Напоминание

Задачи развития у детей навыков подбора по слуху и чтения с листа


Автор: Мурашко Надежда Львовна
Должность: преподаватель фортепиано
Учебное заведение: МБУ ДО "ДШИ п. Строитель"
Населённый пункт: п. Строитель Тамбовская область
Наименование материала: статья
Тема: Задачи развития у детей навыков подбора по слуху и чтения с листа
Дата публикации: 29.11.2020
Раздел: дополнительное образование





Назад




Задачи развития у детей навыков подбора по слуху и

чтения с листа

Мурашко Надежда Львовна, преподаватель фортепиано

Статья отнесена к разделу: Теория и методика музыкального обучения

детей.

Детская музыкальная школа призвана воспитывать такие качества

характера учеников как: мужество, энергию, волю, настойчивость в усвоении

знаний, любовь к труду; школа должна заботиться о развитии музыкальной

культуры и художественного вкуса ученика, научить его сознательно слушать

музыкальное

произведение,

чутко

откликаться

на

содержание

музыки,

формировать его как музыканта – исполнителя.

И перед педагогом по фортепиано, поставлена задача воспитания и

формирования мировоззрения, эстетических взглядов и профессионального

мастерства учащегося.

Поэтому в своей работе я ставлю следующие задачи:

Способствовать

развитию

общей

музыкальности

и

творческого

отношения к музыке

Развивать у учащихся навыки самостоятельного и осмысленного разбора

музыкальных произведений, умение грамотно читать с листа

Для развития внутреннего слуха ученика приучить его предварительно

просматривать музыкальный текст, воспитывая способность внутренне

слышать мелодию, а затем пропевать ее вслух.

Способствовать развитию слуха путем подбора мелодии на слух.

Я думаю, что самым плодотворным и правильным методом обучения

является метод, который опирается на музыкально-слуховой опыт и на

развитие

музыкально-слуховых

представлений.

Задача

педагога

довести

ученика до того, чтобы его «глаз понимал то, что ухо слышит, и ухо понимало

то, что глаз видит; » то есть, чтобы каждая видимая учеником нота имела для

него звук. Только при помощи слуха может пианист добиться правильных

движений. Слуховой метод обучения защищали и такие ученые методисты, как

Б.А Струве и Г. М Коган.

В систему развития ученика слуховым методом должны быть внедрены

приемы подбора музыки на слух. Обычно ими пользуются крайне мало и, как

правило, только в течение первых месяцев обучения. Подбирать по слуху

нужно на протяжении всех лет обучения занимаясь этим в школе и дома, и, по

возможности, по окончании музыкальной школы.

Для того чтобы научить ученика подбирать по слуху я стремлюсь вместе с ним:

1.

Проанализировать тональность мелодии

2.

Разобрать голосоведение и интервальный состав

3.

Продумать основные функции в аккомпанементе

4.

Научить применять Д

7

аккорд, VI и III ступень в более сложных

мелодиях.

Игра по слуху развивает способность музыкальных представлений и

создает единство слуховой и моторной памяти, взаимно подкрепляющих друг

друга. Правильное воспитание должно привести к тому, что, играя пьесу

наизусть, пианист как бы «подбирает» по слуху, свободно воплощая на рояле

музыку, звучащую в воображение или памяти.

У методиста Когана сказано: «Научить слышать, воспитать ухо,

выработать у ученика интонационный и тембрально тонкий слух – вот первая

задача педагога-музыканта, сквозной стержень его работы».

Огромную пользу для развития слуха ученик получает и при чтении с

листа, когда в коре головного мозга происходит сложный процесс «вижу –

понимаю – мысленно представляю – играю», т.е. идет мыслительный процесс.

Сухомлинский говорил: «Чтение – один из истоков мышления и умственного

развития».

Именно в процессе чтения нот с листа проявляются некоторые

дидактические принципы развивающего обучения:

Увеличение объема используемого в учении материала;

Ускорение темпов его прохождения.

Также важно использовать как можно больше разных форм чтения

с

листа

подготовительные

упражнения,

разучивания

и

тренировки, собственно чтение с листа. Приемы также очень

разнообразны.

Работа по чтению с листа не ограничивается начальным периодом

обучения, например игра в четыре руки должна продолжаться в течение всего

времени обучения.

Приобретение навыков комплексного восприятия текста и тренировка в

непрерывной читке нот должны проходить параллельно и систематически

начиная с первых шагов обучения.

Для сочетания группового представления и непрерывной читки в едином

процессе лучше вначале использовать пьесы, построенные на разложенных

аккордах.

Переходя к чтению пьес двумя руками одновременно, лучше выбирать

материал, в котором партия одной из рук предельно проста, затем следует

играть пьесы, структура которых облегчает поочередное распределение

внимания на обе руки.

В целях активизации слуха и мышления при соединении двух рук и для

достижения быстрого результата можно отобрать несколько одноголосных

песенок, которые ученик хорошо знает и умеет играть наизусть или по слуху.

Учитель должен написать сопровождение для левой руки, задача ученика

заключается в том, чтобы соединить обе руки играя мелодию без нот, а

сопровождение

по

нотам

или,

например

мелодию

петь

голосом,

а

аккомпанемент играть двумя руками.

Сложные задачи формирования подготовленного к самостоятельной

работе, любящего и интересующегося своим искусством, приученного хорошо

себя слушать и по-настоящему грамотного музыканта могут быть разрешены

только в том случае, если слуховой метод обучения охватит все школьные

дисциплины, особенно уроки сольфеджио.

Перечень литературы:

1)

Ананьев Б. Г. Основы общей психологии. Учпедгиз. М., 1940(53стр)

2)

Виноградов Л. Раскрыть музыку в ее целостности «Искусство в школе»

№5 1994(72стр)

3)

Гоноболин Ф. Н. Воспитание внимания. Изд. АПН СССР 1955(34стр)

4)

Коган Г. М. У врат мастерства Изд. «Советский композитор», М,. 1958

(39стр)

5)

Ляховицкая С. С. О педагогическом мастерстве Музгиз Ленинград 1963

(46стр)

6)

Нейгауз Г. Г. «Об искусстве фортепианной игры. Музгиз М., 1958

7)

Савшинский С. И. «Пианист и его работа» Изд. «Советский композитор»

Л,. 1961 (31 стр)

8)

Струве Б. А. Пути начального развития юного музыканта. Музгиз М,.

1954 (118стр)

9)

Тимакин

Е.

М.

Воспитание

пианиста

«Советский

композитор»

1989(143стр)



В раздел образования