Напоминание

Повышение мотивации к обучению учащихся начальных классов


Автор: Рыкова Юлия Валерьевна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "Тверская гимназия №8"
Населённый пункт: Тверь
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Повышение мотивации к обучению учащихся начальных классов
Дата публикации: 26.11.2020
Раздел: начальное образование





Назад




Повышение мотивации к обучению учащихся начальных классов.

«Интерес к учению появляется только тогда,

когда есть вдохновение, рождающееся от успеха».

В.А. Сухомлинский

Формирование мотивации учения в школьном возрасте без

преувеличения можно назвать одной из актуальных проблем современной

школы, делом общественной важности. Её актуальность обусловлена

обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у

школьников

приёмов

самостоятельного

приобретения

знаний

и

познавательных интересов, формирование у них активной жизненной

позиции.

Социальный заказ общества школе состоит сегодня в том, чтобы

повысить качество обучения и воспитания.

Одной из задач, которая должна решаться в школе, является создание

условий для формирования положительной учебной мотивации и дальнейшее

её развитие у школьников.

Как

же

пробудить

желание

«напиться»

из

источника

знаний?

Как

мотивировать познавательную деятельность?

«Ребёнок – не робот, привязанный к книжкам,

Гулять и играть должен юный мальчишка,

Девчонка не хочет всегда сидеть дома, –

Такая проблема всем взрослым знакома!

Как всё же ребёнка заставить учиться,

За книжкой упорно весь вечер сидеть,

Не надо ребёнка ругать бесконечно.

Попробуйте лучше в нём волю развить,

С ним вместе вам надо учиться, конечно,

А главное – просто ребёнка любить».

Слово «мотивация» произошло от латинского глагола «movere», двигать.

Мотивация – это ключ к успеху в учебе.

Учебная мотивация — это процесс, который запускает, направляет и

поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной деятельности.

Это

сложная,

комплексная

система,

образуемая

мотивами,

целями,

реакциями на неудачу, настойчивостью и установками ученика.

Что же

делать, если ребенок не хочет учиться?

Как оживить урок? Как поддержать интерес к предмету и желание изучать

то, что кажется хорошо знакомым или наоборот бесполезным в реальной

жизни?

Устойчивый интерес к учебной деятельности у младших школьников

формируется через проведение уроков-путешествий, уроков-игр, уроков-

викторин, уроков-исследований, уроков-встреч, сюжетных уроков, уроков

защиты творческих заданий, через привлечение сказочных персонажей,

игровую деятельность, внеклассную работу и использование различных

приёмов. Своевременное чередование и применение на разных этапах урока

разнообразных форм и приёмов формирования мотивации укрепляет желание

детей овладевать знаниями.

Мы, учителя, постоянно должны помнить о том, человек не может

длительное время работать на отрицательной мотивации, на страхе перед

низкой оценкой. Формирование мотивации – это, прежде всего, создание

условий для появления внутренних побуждений к учению.

Современные

педагогические

технологии

располагают

значительным

количеством разнообразных дидактических игр и занимательных упражнений,

которые повышают мотивацию учащихся.

Сюда относятся:

задачи в стихах,

задачи-смекалки,

задачи-шутки,

драматизированные игры,

интересные факты,

ребусы, головоломки,

дидактические игры,

кроссворды и многие др.

В своей работе на уроках математики я использую данные задачи в стихах и

дидактические игры.

Работаю я по развивающей системе обучения Занкова.

пример задач

Задача № 2

Мы участок получили,

Там цветочки посадили.

Чтоб границы его знать,

Должен здесь забор стоять.

Шириною двадцать метров,

А длиною тридцать пять,

Надо вам длину забора

Непременно подсчитать.

Задача № 3

Плачет целый день Мальвина,

Скрывать слезы нету сил,

Потому что Буратино

Чашку с блюдечком разбил.

И сказал ей Буратино:

«Прекращай ты свой каприз,

Для рыданий нет причины,

Купим мы тебе сервиз».

«Вот, что я хочу сказать:

Надо вес его узнать.

Сервиз легким должен быть,

Тогда можно и купить».

Чашки вес - сто двадцать граммов,

Сто пятнадцать – блюдце,

Молочник, сахарница к ним

В комплекте продаются.

Размер их вовсе не велик,

Но всё ж они крупнее:

Пятьсот шесть граммов на двоих

Вес они имеют.

Сервиз всего на шесть персон.

Сколько может весить он?

Решение данной проблемы не только дело учителя, но родители могу

формировать мотивацию к обучению и интерес ребенка к знаниям. Можно

предложить памятку для родителей.

Памятка родителям.

1. Обсуждайте с вашим ребенком важность школы и образования.

2. Спрашивайте вашего ребенка, как прошел его день в школе.

3. Узнайте: задали ли ему домашнее задание

4.Поинтересуйтесь, все ли получается у вашего ребенка и в чем ему

нужна помощь.

5. Поощряйте позитивные действия. Поддерживайте его.

6. Будьте в постоянном контакте с учителями вашего ребенка, которые

следят за успеваемостью и поведением вашего ребенка в школе.

Поговорите с его учителем о различных альтернативах или источниках,

которые могут помочь вашему ребенку, если же у него или нее есть

проблемы в учебе.

7. Чётко и своевременно отслеживайте результаты деятельности

собственного ребёнка в процессе всей работы (учёбы).

8. По возможности, определяйте прикладную направленность обучения.

( Зачем мне это надо знать, как я это применю в жизни?).

9. Разработайте приемы поощрения (похвала при всей семье). Хвалите за

дело – стимулируйте мотивацию.

10. Любите ребенка, доверяйте ему.

Одним из эффективных способов формирования и сохранения

мотивации у младших школьников является создание ситуаций успеха.

Для

появления

интереса

к

изучаемому

предмету

необходимо

понимание нужности, важности, целесообразности изучения данной,

темы. Этому могут способствовать следующие приёмы:

Прием «Оратор». За 1 минуту убедите своего собеседника в том, что

изучение этой темы просто необходимо.

Прием «Автор». Если бы вы были автором учебника, как бы вы

объяснили ученикам необходимость изучения этой темы?

Прием «Фантазёр» На доске записана тема урока.

- Назовите 5

способов применения знаний, умений и навыков по этой теме в жизни.

На

этапе самоконтроля

и

самооценки повысить

учебно-

познавательную

мотивацию

школьников

помогает

такая

форма

организации учебной деятельности, как работа в паре «ученик -

ученик».

На уроке предлагаем ученикам поменяться тетрадями,

проверить и исправить ошибки в работах друг друга.

Проверка

домашнего

задания тоже

может

проходить

в

необычной

форме.

Выученное

дома

стихотворение,

ученики

рассказывают друг другу в парах. Оценивают.

Перечисленные выше приемы можно использовать на рус. Лит. Окр.

(рассказать о дидак. игре)

Таким образом, включение в урок приемов, которые делают процесс

обучения интересным и занимательным, создаёт у детей бодрое

рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении

учебного материала. Разнообразные игровые действия, в ходе которых

решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают

интерес детей к учебному предмету. Даже самые пассивные из детей

включаются в процесс учения с огромным желанием, прилагая все

усилия.

Детям

нужен

успех.

Степень

успешности

во

многом

определяет наше отношение к миру, самочувствие, желание работать,

узнавать новое.

Пример дидактических игр.

Определи маршрут самолета.

Дидактическая цель. Закрепление приемов сложения и вычитания, умножения и

деления.

Средства обучения. Рисунки самолетов.

Содержание игры. Учитель вызывает к доске трех учеников (летчиков) из каждого

ряда (команды). Они ведут свои самолеты по намеченному курсу, зашифрованному

примерами. Каждая команда помогает своему командиру правильно выбрать путь

движения самолета, если командир ошибается. В конце игры называются

командирами те ученики, которые сумели правильно провести самолет по

намеченному курсу.

Домик для животных.

Дидактическая цель. Закрепления знаний о животных.

Средства обучения. Рисунки домиков.

Содержание игры. Учитель вызывает к доске учеников, они выбирают

карточку и распределяют животных.



В раздел образования