Напоминание

Л.Н.Толстой "Лев и собачка"


Автор: Лозовая Татьяна Юрьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ лицей № 1568 имени Пабло Неруды города Москвы
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Разработка урока литературного чтения
Тема: Л.Н.Толстой "Лев и собачка"
Раздел: начальное образование





Назад





11.02.2015

Тема «Л.Н.Толстой «Лев и собачка»

Цель:
ознакомить с произведением Л.Н.Толстого “Лев и собачка”
Задачи:

образовательные:
o продолжить работу над анализом художественного произведения, o отрабатывать навыки выразительного чтения, умения определять главную мысль произведения, учить понимать чужую боль, расширить представления о жизни животных; 
развивающие:
развивать познавательный интерес, сознательное восприятия учебного материала, речь и логическое мышление, память, фантазию учащихся, умение работать в группе, в паре; 
воспитывающие:
воспитывать доброе отношение к животным, чувство коллективизма, ответственность, интерес к чтению, любознательность, целеустремленность.
Формируемые УУД:
 регулятивные - умение высказывать свое мнение, предположение, составлять и работать по плану;  познавательные – работать с источником информации, добывать новые знания, преобразовывать информацию из одной формы в другую, делать выводы;  коммуникативные – умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи.
Ход урока

1. Организационный момент урока.

2. Мотивация учебной деятельности.

(слайд)
Не на пользу книги читать, если только вершки в них хватать.

3. Знакомство с творчеством Л.Н.Толстого.

(слайд)
Лев Николаевич Толстой родился 28 августа 1828 года в усадьбе Ясная Поляна.
(слайд)
Он родился в аристократической графской семье. Получил домашнее образование и воспитание. В 1844 году поступает в Казанский университет на факультет восточных языков, затем учится на юридическом факультете.
(слайд)
В 1847 году, не окончив курс, уходит из университета и приезжает в Ясную Поляну, полученную им в собственность.
(слайд)
Осенью 1859 года писатель открыл в Ясной Поляне школу для крестьянских детей.
(слайд)
В школе ребят учили читать, писать, считать, были у них занятия по русской истории, естествознанию, рисованию и пению.
(слайд)
- Чтение текста из учебника (стр.50-51)
(слайд)
10 ноября 1910 года писателя похоронили в Ясной Поляне, в лесу, на краю оврага, где в детстве он вместе с братом искал «зелёную палочку», хранившую «секрет», как сделать всех людей счастливыми. - Какие произведения Л.Н.Толстого вы знаете?
(слайд)

4. Знакомство с произведением «Лев и собачка»
1) Отгадайте загадки и вы узнаете о ком мы сегодня будем читать на уроке.
(слайд)
1. С царственной гривой, с гордой походкой Осмотрит свои он владения зорко. Даже не думай встать на пути С царской особой ты не шути. (Лев)
(слайд)
Лежит – молчит, Подойдёшь – заворчит. Кто к хозяину идёт Она знать даёт. (Собака)
Физкультминутка. (слайд)

(слайд)
Сегодня познакомимся с произведением Л.Н. Толстого “Лев и собачка”. - Как понимаете слово «быль»? (Это рассказанное событие, которое действительно было в жизни, не выдуманная история.)
История, о которой рассказывает Толстой, произошла очень давно, в далеком от берегов России городе Лондоне. Может быть, об этой истории ему рассказал какой-нибудь моряк, который там бывал. Кто знает. Но дело в том, что эта черта – сострадание, то есть умение чувствовать чужие страдания, сохранилась в нем до конца жизни. 2) Показ диафильма «Лев и собачка» – Какое впечатление осталось у вас после прослушивания этого рассказа? (Очень жалко льва и собачку; лев умер от тоски. Лев не просто привязался к собачке, а полюбил её). – Какой момент был самым тревожным? 3) Словарная работа.
(слайд)
Зверинец – место, где в клетках содержат зверей для показа. Поджала хвост – испугалась, утратила самоуверенность. Лев ощетинился – поднял шерсть дыбом. Издохла – умерла Засов – большая дверная задвижка. Барин - богатый человек 4) Чтение рассказа цепочкой. 5) Работа по содержанию. -Прочитайте, как начинается рассказ? Что автор хотел нам показать? (Люди – безжалостны, они уничтожали бедных животных, смотрели на эту расправу) -Зачем же Лев Николаевич именно так начинает свой рассказ? (Чтобы такого никогда не было. Он хочет научить нас любить животных. В рассказе люди безжалостны, а лев и собачка добрые.) -Почему лев сразу не съел собачку? (Она была игривая, ласковая, махала хвостом, словно, просила не есть её.) (Собачка умным взглядом словно попросила его не есть ее. Была очень игривая и ласковая, стала приветливо махать хвостом) -Как вы думаете, собачке было страшно оказаться в клетке со львом? Подтвердите словами из текста. (Поджала хвост, прижалась в угол, легла на спину, встала на задние лапки)
-Что связало двух животных? (Дружба, взаимопонимание) - А в чём выражалась дружба и забота льва по отношению к собачке? (делился мясом лев, спали вместе) 6) Сюжет рассказа.
(слайд)
Выборочное чтение - Как царь зверей отреагировал на попытку хозяина вернуть собачку хозяину? (ощетинился и зарычал) -Почему умерла собачка? -Как лев воспринял смерть друга? - Почему лев не принял другой собачки? -Как смерть друга повлияла на льва? (Умирает, не перенёс потерю друга) -Как автор относится к собачке? (Он её любит.) Какими словами он пишет о ней? («Собачка», «собачонка», «лапки», «хвостик» и другие слова — добрые, ласковые.) -Что хотел выразить Толстой этим небольшим произведением? Сделаем вывод. Толстой изобразил льва, как человека, показал, как он переживает горе и утрату. Здесь показана преданность чувству любви к другу
.
6) Работа с пословицами
.(слайд)
- Какая пословица подходит к содержанию рассказа? Объясните. O Где дружбой дорожат, там враги дрожат. O Храброму смерть не страшна. O Один за всех и все за одного. O Сила сломит всё, а ум силу. 7) Работа в группах.
Сочинить четверостишье про животных по рассказу. Заключительное слово учителя.
(слайд)
Закончить урок я бы хотела словами из рассказа И.С.Тургенева «Воробей» “ Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь. – Как вы понимаете эти слова? Преданность – это уважение, верность, искренняя любовь, покорность.
6. Итог урока.
Сегодня на уроке
(слайд)
Я узнал(а) … Я понял(а) … Я научился(лась) … Мне было …
7. Домашнее задание.
 Подготовить пересказ текста стр. 50-51  Подготовить пересказ близко к тексту рассказа «Лев и собачка» стр.52- 53


В раздел образования