Напоминание

Краеведение как система формирования личности современного школьника


Автор: Калиева Ахлима Гилажовна
Должность: учитель истории. обществознания и географии
Учебное заведение: МКОУ "Лебяжинская ООШ"
Населённый пункт: с.Лебяжье, Астраханская область,Володарский район
Наименование материала: статья
Тема: Краеведение как система формирования личности современного школьника
Раздел: среднее образование





Назад




Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Лебяжинская основная общеобразовательная школа»

Краеведение как система формирования личности

современного школьника

Калиева Ахлима Гилажовна

учитель истории и обществознания

с.Лебяжье 2020г.

Аннотация. В статье рассматривается работы по реализации

краеведческого материала на уроках истории. Обосновываются

концептуальные и практические принципы работы.

Ключевые слова: историческая реконструкция, моделирование

исторических процессов, личностно-ориентированный подход

Краеведение прочно утвердилось теории и практике

общеобразовательной школы как средство повышения качества знаний,

развития познавательной и творческой деятельности, воспитание

нравственности, любви к Родине, к родному краю. Без Родины и без своего

народа человек не может жить и развиваться как полноценная творческая

личность. Краеведение является важным фактором формирования

национального менталитета личности , и оно является неисчерпаемым

источником воспитания любви к Родине. Учащиеся не только изучают свой

край, но у них возникает определенная естественная потребность участвовать

в общественно-полезном труде, благоустройстве родного села. Становясь

краеведами, учащиеся постепенно ощущают себя хозяевами своего города,

своего края, исторические факты и события обретают зримые образы,

становятся частью культуры ученика, активно участвуют в процессах

формирования его личности. Именно место, где человек родился , живет,

учиться, развивается есть для него прообраз своего Отечества. Изучение

истории и культуры родного края, формирование чувства любви к своей

малой родине- есть фундаментальный камень воспитания личности

современного школьника, как субъекта всемирной истории, как субъекта

творческо-преобразовательной деятельности.

Неоценимый вклад в развитие вопроса школьного краеведения внесли

работы К.Д. Ушинскогого, Л.С.Выготского, А.Г.Асмолова. К.Д.Ушинский

писал, что «местная река, с которой знакомит своих учащихся учитель, своим

течением должна уже вывести дитя из ближайшей местности в обширное

отечество»

Становления краеведения как науки, определения ее дидактической

сущности рассмотрены в работах И.В. Акулова, А.С. Баркова,

А.В.Дарвицкого. О роли краеведения в развитии личности учащихся писали:

Е.А.Ганаева, Г.А..Гришина, В.В.Дарнишников. Краеведческая деятельность,

как фактор личностного роста и развития анализируется в работах

Н.В.Бушманова, Г.Н.Ищук, А.А.Остапец- Свешникова.

На основании изучения теоретических положений современной

психолого-педагогической науки нами были сформулированы следующие

концептуальные положения:

1.Краеведение-это часть целостного процесса по изучению историко-

культурного наследия нашего Отечества, оно должно быть интегрировано в

общую систему школьного гуманитарного образования.

2.Данная система работы должна органически вписываться в общий

процесс воспитательной работы с учащимися, органически сочетать урочные

и внеурочные формы работы.

3.Реализация системы работы по этому направлению должна использовать

возможности социокультурного пространства и строиться на

взаимодействии с музеями, театрами, туристическими фирмами, клубами,

общественными организациями

4.Краеведение как система формирования личности современного

школьника должна основываться на личностно-ориентированном подходе,

учёте индивидуальных интересов и склонностей учащихся. Она должна

учитывать многонациональный состав учащихся, разнообразие их

религиозных, культурных традиций и обычаев.

5.Построение системы краеведческой работы, направленной на

формирование личности современного школьника, требует изменение

механизмов коммуникативного взаимодействия всех участников

педагогического процесса на принципах сотрудничества и диалога культур.

Педагогическое управление в процессе обучения должно исходить не только

из задач учебного процесса, но учитывать цели развития самой личности.

Теоретические положения, возможно, реализовать на практике только

через конкретные технологии и методики обучения. Краеведческий материал

включается в общий исторический процесс на уроках истории с

использованием форм учебной деятельности: индивидуальные, групповые,

коллективные творческие дела. Для учащихся особенно привлекательны

уроки в виде исторических игр. Путешествие, как форма организации

учебного процесса требует преображения учащихся в жителей той эпохи,

куда учащиеся отправляются в путешествие. Игра на учебном занятий – это

активная форма организации учебного процесса, где моделируются

определенные ситуации прошлого или настоящего, «оживают и действуют»

люди –участники исторической драмы.

Ученики, как бы наполняют «безлюдную» историю персонажами,

которые они сами и изображают. Реконструкция исторической реальности

требует, чтобы ученик не просто реконструировал в сознании образы,

имевшие место в прошлом, и тем самым построил наглядную картину

прошлого, а «опираясь на свой чувственный опыт, а так же на опыт

прошлого должен создать свой собственный наглядный образ прошлого»,

именно таким подходом достигается формирование личности, как субъекта

культуры, то есть человека имеющего свой собственный взгляд, свою

позицию, свое видение и понимание прошлого.

Во время путешествия «Астрахань во второй половине XIXвека» перед

учениками была поставлена задача-реконструкция исторического прошлого

города. Формы реконструкции учащиеся выбирали самостоятельно. Было

выдвинуто главное требование: реконструкция должна опираться на

реальные исторические факты и подтверждаться историческими

источниками или другими документами. Для сбора информации учащиеся

были разбиты на творческие группы. Одна группа, которая изучала духовную

культуру Астрахани, реконструировала прошлое, создав видеофильм,

который был построен на найденных ими рукописных пометках на полях

летописи Иоанно-Предтеченского монастыря (зал редкой книги библиотеки

имени Н.К.Крупской). Более того, учащиеся установили автора этих

рукописных пометок.

Другая группа, которая изучала экономическую жизнь города этого

периода, представила реконструированный период в виде мини-спектакля,

где прототипами героев были реально жившие в то время купцы,

промышленники, банкиры, которые собирались на Нижегородскую ярмарку.

Даже лексика, которую использовали в спектакле, соответствовала

изучаемому периоду. Реконструкция производилась на основе анализа

подлинников газет «Астраханские ведомости», доступ к которым был

получен детьми благодаря помощи родителей.

Организация факультативных занятий в виде путешествий,

использование исторической игры, разнообразных форм исторической

реконструкции развивает у учащихся качества, которые необходимы

современному человеку для успешной самореализации и жизни в

информационном обществе. На факультативных занятиях используются

разнообразные формы исторической реконструкции – это могут быть

изложение событий от первого лица, реконструкция исторических событий

по документам, или по воспоминаниям современников. Здесь очень важно

соблюдать одно условие –любая реконструкция должна опираться на

глубокую проработку исторических источников и других документов. Так

как цель состоит в том, чтобы воспроизвести реальное прошлое, а не образ

прошлого, который сугубо складывается в голове ученика и страдает часто

фрагментарностью в результате не достаточного знания фактического

материала.

Литература

1.Иванов Г.М., Коршунов А.М., Петров Ю.В. Методологические проблемы

исторического познания. М.1981

2.Ушинский К.Д. О нравственном элементе в русском воспитании/

Ушинский К.Д.

Сост.П.А.Лебедев, М,1998



В раздел образования