Напоминание

"Подвижные игры народов Урала"


Автор: Неволина Евгения Викторовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад 18"
Населённый пункт: Город Троицк Челябинска область
Наименование материала: Мастер - класс
Тема: "Подвижные игры народов Урала"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Мастер класс - для педагогов

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

НАРОДОВ УРАЛА

В ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ДЕТЕЛЬНОСТИ С ДОШКОЛЬНИКАМИ

Разработала:

Неволина Евгения Викторовна

воспитатель

высшей квалификационной категории

Цель: повышать компетентность педагогов в вопросах организации

образовательной

деятельности с детьми с учетом направлений образовательной программы

детского сада в части,

формируемой участниками образовательных отношений.

Задачи:

1. Актуализировать знания педагогов по вопросам организации и методики

обучения подвижным

играм.

2. Демонстрировать педагогам актуальность и практическую значимость

применения народных

подвижных игр в организации образовательной деятельности педагога с

детьми с учетом

требований ФГОС ДО.

3. Мотивировать педагогов к систематическому использованию в своей

практической

деятельности подвижных игр народов Урала.

Планируемые результаты:

1. Педагог знает приемы и методы организации подвижных игр с детьми

дошкольного возраста.

2. Педагог имеет элементарные представления о возможностях и

практической значимости

народных подвижных игр в организации образовательной деятельности

дошкольников с

учетом требований ФГОС ДО.

3. Педагог умеет планировать применение народных подвижных игр в

образовательной

деятельности с детьми с учетом поставленных целей и задач.

4. Педагог готов систематически применять народные подвижные игры в

организации образовательной деятельности дошкольников.

Предварительная работа:

 анализ Федерального государственного образовательного стандарта

дошкольного

образования;

 изучение научно – методической литературы, интернет – ресурсов и

видеоматериалов по

данной тематике;

 реализация проекта по духовно-нравственному развитию и воспитанию

детей дошкольного

возраста «Мы живем на Урале»;

Оборудование: аудиозаписи; 3 платка с национальным узором; 3 стула; мяч;

колокольчик; платок или шарф; 2 контейнера для смайликов; смайлики;

мольберт; брошюры.

Ход мастер-класса

I этап «Организационный»

Педагог. Добрый день, уважаемые коллеги!

Я рада вас видеть сегодня, друзья.

Прошу отвечать громко «Нет» или «Да».

Хочу я услышать ваш честный ответ,

Детей вы любите? Да или нет? (Да)

Чтоб деткам своим во всем помогать

Вы новое что-то хотите узнать? (Да)

Чтоб дух мастер-класса нам сохранить,

Вам нужно в работе активными быть? (Да)

Тогда Вас прошу мне во всем помогать,

Приветствие кончилось, можно начать.

Уважаемые коллеги, приглашаю Вас принять участие в мастер – классе

«Возможности подвижных игр народов Урала в организации

образовательной деятельности с дошкольниками».

II этап «Основной»

Педагог. Народные подвижные игры являются традиционным средством

педагогики. Почему меня заинтересовала эта тема?

Во – первых, в целях духовно – нравственного развития и воспитания детей

дошкольного возраста .

Во – вторых, не все педагоги используют в своей профессиональной

деятельности возможности народных подвижных игр по причине

недостаточных знаний этих игр.

В – третьих, в наше время происходит большая миграция населения. Из

деревень много

людей переезжают в город. Локальные конфликты в различных регионах

России и в бывших

союзных республиках создали проблему беженцев, вынужденных

переселенцев. В соответствии с

основными принципами дошкольного образования, педагог строит

образовательную деятельность

на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, приобщает их к

социокультурным

нормам, традициям семьи, общества и государства с учетом этнокультурной

ситуации развития.

Вышеизложенные мною положения составляют актуальность

представляемой темы.

На Урале проживает множество народов, но больший процент составляют

представители

русской, башкирской и татарской национальностей. У каждого народа

сложилась своя кладовая

игр. Народные подвижные игры служат средством воспитания, учат

выносливости, ловкости,

основам дисциплинированности и ответственности, развивают реакцию и

смекалку. В народных

подвижных играх используются считалки, заклички, которые развивают

память, мыслительные

реакции. Очень часто игры связаны с народными праздниками (Масленица,

Сабантуй, Навруз) и

служат средством развлечения и забавы.

Таким образом, каждая народная игра решает определенные задачи

направлений развития и

образования детей.

Сегодня наш мастер – класс позволит Вам актуализировать свои знания в

организации

народных игр с детьми. Уважаемые, коллеги приглашаю Вас поиграть.

Педагог вносит карту.

Что это? Предполагаемые ответы ... (Это карта).

Для чего нужна карта? Предполагаемые ответы … (Что-то узнать,

ориентироваться по карте).

По карте можно путешествовать.

Давайте рассмотрим карту России .

А что такое Родина? (это страна, в которой мы живём)

Как называется страна, в которой мы живем?

Но наша страна большая, а у каждого человека есть свой маленький уголок,

где он родился и живёт.

Как называется край, в котором мы живём? (Урал)

Как называется город, в котором мы живем?

-А знаете ли вы, какие народы проживают на нашей малой Родине

– Урале? (русские, татары, ханты, манси, башкиры, коми-пермяки).

Чем они отличаются?

А вы хотите узнать, в какие игры играют ребята других национальностей?

Предлагаю Вашему вниманию

Башкирскую народную игру «Иголка, нитка, узелок»

Ход игры: Первый участник - иголка, бежит до стойки, оббегает её и

возвращается обратно, берет второго участника (нитка) за руку и вместе с ним

бегут до стойки. Там «иголка» остается, «нитка» бежит за следующим

участником, берет его за руку и вместе бегут к «иголке», «нитка 1» остаётся

вместе с «иголкой», «нитка 2» бежит за следующим участником. И так до тех

пор, пока вся команда не выстроится за «иголкой». Последний участник

«узелок». Побеждает команда быстрее, без нарушений справившаяся с заданием

и построится.

Педагоги делятся на подгруппы по своему желанию.

Участники мастер – класса принимают участие в игре, соблюдая

установленные правила.

По окончанию игры ведущий мастер – класса убирает атрибуты и благодарит

педагогов за участие.

Предлагаю Вашему вниманию следующую игру.

Татарская народная игра «Поймай коня за хвост»

Правила игры: все дети встают друг за другом, взявшись за пояс впереди

стоящего ребенка. Первый ребенок считается «головой коня», а последний

«хвост». По сигналу инструктора «голова» водит детей быстрой змейкой,

пытаясь поймать последнего ребенка «хвост». Если поймает, по счету

выбираются другие «голова» и «хвост».

Татарская народная игра «Земля, вода, огонь, воздух»

Для этой игры нам необходимо выбрать ведущего. Для этого мы

воспользуемся считалкой:

Раз, два, три, четыре, пять!

Мы собрались поиграть.

К нам сорока прилетела,

И тебе водить велела.

Ведущий мастер – класса с помощью считалки выбирает водящего. Водящий

берет мяч и

становится в центре музыкального зала.

Педагог. Уважаемые коллеги, мы с вами встаем в круг, в центре которого

находится ведущий.

Ведущий бросает мяч любому участнику, произнося одно из четырех слов:

земля, вода, огонь, воздух. Если ведущий говорит «земля», то тот, кто поймал

мяч, должен быстро назвать какое- либо животное; если «вода» - назвать

рыбу; «воздух» - птицу; «огонь» - помахать руками над головой. Кто ошибся,

выбывает из игры. Учитывается и быстрота реакции. Итак, начинаем игру!

(играем 3 раза)

Участники мастер – класса принимают участие в игре, соблюдая

установленные правила.

Педагог. Развивать умение действовать по сигналу, учить дошкольников

ориентироваться в

пространстве, можно с помощью русской народной игры

«Алёнушка да Иванушка»

Для игры нам нужно выбрать Иванушку, которому накладывают на глаза

повязку, и

Аленушку, которой в руки дают колокольчик. Для выбора воспользуемся

загадками. Кто угадает,

тот и будет «Иванушкой» и «Аленушкой».

Висит груша,

Нельзя скушать. (Лампочка)

Зимой беленький,

Летом серенький. (Заяц)

Ведущий мастер – класса выбирает «Иванушку» и «Аленушку». Далее

Иванушке

завязывают глаза, а Аленушка берет колокольчик.

Педагог. Уважаемые коллеги, предлагаю Вам встать в хоровод, в центре

которого находятся

Иванушка и Аленушка. Ваша задача - не дать Аленушке и Иванушке выйти

за пределы хоровода.

Иванушка произносит следующие слова: «Аленушка, где ты?». Аленушка

звенит в колокольчик и

отвечает: «Я здесь, Иванушка». Иванушка идет на голос и звон

колокольчика, а Аленушка

старается убежать. Игра продолжается, пока Иванушка не поймает

Аленушку.

Участники мастер – класса принимают участие в игре, соблюдая

установленные правила.

По окончанию игры ведущий мастер – класса убирает атрибуты и благодарит

педагогов за участие.

Удмуртская народная игра «Водяной»

Очерчивают круг - это пруд или озеро, река. Выбирается ведущий - водяной.

Играющие бегают вокруг озера и повторяют слова: «Водяного нет, а людей-

то много». Водяной бегает по кругу (озеру) и ловит играющих, которые

подходят близко к берегу (линии круга). Пойманные остаются в кругу. Игра

продолжается до тех пор, пока не будет поймано большинство игроков.

Правила игры. Водяной ловит, не выходя за линию круга. Ловишками

становятся и те, кого поймали. Они помогают водяному.

Участники мастер – класса принимают участие в игре, соблюдая

установленные правила.

Педагог. Уважаемые коллеги, спасибо за участие. Прошу Вас пройти на свои

места.

Участники мастер-класса проходят на свои места и присаживаются на

стульчики.

III этап «Заключительный»

Педагог. Нашу встречу я хотела бы завершить народным изречением: «Если

вы хотите узнать

душу народа, - приглядитесь, как и чем играют дети». К сожалению,

народные игры почти исчезли

из обычной жизни. Поэтому наша задача, как педагогов, сделать этот вид

деятельности частью

жизни детей в детском саду, тем самым сохраняя наши народные традиции и

создавая фундамент

для духовно – нравственного развития и воспитания детей.

Педагог. На память о нашем мастер – классе я хочу предложить Вам

брошюру с примерами подвижных игр народов Урала.



В раздел образования