Напоминание

"Развитие и воспитание вокального звука в младшем хоре"


Автор: Нечаева Вероника Анатольевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МАУ ДО
Населённый пункт: г.Пермь
Наименование материала: методическое сообщение
Тема: "Развитие и воспитание вокального звука в младшем хоре"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Нечаева Вероника Анатольевна

преподаватель хора

МАУ ДО «Детская музыкальная

школа №8 «РОНДО» г. Пермь

Методическое

сообщение

«Развитие и воспитание вокального звука

в младшем хоре»

Пермь 2020

Развитие и воспитание вокального звука в младшем хоре.

Общеизвестно, что хоровое пение – это верный показатель здоровья,

культуры и образованности нации. Петь может каждый здоровый ребёнок,

и пение для него – яркий и доступный способ выражения его настроения,

чувств и мыслей. В пении соединяются слово и музыка. С их помощью в

детях воспитывается эмоциональная отзывчивость на прекрасные

моменты в искусстве, жизни, природе. Хоровое пение является основой

для развития музыкально-слуховых представлений. Пение – одно из

наиболее эмоциональных рабочих действий. Правильное пение с детства

успешно развивает и музыкальный слух, и певческий голос.

Вокальная работа с детьми – это особая научно-практическая проблема.

Певческое голосообразование ребёнка – это основа голоса будущего

взрослого человека. Детский голосовой аппарат требует бережного и

чуткого отношения. Вокальная работа с детским хором – дело очень

трудное. Учиться этому искусству придётся всю жизнь. Педагогический

опыт – результат длительного накопления знаний, умений, удач и неудач

на вокально-хоровом поприще. Прежде чем учить чему-либо других,

необходимо самому уметь делать это хорошо. Поэтому в процессе работы

с певческим коллективом должно соблюдаться правило: с самого начала

на уроке нельзя допускать ни одного неправильно сформированного

звука.

Красивый певческий звук невозможен без техники дыхания и

выдыхания, правильного открытия рта, удобного для пения положения

головы и гортани. В певческой практике часто употребляется термин

«вокальный слух», который является более широким понятием, чем

просто «музыкальный слух».

По определению профессора В.П.Морозова, вокальный слух – это

«сложное музыкально-вокальное чувство, основанное на взаимодействии

слуховых, мышечных, зрительных, осязательных, вибрационных и других

видов чувствительности… Сущность вокального слуха – в умении по звуку

голоса осознать принцип звукообразования».

Вокальный слух – это система рефлекторных связей, которые позволяют

центральной нервной системе управлять певческим процессом. Задачи

воспитания вокального слуха включают в себя работу по развитию

первоначальных певческих навыков, таких как: певческое дыхание,

певческая установка, последовательное усложнение и расширение

вокальных умений – освоение певческой артикуляции, чистого унисона и

различными приёмами двухголосного пения.

Дыхание – энергетический источник голоса. Владеть дыханием – значит

владеть голосом. От дыхания зависят сила, продолжительность и ровность

звука. Недаром итальянцы говорят: «Как вдохнёшь, так и запоёшь».

Считается, что хорошее пение – это «мастерство выдоха», но чтобы

«мастерски выдыхать», надо научиться «вдыхать». Чтобы спеть на

дыхании фразу, нужен достаточный объём воздуха, который, проходя

через связки, заставит наш голос звучать. Нужно объяснить детям про 3

вида дыхания – ключичное, брюшное и грудобрюшное (смешанное). На

сегодняшний день в вокальной практике наиболее удобным считается

грудобрюшное (смешанное) дыхание, в дыхательном процессе которого

грудь и диафрагма участвуют в равной степени. При таком типе дыхания

легкие и нижние рёбра расширяются в стороны, диафрагма опускается,

активизируются брюшные мышцы. Плечи и верхняя часть грудной клетки

остаётся неподвижной.

Надо помнить: вдох делается и носом и ртом одновременно. Когда мы

молчим, мы дышим носом. При разговоре мы дышим и носом и ртом.

Если надо что-то сказать громко, потребуется большее усилие и

дополнительный объём воздуха – больше вдыхаем ртом. Так же

происходит и при пении, при котором требуется больший расход воздуха,

чем при разговоре.

Набираться должен малый или умеренный объём воздуха, при этом

стараться долго удерживать дыхание. Излишний объём вдоха при

певческом дыхании не нужен. Так же не нужно дышать слишком глубоко.

Нужно набирать меньше воздуха, но не в плечи, а в животик, используя

правильный тип вдоха. Перед началом пения, после вдоха, надо сделать

маленькую паузу – в это время дыхание задерживается, затем – запеть.

Оперная певица и вокальный педагог М. Э. Донец-Тессейр

рекомендовала «все звуки брать сверху, кончиком дыхания, а воздушный

столб крепко опирать на диафрагму».

Самая сложная задача певческого дыхания – это контролируемый

выдох. Для начала нужно обучать детей экономить дыхание: не

сбрасывать сразу весь воздух на первых звуках, а распределить его до

конца фразы. Мышцы живота и диафрагма помогают регулировать

певческий выдох. При хорошем внимании в работе дети довольно быстро

понимают механизм дыхания. Вокальные упражнения и произведения на

начальном этапе обучения должны быть простыми. Нужно объяснить

детям, что их надо петь ровным по силе звуком, сохраняя вокальную

форму. Это верный путь выработки красивого кантиленного пения.

Выходящее дыхание должно быть плавным, без толчков, лишнего

напряжения, но и достаточно организованным. Выдох происходит при

действии мышц брюшного пресса и диафрагмы.

Игровые варианты дыхательных упражнений на вдох:

1.Вдохнуть и задержать дыхание на 5-8 счетов. Как водолазы

задерживают дыхание под водой или как пловцы в бассейне.

2.Быстрый шумный вдох – как будто испугались или удивились.

3.Понюхать цветочек (розу). Задержать дыхание и подержать дыхание

на 4-6 счетов. Потом спокойный выдох.

Игровые варианты дыхательных упражнений на выдох:

1.Тихо дуть на свечу, чтобы огонёк не погас.

2.Дуть посильнее, чтобы качалась воображаемая занавеска.

3.Быстрый сильный выдох – тушим свечи на торте.

4.Контроль за длительностью выдоха. Долго тянуть звук «С»и

одновременно вести перед собой руку справа налево и обратно, пока не

закончится дыхание.

Длинный выдох с пением звука «У»

1.Зимний ветер поёт в лесу – высоко протягивать звук «У».

2.Соревнование «долгое пение на одном звуке»на любой высоте:

тянуть звук «У» с загибанием пальцев, пропевать числительные «раз-

два…».

На хоровых занятиях идёт постоянная работа над дыханием. Педагогу

нужно следить за ведением музыкальной фразы на одном или на цепном

дыхании, опираясь на выразительное исполнение. Самое главное – чтобы у

детей не было напряжения при пении. Хорошо ощущается детьми понятие

опоры в пении. Звук без опоры – тихий, укороченный, звучит только во рту.

Чтобы найти ощущение опоры, можно предложить детям такие сравнения:

вместо живота – кирпич, колонна, столб воздуха идёт вверх до

переносицы. Петь нужно обязательно с прямой спиной!

М.И.Глинка сказал: «Все голоса от природы несовершенны и требуют

учения, цель которого исправить недостатки и совершенствовать голос».

Постановка голоса – это развитие и тренинг голоса. Певец хора должен

научиться подавать красивый, выразительный певческий звук с

максимально точной интонацией. Наилучший путь к этому – показ учителя.

Умение владеть голосом приобретается путём настойчивого и упорного

труда над развитием природных данных. Поставленный голос отличается

звучностью, красотой, богатством тембральной окраски, широтой

диапазона, дыхания; чёткостью произношения слов, чистотой интонации,

малой утомляемостью. Начальный этап обучения не терпит суеты и

спешки. В.Морозов пишет в своей работе «Вокальный слух и голос»:

«Человеческий голос – «живой музыкальный инструмент» во много раз

сложнее, чем скрипка и фортепиано, хрупок, капризен и подчиняется не

только музыкальным, но и физиологическим законам. Для того, чтобы

«играть» на нём, нужно знать хотя бы основные его технические свойства.

До недавнего времени между различными специалистами детского

пения шла дискуссия о том, какое звукообразование (фальцетное, грудное

или смешанное) следует брать за основу методики развития детского

голоса до наступлении мутационного возраста.

Доктор педагогических наук, профессор Г.П.Стулова по результатам

своих исследований делает научные выводы: «Доказано, что для наиболее

полноценного и всестороннего развития певческого голоса детей

методику вокального воспитания необходимо строить на основе

использования всех голосовых регистров (грудного, фальцетного и

микстового), которые осваиваются в процессе обучения поэтапно по

принципу от простого к сложному: от натуральных регистров к

микстовым». То есть рекомендуется:

-укреплять и развивать верх (фальцетный регистр);

-укреплять и развивать низ (грудной регистр);

-добиваться постепенного сглаживания регистров и образования

микстового звучания.

Все певческие навыки осваиваются в процессе пения. Певческое

воспитание возможно только на основе развития музыкального и

вокального слуха. Главной педагогической задачей является чистое

интонирование юного певца. Навык точного попадания в ноту связан с

развитием внутреннего слуха – ученику надо мысленно представить высоту

ноты заранее. Этот навык – предслышания – у детей надо обязательно

тренировать.

Следует сразу объяснить детям, что есть разговорный голос и певческий

голос, что они разные по звучанию, по диапазону. Работая с детьми,

необходимо учитывать различие между голосом и речью. В пении

пользуются всем имеющимся диапазоном голоса, а в речи только его

частью, средним отрезком (примарной зоной), т.к. голосу здесь звучать

удобнее и он не устаёт. Певческий голос отличается от разговорного не

только диапазоном, но и силой, тембром, т.е. более богатой окраской.

Особое внимание в младших классах необходимо уделять работе с

«гудошниками». Кроме отсутствия природной координации слуха и голоса

есть ещё одна причина «гудения»детей в грудном регистре: отсутствие

певческой практики. Г.П.Стулова пишет: «Детям при грудном типе звучания

трудно правильно проинтонировать какую-либо мелодию в диапазоне

больше терции».

Опыт показывает, что косоглазые дети поют неточно, исправляется

косоглазие – исправляется интонация. Причинами неточного

интонирования у детей является острые и хронические заболевания уха,

горла и носа. «нет певцов с плохим носом» - так говорят вокалисты.

Подражание эстрадным и рок - певцам, пение в грудном регистре,

использование придыхательной атаки, форсирование звука, двигательная

зажатость, стеснительность или чрезмерная активность тоже являются

причинами неточной интонации. Очень часто «гудошники» - главные

нарушители поведения на уроках в школе. «Гудение» - нарушение

нормального звукообразования, условный рефлекс. Надо его разрушить и

создать новый.

Таким образом, важными направлениями в работе со слабо

интонирующими детьми являются: работа по координации слуха и голоса,

самоконтроль при пении, образные ассоциации, правильная рассадка при

пении – слабые дети сидят впереди и между сильными.

Одной из первых и основных задач в практических вокально-хоровых

занятиях является настройка певческого голоса из грудного в фальцетный

регистр. Фальцетное звучание голоса объясняется образно: «лёгкий»,

«головной», «высокий», «как птичка» и т.д. У девочек фальцет выявляется

быстрее и легче, а для мальчиков нужно вывести правило: «Говоришь, как

папа, а пой, как мама!». Не у всех получается переход на фальцетный

регистр сразу. Бывает, что через месяц или только к концу учебного года

ребёнок может запеть в фальцетном регистре, устойчиво интонируя. И

когда этот недостаток устраняется, весь коллектив сможет запеть

достаточно хороший унисон.

Певческая работа немыслима без распевания. Задачи распевания –

настройка певческого аппарата и работа над вокально-хоровыми

навыками. Это систематическая и кропотливая работа. Распевание в

младшем хоре занимает 10-13 минут. Важные задачи распевания: работа

над ровностью гласных и сглаживанием регистров, полётным звуком,

организованным певческим дыханием, в спокойной динамике. Педагогу

нельзя передразнивать детей, важно показывать только хорошее качество

пения, формируя правильное певческое звучание.

При певческом голосообразовании работа артикуляционного аппарата

активизируется во много раз. Согласные в пении произносятся чётче и

легче. Рот поющего должен быть свободен. Особое внимание на

начальном этапе – нижней челюсти. Контроль – за каждым ребёнком! В

работе над артикуляцией выделяются следующие задачи: активное

опускание нижней челюсти; чёткое формирование ударных гласных;

выработка лёгкого зевка в глотке; прикрытие верхних звуков.

Красивое открывание рта при пении помогает правильному

положению языка, глотки, гортани и всего голосового аппарата. Зажатая

нижняя челюсть мешает открывать рот, это зажатие подтягивает вверх

гортань и может явиться причиной горлового пения. Нижняя челюсть

должна быть свободной. Активное опускание нижней челюсти вызывает

понижение гортани, что создаёт условия для зевка.

Произнесение звуков в обычной речи и пении различно. Речевое

произношение гласной А - открытое, И - плоское, Е - резкое – в пении

требуется округлять (разговорный и певческий язык!). Губы принимают

участие в образовании гласных и губных согласных. Положение губ влияет

на тембр певческого звука. На А, Я, О следует хорошо открывать рот, на

гласные И, Е, Ы – рот сильно не открывается. Гласная А – основа голоса.

Гласные И, Е наиболее звонкие, способствующие полётности звука. Гласная

У придаёт звуку не только объём, но и звонкость, металличность.

Способствует прикрытию звука.

Искусство пения – это искусство округления и прикрытия звука.

Французский учёный и певец Р.Юссон говорил, что «прикрытие звука

является основным механизмом певческого звукообразования».

Прикрытие звука происходит за счёт образования «купола». Голос не

только притемняется, но и изменяется в своём качестве, особенно в

тембре. Для прикрытия звука можно использовать гласную О. Она

смягчает работу гортани и колебания голосовых связок, наводит на

ощущение зевка. Приходится довольно долго напоминать детям об

округлении звуков в пении.

Округлению и прикрытию звука способствуют сонорные согласные М, Н

и особенно З. Согласные Л и Р хорошо помогают образованию твёрдой

атаки звука и выравниванию динамического диапазона голоса.

Работа над артикуляцией активно связана с работой над дикцией.

Особое внимание следует уделять отчётливому произношению согласных

в конце слов и утрированию буквы «р». Эта согласная в пении всегда

должна «рокотать». Хорошее «р» - 50% всей дикции. Очень хороши для

тренировки отчётливой дикции скороговорки. Читаем скороговорки

сначала медленно, постепенно ускоряя. При этом следим за ритмичным

произношением и темпом.

а) Бык тупогуб, тупогубенький бычок. У быка бела губа была тупа.

б) Король орёл.

в) От топота копыт пыль по полю летит. Пыль по полю летит от топота

копыт.

г) Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

Чередование гласных «И – Э – А – О – У» на одной ноте приучает детей

петь все гласные ровно. Хотя гласные формируются по-разному, их надо

озвучивать с одинаковым объёмом, звонкостью и дыханием, не сбрасывая

с опоры. Согласные звуки Р, Л, М, Н в соединениях с гласными помогают

улучшить резонирование, согласные звуки Л, З, В – приблизить звучание.

Крик и «белый» звук помогают устранить гласные О и У, объединённые с

согласными М и Л.

Большое значение имеет настройка звучания хора на близкую

вокальную позицию.Нахождению близкой вокальной позиции

способствуют сонорные согласные Р, Л, М, Н, З. Очень важно при пении

ощущать высокую вокальную позицию и направлять звук вперёд. Надо

настроить детей на лёгкое, светлое, звонкое исполнение и во время пения

направлять звук в лицо, в переносицу, в глаза. Постоянно напоминать

детям об объёмном округлом звуке в пении во избежание плоского

зажатого звука. Такие рекомендации помогают найти детям при пении

красивое головное звучание.

Следующее качество вокальной работы – выработка кантилены.

Кантилена является важнейшим достоинством вокальной техники.

Певучесть, кантиленность – результат правильного голосообразования и

звуковедения. Достигается ровным, длинным пропеванием гласных и

быстрых, чётких произношений согласных. Развитие кантилены требует

правильного певческого дыхания. Упражнения на легато являются основой

для выработки кантилены.

Преподаватели вокала и хора всегда обращают внимание на то, что

гласные – носители вокального звука. От вокального правильного

формирования гласных зависит красота певческого голоса.

В переходе к многоголосию пение на два голоса является самым

ответственным этапом. На этом этапе дети должны воспринимать оба

голоса одновременно. Закон двухголосного пения: второй голос должен

быть всегда на первом плане, т.к. в музыке гомофонно-гармонического

склада именно первый голос несет главную мысль и в первую очередь

ложится на слух. Второй голос при этом становится вспомогательным.

Поэтому, чтобы услышать и почуствовать красоту двухголосия, стоит

начинать учить произведения именно со второго голоса, чтобы лучше

воспринять и запомнить его. Варианты первоначального двухголосия:

параллельное движение голосов; противоположное движение голосов;

один голос «стоит», другой движется. Канон является самой сложной

формой двухголосия, поэтому нужна постепенность в его освоении.

В заключение методического сообщения хочется обозначить главные

критерии качественного вокального звука в младшем хоре: звук

свободный, без зажимов; высокая певческая позиция; пение на опоре;

округление гласных; единая манера пропевания гласных у всего хора,

отчётливая дикция.

Литература

1.Витт Ф. Практические советы обучающемуся пению. Ленинград, 1963

2.Дмитриев Л.Д. Основы вокальной методики. М., 1996

3.Морозов В.П. Вокальный слух и голос. М., 1965

4.Сборник методических статей «Вокально-хоровые технологии», вып.2

(автор-составитель Роганова И.В.) «Композитор» Санкт-Петербург, 2014

5.Шереметьев В.А. Пение и воспитание детей в хоре. «Версия», 1999



В раздел образования