Напоминание

Условия эффективной реализации индивидуальных реабилитационных программ


Автор: Румынина Марина Юрьевна
Должность: методист
Учебное заведение: МКУ "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних "Радуга""
Населённый пункт: город Ленинск-Кузнецкий, Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: Условия эффективной реализации индивидуальных реабилитационных программ
Раздел: дополнительное образование





Назад




Условия эффективной реализации индивидуальных

реабилитационных программ

Особенности социально-психологического статуса детей, попадающих

в центр, обуславливают специфику целей и содержание реабилитационных

программ. Мы должны дать ребенку не просто кров, еду, тепло, а еще и

качественное изменение жизни, отношений с миром, окружающими людьми.

Наша задача - это обеспечение доступности и своевременности

квалифицированной

социальной,

правовой,

медицинской,

психолого-

педагогической помощи детям, имеющим различные формы дезадаптации на

основе индивидуальных программ социальной реабилитации, включающих

учебно-познавательный,

социокультурный,

бытовой,

физкультурно-

оздоровительный, профессионально-трудовой и другие компоненты.

Одно из главных условий качества социально-реабилитационного

процесса является кадровое обеспечение. Значительное число специалистов

центра имеют образование по специальности «Педагогика и методика

дошкольного образования» и «Педагогика и методика начального обучения».

При этом мы имеем дело с различными формами детско-подростковой

дезадаптации и девиации, которые требуют применения специальных

корректирующих методов. Все специалисты центра проходят повышение

квалификации, но дистанционные курсы не позволяют на практическом

уровне

овладеть

методами

и

приемами

работы

с

проблемами

психосоциальной

дезадаптации

несовершеннолетних,

связанных

с

индивидуально-личностными

особенностями

характера,

эмоционально-

коммуникативными нарушениями, неадекватной самооценкой и т.д.

Воспитателям,

психологам, социальным педагогам,

специалистам

центра позволяют справляться с трудной задачей опыт работы, интуиция,

личностные качества, а главное уверенность в том, что мы должны помочь

каждому ребенку, попавшему в центр, какой бы сложной не была ситуация.

При этом небольшое количество детей в группах позволяет индивидуально

подойти к каждому воспитаннику.

Если важнейшей задачей сотрудников при работе с детьми младшего

возраста является воспитание, возмещение дефицита тепла, навыков и

знаний, которые они недополучили от родителей, то подростков приходится

перевоспитывать, устранять имеющиеся у них нарушения поведения,

искаженные представления о взаимоотношениях между людьми.

Большое значение для эффективной реабилитационной работы имеет

правильная

организация

режима

дня,

учитывая,

что

для

наших

воспитанников

характерны

быстрая

истощаемость,

повышенная

отвлекаемость, неспособность сосредоточиться даже на короткое время,

нарушения сна, двигательная гиперактивность, несформированность навыков

общения и совместной деятельности.

Эти обстоятельства определяют следующие основные требования к

организации режима дня:

- проведение занятий индивидуально или в малых группах;

- непродолжительность занятий (15-20 минут), чередование занятий с

отдыхом;

- разнообразие занятий, проведение нескольких разноплановых занятий

в течение дня;

- перенос большей части активности на первую половину дня

(возбуждающих игр, спортивных игр, новых для детей занятий и т. д.).

Центр – пристанище для детей, выбитых из жизненной колеи.

Помещение ребенка в центр, с одной стороны, драматическое событие,

вызванное катастрофическим неблагополучием в его жизни, с другой –

рубеж,

открывающей

возможность

возродиться

в

социально-

психологическом плане, поправить здоровье, получить право на достойную

жизнь человека.

Первый этап работы – это снятие у ребенка остроты психического

напряжения или стрессового состояния, которое является следствием

социально-психологической

депривации

в

семье.

Адаптация

несовершеннолетних в приемном отделении позволяет ребенку успокоиться,

прийти в себя, а затем уже на более спокойном психологическом фоне

осуществляется диагностическая и коррекционная работа.

Деформации,

вызванные

социальной

дезадаптацией,

имеют

разносторонний характер, затрагивают физическое и психическое здоровье

ребенка, отражаются на его личности. Этим обусловлена разносторонняя

диагностическая

работа

в

центре,

ориентированная

на

получение

информации о ребенке от медицинских, социальных работников, психологов,

логопедов, воспитателей, инструкторов по труду. Что позволяет располагать

разносторонней

и

конкретной

информацией

о

его

социальном,

психологическом

статусе,

социальном

и

индивидуальном

развитии,

состоянии здоровья.

Адаптация ребенка к жизни в социально здоровой среде проходит у

всех по-разному. Кратковременное пребывание детей в центре не позволяет

преодолеть все негативные последствия его противоестественной жизни. К

тому же наша главная задача вернуть его в семью, где далеко не всегда за

период нахождения ребенка в центре происходят изменения в лучшую

сторону.

Но есть возможность хотя бы приобщить его к другим формам

взаимоотношений между людьми: без угроз, оскорблений, физических

расправ. Он должен понять, что можно жить и в обществе, в котором нет

насилия, где люди уважительно относятся друг к другу. Важнейшая задача

специалистов центра – показать ребенку, что существует мир, в котором его

понимают, принимают, хотят ему добра, пытаются создать условия для того,

чтобы он, в свою очередь, принял новую систему социальных отношений,

освоился в ней и захотел жить в соответствии с ней.

Игра, познание, труд, общение – это те виды деятельности, без которых

невозможна социализация ребенка. С каждым воспитанником центра

проводятся

мероприятия

социально-педагогической

и

социально-

коммуникативной

реабилитации,

медицинской

реабилитации,

психологической, социально-трудовой, логопедической. Многие из них

проходят в форме занятия. Программы, конспекты занятий, подготовка к

ним, поиск новых приемов, методов и форм является, и будет являться

неотъемлемой

частью

эффективности

воспитательно-реабилитационного

процесса.

Коррекционные занятия с детьми дошкольного и младшего школьного

возраста с использованием игровой терапии: сюжетно-ролевые игры,

специальные игры - драматизации, в ходе которых реализуются приемы

снятия

страхов,

барьеров

в

общении,

тренировка

воли,

достигается

эмоциональная децентрация – способность отстраниться от собственных

эмоциональных переживаний и перейти к восприятию эмоционального

состояния другого человека.

Группы

оборудованы

игрушками,

дающими

возможность

воспроизводить ролевые функции и взаимоотношения в семье (наборы

"семья", кукольный дом с набором различных комнат, в том числе ванной

комнаты), настольные и напольные игры. Дети получают знания, как

сопротивляться социально-негативным воздействиям, которые ожидают их.

Неблагоприятным фактором мешающим оказать комплексное воздействие на

несовершеннолетнего является кратковременное пребывание детей в центре.

Для детей, поступающих в центр независимо от их возраста,

характерна общая черта – нарушенная социализация, имеющий широкий

спектр проявлений – от неумения вести себя за столом и неспособность

адаптироваться к незнакомой среде и новым обстоятельствам до различных

проявлений девиантного поведения. Одной из причин этого явления является

отсутствие

положительного

примера

и

опыта

родителей,

нарушение

эмоциональных связей между родителями и детьми, а также неблагоприятное

влияние уличного окружения. Одним из видов социализации является

приобщение воспитанников к общественным и культурным мероприятиям,

экскурсии, встречи с интересными людьми.

Проектные технологии позволяю вывести на новый уровень работу с

воспитанниками, привлечь помощь и поддержку со стороны, а главное, по

моему мнению, дают возможность развития профессионально-важных

качеств специалистов центра.

Необходимым условием социально-педагогической реабилитации и

коррекции нежелательного поведения детей является не запреты, замечания

и наказания, а выражение одобрения правильному поведению ребенка,

закрепление этого действия, при этом не следует нахваливать самого

ребенка, а давать положительную оценку его действиям.

Продемонстрировать свою поддержку и тепло воспитатель может как

вербально, так и используя средства невербальной коммуникации - взгляд,

улыбку, физический контакт, если ребенок не возражает против этого.

Ребенок становится человеком, только присваивая общественно-

исторический опыт человечества в процессе общения со старшими по

возрасту людьми. В том чтобы возникла связь ребенка со всем миром,

решающую роль играет взрослый. Для наших воспитанников мы являемся



В раздел образования