Автор: Неволина Евгения Викторовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад 18"
Населённый пункт: Город Троицк Челябинска область
Наименование материала: Мастер - класс
Тема: "Подвижные игры народов Урала"
Раздел: дошкольное образование
Мастер класс - для педагогов
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ
НАРОДОВ УРАЛА
В ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ДЕТЕЛЬНОСТИ С ДОШКОЛЬНИКАМИ
Разработала:
Неволина Евгения Викторовна
воспитатель
высшей квалификационной категории
Цель: повышать компетентность педагогов в вопросах организации
образовательной
деятельности с детьми с учетом направлений образовательной программы
детского сада в части,
формируемой участниками образовательных отношений.
Задачи:
1. Актуализировать знания педагогов по вопросам организации и методики
обучения подвижным
играм.
2. Демонстрировать педагогам актуальность и практическую значимость
применения народных
подвижных игр в организации образовательной деятельности педагога с
детьми с учетом
требований ФГОС ДО.
3. Мотивировать педагогов к систематическому использованию в своей
практической
деятельности подвижных игр народов Урала.
Планируемые результаты:
1. Педагог знает приемы и методы организации подвижных игр с детьми
дошкольного возраста.
2. Педагог имеет элементарные представления о возможностях и
практической значимости
народных подвижных игр в организации образовательной деятельности
дошкольников с
учетом требований ФГОС ДО.
3. Педагог умеет планировать применение народных подвижных игр в
образовательной
деятельности с детьми с учетом поставленных целей и задач.
4. Педагог готов систематически применять народные подвижные игры в
организации образовательной деятельности дошкольников.
Предварительная работа:
анализ Федерального государственного образовательного стандарта
дошкольного
образования;
изучение научно – методической литературы, интернет – ресурсов и
видеоматериалов по
данной тематике;
реализация проекта по духовно-нравственному развитию и воспитанию
детей дошкольного
возраста «Мы живем на Урале»;
Оборудование: аудиозаписи; 3 платка с национальным узором; 3 стула; мяч;
колокольчик; платок или шарф; 2 контейнера для смайликов; смайлики;
мольберт; брошюры.
Ход мастер-класса
I этап «Организационный»
Педагог. Добрый день, уважаемые коллеги!
Я рада вас видеть сегодня, друзья.
Прошу отвечать громко «Нет» или «Да».
Хочу я услышать ваш честный ответ,
Детей вы любите? Да или нет? (Да)
Чтоб деткам своим во всем помогать
Вы новое что-то хотите узнать? (Да)
Чтоб дух мастер-класса нам сохранить,
Вам нужно в работе активными быть? (Да)
Тогда Вас прошу мне во всем помогать,
Приветствие кончилось, можно начать.
Уважаемые коллеги, приглашаю Вас принять участие в мастер – классе
«Возможности подвижных игр народов Урала в организации
образовательной деятельности с дошкольниками».
II этап «Основной»
Педагог. Народные подвижные игры являются традиционным средством
педагогики. Почему меня заинтересовала эта тема?
Во – первых, в целях духовно – нравственного развития и воспитания детей
дошкольного возраста .
Во – вторых, не все педагоги используют в своей профессиональной
деятельности возможности народных подвижных игр по причине
недостаточных знаний этих игр.
В – третьих, в наше время происходит большая миграция населения. Из
деревень много
людей переезжают в город. Локальные конфликты в различных регионах
России и в бывших
союзных республиках создали проблему беженцев, вынужденных
переселенцев. В соответствии с
основными принципами дошкольного образования, педагог строит
образовательную деятельность
на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, приобщает их к
социокультурным
нормам, традициям семьи, общества и государства с учетом этнокультурной
ситуации развития.
Вышеизложенные мною положения составляют актуальность
представляемой темы.
На Урале проживает множество народов, но больший процент составляют
представители
русской, башкирской и татарской национальностей. У каждого народа
сложилась своя кладовая
игр. Народные подвижные игры служат средством воспитания, учат
выносливости, ловкости,
основам дисциплинированности и ответственности, развивают реакцию и
смекалку. В народных
подвижных играх используются считалки, заклички, которые развивают
память, мыслительные
реакции. Очень часто игры связаны с народными праздниками (Масленица,
Сабантуй, Навруз) и
служат средством развлечения и забавы.
Таким образом, каждая народная игра решает определенные задачи
направлений развития и
образования детей.
Сегодня наш мастер – класс позволит Вам актуализировать свои знания в
организации
народных игр с детьми. Уважаемые, коллеги приглашаю Вас поиграть.
Педагог вносит карту.
Что это? Предполагаемые ответы ... (Это карта).
Для чего нужна карта? Предполагаемые ответы … (Что-то узнать,
ориентироваться по карте).
По карте можно путешествовать.
Давайте рассмотрим карту России .
А что такое Родина? (это страна, в которой мы живём)
Как называется страна, в которой мы живем?
Но наша страна большая, а у каждого человека есть свой маленький уголок,
где он родился и живёт.
Как называется край, в котором мы живём? (Урал)
Как называется город, в котором мы живем?
-А знаете ли вы, какие народы проживают на нашей малой Родине
– Урале? (русские, татары, ханты, манси, башкиры, коми-пермяки).
Чем они отличаются?
А вы хотите узнать, в какие игры играют ребята других национальностей?
Предлагаю Вашему вниманию
Башкирскую народную игру «Иголка, нитка, узелок»
Ход игры: Первый участник - иголка, бежит до стойки, оббегает её и
возвращается обратно, берет второго участника (нитка) за руку и вместе с ним
бегут до стойки. Там «иголка» остается, «нитка» бежит за следующим
участником, берет его за руку и вместе бегут к «иголке», «нитка 1» остаётся
вместе с «иголкой», «нитка 2» бежит за следующим участником. И так до тех
пор, пока вся команда не выстроится за «иголкой». Последний участник
«узелок». Побеждает команда быстрее, без нарушений справившаяся с заданием
и построится.
Педагоги делятся на подгруппы по своему желанию.
Участники мастер – класса принимают участие в игре, соблюдая
установленные правила.
По окончанию игры ведущий мастер – класса убирает атрибуты и благодарит
педагогов за участие.
Предлагаю Вашему вниманию следующую игру.
Татарская народная игра «Поймай коня за хвост»
Правила игры: все дети встают друг за другом, взявшись за пояс впереди
стоящего ребенка. Первый ребенок считается «головой коня», а последний
«хвост». По сигналу инструктора «голова» водит детей быстрой змейкой,
пытаясь поймать последнего ребенка «хвост». Если поймает, по счету
выбираются другие «голова» и «хвост».
Татарская народная игра «Земля, вода, огонь, воздух»
Для этой игры нам необходимо выбрать ведущего. Для этого мы
воспользуемся считалкой:
Раз, два, три, четыре, пять!
Мы собрались поиграть.
К нам сорока прилетела,
И тебе водить велела.
Ведущий мастер – класса с помощью считалки выбирает водящего. Водящий
берет мяч и
становится в центре музыкального зала.
Педагог. Уважаемые коллеги, мы с вами встаем в круг, в центре которого
находится ведущий.
Ведущий бросает мяч любому участнику, произнося одно из четырех слов:
земля, вода, огонь, воздух. Если ведущий говорит «земля», то тот, кто поймал
мяч, должен быстро назвать какое- либо животное; если «вода» - назвать
рыбу; «воздух» - птицу; «огонь» - помахать руками над головой. Кто ошибся,
выбывает из игры. Учитывается и быстрота реакции. Итак, начинаем игру!
(играем 3 раза)
Участники мастер – класса принимают участие в игре, соблюдая
установленные правила.
Педагог. Развивать умение действовать по сигналу, учить дошкольников
ориентироваться в
пространстве, можно с помощью русской народной игры
«Алёнушка да Иванушка»
Для игры нам нужно выбрать Иванушку, которому накладывают на глаза
повязку, и
Аленушку, которой в руки дают колокольчик. Для выбора воспользуемся
загадками. Кто угадает,
тот и будет «Иванушкой» и «Аленушкой».
Висит груша,
Нельзя скушать. (Лампочка)
Зимой беленький,
Летом серенький. (Заяц)
Ведущий мастер – класса выбирает «Иванушку» и «Аленушку». Далее
Иванушке
завязывают глаза, а Аленушка берет колокольчик.
Педагог. Уважаемые коллеги, предлагаю Вам встать в хоровод, в центре
которого находятся
Иванушка и Аленушка. Ваша задача - не дать Аленушке и Иванушке выйти
за пределы хоровода.
Иванушка произносит следующие слова: «Аленушка, где ты?». Аленушка
звенит в колокольчик и
отвечает: «Я здесь, Иванушка». Иванушка идет на голос и звон
колокольчика, а Аленушка
старается убежать. Игра продолжается, пока Иванушка не поймает
Аленушку.
Участники мастер – класса принимают участие в игре, соблюдая
установленные правила.
По окончанию игры ведущий мастер – класса убирает атрибуты и благодарит
педагогов за участие.
Удмуртская народная игра «Водяной»
Очерчивают круг - это пруд или озеро, река. Выбирается ведущий - водяной.
Играющие бегают вокруг озера и повторяют слова: «Водяного нет, а людей-
то много». Водяной бегает по кругу (озеру) и ловит играющих, которые
подходят близко к берегу (линии круга). Пойманные остаются в кругу. Игра
продолжается до тех пор, пока не будет поймано большинство игроков.
Правила игры. Водяной ловит, не выходя за линию круга. Ловишками
становятся и те, кого поймали. Они помогают водяному.
Участники мастер – класса принимают участие в игре, соблюдая
установленные правила.
Педагог. Уважаемые коллеги, спасибо за участие. Прошу Вас пройти на свои
места.
Участники мастер-класса проходят на свои места и присаживаются на
стульчики.
III этап «Заключительный»
Педагог. Нашу встречу я хотела бы завершить народным изречением: «Если
вы хотите узнать
душу народа, - приглядитесь, как и чем играют дети». К сожалению,
народные игры почти исчезли
из обычной жизни. Поэтому наша задача, как педагогов, сделать этот вид
деятельности частью
жизни детей в детском саду, тем самым сохраняя наши народные традиции и
создавая фундамент
для духовно – нравственного развития и воспитания детей.
Педагог. На память о нашем мастер – классе я хочу предложить Вам
брошюру с примерами подвижных игр народов Урала.