Воспитание

любви к своей культуре, своему народу и настроенности на восприятие иных

культур(«Я и другой») обеспечивает осознание ценностей культуры народов

России и мира, развитие самосознания ребёнка.

Основными методическими принципами программы является: принцип

увлечённости; принцип триединства деятельности композитора-исполнителя-

слушателя; принцип «тождества и контраста», сходства и различия; принцип

интонационности;

принцип

диалога

культур.

В

целом

все

принципы

ориентирую

музыкальное

образование

на

социализацию

учащихся,

формирование

ценностных

ориентаций,

эмоционально-эстетического

отношения к искусству и жизни. На ступени 5-6 кл. обучающиеся участвуют

проектной деятельности.

Место рабочей программы в ООП по музыке в соответствии с количеством

часов, указанным в базисном учебном плане. Предмет «Музыка» изучается в 5-

6 классах в объёме 70 часов ( по 35 часов в каждом учебном году),

Общее количество часов по музыке 5-6 классах -70часов

.

Клас

с

Название

предметов

в учебном

плане

Количество

часов

инвариативно

й части

учебного

плана

Общее

количество

часов в

учебном

плане

Количеств

о учебных

недель

Количеств

о тестовых

работ

5

Музыка

1

1

35

1

6

Музыка

1

1

35

1

Срок реализации программы -2года.

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Музыка»

Личностные, метапредметные и предметные результаты.

5класс

Личностные результаты:

- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства

гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание

своей этнической и национальной принадлежности в процессе освоения

вершинных образцов отечественной музыкальной культуры понимание её

значимости в мировом музыкальном процессе;

- становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций,

знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия

народов России и человечества, усвоение традиционных ценностей

многонационального российского

общества;

- формирование целостного, социально ориентированный взгляд на мир в

процессе познания произведений разных жанров, форм и стилей,

разнообразных типов музыкальных образов и их взаимодействия;

-овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и

развивающемся мире путем ориентации в многообразии музыкальной

действительности и участия в музыкальной жизни класса, школы, района и др.

- развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла

учения посредством раскрытия связей и отношений между музыкой и жизнью,

освоения способов отражения жизни в музыке и различных формах

воздействия музыки на человека;

- формирование представлений о нравственных формах, развитие

доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, сопереживания чувствам

других людей на основе восприятия произведений мировой музыкальной

классики, их коллективного обсуждения и интерпретации в разных видах

музыкальной исполнительской деятельности;

-формирование эстетических потребности, ценности чувств на основе

музыкально-эстетического сознания, проявляющего себя в эмоционально-

ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека

и общества;

-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных

социальных ситуациях в процессе освоения разных типов индивидуальной,

групповой и коллективной музыкальной деятельности, при выполнении

проектных знаний и проектных работ;

-формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни через

развитие представления о гармонии в человеке физического и духовного

начала, воспитание бережного отношения к материальным и духовным

ценностям музыкальной культуры;

-формирование мотивации к музыкальному творчеству, целеустремлённости и

настойчивости в достижении цели в процессе создания ситуации успешности

музыкально-творческой деятельности учащихся.

ПознавательныеУУД:

Учащиеся научатся:

-логическим действиям сравнения, анализа, синтеза, обобщения,

классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и

причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к

известным понятиям, выдвижения предположений и подтверждающих их

доказательств;

-применять методы наблюдения, экспериментирования, моделирования,

систематизации учебного материала, выявления известного и неизвестного при

решении различных учебных задач;

- обсуждать проблемные вопросы, рефлексировать в ходе творческого

сотрудничества, сравнивать результаты своей деятельности с результатами

других учащихся, принимать причины успеха /неуспеха учебной деятельности;

-понимать различие отражения в научных и художественных текстах,

адекватно воспринимать художественные произведения, осознавать

многозначность содержания их образов, существование различных

интерпретаций одного произведения, выполнять творческие задания, не

имеющие однозначного решения;

- осуществлять поиск оснований целостности художественного явления

(музыкального произведения), синтеза как составления целого из частей;

- использовать разные типы моделей при изучении художественного явления,

моделировать различные отношения между объектами, преобразовывать

модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной

учебной целью;

-пользоваться различными способами поиска (в справочных источниках и

открытом учебном информационном пространстве сети Интернет),сбора,

обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в

соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и

технологиями учебного предмета.

Учащиеся получат возможность научиться:

-научиться реализовывать собственные творческие замыслы, готовить свое

выступление и выступать с аудио-,видео- и графическим сопровождением;

-удовлетворять потребность в культурно – досуговой деятельности, духовно

обогащающей личность, в расширении и углублении знаний о данной

предметной области.

РегулятивныеУУД:

Учащиеся научатся:

-принимать и сохранять учебные цели и задачи, в соответствии с ними

планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия;

- договариваться с распределением функций и ролей в совместной

деятельности; осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать

собственное поведение и поведение окружающих;

-выделять и удерживать предмет обсуждения и критерии его оценки, а также

пользоваться на практике этими критериями;

-прогнозировать содержание произведения по его названию и жанру,

предвосхищать композиторские решения по созданию музыкальных образов,

их развитию и взаимодействию в музыкальном произведении;

-мобилизации сил и волевой саморегуляции в ходе приобретения опыта

коллективного публичного выступления и при подготовке к нему.

Учащиеся получат возможность научиться :

- ставить учебные цели, формировать исходя из целей учебные задачи,

осуществлять поиск наиболее эффективных способов достижения

результата в процессе участия в индивидуальных, групповых проектных

работах;

-действовать инструктивно, в том числе в ситуациях неуспеха за счет умения

осуществлять поиск наиболее эффективных способов реализации целей с

учетом имеющихся условий.

КоммуникативныеУУД:

Учащиеся научатся:

-принимать сходство и различие разговорной и музыкальной речи;

- слушать собеседника и вести диалог, участвовать в коллективном

обсуждении, принимать различные точки зрения на одну и ту же проблему,

излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

-понимать композиционные особенности устной (разговорной ,музыкальной)

речи и учитывать их при построении собственных высказываний в разных

жизненных ситуациях; использовать речевые средства и средства

информационных технологий для решения коммуникативных и

познавательных задач;

-опосредованно вступать в диалог с автором художественного произведения

посредством выявления авторских смыслов и оценок, прогнозирования хода

развития событий, сличения полученного результата с оригиналом с целью

внесения дополнений и корректив в ход решения учебно-художественной

задачи;

- приобрести опыт общения с публикой в условиях концертного представления

результата творческой музыкально-исполнительской деятельности.

Учащиеся получат возможность научиться :

- совершенствовать свои коммуникативные умения и навыки, опираясь на

знание композиционных функций музыкальной речи;

-создавать музыкальные произведения на поэтические тексты и публично

исполнять их сольно или при поддержке одноклассников.

Предметные результаты:

У учащихся будут сформированы:

-первоначальные представления о роли музыки в жизни человека, в его

духовно-нравственном развитии; о ценности музыкальных традиций народа;

- основы музыкальной культуры, художественный вкус, интерес к

музыкальному искусству и музыкальной деятельности;

-представление о рациональном своеобразии музыки в неразрывном единстве

народного и профессионального музыкального творчества.

Учащиеся научатся:

-активно творчески воспринимать музыку различных жанров, форм, стилей;

-слышать музыкальную речь как выражение чувств и мыслей человека,

различать в ней выразительные и изобразительные интонации, узнавать

характерные черты музыкальной речи разных композиторов.

-ориентироваться в разных жанрах музыкально- поэтического фольклора

народов России;

-наблюдать за процессом музыкального развития на основе сходства и

различия интонаций, тем, образов, их изменения; понимать причинно-

следственные связи развития музыкальных образов и их взаимодействия;

-моделировать музыкальные характеристики героев, прогнозировать ход

развития событий «музыкальной истории»;

- воплощать художественно-образное содержание, интонационно мелодические

особенности народной и профессиональной музыки ( в пении, слове, движении)

выражать свое отношение к музыке в различных видах музыкально-творческой

деятельности;

-планировать и участвовать в коллективной деятельности по созданию

инсценировок музыкально-сценических произведений, интерпретаций

инструментальных произведений в пластическом интонировании;

Учащиеся получат возможность научиться :

- творческая самореализация в процессе осуществления собственных

музыкально -исполнительских замыслов в различных видах музыкальной

деятельности;

-организовать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую

деятельность, музицировать и использовать ИКТ в музыкальном творчестве;

-оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых

мероприятий, представлять широкой публике результаты музыкально-

творческой деятельности, собирать музыкальную коллекцию(фонотека,

видеотека).

6класс

Личностные результаты:

У обучающегося будут сформированы:

-знание государственной символики(герб, флаг, гимн);

-освоение национальных ценностей, традиций, культуры, знание о народах и

этнических группах России;

- освоение общекультурного наследия России и общемирового культурного

наследия;

-уважение к культурным и историческим памятникам;

-потребность в самовыражении и самореализации ,социальном признании;

-готовность и способность к участию в школьных и внешкольных

мероприятиях

Учащиеся получат возможность:

-выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к

учению;

-готовность к самообразованию и самовоспитанию;

-адекватной позитивной самооценки и Я- концепции.

Познавательные УУД:

Учащиеся научатся:

-исследовать, сравнивать многообразие жанровых воплощений музыкальных

произведений;

-рассуждать о специфике воплощения духовного опыта человека в искусстве(с

учетом критериев представленных в учебнике);

-анализировать приемы развития одного образа, приемы взаимодействия

нескольких образов в музыкальном произведении;

-сравнивать музыкальные произведения разных жанров и стилей;

-рассуждать об общности и различии выразительных средств музыки и

изобразительного искусства;

-воспринимать характерные черты творчества отдельных отечественных и

зарубежных композиторов4

-воспринимать и сравнивать музыкальный язык в произведениях разного

смыслового и эмоционального содержания;

-сравнивать особенности музыкального языка (гармонии, фактуры) в

произведениях, включающих образы разного смыслового содержания;

-устанавливать ассоциативные связи между художественными образами

музыки и визуальных искусств.

Учащиеся получат возможность :

- стремиться к приобретению музыкально- слухового опыта общения с

известными и новыми музыкальными произведениями различных жанров,

стилей народной и профессиональной музыки, познанию приемов развития

музыкальных образов, особенностей их музыкального языка.

-формировать интерес к специфике деятельности композиторов и

исполнителей (профессиональных и народных), особенностям музыкальной

культуры своего края региона;

-расширить представления о связи музыки с другими видами искусства на

основе художественно-творческой, исследовательской деятельности;

-идентифицировать термины и понятия музыкального языка с

художественным языком различных видов искусства на основе выявления их

общности и различий;

-применять полученные знания о музыке и музыкантах, о других видах

искусства в процессе самообразования, внеурочной творческой деятельности.

Регулятивные УУД:

Учащиеся научатся:

Оценивать музыкальные произведения с позиции красоты и природы.

- творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений в пении,

музыкально-ритмическом движении, изобразительной деятельности, слове;

-устанавливать внешние связи между звуками природы и звучанием

музыкальных тембров;

-принимать и сохранять учебные цели и задачи, в соответствии с ними

планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия;

- договариваться с распределением функций и ролей в совместной

деятельности; осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать

собственное поведение и поведение окружающих;

-выделять и удерживать предмет обсуждения и критерии его оценки, а также

пользоваться на практике этими критериями.

-прогнозировать содержание произведения по его названию и жанру,

предвосхищать композиторские решения по созданию музыкальных образов,

их развитию и взаимодействию в музыкальном произведении;

-мобилизации сил и волевой саморегуляции в ходе приобретения опыта

коллективного публичного выступления и при подготовке к нему.

Учащиеся получат возможность научиться :

-совершенствовать действия контроля, коррекции, оценки действий партнёра

в коллективной и групповой музыкальной, творческо-художественной,

исследовательской деятельности;

-саморегулировать волевые усилия, способности к мобилизации сил в процессе

работы над исполнением музыкальных сочинений на уроке, внеурочных и

внешкольных формах музыкально- эстетической, проектной деятельности, в

самообразовании;

-развивать критическое отношение к собственным действиям, действием

одноклассников в процессе познания музыкального искусства, участия в

индивидуальных и коллективных проектах;

-сравнивать изложение одних и тех же сведений в музыкальном искусстве в

различных источниках;

-приобретение навыков работы с сервисом Интернета.

Коммуникативные УУД:

Учащиеся научатся:

-аргументировать свою точку зрения в отношении музыкальных произведений,

различных явлений отечественной и зарубежной музыкальной культуры;

-участвовать в коллективной беседе и исполнительской деятельности;

Учащиеся получат возможность :

-участвовать в жизни класса, школы, района, общаться, взаимодействовать

со сверстниками в совместной творческой деятельности;

-применять полученные знания о музыке как виде искусства для решения

разнообразных художественно-творческих задач;

-показать адекватное поведение в различных учебных, социальных ситуациях в

процессе восприятия ,участия в исследовательских проектах ,внеурочной

деятельности.

Предметные результаты:

Учащиеся научатся:

-наблюдать за многообразными явлениями в жизни искусства, выражать своё

отношение к искусству, оценивая художественно-образное содержание

произведения в единстве с его формой;

-понимать специфику музыки и выявлять родство художественных образов

разных искусств(общность тем, взаимодополнение выразительных средств-

звучание, линий, красок) различать особенности видов искусства;

-выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений в

исполнении, проявлять инициативу в художественно-творческой деятельности;

-раскрывать образное содержание музыкальных произведений разных форм,

жанров и стилей; определять средства музыкальной выразительности, приёмы

взаимодействия и развития музыкальных образов, особенности(типы)

музыкальной драматургии, высказывать суждение об основной идее и форме

её воплощения;

- понимать специфику и особенности музыкального языка, закономерности

музыкального искусства, творчески интерпретировать содержание

музыкального искусства, музыкального произведения в пении, музыкально-

ритмическом движении, пластическом интонировании, поэтическом слове,

изобразительной деятельности;

-осуществлять на основе полученных знаний о музыкальном образе и

музыкальной драматургии исследовательскую деятельность художественно-

эстетической направленности для участия в выполнении творческих проектов;

-ориентироваться в исторически сложившихся музыкальных традициях и

поликультурной картине современного музыкального мира, разбираться в

текущих событиях художественной жизни в отечественной культуре и за

рубежом, владеть специальной терминологией, называть имена выдающихся

отечественных и зарубежных композиторов и крупнейшие музыкальные

центры мирового значения (театры оперы и балета, концертные залы, музеи);

-определять стилевое многообразие классической, народной, религиозной,

современной музыки, понимать стилевые особенности музыкального искусства

разных эпох (русская и зарубежная музыка от эпохи Средневековья до рубежа

19-20вв. отечественное и зарубежное музыкальное искусство 20в.)

-применять информационно-коммуникационные технологии для решения

опыта творческой деятельности и углубленного понимания образного

содержания и формы музыкальных произведений и поиска информации в

музыкально-образовательном пространстве Интернета.

Учащиеся получат возможность:

-принимать активное участие в художественных события класса,

музыкально-эстетической жизни школы, района, области ( музыкальные

вечера, музыкальные гостиные, концерты для младших школьников и др);

-самостоятельно решать творческие задачи, высказывать свои впечатления о

концертах, спектаклях, кинофильмах, художественных выставках и

др. ,оценивая их с художественно-эстетической точки зрения;

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения

учебного курса «Музыка».

Изучение курса в основной школе обеспечивает определённых результаты.

Личностные результаты:

1.Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к

прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство

ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве

гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и

языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности

судьбе российского народа). Осознание этнической принадлежности, знание

истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного

наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской

многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств,

находившихся на территории современной России); интериоризация

гуманистических, демократических и традиционных ценностей

многонационального российского общества.

2.Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории,

культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов

мира.

3.Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию

на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность

осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории

образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных

предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.

Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем

на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и

нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к

собственным поступкам (способность к нравственному

самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к

религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных

норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных

традициях народов России, готовность на их основе к сознательному

самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве;

сформированность представлений об основах светской этики, культуры

традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и

человечества, в становлении гражданского общества и российской

государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в

жизни человека, семьи и общества). Сформированность ответственного

отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта

участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни

человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и

заботливое отношение к членам своей семьи.

4. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего

современному уровню развития науки и общественной практики,

учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие

современного мира.

5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому

человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской

позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и

достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного

субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу,

готовность к конструированию образа допустимых способов диалога,

готовность к конструированию процесса диалога как конвенционирования

интересов, процедур, готовность и способность к ведению переговоров).

6. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм

социальной жизни в группах и сообществах. Участие в школьном

самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с

учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических

особенностей (формирование готовности к участию в процессе упорядочения

социальных связей и отношений, в которые включены и которые формируют

сами учащиеся; включенность в непосредственное гражданское участие,

готовность участвовать в жизнедеятельности подросткового общественного

объединения, продуктивно взаимодействующего с социальной средой и

социальными институтами; идентификация себя в качестве субъекта

социальных преобразований, освоение компетентностей в сфере

организаторской деятельности; интериоризация ценностей созидательного

отношения к окружающей действительности, ценностей социального

творчества, ценности продуктивной организации совместной деятельности,

самореализации в группе и организации, ценности «другого» как

равноправного партнера, формирование компетенций анализа, проектирования,

организации деятельности, рефлексии изменений, способов взаимовыгодного

сотрудничества, способов реализации собственного лидерского потенциала).

Метапредметные результаты

Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать

новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и

интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:

-анализировать существующие и планировать будущие образовательные

результаты;

-определять совместно с педагогом критерии оценки планируемых

образовательных результатов;

-идентифицировать препятствия, возникающие при достижении собственных

запланированных образовательных результатов;

-выдвигать версии преодоления препятствий, формулировать гипотезы, в

отдельных случаях — прогнозировать конечный результат;

-ставить цель и формулировать задачи собственной образовательной

деятельности с учетом выявленных затруднений и существующих

возможностей;

-обосновывать выбранные подходы и средства, используемые для достижения

образовательных результатов.

Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе

альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения

учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:

-определять необходимые действия в соответствии с учебной и познавательной

задачей и составлять алгоритм их выполнения;

-обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов

решения учебных и познавательных задач;

-определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для

выполнения учебной и познавательной задачи;

-выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (определять

целевые ориентиры, формулировать адекватные им задачи и предлагать

действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);

-выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать

средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;

-составлять план решения проблемы (описывать жизненный цикл выполнения

проекта, алгоритм проведения исследования);

-определять потенциальные затруднения при решении учебной и

познавательной задачи и находить средства для их устранения;

-описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде

алгоритма решения практических задач;

-планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную

траекторию.

Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,

осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата,

определять способы действий в рамках предложенных условий и требований,

корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.

Обучающийся сможет:

-различать результаты и способы действий при достижении результатов;

-определять совместно с педагогом критерии достижения планируемых

результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;

-систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии

достижения планируемых результатов и оценки своей деятельности;

-отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять

самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и

требований;

-оценивать свою деятельность, анализируя и аргументируя причины

достижения или отсутствия планируемого результата;

-находить необходимые и достаточные средства для выполнения учебных

действий в изменяющейся ситуации;

-работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на

основе анализа изменений ситуации для получения запланированных

характеристик/показателей результата;

-устанавливать связь между полученными характеристиками результата и

характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности

предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных

характеристик результата;

-соотносить свои действия с целью обучения.

Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные

возможности ее решения.

Обучающийся сможет:

-определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной

задачи;

-анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария

для выполнения учебной задачи;

-свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки,

исходя из цели и имеющихся средств;

-оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно

определенным критериям в соответствии с целью деятельности;

-обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки

своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;

-фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных

результатов.

Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и

осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

Обучающийся сможет:

-анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и

деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;

-соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной

образовательной деятельности и делать выводы о причинах ее

успешности/эффективности или неуспешности/неэффективности, находить

способы выхода из критической ситуации;

-принимать решение в учебной ситуации и оценивать возможные последствия

принятого решения;

-определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих

действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;

Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,

классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для

классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить

логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по

аналогии) и делать выводы.

Обучающийся сможет:

-подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его

признаки и свойства;

-выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и

соподчиненных ему слов;

-излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой

задачи;

-самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке,

предлагать и применять способ проверки достоверности информации;

-объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе

познавательной и исследовательской деятельности;

-выявлять и называть причины события, явления, самостоятельно осуществляя

причинно-следственный анализ;

-делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения,

подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно

полученными данными.

Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и

схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:

-обозначать символом и знаком предмет и/или явление;

-определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать

данные логические связи с помощью знаков в схеме;

-строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;

-анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного

проекта, исследования (теоретического, эмпирического) с точки зрения

решения проблемной ситуации, достижения поставленной цели и/или на основе

заданных критериев оценки продукта/результата.

Смысловое чтение. Обучающийся сможет:

-находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей

деятельности);

-ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста,

структурировать текст;

-устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;

-резюмировать главную идею текста;

-преобразовывать текст, меняя его модальность (выражение отношения к

содержанию текста, целевую установку речи), интерпретировать текст

(художественный и нехудожественный — учебный, научно-популярный,

информационный);

-критически оценивать содержание и форму текста.

Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в

познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной

ориентации. Обучающийся сможет:

-определять свое отношение к окружающей среде, к собственной среде

обитания;

-анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых

организмов;

-распространять экологические знания и участвовать в практических

мероприятиях по защите окружающей среды.

Развитие мотивации к овладению культурой активного использования

словарей, справочников, открытых источников информации и электронных

поисковых систем. Обучающийся сможет:

-определять необходимые ключевые поисковые слова и формировать

корректные поисковые запросы;

-осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, базами

знаний, справочниками;-

формировать множественную выборку из различных источников информации

для объективизации результатов поиска;

-соотносить полученные результаты поиска с задачами и целями своей

деятельности.

Умение организовывать учебное сотрудничество с педагогом и совместную

деятельность с педагогом и сверстниками; работать индивидуально и в группе:

находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования

позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое

мнение. Обучающийся сможет:

-определять возможные роли в совместной деятельности;

-играть определенную роль в совместной деятельности;

-принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его

речи мнение (точку зрения), доказательства (аргументы);

-определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или

препятствовали продуктивной коммуникации;

-корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии

уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль;

-критически относиться к собственному мнению, уметь признавать

ошибочность своего мнения (если оно ошибочно) и корректировать его;

-предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;

-выделять общую точку зрения в дискуссии;

-договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с

поставленной перед группой задачей;

-организовывать эффективное взаимодействие в группе (определять общие

цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);

-устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные

непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или

содержания диалога.

Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей

коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для

планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной

речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет:

-представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной

деятельности;

-соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в

соответствии с коммуникативной задачей;

-высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение

партнера в рамках диалога;

-принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;

создавать письменные тексты различных типов с использованием необходимых

речевых средств;

-использовать средства логической связи для выделения смысловых блоков

своего выступления;

-использовать вербальные и невербальные средства в соответствии с

коммуникативной задачей;

-оценивать эффективность коммуникации после ее завершения.

Формирование и развитие компетентности в области использования

информационно-коммуникационных технологий (далее — ИКТ).

Обучающийся сможет:

-целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы,

необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств

ИКТ;

-использовать для передачи своих мыслей естественные и формальные языки в

соответствии с условиями коммуникации;

-оперировать данными при решении задачи;

-выбирать адекватные задаче инструменты и использовать компьютерные

технологии для решения учебных задач, в том числе для: написания писем,

докладов, рефератов, создания презентаций и др.;

-использовать информацию с учетом этических и правовых норм;

-создавать цифровые ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать

информационную гигиену и правила информационной безопасности.

Предметные результаты 5-6кл выпускник научится:

-понимать значение интонации в музыке как носителя образного смысла;

-анализировать средства музыкальной выразительности: мелодию, ритм, темп,

динамику, лад;

-определять характер музыкальных образов (лирических, драматических,

героических, романтических, эпических);

-выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на

основе полученных знаний об интонационной природе музыки;

-понимать жизненно-образное содержание музыкальных произведений разных

жанров;

-различать и характеризовать приемы взаимодействия и развития образов

музыкальных произведений;

-различать многообразие музыкальных образов и способов их развития;

-производить интонационно-образный анализ музыкального произведения;

-анализировать взаимосвязь жизненного содержания музыки и музыкальных

образов;

-размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывая суждения об

основной идее, средствах ее воплощения, интонационных особенностях, жанре,

исполнителях;

-понимать значение устного народного музыкального творчества в развитии

общей культуры народа;

-определять основные жанры русской народной музыки: былины, лирические

песни, частушки, разновидности обрядовых песен;

-понимать специфику перевоплощения народной музыки в произведениях

композиторов;

-распознавать художественные направления, стили и жанры классической и

современной музыки, особенности их музыкального языка и музыкальной

драматургии;

-определять основные признаки исторических эпох, стилевых направлений в

русской музыке, понимать стилевые черты русской классической музыкальной

школы;

-узнавать характерные черты и образцы творчества крупнейших русских и

зарубежных композиторов;

-выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на

основе полученных знаний о стилевых направлениях;

-различать жанры вокальной, инструментальной, вокально-инструментальной,

камерно-инструментальной, симфонической музыки;

-называть основные жанры светской музыки малой (баллада, баркарола,

ноктюрн, романс, этюд и т.п.) и крупной формы (соната, симфония, кантата,

концерт и т.п.);

-определять тембры музыкальных инструментов;

-называть и определять звучание музыкальных инструментов: духовых,

струнных, ударных, современных электронных;

-определять виды оркестров: симфонического, духового, камерного, оркестра

народных инструментов, эстрадно-джазового оркестра;

-владеть музыкальными терминами в пределах изучаемой темы;

-узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики,

образцы народного музыкального творчества, произведения современных

композиторов;

-эмоционально-образно

воспринимать

и

характеризовать

музыкальные

произведения;

-анализировать

произведения

выдающихся

композиторов

прошлого

и

современности;

-определять характерные признаки современной популярной музыки;

-называть стили рок-музыки и ее отдельных направлений: рок-оперы, рок-н-

ролла и др.;

-анализировать творчество исполнителей авторской песни;

-выявлять особенности взаимодействия музыки с другими видами искусства;

-находить жанровые параллели между музыкой и другими видами искусств;

-сравнивать

интонации

музыкального,

живописного

и

литературного

произведений;

-понимать взаимодействие музыки, изобразительного искусства и литературы

на основе осознания специфики языка каждого из них;

-называть и определять на слух мужские (тенор, баритон, бас) и женские

(сопрано, меццо-сопрано, контральто) певческие голоса;

-определять

разновидности

хоровых

коллективов

по

стилю

(манере)

исполнения: народные, академические;

-применять навыки вокально-хоровой работы при пении с музыкальным

сопровождением и без сопровождения (a cappella);

-передавать свои музыкальные впечатления в устной или письменной форме;

-проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкально-эстетической

деятельности;

-эмоционально проживать исторические события и судьбы защитников

Отечества, воплощаемые в музыкальных произведениях;

-применять современные информационно-коммуникационные технологии для

записи и воспроизведения музыки;

-использовать знания о музыке и музыкантах, полученные на занятиях, при

составлении домашней фонотеки, видеотеки;

-использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и

повседневной жизни (в том числе в творческой и сценической).

Выпускник получит возможность научиться:

-понимать истоки и интонационное своеобразие, характерные черты и

признаки, традиций, обрядов музыкального фольклора разных стран мира;

-понимать

особенности языка

западноевропейской

музыки

на

примере

мадригала, мотета, кантаты, прелюдии, фуги, мессы, реквиема;

-понимать

особенности

языка

отечественной

духовной

и

светской

музыкальной культуры на примере канта, литургии, хорового концерта;

-определять специфику духовной музыки в эпоху Средневековья;

-распознавать мелодику знаменного распева – основы древнерусской церковной

музыки;

-различать формы построения музыки (сонатно-симфонический цикл, сюита),

понимать их возможности в воплощении и развитии музыкальных образов;

-выделять признаки для установления стилевых связей в процессе изучения

музыкального искусства;

-различать

и

передавать

в

художественно-творческой

деятельности

характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку,

обществу;

-исполнять свою партию в хоре в простейших двухголосных произведениях, в

том числе с ориентацией на нотную запись;

-активно использовать язык музыки для освоения содержания различных

учебных предметов (литературы, русского языка, окружающего мира,

математики и др.).

Содержание курса 5-6 кл.

Основное содержание музыкального образования в примерной программе

основного общего образования представлено следующими содержательными

линиями:

1. Музыка как вид искусства -12ч.

2.Народное музыкальное творчество- 7ч.

3.Русская музыка от эпохи Средневековья до рубежа XIX-XX вв. -13ч.

4.Зарубежная музыка от эпохи Средневековья до рубежа XIX-XX вв.-12ч.

5.Русская и зарубежная музыкальная культура XX- XXI вв.-8ч

6. Современная музыкальная жизнь.-9ч.

7. Значение музыки в жизни человека-9ч.

Предлагаемые

содержательные

линии

ориентированы

на

сохранение

преемственности с предметом «Музыка» для начальной школы.

Тематическое планирование 5-6кл. (70

ч)

№ раздела

п,п.

Название темы раздела

Количество

часов

5класс(35ч)

1.

Музыка и литература

17ч

2.

Музыка и изобразительное искусство

18ч

6класс (35ч)

1.

Мир образов вокальной и инструментальной

музыки

18ч

2.

«Мир образов камерной и симфонической

музыки»

17ч



В раздел образования