Автор: Рыкова Юлия Валерьевна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "Тверская гимназия №8"
Населённый пункт: Тверь
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Повышение мотивации к обучению учащихся начальных классов
Раздел: начальное образование
Повышение мотивации к обучению учащихся начальных классов.
«Интерес к учению появляется только тогда,
когда есть вдохновение, рождающееся от успеха».
В.А. Сухомлинский
Формирование мотивации учения в школьном возрасте без
преувеличения можно назвать одной из актуальных проблем современной
школы, делом общественной важности. Её актуальность обусловлена
обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у
школьников
приёмов
самостоятельного
приобретения
знаний
и
познавательных интересов, формирование у них активной жизненной
позиции.
Социальный заказ общества школе состоит сегодня в том, чтобы
повысить качество обучения и воспитания.
Одной из задач, которая должна решаться в школе, является создание
условий для формирования положительной учебной мотивации и дальнейшее
её развитие у школьников.
Как
же
пробудить
желание
«напиться»
из
источника
знаний?
Как
мотивировать познавательную деятельность?
«Ребёнок – не робот, привязанный к книжкам,
Гулять и играть должен юный мальчишка,
Девчонка не хочет всегда сидеть дома, –
Такая проблема всем взрослым знакома!
Как всё же ребёнка заставить учиться,
За книжкой упорно весь вечер сидеть,
Не надо ребёнка ругать бесконечно.
Попробуйте лучше в нём волю развить,
С ним вместе вам надо учиться, конечно,
А главное – просто ребёнка любить».
Слово «мотивация» произошло от латинского глагола «movere», двигать.
Мотивация – это ключ к успеху в учебе.
Учебная мотивация — это процесс, который запускает, направляет и
поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной деятельности.
Это
сложная,
комплексная
система,
образуемая
мотивами,
целями,
реакциями на неудачу, настойчивостью и установками ученика.
Что же
делать, если ребенок не хочет учиться?
Как оживить урок? Как поддержать интерес к предмету и желание изучать
то, что кажется хорошо знакомым или наоборот бесполезным в реальной
жизни?
Устойчивый интерес к учебной деятельности у младших школьников
формируется через проведение уроков-путешествий, уроков-игр, уроков-
викторин, уроков-исследований, уроков-встреч, сюжетных уроков, уроков
защиты творческих заданий, через привлечение сказочных персонажей,
игровую деятельность, внеклассную работу и использование различных
приёмов. Своевременное чередование и применение на разных этапах урока
разнообразных форм и приёмов формирования мотивации укрепляет желание
детей овладевать знаниями.
Мы, учителя, постоянно должны помнить о том, человек не может
длительное время работать на отрицательной мотивации, на страхе перед
низкой оценкой. Формирование мотивации – это, прежде всего, создание
условий для появления внутренних побуждений к учению.
Современные
педагогические
технологии
располагают
значительным
количеством разнообразных дидактических игр и занимательных упражнений,
которые повышают мотивацию учащихся.
Сюда относятся:
задачи в стихах,
задачи-смекалки,
задачи-шутки,
драматизированные игры,
интересные факты,
ребусы, головоломки,
дидактические игры,
кроссворды и многие др.
В своей работе на уроках математики я использую данные задачи в стихах и
дидактические игры.
Работаю я по развивающей системе обучения Занкова.
пример задач
Задача № 2
Мы участок получили,
Там цветочки посадили.
Чтоб границы его знать,
Должен здесь забор стоять.
Шириною двадцать метров,
А длиною тридцать пять,
Надо вам длину забора
Непременно подсчитать.
Задача № 3
Плачет целый день Мальвина,
Скрывать слезы нету сил,
Потому что Буратино
Чашку с блюдечком разбил.
И сказал ей Буратино:
«Прекращай ты свой каприз,
Для рыданий нет причины,
Купим мы тебе сервиз».
«Вот, что я хочу сказать:
Надо вес его узнать.
Сервиз легким должен быть,
Тогда можно и купить».
Чашки вес - сто двадцать граммов,
Сто пятнадцать – блюдце,
Молочник, сахарница к ним
В комплекте продаются.
Размер их вовсе не велик,
Но всё ж они крупнее:
Пятьсот шесть граммов на двоих
Вес они имеют.
Сервиз всего на шесть персон.
Сколько может весить он?
Решение данной проблемы не только дело учителя, но родители могу
формировать мотивацию к обучению и интерес ребенка к знаниям. Можно
предложить памятку для родителей.
Памятка родителям.
1. Обсуждайте с вашим ребенком важность школы и образования.
2. Спрашивайте вашего ребенка, как прошел его день в школе.
3. Узнайте: задали ли ему домашнее задание
4.Поинтересуйтесь, все ли получается у вашего ребенка и в чем ему
нужна помощь.
5. Поощряйте позитивные действия. Поддерживайте его.
6. Будьте в постоянном контакте с учителями вашего ребенка, которые
следят за успеваемостью и поведением вашего ребенка в школе.
Поговорите с его учителем о различных альтернативах или источниках,
которые могут помочь вашему ребенку, если же у него или нее есть
проблемы в учебе.
7. Чётко и своевременно отслеживайте результаты деятельности
собственного ребёнка в процессе всей работы (учёбы).
8. По возможности, определяйте прикладную направленность обучения.
( Зачем мне это надо знать, как я это применю в жизни?).
9. Разработайте приемы поощрения (похвала при всей семье). Хвалите за
дело – стимулируйте мотивацию.
10. Любите ребенка, доверяйте ему.
Одним из эффективных способов формирования и сохранения
мотивации у младших школьников является создание ситуаций успеха.
Для
появления
интереса
к
изучаемому
предмету
необходимо
понимание нужности, важности, целесообразности изучения данной,
темы. Этому могут способствовать следующие приёмы:
Прием «Оратор». За 1 минуту убедите своего собеседника в том, что
изучение этой темы просто необходимо.
Прием «Автор». Если бы вы были автором учебника, как бы вы
объяснили ученикам необходимость изучения этой темы?
Прием «Фантазёр» На доске записана тема урока.
- Назовите 5
способов применения знаний, умений и навыков по этой теме в жизни.
На
этапе самоконтроля
и
самооценки повысить
учебно-
познавательную
мотивацию
школьников
помогает
такая
форма
организации учебной деятельности, как работа в паре «ученик -
ученик».
На уроке предлагаем ученикам поменяться тетрадями,
проверить и исправить ошибки в работах друг друга.
Проверка
домашнего
задания тоже
может
проходить
в
необычной
форме.
Выученное
дома
стихотворение,
ученики
рассказывают друг другу в парах. Оценивают.
Перечисленные выше приемы можно использовать на рус. Лит. Окр.
(рассказать о дидак. игре)
Таким образом, включение в урок приемов, которые делают процесс
обучения интересным и занимательным, создаёт у детей бодрое
рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении
учебного материала. Разнообразные игровые действия, в ходе которых
решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают
интерес детей к учебному предмету. Даже самые пассивные из детей
включаются в процесс учения с огромным желанием, прилагая все
усилия.
Детям
нужен
успех.
Степень
успешности
во
многом
определяет наше отношение к миру, самочувствие, желание работать,
узнавать новое.
Пример дидактических игр.
Определи маршрут самолета.
Дидактическая цель. Закрепление приемов сложения и вычитания, умножения и
деления.
Средства обучения. Рисунки самолетов.
Содержание игры. Учитель вызывает к доске трех учеников (летчиков) из каждого
ряда (команды). Они ведут свои самолеты по намеченному курсу, зашифрованному
примерами. Каждая команда помогает своему командиру правильно выбрать путь
движения самолета, если командир ошибается. В конце игры называются
командирами те ученики, которые сумели правильно провести самолет по
намеченному курсу.
Домик для животных.
Дидактическая цель. Закрепления знаний о животных.
Средства обучения. Рисунки домиков.
Содержание игры. Учитель вызывает к доске учеников, они выбирают
карточку и распределяют животных.